Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Самодел 1/350 Линкор Российского Императорского флота Полтава, 1915 год

Приветствую Уважаемых Коллег!
Разрешите представить Вам модель из моей "Севастопольской" серии.
Это модель линейного корабля Российского императорского флота «Полтава» по состоянию на лето 1915 года.

Линкор «Полтава» был четвертым и последним кораблем типа «Севастополь» на Балтийском флоте. Свое название линкор получил не случайно: ведь заложен он был в год празднования 200-летия Полтавской битвы (1909г.).

Здесь я постараюсь отразить наиболее значительные события в короткой жизни прототипа моей модели.

Как «Полтава» потопила... «Варяг»

Из всех кораблей этой серии — «Севастополь», «Петропавловск» и «Гангут» — больше всего не посчастливилось именно «Полтаве».
До начала Первой мировой — 28 июля 1914 года — корабль еще проходил испытания. Только в декабре того же года он приступил к службе в Гельсингфорсе, где базировалась первая бригада Балтфлота.

В боевых действиях принять участие «Полтаве» не довелось. На ее счету лишь одно потопленное судно. Зато какое — «Варяг»! Впрочем, это был всего лишь тезка легендарного крейсера — скромный буксир, которому выпало несчастье буксировать «Полтаву» к Гельсингфорскому причалу зимой 1917-го.
На буксире не отдали своевременно концы, а линкор дал в это время задний ход и дернул «Варяг»... Буксир перевернулся — и только его и видели. Экипаж спасти не удалось.

Мистика: на капитанском мостике «Полтавы» в то время стоял человек, который когда-то служил на легендарном крейсере «Варяг» — капитан І ранга С. Зарубаев.

Деятельность Балтийского флота вплоть до середины ноября 1918 года сковывалась условиями Брестского мирного договора с Германией, согласно которому боевые корабли должны были иметь на борту сокращенные экипажи, численность которых определялась требованиями минимального поддержания исправности материальной части. Подготовка флота к боевым действиям была также запрещена, а выход кораблей за границы водного района Кронштадта расценивался Германией как нарушение условий мирного договора. Поэтому весь этот период действия флота сводились лишь к ограниченной дозорной службе в пределах Кронштадтского водного района.
В таких условиях большая часть кораблей выводилась в вооруженный резерв или ставилась на консервацию. По линейным кораблям 27 августа 1918 года начальником Морских сил Балтийского флота С.В.Зарубаевым принимается решение об оставлении в действующем составе лишь «Полтавы» и додредноута «Андрея Первозванного» с доведением численности их личного состава до 75% от штатов, определенных в 1915 году.

А 24 ноября 1919 года на выведенном из действующего состава и стоящем у стенки Адмиралтейского завода линкоре «Полтава» возник пожар. Еще в самом начале осени корабль перевели в состояние зимнего хранения: судовые системы осушили, электроэнергию подавали с берега, а для отопления помещений использовали один из котлов первого котельного отделения.
Незадолго до возникновения пожара береговые службы прекратили подачу электроэнергии. Работавшие при свечах и керосиновых лампах кочегары не уследили, что из нефтехранилища через негерметично задраенную горловину в трюм поступает нефть. Примерно к 2 ч дня плававшее на поверхности трюмной воды топливо достигло уровня топки — в кочегарке возникло обширное возгорание. На завод прибыли спасательное судно, три ледокола, городские пожарные, но потушить огонь не удалось — выгорание нефти и охваченных пожаром помещений продолжалось до 4 ч ночи следующего дня.
От огня пострадали: первая и смежная с ней вторая кочегарки, центральный верхний пост и броневая труба под ним, носовая боевая рубка, одна из носовых электрических станций и два носовых коридора электрических приводов. Водой оказался залит нижний центральный пост. Пострадали от воды погреба и подпятник носовой башни. В дальнейшем восстановление дредноута, оказавшегося в наихудшем техническом состоянии сравнительно с однотипными кораблями, постоянно откладывалось, и в итоге корабль так и не был возвращен в боевой состав флота.

В 1925 году «Полтаву» переименовали во «Фрунзе».

Планы по восстановлению и модернизации этого линкора были грандиозные, но ничего не было воплощено в жизнь.

Формально от восстановления линейного корабля «Фрунзе» окончательно отказались лишь 9 июля 1939 года, когда Главный военный совет ВМФ признал его нецелесообразным.
К сентябрю 1939 года на «Фрунзе» демонтировали боевую рубку, сняли башенные механизмы и приступили к разборке самих башен. Впоследствии их орудийные станки использовались при монтаже береговой батареи. В 1941 году корпус корабля был сдан в Отдел фондового имущества для разделки на металл, и к началу войны его носовая оконечность была разобрана примерно до 15 шп. При буксировке Морским каналом осенью 1941 года корпус, подвергнувшись артобстрелу, получил несколько пробоин и затонул вблизи бровки канала. Оставшаяся над водой носовая часть верхней палубы использовалась в годы блокады для прикрытия дозорных катеров. Затонувший корпус «Фрунзе» подняли к концу мая 1944 года и в 1946 году разобрали.

Две башни ГК линкора «Полтава» стоят в Севастополе — они были использованы для модернизации разрушенной во время войны 30-й батареи. Последний выстрел из главного калибра прозвучал здесь еще в 1958 году, так как в соседнем поселке Любимовка после каждого залпа вылетали оконные стекла!

Судьба офицеров «Полтавцев»

Немало офицеров с «Полтавы» прославились на флоте.
Судьба многих стала трагической.
Особо хотелось бы вспомнить о судьбе двоих из них — Сергея Зарубаева и Алексея Щастного. Когда Зарубаев в 1914 году принял командование «Полтавой», Щастный служил там старшим офицером. А через год и сам поднялся на капитанский мостик другого линкора — «Петропавловск». Его ценил адмирал Колчак, но после революции их пути разошлись.

Щастный перешел на сторону советской власти, и именно он весной 1918-го спас Балтийский флот, базировавшийся в Гельсингфорсе (Финляндия). Здесь его должны были заблокировать немцы. Щастный организовал блестящую операцию, которую окрестили «ледовым походом».
Но уже через месяц командующего флотом — первого «красного адмирала» Алексея Щастного — арестуют прямо в кабинете Льва Троцкого и расстреляют как «врага народа». Его место займет С. Зарубаев. И он будет расстрелян — после подавления Кронштадтского бунта.

Драматична и судьба барона Александера фон Зальца, тоже служившего на «Полтаве». Он перешел к белым, дослужился до адмирала, командовал ВМС Эстонской республики (1925—1932). После 1940 года эмигрировал в Германию, где с началом войны в чине контр-адмирала был призван на службу. Назначения не получил. Находился «в резерве», а после капитуляции Германии умер в Бутырской тюрьме в Москве.

Еще один «полтавец» Иван Лудри служил на линкоре старшиной. После революции был комендантом Кронштадта, комиссаром Онежской военной флотилии, начальником Морских Сил Каспийского моря, комендантом гарнизона Севастополя, начальником штаба Морских Сил Черного моря. В 1932 году назначен заместителем начальника ВМС Красной Армии, стал флагманом флота І ранга (адмирал). А в 1937-м он был арестован по «делу Тухачевского» и расстрелян.
Единственный, кто после службы на «Полтаве» стал адмиралом и умер собственной смертью, — Михаил Рудницкий, бывший старший механик линкора (1918—1920). Служил на подводном флоте, получил высшее инженерное образование, стал конструктором. Лодки типа «Карась» и «Щука», созданные под его руководством, стали ядром Тихоокеанского флота. В течение 20 лет был начальником отдела проектирования подводных лодок Минобороны СССР, в 1951 году получил звание контр-адмирала. Скончался в 1976 году.

Модель

Насколько мне известно (но полной уверенности у меня в этом вопросе нет), на сегодняшний день это единственная модель линкора «Полтава».
Модель строилась с нуля. За основу корпуса были взяты сканы бумажной модели линкора «Парижская коммуна» в 200-м масштабе имеющиеся в свободном доступе в Интернете и переведённые в мой любимый 350-й масштаб.
Палубные надстройки пришлось делать по схемам, чертежам и фотографиям из литературы и из Интернета.
При строительстве модели использовалась следующая литература:

  • «Главный калибр линкоров», Л. Амирханов, С. Титушкин, изд. «Гангут»;
  • «Дредноуты Балтики», И. Цветков, Д. Бажанов, изд. «ИСТФЛОТ»;
  • «Stalins Dickschiffe», Marine-Arsenal Sp 04, Siegfried Breyer;
  • журнал «Моделист конструктор», №11 за 1987 год;
  • «Rosyjskie pancerniki typu Sewastopol», Maciej S. Sobanski;
  • журналы «Гангут» №№ 28, 30 и 33;
  • …. и много другой литературы, кто заинтересуется, сможет сам отыскать необходимые для работы материалы.

Так же, как и при строительстве остальных моделей, под руку шли всякие разные материалы, но, в основном, пластик Evergreen. Листы различной толщины, фигурные бруски, медицинские шприцы и трубочки….

Башни ГК были отлиты из зубопротезного материала моим шурином по болванке, которую я сделал вручную из пластика.
Все токарные изделия для модели выполнил для меня Владимир Дударев, за что ему огромная благодарность!
Корпус – стандартно: ДП, набор шпангоутов, набивка пенопластом и шпатлёвка обычной строительной шпатлёвкой.
Палуба - из мелкорадиального шпона толщиной всего 0,4мм.
Основание палубы из пластика 0,75мм.

В общем, ничего необычного в работе над этой моделью не было.
По традиции процесс изготовления модели освещал на КАРОПКЕ.

С Уважением, Алексей Лежнев.

Самодел 1/350 Линкор Российского Императорского флота Полтава, 1915 год Самодел 1/350 Линкор Российского Императорского флота Полтава, 1915 год Самодел 1/350 Линкор Российского Императорского флота Полтава, 1915 год Самодел 1/350 Линкор Российского Императорского флота Полтава, 1915 год Самодел 1/350 Линкор Российского Императорского флота Полтава, 1915 год 
Самодел 1/350 Линкор Российского Императорского флота Полтава, 1915 год Самодел 1/350 Линкор Российского Императорского флота Полтава, 1915 год Самодел 1/350 Линкор Российского Императорского флота Полтава, 1915 год Самодел 1/350 Линкор Российского Императорского флота Полтава, 1915 год Самодел 1/350 Линкор Российского Императорского флота Полтава, 1915 год 
Самодел 1/350 Линкор Российского Императорского флота Полтава, 1915 год Самодел 1/350 Линкор Российского Императорского флота Полтава, 1915 год Самодел 1/350 Линкор Российского Императорского флота Полтава, 1915 год Самодел 1/350 Линкор Российского Императорского флота Полтава, 1915 год Самодел 1/350 Линкор Российского Императорского флота Полтава, 1915 год 
Самодел 1/350 Линкор Российского Императорского флота Полтава, 1915 год Самодел 1/350 Линкор Российского Императорского флота Полтава, 1915 год Самодел 1/350 Линкор Российского Императорского флота Полтава, 1915 год Самодел 1/350 Линкор Российского Императорского флота Полтава, 1915 год Самодел 1/350 Линкор Российского Императорского флота Полтава, 1915 год 
Самодел 1/350 Линкор Российского Императорского флота Полтава, 1915 год Самодел 1/350 Линкор Российского Императорского флота Полтава, 1915 год Самодел 1/350 Линкор Российского Императорского флота Полтава, 1915 год 
P.S. На заключительной фотографии "Полтава" вместе со своим систершипом - "Севастополем" от "Звезды".
Самодел 1/350 Линкор Российского Императорского флота Полтава, 1915 год

 

Лучшая модель - июль 2014
http://scalemodels.ru/articles/7591-samodel-1-350-linkor-rossijjskogo-imperatorskogo-flota-poltava-1915-god.htmlЛучшая модель - июль 2014
XORST в 01.08.2014 - 07:38
Отличная модель.
ПиЛя в 02.08.2014 - 15:25
А антенну переделывать будете? ;)
Дабы не быть голословным, достал из футляра и сфотографировал.
Вместо "брёвен", которые мне и самому ужасно не нравились, теперь всё это выглядит вот так.

# #

Блин! Оказалось, что от жары (видимо) одна ниточка изменила своё натяжение.
Сейчас буду исправлять.

С Уважением, Алексей.
YuraVS в 03.08.2014 - 15:57
Спасибо за фото, Алексей! Так действительно стало лучше.
ПиЛя в 03.08.2014 - 16:49
Замечания Коллег стараюсь принимать во внимание, и вносить соответствующие исправления, если это, конечно, ещё возможно без разборки самой модели до основания....

С Уважением, Алексей.
Лодочник в 13.08.2014 - 16:15
Тема: Самодел 1/350 Линкор Российского Импе...(#7591) - обсуждение
Да уж... Что тут скажешь: "Внушает!" (с)
Снимаю шляпу.
ПиЛя в 05.09.2014 - 17:49
Ого!!!!
"Полтаву" ещё и наградили!

Спасибо Администрации за внимание к моим моделям.

С Уважением, Алексей.
ВерфьНаСтоле в 07.09.2014 - 00:36
Приятно читать не просто статью про постройку корабля, но и про историю корабля. Большое спасибо за интересные факты нашей истории.
А модель класс :grin: Хоть и увлекают парусники, но броненосный флот тоже очень-очень красив.
ПиЛя в 07.09.2014 - 01:32
Спасибо за добрые слова!
Парусники я "проходил" в молодости..... как-то не легло..... что-то воздушное, лёгкое (хотя на собственной шкуре испытал всю кажущуюся "лёгкость" постройки таких моделей).
http://karopka.ru/community/user/8199/?MODEL=87293
http://karopka.ru/community/user/8199/?MODEL=87268

А вот броня!
Видимо у меня в мозгу что-то железное.....

С Уважением, Алексей.
ВерфьНаСтоле в 07.09.2014 - 01:42
:grin:
Главное что вы нашли то, что нравится вам и результат приносит удовольствие окружающим
ПиЛя в 07.09.2014 - 03:43
Спасибо!
С Уважением, Алексей.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy