Эта модель была выбрана в качестве отвлечения от темы винтовых самолётов и просто потому, что является современным качественным продуктом современных модельных технологий.
Поначалу решил собрать полностью из коробки, без дополнений и доработок, однако, планы пришлось подкорректировать. Ниши шасси прекрасно просматриваются и отсутствие в них проводки бросается в глаза. Вопрос был решён с помощью медной проволоки различного сечения. При этом, полностью повторять начинку не стал, остановившись на частичной имитации. Шланги тормозной системы на стойках шасси решил имитировать уже после окраски, что показалось удобнее. С кабиной и креслом решил оставить всё так, как есть и усадить фигурку пилота, закрыв им почти вес интерьер. А вот с соплом поступил так, как посоветовали знающие и более опытные коллеги – приобрёл набор Aires, о чём ни разу не пожалел!
Сразу были приобретены ещё два набора смоляных дополнений, колёса Wheelliant и набор Brassin от Eduard, представляющий собой имитацию радарной установки и откинутый в сторону носовой конус-обтекатель. По колёсам никаких проблем и вопросов не возникло, надо было только аккуратно отделить их от литников, окрасить, собрать и установить на стойки. А вот с радаром пришлось поломать голову.
Дело в том, что «открытый» конус и выставленная напоказ антенна радара подразумевают проведение технического обслуживания и сидящий в кабине пилот будет, при этом, абсолютно неуместен. Вместе с тем, раз уж набор куплен, не установить его уже нельзя. Компромисс виделся в изготовлении подвижного на петле конуса. Но это потребовало бы тщательной подгонки и изготовления прочных подвижных соединений. Решение было найдено случайно, но оно оказалось оптимальным. А что, если сделать сменные детали носовой части для закрытого положения конуса и для открытого? То, что нужно! Тем более, что в наличии были два конуса, пластиковый и смоляной. Носовая деталь из набора Tamiya и шпангоут с радаром от Brassin были снабжены выступами из пластика, а в носовой части фюзеляжа сделан паз. Для прочности, всё было зафиксировано двухкомпонентной эпоксидной шпаклёвкой, которая, кстати, послужила ещё и балансировочным грузом. Нужен предполётный вид самолёта? Ставим конус. Хочется показать радарную установку? Снимаем конус и устанавливаем конструкцию из шпангоута, антенны радара и откинутой носовой части. Поскольку, смоляная конструкция получается слишком хлипкой, пришлось срезать петли и сделать их аналоги из стальной проволоки. Из металлической трубки сделал имитацию распорки, фиксирующей конус в открытом положении, что придало дополнительную жёсткость всей сборке. Теперь шпангоут с радаром и открытый обтекатель можно безбоязненно снимать и устанавливать. С покраской же никаких проблем не возникло вообще, только пришлось поискать в Интернете фотографии, чтобы разобраться с цветами и оттенками.
Установка деталей набора Aires для сопла не доставила никаких хлопот, надо было только немного подогнать по месту смоляной выхлопной канал. Внешнюю и внутреннюю части сопла можно спокойно окрашивать-тонировать отдельно и установить на место после окончательной отделки модели, что очень удобно. На самом фюзеляже накрасил только панель перед соплом с помощью краски Gun metal Humbrol и тонкое кольцо (Chrome от Alclad II). Всё остальное красилось различными металликами снаружи (Titanium Silver Tamiya, Burnt iron Alclad II, «Полуматовый алюминий» от Акан) и белой полуматовой краской Акан внутри. Тонировка заключалась в агрессивной смывке средством Dark Wash от MiG Prod и проходах сухой кистью с белой и коричневой эмалями Тамия.
Сборка самой модели никаких неприятных моментов не доставляет, всё происходит легко, просто и быстро. Здесь Тамия, как всегда, на высоте. Не понравилось, правда, решение со съёмным вертикальным оперением. При установке остаётся заметная щель между килем и фюзеляжем. Поэтому, я не стал следовать рекомендациям инструкции, не устанавливал металлические штифты и сразу приклеил киль на место. А вот решение с подвижными стабилизаторами, наоборот, понравилось. Люфтов в соединениях почти нет, плоскости можно легко снимать при покраске, а потом без проблем установить обратно.
Есть ещё один нюанс, который нельзя обойти вниманием. Это имитация канала воздухозаборника, собираемая из двух, верхней и нижней, частей. Стык между ними необходимо устранить. И сделать это не совсем удобно. Выход – использование двухкомпонентной шпаклёвки, например, Tamiya (или аналогичной другого производителя). Стыки замазываются, излишки состава удаляются, затем смачиваем водой стек (очень удобен стоматологический) и выравниваем-выглаживаем. Вода не даёт шпаклёвке налипать на инструмент и позволяет вывести поверхность до такого состояния, что механическая обработка (зачистка наждачной бумагой и полировка) будет уже не нужна.
Подвесное вооружение и дополнительные баки собираются легко, никаких подводных камней не встретилось. Надо только осторожно отделять детали от литниковых рамок и аккуратно склеивать, потом потребуется только небольшая обработка стыков. Баки, кстати, тоже можно снимать и устанавливать благодаря закладываемым в них полиэтиленовым втулкам и металлическим штифтам на пилонах. Простота сборки позволила сэкономить силы и время для тщательной покраски и нанесения многочисленных декальных технических надписей.
Грунтование составом Mr.Base White не выявило никаких критических недостатков сборки и ознаменовало переход к покрасочным работам. Прешейдинг сделал смесью чёрной и коричневой красок. Можно приступать к, собственно, окраске. И тут выяснилось, что не стоит слепо доверять схемам окраски в инструкции. На самом деле, «мой» вариант окрашен двумя оттенками серого цвета, что подтверждается цветными фотографиями, найденными в сети. Но производитель рекомендует три оттенка из своей палитры аэрозольных краскок серии AS. Однако, понадобилось всего два оттенка, соответствующие FS 36118 (верх фюзеляжа) и FS 36270 (боковые и нижние поверхности). Правда, для пилонов на законцовках крыла и подвесных баков потребовался ещё один оттенок, FS 36375. Все эти цвета выпускаются фирмой Gunze Sagyo в серии Mr.Color. Носовой обтекатель на прототипе не окрашивается и имеет самые различные оттенки серого цвета, поэтому, там я применил цвет RLM66, но немного осветлённый. Стойки, диски колёс и ниши шасси и внутренние стороны створок – белый Акан, но с небольшим добавлением серого, что бы не получить «чистую», режущую глаз, белизну. Кабину окрасил серым оттенком, близким к цвету баков. Фигурку пилота, панели в кабине, приборную доску и катапультное кресло окрашивал эмалями Tamiya с помощью кисти. Детали, имитирующие покрышки колёс, задул акриловой краской XF-69 NATO Black, которая отлично имитирует резину как оттенком, так и фактурой.
Хотелось бы остановиться на одном нюансе при окраске. F-16 имеет свои особенности в конструкции шасси (большие по площади, но неглубокие ниши) и кабины (низкие борта). И я решил, что ниши и интерьер кабины удобнее будет окрашивать потом, после окраски внешних поверхностей. При этом, основные стойки уже были установлены, что связано с особенностью именно модели Tamiya. Никаких проблем в дальнейшем не возникло – закрыть масками из маскирующей ленты пространство вокруг ниш и кабины совсем несложно, да и последующая окраска содержимого с помощью кисти не представляет собой никаких трудностей. Так что на этой модели можно смело «ломать» устоявшийся, общепринятый, порядок работы над моделью в угоду удобству.
О декалях стоит сказать особо. В своих новых моделях Tamiya развеяла миф о том, что японские декали имеют непомерную толщину и жуткую желтизну лакового слоя. Изображения очень качественные, напечатаны яркими, сочными цветами, не просвечиваются, лаковая подложка тонкая и прозрачная. Даже изображение тигра, собирающееся из двух слоёв, в итоге, выглядит естественно, как накрашенное. Разумеется, поверхность должна быть глянцевая, а применение спецжидкостей крайне желательно. Подложка декалей настолько тонкая, что изображения идеально «ввариваются» после обработки жидкостью Micro Sol, но требуют аккуратного обращения – несколько раз картинки рвались при попытках откорректировать их положение с помощью зубочистки.
Средством Dark Wash от MiG Prod была сделана смывка. Слой матового лака Mr.Color выровнял поверхность, сделав абсолютно незаметными лаковые поля декальных изображений. Так же, немного выделились попанельные осветления основных цветов, что дало имитацию небольшого выгорания краски на прототипе.
Установка мелких деталей, окраска АНО цветными лаками и подвеска ракет и баков завершили работу над моделью. Стекатели статического электричества на задних кромках крыла, стабилизатора и киля имитировал ворсинками из кисти, приклеив их супер-клеем. С помощью того же клея сделал утолщения на кончиках и окрасил кистью в чёрный цвет. Преимущество ворсинок в их гибкости – при неосторожном контакте с пальцами, они гнутся, но не ломаются.
В итоге, после лёгкой и приятной сборки, имеем неплохую копию знаменитого F-16, передающую изящный и стремительный облик одного из самых распространённых реактивных истребителей в мире.
Благодарю коллег AntonK55 и apess за помощь советами и рекомендациями во время работы над этой моделью!
Тема: Tamiya 1/48 F-16CJ Block 50