Семейство истребителей F-16 стало до того популярным во всем мире, что многим набило своей серой однообразностью оскомину. И не только из-за своего характерного серого окраса. Истребитель стал самым многочисленным боевым самолетом в последней четверти XX века и принял активное участие во многих локальных конфликтах и войнах того периода. И, кажется, что F-16-му уже не удивить никого. Но, «даже на Солнце есть пятна», и об одном из них, я хочу вам рассказать. Вашему вниманию представляется один из самых необычных самолетов семейства F-16 Fighting Falcon — экспериментальный тактический истребитель F-16XL и его скромная китография моделей.
Вступление
Есть самолеты, которые прославились над полями сражений, вошли в историю и про них слагают легенды. Но есть и те, кому не суждено было увидеть «зеленый свет» в кабинетах руководства ВВС по разным политическим, экономическим и техническим причинам. И они так и остались в единичных экземплярах, играя роль рабочих лошадок в научных исследованиях и программах, проводимых NASA. Именно им в каком-то смысле обязаны их серийные братья, чьи технологии и новинки испытывались на этих незаметных тружениках летно-исследовательского тыла.
Одним из таких самолетов был, пожалуй, самый неоднозначный самолет семейства F-16 Fighting Falcon – экспериментальный тактический истребитель F-16XL. В свое время он уступил на конкурсе более мощному F-15E Strike Eagle, который позднее отличился в операциях Desert Shield, Desert Storm, Southern Watch, Northern Watch, Deny Flight, Allied Force, Enduring Freedom и Iraq Freedom. И в отличие от Удара Орла, Удар Сокола так и не состоялся.
Но это не повод не рассказать модельному сообществу об этом интересном самолете и его моделях.
История самолета
Программа F-16XL началась в 1977 году как программа F-16 SCAMP (Supersonic Cruise and Maneuver Prototype). Исходной задачей программы была демонстрация возможностей технологий, применявшихся в постройке Конкорда, в боевой авиации. Новое дельтавидное крыло большой площади увеличивало подъемную силу и позволяло разместить дополнительные топливные баки, значительно увеличивая дальность полета. Крыло имело сложный профиль, аэродинамическую крутку и двойную стреловидность по передней кромке. Площадь крыла увеличилась на 120%, проект получил удлиненный фюзеляж, позволяя разместить дополнительные топливные баки, запас топлива вырос на 82%, под крылом появились дополнительные узлы подвески вооружения, увеличив боевую нагрузку в 2 раза. К 1979 г. General Dynamics совместно c NASA завершила разработку продувочной модели Model 400.
В марте 1981 г. USAF объявило о программе Enhanced Tactical Fighter по замене уже устаревших истребителей-бомбардировщиков F-111Aardwark. Концепция заключалась в создании самолета, способного в одиночку вести боевые действия против наземных сил противника без дополнительной поддержки истребителей и самолетов РЭБ. General Dynamics представила на рассмотрение проект F-16XL, а McDonnellDouglas – будущий F-15E Strike Eagle. F-15E представлял собой доработанный вариант учебно-боевого F-15D с установленным оборудованием для нанесения наземных ударов. В тоже время, F-16XL имел глубокие конструктивные и аэродинамические различия по сравнению с обычным F-16. Это отличало F-16XL в худшую сторону по сравнению с конкурентом, так как требовало больших усилий, финансовых и временных затрат на организацию серийного производства. К тому же, F-15E имел 2 двигателя, позволяя брать больше полезной нагрузки, различного вооружения и повышало живучесть в случае выхода из строя одного из двигателей.
Одноместный опытный экземпляр F-16XL, получивший обозначение F-16E, c двигателем Pratt & Whitney F100-PW-100, серийный номер 75–0749, поднялся в воздух 3 июля 1982 г. А 29 октября 1982 г. поднялся в воздух двухместный вариант F-16XL — F-16F — серийный номер 75–0747, оснащенный двигателем General Electric F110-GE-129. Всего в рамках программы ETF было построено 2 F-16XL.
В феврале 1984 г. USAF по итогам конкурса выбрала F-15E и заключила с McDonnell Douglas контракт на поставку самолетов. И дальнейшая история боевого применения USAF сопровождалась Ударами Орлов, в то время как эти Соколы остались не у боевых дел. Испытательные полеты продолжались до 1985 года. После чего оба опытных образца были сданы на хранение. В 1988 г. их передали в аренду NASA. И с 1989 г. одноместный F-16XL (F-16E) использовался для исследований сверхзвуковых полетов, эффекта преодоления звукового барьера, повышения взлетных характеристик, уменьшения шумов двигателя. Второй самолет – двухместный F-16XL (F-16F) — был передан в 1992 году в Центр Летных исследований в Дрэйдене (Dryden Flight Research Center) для проведения исследований в области ламинарного профиля крыла.
После успешного завершения программы исследований в 1999 г. оба самолета были сданы на хранение на авиабазе Дрейден. В 2007 г. NASA обратилась к Lockheed Martin с просьбой привести одноместный F-16XL в летное состояние и последующей его модернизации с учетом улучшений и новинок F-16C block 40. В июле 2007 г. подготовка самолета к полетам шла полным ходом. Сам самолет подвергся различным проверкам и испытаниям.
Также Lockheed Martin планирует осуществить программу переделки F-16XL в самолет-бесхвостку. Проектно-конструкторские работы по F-16X были начаты в 1995 году. По данным корпорации Lockheed Martin самолет должен иметь дальность в два раза превосходящую F/A-18E/F при значительной экономии стоимости самого самолета. Новые технологии и оборудование, планируемые для F-16X находят свое применение на новых версиях истребителей семейства F-16.
Технические характеристики
Двухместный F-16XL #2 :
длиннее стандартного F-16A/C на 1.48 м (с 15.03 м с ПВД до 16.52 м) за счет двух дополнительных секций фюзеляжа
хвостовая часть самолета задрана вверх на 3 градуса
размах крыла вырос на 1 м (с 9.45 м до 10.45 м)
площадь крыла выросла на 120% (с 27.87 м2 до 61.59 м2)
высота самолета увеличилась на 0.27 м (с 5.09 м до 5.39 м)
дальность полета выросла на 40% до 4590 км
запас топлива вырос на 82%
боевая нагрузка выросла до 6520 кг или до 8280 кг в максимально допустимом варианте с потерей маневренности
были сняты подфюзеляжные форкили
Одноместный и двухместные F-16XL главным образом отличались двигателями. Первый имел ТРДДФ Pratt Whitney F100-PW-100, второй General Electric F110-GE-100. Были и другие мелкие отличия.
Вооружение самолета составляет шестиствольная пушка General Electric M61A1 Vulcan (6000 выстр /мин, 511 патронов). Также под крылом и фюзеляжем имеется 27 точек подвески:
2 пилона на законцовках крыла для подвески AIM-9 Sidewinter
1 центральный подфюзеляжный пилон
2 узла подвески контейнеров LANTIRN
2 подкрыльевых узла подвески, именуемых как «heavy/wet”
Китография
На фоне богатой и насыщенной китографии F-16A, B, C, D, китография XL более чем скромна. Но если покопаться в Google, то результат будет не таким уж плачевным.
В масштабе1/32 фирма Attic делает смоляной конверсионный набор в F-16XL для модели Tamiya F-16C.
В масштабе 1/48 фирма Attic делает 3 смоляной конверсионных набора в F-16XL:
Двухместный F-16XL #2 для модели Kinetic F-16DG/DJ
Одноместный F-16XL #1 для модели Tamiya F-16C Thunderbirds
Одноместный F-16XL #1 для модели Hasegawa и Academy
В масштабе 1/72Monogram делала полноценную модель F-16XL #1.
В масштабе 1/144 сразу несколько фирм отметились с моделями, разработанными на одной и той же пресс-форме:
Airfix
Heller
LS
Lee/Arii
Mini Hobby Models
А теперь о каждой из моделей подробнее.
Attic 1/48 F-16XL #1 для модели Tamiya F-16C Thunderbirds
Так как этот набор у меня непосредственно в наличии, то я могу его детально изучить. Содержимое
Содержимое пришло из Америки в картонной коробке американской почты. В ней лежали 2 пакета с клапанами. В первом пакете находились 8 листов бумаги и 2 декали. Во втором располагались детали мелочевки. Половины планера были завернуты в пленку с пузырьками, что предохранило их от ударов, деформаций при путешествии из Колорадо в Москву. Чисто такой хенд-мейдный набор.
Инструкция
То, что по идее должно было называться инструкцией распечатано на 8 страницах, включая обложку. Только при внимательном рассмотрении удалось опознать в этом инструкцию.
Первый лист – обложка. На нем мелким шрифтом внизу написано… Нет конечно, не „Минздрав предупреждает – моделизм в извращенных формах вреден для здоровья», но что-то в этом роде «Intended for the experienced modeler. Considerable building skill required.». В общем, как говорил дедушка Ленин: «Учиться, учиться и еще раз учиться“.
На второй странице (а они, разумеется, не пронумерованы) начинается сама инструкция. Точнее я бы сказал пронумерованные советы как и что делать. Внизу приведено фото, на котором пронумерованы все детали кита. Так и не удалось понять и разобрать что за детали R6 и R7. В комплекте у меня их не было. Где то между 2 и 3 страницами „инструкции“ потерялись 9 и 10 пункты инструкции. Судя по всему, там речь шла о накладке на киль.
На третьей странице показан скан чертежа, на котором показано расположение пилонов для бомб Mk.82. Также там показаны и другие точки подвески, в том числе и центральный пилон под фюзеляжем, пилоны под контейнеры LANTIRN. Стекатели статического электричества в инструкции предлагается сделать из проволочки. Оно и верно, отлить их из смолы нереально, а травлом модель не комплектуется.
На 4-й предупреждается, что модель комплектуется поздней модификацией крыла и нем нет утопленной передней пары пилонов AIM-120. Крыло по форме и профилю соответствует состоянию на первую половину-середину 90-х годов, когда самолет проходил испытания в рамках исследований ламинарного профиля крыла. В конце 80-х после передачи самолета в собственность NASA, передние пилоны под ракеты были ликвидированы. Так что, если вам захочется делать самолет в конфигурации 80-х годов, то придется искать фотографии нижней поверхности крыла и переделывать его.
Пятая страница посвящена фотографиям нижней части крыла в ранней конфигурации, когда самолет летал в цветах USAF. 6–8 страницы также представляют собой полезный набор фоток деталировки этого незаурядного самолета. Также на некоторых фотках напутана нумерация деталей. В принципе не суть так важно, учитывая, что за такую модель возьмутся только избранные судьбой люди.
Декаль
Как я выше писал, в комплекте прилагались 2 декали. Одна из них шла от модели Hasegawa F-16A plus 1987 года выпуска. В ней есть все необходимые технички, лючки и опознавательные знаки. Но ее подложка уже пожелтела от времени, а учитывая качество приваривания родных Хасегавских декалей, то можно с уверенностью сказать, что декаль на мелочевку надо искать новую. Я даже не стану ловить в ней блох.
Декали на 2 варианта:
ранний F-16XL #1 б/н 749 времен конкурса в серой ливрее с полосатым килем
поздний F-16XL #1 б/н 849 в черно-белой окраске 90-х годов.
Вторая декаль уже самодельная. Она отпечатана на белой декальной бумаге – Inkjet/White waterslide decal paper. Смещения цветов нет. Но есть убийственный растр некоторых надписей. Пикселы просто убивают бортовые номера 749 на синем фоне и эмблемы NASA на черных килях. Это обидно, так как в этих картинках прежде всего большая часть смысла этой декали. То, что поплыл при печати желтый цвет на черных деках, уже не так бросается в глаза. Зато отлично сделаны красно-белые кили с черными надписями.
Теперь что касается копийности декали. Красная галочка в эмблеме NASA неверная – нижняя из ее линий должна дальше изгибаться вниз на несколько миллиметров и проходить рядом с номером. Белый овал должен быть более вытянутым и наклоненным. Поэтому эмблема на киле должна быть чуть дальше от передней кромки киля. Сам номер 849 по правому борту должен быть чуть ближе к задней кромке киля – на 2–3 мм. Аккурат цифрой 8 под букву А. Человечек на левой стороне киля должен находиться ниже надписи NASA. А то расположение надписей Locheed Martin, 849, чувачок и эмблемы NASA пляшет вразрез фоткам, которые заботливо сам Attic и распечатал, приложив к модели. На синей полосе гаргрота для ранней версии очень заметны следы векторной графики на закруглениях.
Мое заключение – имхо, обе декали можно смело отправлять в помойку за исключением красно-белых килей.
Модель
Всего в наборе смоляных 25 деталей и 4 пластиковых ракеты AIM-120 AMRAAM от другой модели.
Итак, подробнее обо всем.
Фюзеляж и крылья
Фюзеляж отлит вместе с крыльями. Верхняя и нижняя половины. Начну с литья. Именно оно может испортить всю картину, какой бы сладкой или горькой она дальше не была. Литье паршивое, примерно как на моделях Collect-Aire, только с той разницей, что за те модели просят в Москве 5-значные суммы, а за эту поделку скромно 30 долларов в Америке. Поверхность фюзеляжа и крыльев испещрена кавернами, наростами. Кромки в сколах и пузырьках. На этом фоне Амодел смотрится просто Тамией! На поверхности присутствуют многочисленные грубые царапины — следы грубой обработки мастер-модели напильником и грубой шкуркой. Сама мастер-модель представляла собой Тамиевскую модель с нарощенными на нее из шпаклевки крыльями и зализами. Фюзеляж на отливках чистый, с аккуратной внутренней расшивкой и клепкой. Крылья все в царапинах, кривой, неверной, разнокалиберной расшивке, полной сколов и неровностей. К примеру, на моей отливке аэродинамический гребень на правом крыле частично был сколот. Нижняя половинка не лучше. Очень похабно отлита задняя часть центроплана с задними узлами подвески ракет AIM-120 – неровно, неряшливо…Кромки ниши шасси сколоты. На фюзеляже глубокие царапины от напильника… Бррр! Расшивка местами даже внешняя!!! Слов нет, звезда в шоке.
Нет смысла дальше тратить буквы на ужастик. Можно молча с открытым ртом посмотреть на кадры ужастика. Перейдем к щекотливой теме копийности.
Сразу оговорюсь, свою линейку я выкинул, поэтому копийность изучал по фотографиям самолета, коих в интернете немало, в частности на сайте NASA. Правда у меня была пара схем, скачанных в инете. Поэтому особо надеяться на их копийность не приходится. Проверка по фото показало, что геометрия модели соответствует прототипу. Фюзеляж имеет верную задранную форму хвостовой части. Но есть минимальное отклонение в 1–2 градуса по стреловидности передней и задней кромки крыла. Схема с сайта NASA подтвердила опасения по поводу углов. Но это все легко поправимо – чуть сточил тут, чуть подклеил тут. Фотографии подтвердили точность зализа крыла с фюзеляжем у кабины, но схема показала обратное – не та кривая. Фото врать не будет, на том и порешим – исправлять нужно только стреловидность кромок законцовки. Длину фюзеляжа, размах крыла и высоту модели оставим на совести Attic и Tamiya. По моим промеркам они влезли в габариты. При таком качестве я ожидал худшего, но видно автор конверсии делал ее по фотографиям.
Аэродинамические гребни надо срезать и делать новые из металла. Форма крыльевых обтекателей неверна: они должны более плоскими при виде сбоку, почти прямоугольной формы в своей середине, с более острыми кончиками. На фотках это видно. Их надо однозначно переделывать.
На верхней плоскости крыла неверна форма ступенчатого зализа, который идет через закрылок к середине крыла. Ему не хватает рельефности, граней и высоты по отношению к поверхности крыла, как на фото. Это лечится шпаклевкой.
Задние полуутопленные пилоны ракет и зализ крыла в этом районе сделаны похабно. Это место похоже на реальность лишь издалека. Поверхности неверные, неровные, кривые, сколы, дыры и прочие косяки. Проще запастись шпаклевкой и сделать все самому. Тормозные щитки трудноузнаваемы. Их проще взять от Тамии. Воздухозаборник с передней нишей шасси, пилоны на законцовках крыла Attic предлагает взять у Тамии.
Деталировка
Деталировка модели представлена:
половинками основания киля
12 пилонами под бомбы Mk.82
Накладкой на отсек с пушкой
Приборной доской и 2 дополнительными пультами • Двумя наладками на носу самолета • ПВД из 3-х деталей
4 ракеты AIM-120
Теперь обо всем по порядку.
Основание киля. За основу взята деталь от Tamiya с доработкой задней части. Добавлены 3 обтекателя. Форма боковых обтекателей, к сожалению, неверная — получились слишком толстыми с неверно скошенной задней частью. Верх и низ контейнера тормозного парашюта должны быть более скошенными. Также толстоват зализ киля в задней части с контейнером тормозного парашюта.
Пилоны для бомб проще выкинуть и сделать новые из листового пластика. А то среди этих 12 нельзя найти 2 одинаковых. Ко всему прочему на некоторых пилонах остались следы силикона от пресс-форм. Видно технологии „гаражного» литья страдают.
Накладка с пушкой и ее панелью это что-то с чем то. Я ее распознал только с 3-й или 4-й попытки. Делаем ее заново или берем за основу деталь от Тамии.
Приборка взята от Тамиевской модели. Только не понятно, что в ней доработали и зачем ее отлили. Лучше она от этого явно не стала. Тут еще прилагаются 2 панели куда то в кабину. А куда именно неизвестно. Для чего даны уродливые накладки на носу ума не приложу. Мало того, что они не несут никакой силовой нагрузки, так еще и отлиты с гранями после обработки напильником. ПВД, тоже лучше бы не делали. Толстая как баобаб и кривая как Пизанская башня кисти абстракциониста. Вытачиваем ее сами из металла, а из тонких проволочек собираем рогульки на ней. Тут работы на полчаса от силы. Для сравнения — фото ПВД реального самолета.
Прилагаемые в наборе 4 ракеты AIM-120 AMRAAM выполнены из пластика. Судя по качеству изготовления – от модели Italeri второй половины 80-х годов. Стабилизаторы толстые, траншейная расшивка (видно, что не Academy или Hasegawa). Их также проще в помойку и купить новые из наборов вооружения от Hasegawa.
Стыкуемость
Ооо, ужас! Крылья не симметричны! Правое верхнее крыло уехало назад на 4 мм по сравнению с нижней половиной! С левым крылом все в порядке. Крыльевые обтекатели друг с другом не стыкуются. Про то, что в щели на стыках может просочиться даже корова, я уже не говорю. Фотки комментировать не буду, ибо это вырежется цензурой. Посмотрим молча.
Итог по модели
Achtung! Слов нет. В сухом остатке, если разобраться, что в этом наборе нужное, а что нет, то получится, что нам пригодится только 2 болванки крыла с фюзеляжем, основание киля и … и распечатки инструкции, так как там полезные фотографии! Всего 4 детали и 2 декали на красно-белый киль. Совсем негусто, учитывая, что моделистам самим придется проводить адский объем работ по приведению крыльев в надлежащий вид в этих «авгиевых конюшнях», делать новые декали, деталировку, расшивку. Да еще под это надо купить изумительную модель от Tamiya, ее распотрошить, взяв только деталировку и нос. А если пойти дальше, то надо покупать смоляные ниши шасси и кабину от Aires, травление Eduard… Учитывая, что цена данного конверсионного набора в США составляет 30 долларов, а с учетом пересылки до России – уже почти 60–70 долларов, если не больше. То сумма проекта F-16XL + Tamiya составит около 6000 рублей. В общем, для самых отчаянных фанатов F-16XL. Главный плюс набора – хорошая геометрия болванок фюзеляжа, крыльев и наличие крутки крыла. Но альтернативы в 48-м масштабе нет…
Attic 1/32 F-16XL #1 для модели Tamiya
Конверсионный набор из смолы включает в себя новый фюзеляж до обтекателя РЛС, новые крылья с зализами, крыльевые обтекатели, аэродинамические гребни на крыльях, основание киля, приборка с двумя дополнительными пультами, ПВД с двумя антеннами, пара накладок на отсек с пушкой и еще пара деталей, по виду похожих на пилоны. Всего 22 смоляных детали, еще 2 пластиковых детали – створки основных ниш шасси (они были иными по сравнению с F-16C).
Декали на 2 варианта:
ранний F-16XL #1 б/н 749 времен конкурса в серой ливрее с полосатым килем
поздний F-16XL #1 б/н 849 в черно-белой окраске 90-х годов.
Всего в комплекте 2 листа с декалями:
первый прилагается от модели Tamiya или Hasegawa – он содержит все опознавательные знаки, технички и маркировки
второй – напечатанный в кустарных домашних условиях лист с декалями с обозначениями на киль.
Инструкция содержит 8 страниц и в основном представляет собой распечатку на струйном принтере полезных фотографий по данному самолету. О качестве литья смолы, копийности, декалях и содержимом инструкции написано выше в обсуждении конверсионного набора в 48-м масштабе. Стоимость такого набора 110 долларов без учета доставки из штата Колорадо, США. Сами представляете себе окончательную сумму – около 150 долларов за такой набор. Слишком дорого, учитывая потенциальный объем работ по приведению этого конверсионного набора в божеский вид. Но альтернативы нет.
Attic 1/48 F-16XL #1 для моделей Academy и Hasegawa
Конверсионный набор из смолы включает в себя новый фюзеляж до обтекателя РЛС, новые крылья с зализами, крыльевые обтекатели, аэродинамические гребни, задняя пара утопленных пилонов для ракет AIM-120 AMRAAM, основание киля и ПВД с двумя антеннами. Всего 17 смоляных деталей.
Декали на 2 варианта:
ранний F-16XL #1 б/н 749 времен конкурса в серой ливрее с полосатым килем
поздний F-16XL #1 б/н 849 в черно-белой окраске 90-х годов.
Всего в комплекте 2 листа с декалями, напечатанных в домашних условиях, каждый на отдельный вариант окраски.
Инструкция содержит 8 страниц и в основном представляет собой распечатку на струйном принтере полезных фотографий по данному самолету.
О качестве литья смолы, копийности, декалях и содержимом инструкции написано выше в обсуждении конверсионного набора в 48-м масштабе для модели Tamiya 1/48 F-16C Thunderbirds. Стоимость такого набора 30 долларов без учета доставки из штата Колорадо, США. Сами представляете себе окончательную сумму – около 60–70 долларов за такой набор и бюджет конверсии с учетом покупки донорской модели и афтемаркета.
Attic 1/48 F-16XL #2 для модели Kinetic F-16DG/DJ
Конверсионный набор из смолы включает в себя новый фюзеляж вместе с крыльями до обтекателя РЛС, основание киля, 12 пилонов для бомб, 2 прибоных доски, накладка на пушку, клин ВЗ, 2 накладки на нос фюзеляжа и ПВД с двумя антеннами. Всего 24 смоляных детали.
Какая в комплекте декаль – не знаю. Инструкция содержит 8 страниц и в основном представляет собой распечатку на струйном принтере полезных фотографий по данному самолету. О качестве литья смолы, копийности, декалях и содержимом инструкции написано выше в обсуждении конверсионного набора в 48-м масштабе для модели Tamiya 1/48 F-16C Thunderbirds. Стоимость такого набора 30 долларов без учета доставки из штата Колорадо, США. Сами представляете себе окончательную сумму – около 60–70 долларов за такой набор и бюджет конверсии с учетом покупки донорской модели и афтемаркета.
Продолжение читайте в следующей части статьи.
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Кстати мы вроде F-16 обсуждаем.
Вот я вам тут сейчас немного на нервы подействую, ладно...?
Раз уж "Вы/Мы вроде обсуждаем", то наверное это вам стоит делать в каждой из тем, в которую вы сунули свой нос, и так по чуть-чуть в какой-то их них, начали разносить какашки по стенам.
Так давайте же, чего вы только начинаете обсуждать, и сразу поджав кое-что, убегаете в другую тему?
И что за чушь вы пишите в каждой из тем??? Перечитайте, да? А ещё рекомендую перечитать правила - полезно.
Добавлено спустя 52 секунды:
Вова - не корми тролля
Я уже это сделал! :mrgreen:
На меня посыпались упрёки и оскорбления. Конкретику, пожалуйста. И администрация будет разбираться с этим вопиющим безобразием!
Всем. Прекращаем флуд. Ага? :twisted:
Слава, извини, проигнорировать такое я не могу. Вова, ты меня тоже извини. Я тоже проигнорировать такое не могу. Но уже как администратор и после предупреждения. :twisted:
Вова - не корми тролля :mrgreen: