Приветствую уважаемых Коллег!Сегодня я хочу Вам представить очередную модель из "Черноморской" серии Русского Императорского флота – модель линкора "Евстафий".
Но сначала, как всегда, рассказываю о происхождении имени корабля.
Великому́ченик Евста́фий ( Ευστάθιος Πλακίδας; Евстафий Плакида, Евстафий Римский; ? — 118) — христианский святой, великомученик. Покровитель охотников
Евстафий Плакида - военноначальник при Тите (39-81 гг.) и Траяне (53-117 гг.). Первое имя - христианское, второе - римское языческое.
За открытое исповедание христианства и отказ от Римской религии был зажарен живьём в железном баке в 118 году - первый год правления Адриана.
Ой, не зря кораблям Черноморского флота России присваивали такие имена: "Двенадцать апостолов", "Георгий Победоносец", "Три Святителя", "Евстафий", "Иоанн Златоуст".
На суше России служило православное воинство. А на море — православный флот.
Ведь главный противник на данном театре военных действий — Турция.
Цель флота — Константинополь.
Имена Святых, присвоенные кораблям Черноморского флота, должны были подчеркнуть важность возложенной на них задачи — вернуть земли Византии под православный крест, пробиться к Босфору и Дарданеллам и выйти в Средиземное море.
А потому даже корабли своими именами должны были напоминать экипажам о возложенной на них миссии – проливы и восстановление христианской Византии.
Именно для этого и обновлялись старые верфи в Николаеве и Севастополе, а рядом с ними строились новые. Санкт-Петербургский международный коммерческий банк выкупил в 1912 году акции бельгийской фирмы "Наваль", которой принадлежал судостроительный завод в Николаеве. А годом ранее казенное Николаевское Адмиралтейство на 25 лет перешло в аренду частной компании Русское судостроительное общество — "Руссуд". Акционерами ее состояли члены императорской фамилии и видные деятели Морского министерства. Получив крупный денежный аванс от государства, новая компания тут же затеяла грандиозную реконструкцию завода. На берегах речки Ингул закипела работа.
Был заложен гигантский эллинг для строительства линейных кораблей. Появился плавкран, способный поднимать грузы в 150 тонн и плавучий док грузоподъемностью в 30 000 тонн.
"Евстафий" строился в рамках судостроительной программы на 1903-1923 гг. и являлся развитием броненосца "Пантелеймон" (он же "Князь Потёмкин-Таврический"). Проекты обоих этих броненосцев были разработаны корабельным инженером полковником Корпуса корабельных инженеров Инспектором кораблестроительных работ Николаевского порта Александром Эрнестовичем Шоттом.
Строительство «Евстафия» было начато 10 ноября 1904 года в 7-м эллинге Николаевского адмиралтейства. Корабль был спущен на воду 21 октября 1906 года, а в состав действующего флота был зачислен только 15 мая 1911 года.
Корабль закладывался как Эскадренный броненосец, а 10 октября 1907 года переклассифицирован в линейный корабль.
И "Евстафий" и "Иоанн Златоуст" практически полностью повторяли прототип, но имели ещё 4 203-мм ору¬дия, более совершенную конструкцию боевой рубки и системы броневой защиты противоминной артиллерии.
Однако, опыт Русско-японской войны заставил по-новому оценить основные боевые элементы и даже внутреннее расположение броненосцев, что вызвало множество предложений по изменению первоначального проекта.
Множественные изменения, дополнения и неоднократная корректура чертежей и технической документации резко замедлили ход их рассмотрения и утверждения в МТК. Правда, и последние также особо не отличались оперативностью в решении возникающих проблем. В наиболее худшем положении оказались строители "Евстафия'’. Дело в том, что в МТК, как правило, рассматривались чертежи только головного броненосца (которым и был "Евстафий"), с которых после их возврата в Севастополь требовалось снимать копии для отправки в Николаев.
Ссылаясь на нехватку и загрузку чертежников (в современном понимании — конструкторов), чиновники Севастопольского порта постоянно игнорировали эти свои обязанности. И только после неоднократных запросов и даже жалоб в Санкт-Петербург в Николаеве стали получать долгожданную документацию, причем порой только тогда, когда надобность в ней при постройке ‘‘Евстафия” уже отпадала.
Именно поэтому между этими, казалось бы, однотипными систершипами, накопилось столько не только внешних, но и внутренних различий.
Заметным отличием “Иоанна Златоуста” и ‘‘Евстафия” от своего прототипа “Пантелеймона” (так стал называться с 29 сентября 1905 года “Князь Потёмкин Таврический”) явилось отсутствие высоких и широких вентиляционных раструбов. Чтобы высоко не поднимать носовую боевую рубку с целью обеспечения обзора в сторону кормы, их заменили грибовидными воздухозаборниками, нашедшими в то время широкое применение за рубежом, и прорезанными по бокам котельных кожухов окнами.
В самый разгар испытаний обоих кораблей 1 сентября 1910 года Севастополь посетил морской министр Степан Аркадьевич Воеводский. Помимо всего прочего, ему бросилась в глаза различная и совершенно произвольная планировка внутренних помещений на почти однотипных кораблях “Пантелеймоне”, “Евстафии” и “Иоанне Златоусте”. Так, если на первом командирские помещения располагались в корме, на втором — на палубе полубака, в носовой части надстройки, то на последнем — около кают-компании на юте, на что С.А. Воеводский заметил о недопустимости “так фантазировать в устройстве помещений на новых кораблях”.
Водоизмещение-13 950 тонн. Длина 118,03 м. Ширина 22,6 м. Осадка 8,74 м.
Бронирование - Пояс крупповской брони в средней части 229 мм, в оконечностях - 178 мм, каземат 127—152 мм, палуба 38/76 мм, бронирование башен главного калибра 254 мм, рубки 229 мм
Двигатели - 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 10 808,4 л. с.
Движитель - 2 винта. Скорость хода максимальная 16,65 узла. Дальность плавания 2100 миль при 10 узлах. Экипаж 928 человек (включая 31 офицера).
Вооружение-4 (2×2) × 305-мм орудия в 40 калибров образца 1895 г,
4 (4×1) × 203-мм орудия в 50 калибров образца 1905 г,
12 (12×1) × 152-мм орудий Канэ в 45 калибров образца 1892 г,
14 × 1 - 75-мм орудия Канэ в 50 калибров образца 1892 г,
2х1 10,67-мм пулемета Максим образца 1885 Минно-торпедное вооружение-2 457-мм торпедных аппарата в корме.
Дальномеры системы Барра и Струда (два с базой 2,74м и один - 1,37м).
Две радиостанции мощностью 2 кВт (системы Телефункен образца 1909 года с дальностью действия 250 миль) и 0,2 кВт, и четыре прожектора диаметром 90 см.
Первоначально по проекту предполагалось установить на корабли три 450-мм подводных торпедных аппарата, но в процессе постройки принято решение отказаться от носового, а предусмотренные для него отверстия в форштевне заглушили. Два оставшихся бортовых однотрубных, неподвижных аппарата были установлены в бортовых отсеках. В боезапас входили четыре 450-мм торпеды Whitehead образца 1907 года. Торпеды имели вес боевой части в 90 кг при весе самой торпеды 641 кг. Скорость хода торпеды составляла 27, 34 и 40 узлов, а дальность действия 2 км, 1 км и 600 метров, соответственно.
19 марта и 15 мая 1911 года "Иоанн Златоуст" и "Евстафий", соответственно, были зачислены в состав действующего флота, а 29 июля - в сформированную бригаду линейных кораблей, в которую также вошли "Пантелеймон" и "Ростислав" (последнего после выхода из капитального ремонта 21 сентября 1912 года сменил "Три Святителя").
10 и 13 июня 1911 года, соответственно, с "Иоанна Златоуста" и "Евстафия" с помощью плавкрана сняли ходовые рубки весом по 4.9 т каждая. Это сделали по предложению командира "Иоанна Златоуста" капитана 1 ранга И.Н. Псиола о желательности "с боевой и воспитательной точек зрения", сосредоточения управления кораблем исключительно из боевой рубки. Кроме того, перенос на палубу ниже установленного на крыше носовой ходовой рубки главного компаса позволило несколько уменьшить девиацию и облегчал доступ к нему с мостика, что предоставляло "значительные удобства в навигационном отношении".
"Евстафий" активно участвовал в Первой мировой войне.
Неоднократно выходил на обстрелы побережья и портов Зунгулдак, Килимли, Козлу и Варна, в операции на коммуникациях противника. Прикрывал воинские перевозки и минно-заградительные действия разнородных сил флота.
Самая заметная страница в биографии корабля - артиллерийские бои с германо-турецкими линейным крейсером "Явуз" (он же "Гебен") и легким крейсером "Мидилли" (он же "Бреслау").
Про встречи Черноморской эскадры с этими противниками уже сломано немало копий, кто заинтересуется данной темой, то источников с различными изысканиями и мнениями по ней – навалом!
И каждый из авторов, описывающих эти события, по-своему прав.
Здесь остановлюсь на наиболее значимых (на мой взгляд) фактах из истории жизни корабля.
Руководил боевыми действиями Черноморского флота в 1914-1916г.г. Адмирал Андрей Августович Эбергард (1856 – 1919г.г.).
Андрей Августович Эбергард родился в Греции в семье русского консула. Окончил Морской корпус. Долго служил на Дальнем Востоке. Был военным атташе в Турции. Карьеру он выстраивал умело — с немецкой расчетливостью. Был аккуратен и отчетлив. Работоспособен беспредельно. Начальство его любило за то, что мог выполнить любое порученное дело. Андрей Августович с одинаковым успехом командовал боевыми кораблями и исполнял обязанности штабного офицера. И он же быстро оценил идею новой организации стрельбы на Черноморском флоте, разработанную на основе опыта русско-японской войны.
О нём как-то не очень много известно, однако существует и такая характеристика, данная Эбергарду современником, пожалуй, её стоит привести. "Двужильный старик - звали мы его. Высоко образованный моряк, с благородной душой и рыцарским сердцем...Человек государственного ума и огромного опыта. Флот его любил и почитал. Все глубоко жалели, когда он ушёл".
Андрей Августович возлагал большие надежды на новые корабли и именно на бригаду линейных кораблей, в особенности на "Евстафий", "Иоанн Златоуст" и "Пантелеймон", легла основная боевая нагрузка кампаний 1914-1915 годов, которую они с честью выдержали.
Во время первой встречи "Евстафия" (флагманского корабля А.А. Эбергарда) с германо-турецкими линейным крейсером "Гебен" и легким крейсером "Бреслау" 5 ноября 1914 года у мыса Сарыч, командиром "Евстафия" был капитан 1 ранга В.И. Галанин.
В рапорте о бое В.И. Галанин счел своим долгом отметить мужество и героизм "всех чинов" вверенного ему корабля, у которых в течение боя и после него "настроение было бодрое, на корабле не заметно было нигде ни замешательства, ни суеты, все спокойно и уверенно делали каждый свое дело, честно исполняя свой долг".
Император Николай II за победу у мыса Сарыч наградил Адмирала А.А. Эбергарда мечами к ордену Св. Владимира, а в 1918 г. его же арестует ЧК в Петрограде, а потом отпустит, и он умрет через год в безвестности и будет похоронен на Новодевичьем кладбище.
24 декабря 1914 года произошла новая встреча с неприятелем, на этот раз с крейсерами "Гамидие" и "Бреслау". Прямых попаданий в русские корабли не было, но осколки от близких к "Евстафию" разрывов снарядов с "Бреслау" нанесли царапины и выбоины на орудийных стволах, повредили леерные стойки.
Эта стычка с неприятелем оказалась последней в боевой биографии Валерия Ивановича Галанина, командовавшего "Евстафием" с 7 декабря 1911 года. В марте 1915 года его произвели в контр-адмиралы, а 18 марта он скоропостижно скончался. На собранные средства (2642 руб.) на месте погребения В.И. Галанина на Михайловском военном кладбище в Севастополе возвели памятник, сохранившийся до наших дней. Оставшиеся деньги (567руб.) отложили на сооружение памятника на братской могиле матросов, павших в бою у мыса Сарыч.
Не остался в стороне и Командующий флотом А.А. Эбергард, обратившийся к морскому министру И.К. Григоровичу с просьбой о назначении семье бывшего командира своего флагмана "возможно большей пенсии". Ведь на свое офицерское жалование Валерий Иванович Галанин содержал дочь от первого брака, жену с двумя детьми и ее мать.
Очередная и последняя встреча "Евстафия" (командиром корабля стал капитан 1 ранга М.И. Федорович) и "Иоанна Златоуста" с "Гебеном" произошла утром 27 апреля 1915 года у Босфора.
Со вступлением в строй линейных кораблей "Императрица Мария" и "Императрица Екатерина Великая" боевая нагрузка на додредноуты снизилась, и они стали привлекаться для выполнения менее ответственных задач, уступив место в борьбе с "Гебеном" новым дредноутам.
В ходе боевых действий совершенствовалось вооружение и оборудование кораблей. Минная опасность вынудила установить в носовой части фор-тралы, в конструкцию для постановки сетевого заграждения в 1915 году ввели автоматическое управление гитовым устройством по способу англичанина А. Кэмпа. В середине июня 1915 года сдали в порт бесполезные торпеды.
Сменив вице-адмирала А.В. Колчака на посту командующего флотом, контр-адмирал А.В. Немитц свой первый выход в море совершил 26 июля 1917 года, подняв флаг на "Евстафии". За ним следовали корабли второй бригады (в первую - входили вновь построенные дредноуты) "Иоанн Златоуст" и "Борец за свободу" (так с 28 апреля стал называться "Пантелеймон") в охранении эскадренных миноносцев и вспомогательного крейсера "Дакия".
Последний свой боевой поход весь Черноморский флот, совершил 19-23 октября 1917 года.
Поскольку эти корабли считались еще не утратившими боевого значения, планировалось после окончания войны провести на них капитальный ремонт с заменой всех паровых котлов. и, кроме того, предлагало изменить конструкцию якорного устройства, чтобы якоря втягивались в клюзы.
Последовавшая вслед за революцией 1917 года гражданская война и интервенция сделали эти планы нереальными.
29 декабря 1917 "Евстафий" года вошел в состав Красного Черноморского флота.
С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами (экипажу "Евстафия", практически единственному, удалось снять и спрятать орудийные замки, при этом корабль подвергся разграблению), а 24 ноября 1918 года англо-французскими интервентами и 22-24 апреля 1919 года по приказанию командира английского крейсера "Калипсо" были взорваны цилиндры главных машин, что и предопределило дальнейшую судьбу бывших броненосцев.
29 апреля 1919 года был освобожден частями Украинского фронта РККА, но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами.
После освобождения Севастополя 15 ноября 1920 года частями Красной Армии была предпринята попытка восстановления ряда кораблей. Николаевским заводам поручили отлить новые цилиндры для "Евстафия" (с 6 июля 1921 года - "Революция"), "Иоанна Златоуста", "Пантелеймона" и "Памяти Меркурия". Однако наступившая разруха, отсутствие специалистов и необходимого числа квалифицированных рабочих сделали эти благие намерения неосуществимыми. Технологические навыки в такой сложной операции, как отливка паровых цилиндров, оказались утраченными. Как отмечал 18 апреля 1921 года главный корабельный инженер Черноморского флота морской инженер А. Гермониус, "и в прежнее время подобные отливки являлись для завода рекордной работой, а при современной постановке литейной - и совсем безнадежной".
Также нереальными оказались и планы использовать корабли в качестве плавбатарей, с последующим переносом орудийных башен к 1926 году на береговые батареи. Впрочем, после демонтажа вооружения его передали в ведение береговой обороны.
В 1922 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков РККФ.
Так завершилась короткая, но поистине блестящая боевая карьера линейных кораблей "Евстафий" и "Иоанн Златоуст", которым для активной службы было отпущено всего семь лет.
Процесс постройки модели занял полтора года (при учёте, что параллельно шло строительство систершипа – "Иоанна Златоуста", до которого ещё дойдёт очередь), и его можно посмотреть вот здесь: https://karopka.ru/forum/forum190/topic32783/
За основу в начале работы взял 107 выпуск Бумажного моделирования (с разработкой Юрия Громика), который был озаглавлен как "Линейный корабль "Евстафий"", пока не разобрался, что даже на титульном листе сборника изображён не "Евстафий", а – "Иоанн Златоуст"……
Тогда-то мне и стало понятно – во что я ввязался.
Чертежи для постройки модели заказывал в Центральном военно-морском архиве, а уж детали внешнего вида дорабатывал по многочисленным фото, имеющимися в свободно доступе в Интернете, и которыми со мной делились наши коллеги.
Точёнку, палубный настил, катера, вентгрибки и другую палубную мелочёвку, подставку и колпак для модели мне помогали делать наши коллеги. Многие детали заказывал в Интернет-магазине "Судомоделист".
Шикарное фототравление по индивидуальному заказу для меня изготовили Коллеги из "Микродизайна".
Ну, а сколько неравнодушных Коллег делились в Сказке о постройке модели своими знаниями, редкими фотографиями, да и просто советами и подсказками – не перечесть по пальцам!
В который раз убеждаюсь, что без помощи Коллег ничего бы у меня не получилось ни с этой конкретно, ни с одной из моих ранее сделанных моделей!
Огромная всем Вам от меня БЛАГОДАРНОСТЬ за помощь!
Как и при постройке предыдущих моделей, в дело шли всякие разные материалы, но, в основном, пластик Evergreen. Листы различной толщины, фигурные бруски, трубки и трубочки…. Ну и любые подручные материалы из дома.
При постройке использовал следующие справочные и архивные материалы:
1. ЦВМА, ф. 876, опись 37
2. Военные флоты и морская справочная книжка на 1904 год. СПб., 1904.
3. Л.А. Кузнецов. Линейные корабли типа “Иоанн Златоуст” (1906-1918). Истфлот. 2006г.
4. Материалы с сайтов "Крейсер", "Цусимские форумы", Форумы Balancer'а.
Тема: Самодел 1/200 Линкор Евстафий, 1912 год.