Наши проекты: : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72

Самолёт без аэродрома, что птица без гнезда.
Продолжая линию расширения аэродрома «Домашний», решил обзавестись одним из брутальнейших образцом архитектурного оснащения аэродрома – Арочным защитным укрытием (АЗУ).
 

 История прототипа.

Арочные укрытия были разработаны в конце 1960-х годов. Встречаются утверждения, что толчком к строительству таких укрытий в СССР послужил опыт Шестидневной войны 1967 года, когда выстроенные в плотную линию на открытых стоянках самолёты легко уничтожались напалмовыми и бомбовыми кассетами. В 1968-1984 годах построено около 3800 арочных укрытий.
АЗУ представляет собой железобетонное укрытие, сооружение из полуарок с рёбрами, обсыпанное снаружи землёй и покрытое дёрном, что одновременно является и неплохой маскировкой.
Спереди арка перекрывается передней торцевой стеной из железобетонных блоков с металлическими воротами, которые могут быть двух типов:
• откатные;
• распашные.
Распашные ворота были поставлены на арочных укрытиях первой очереди постройки. Довольно быстро проявились недостатки: проявление перекоса створок; протирание тросовых вставок; подверженность электролебёдок, расположенных снаружи, воздействиям внешней среды; проникание осадков в щели между створками и торцевыми стенами. И от этого варианта отказались.
Сзади арка перекрыта торцевой стеной (она, как правило, полностью покрыта обсыпкой, но существуют и исключения) с отверстием газохода.
Газоход (газоходный канал) — «тоннель» с отдельными воротами, предназначен для отвода газов из сопел самолёта в случае запуска его двигателей в арочном укрытии.
С боков и сзади — между торцевой стеной и газоходным каналом, поворачивающим на 90°, к арке пристроены ниши вспомогательного назначения со входами снаружи.
На отдельных арочных укрытиях сверху могут быть установлены лёгкие сооружения, используемые на разных аэродромах по-разному: домик дежурного по эскадрилье, дежурного по зоне рассредоточения; вышка или «грибок» для часового и т.п.
За период строительства ЖБУ, было спроектировано 4-е типоразмера АЗУ. Связано это с увеличением размеров самолётов, для которых они предназначались:
• 2А11 – МиГ-21, допустимо МиГ-23 в макс. стреловидности;
• 2А13 – Су-7/17, МиГ-23/27;
• 2А16 – МиГ-25, МиГ-29; Як-25/27;
• 2А19 – для самолётов последних поколений.
В линейке 2А16 существовало и экзотическое АЗУ с тропецевидной арочной системой и внутренними дополнительными опорами. Данные ЖБУ, как мне известно, возводились на территории ГСВГ. И широкого распространения не получили.

О модели

Мне приглянулся вариант 2А16 из полуарочных сегментов. Из-за размеров моей стояночной площадки, АЗУ выполнен не в полный профиль длины. (Если кому-то интересно АЗУ полностью, проработка имеется.) Для изготовления использовался переплётный картон. Мне показалось, что его фактура ближе к бетону. Технология позволяет сделать детали и из пластика.
Поскольку мне не довелось посещать действующие сооружения, деталировка внутреннего интерьера воспроизводилась по рассказам профи. Присутствуют:
- светильники с лампами ДРЛ;
- электрический щиток с кабелями;
- пожарный щит и ящик с песком;
- карта местности зоны полётов.
Имеется и скарб, не принадлежащей конкретному АЗУ, но наличествующий как таковой: стремянки – подмостки для обслуживания аэроплана.
В качестве слоя земляной обсыпки применёна нетканая салфетка для мытья посуды на каркасе.
Окраска эмалями Revell. Финишная обработка: масляные краски «Сонет», сухие смеси «Wilder».
Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72 Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72 Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72 Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72
Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72 Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72 Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72 Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72 Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72
Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72 Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72 Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72 Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72 Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72
Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72 Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72 Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72 Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72 Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72
Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72 Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72 Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72 Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72 Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72
Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72
3Д - ренды полного профиля модели АЗУ типа 2А16
Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72 Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72
и вариантов модели АЗУ типа 2А13.
Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72 Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72 Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72 Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72
Более подробно о модели: http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_84955.html
Там же прошу оставлять свои отзывы.

 

» Информация о статье
Kubancat в 22.07.2021 - 19:07
:twisted: Ну вот практически и всё...
"Земляная" обсыпка сделана... "геотекстиль" для "дёрна" уложен...
# #
Остался последний рывок...
Есть с чем идти к себе любимому на днюху!
Kubancat в 28.07.2021 - 16:48
Вот и все... закончена история.
Рельсы для ворот уложены.
#
Дерн "посажен".
#
Осталась финальная фотосессия... о публикации на сайте, сообщу позже.
Борода в 28.07.2021 - 18:05
Вот и все... закончена история.
Мои поздравления - отлично получилось...
Так - для общей информации - ты в курсе, что рельсы на середине в месте схождения ворот имеют превышение относительно краёв по сторонам? Незначительное, но оно обязательно есть для того, чтобы ворота можно было раскрыть при отсутствии электропитания: ломом открывался главный крюк с внутренней стороны створок, и створки разъезжались под своим весом...и обратно можно было закрыть без питания при помощи троса и АПА или любого автомобиля средней массы (ТЗ, воздушка и т.п.)...
Nazar в 28.07.2021 - 18:40
Отлично. Но по личному опыту, скажу что высаживать травку, лучше не рулоном, а присыпкой на ПВА, а перед этим что-то типа грунта, тогда более естественно получается.
Kubancat в 28.07.2021 - 18:59
Борода, Nazar - спасибо парни за лестные отзывы. В двойне принято, что это мнение профи.

Да, рельсы должны иметь уклон к концам кладки... мысля сделать его была, но на начальной стадии "снаряд из головы выпал", а после сборки делать его было проблематично.
:razz: Будут и автомобили "тяжёлого класса"... на финальной съёмке.
AkAr в 28.07.2021 - 20:28
День добрый! Поздно увидел вашу страницу с ЖБУ.
"По бокам укрытий были оборудованы ниши вспомогательного назначения со входами снаружи. В разных проектах количество и расположение ниш также отличалось. Они использовались как склады под различный хозинвентарь, ЗИП-ы и расходники. В нишах
# #
укрытий были оборудованы топливные колонки систем централизованной заправки самолётов ЦЗС, для заправки самолёта непосредственно в укрытии без привлечения топливозаправщика. Также иногда монтировались кислородные станции. Кроме того в нишах некоторых укрытий хранился первый боекомплект БК-1, два комплекта ПТБ и средства наземного обслуживания СНО." - это я здесь нашел, соглссен, чтоб самому заново не писатьhttps://urban3p.com/blogs/44177
От меня дополню
По бокам укрытий (между ребер) находились аллюминевые маслорадиаторы (выглядели как пластинчатые короба(поперек) размером где-то 50х50х20 см) были по 0.75кВт, но грели, как черти. Технири при распахнутых воротах в одних комбезах, а кто с распахнутой курткой вокруо матчасти бегал. На фото не встречаются по причине массовой скомуниздизации данного девайса при переходе на самолеты 4го поколения. Газоотводы были и влево и вправо, в зависимости от расположения ЖБУ в зоне. В ПВО встречались и полностью заросшие деревьями - сосны и березы в действующих полках. Приходили телеграммы о зачистке насаждений, но у больших деревьев рубили ветки до высоты 2 м, все мелкое и кустарник - вырубалось (для просмотра территории). Было так, что вырубали все до состояния лысого (как упомянул уважаемый Борода) а потом приходила телега с штаба высадить зеленые насаждения для маскировки. У каждого капонира сверху был прожектор, освещающий место перед воротами. Иногда бетонно-стеклянная будка охраны с дверью сзади, внутри телефон связи с техдомиком. Так, к примеру, было у нас в Громово (180 ГвИАП) и в 865 ИАП (Камчатка), но на востоке ЖБУ все лысые, куча патерн разных служб технарей, хранения БК, ПТБ, подвод топлива, стационарные АПА вналичии. Самолет должен был полностью обслужиться в ЖБУ и уйти по тревоге на вылет самостоятельно. На каждый борт такая жб будка стояла, включая звено БД. С уважением, Александр
BorisfonBock в 02.08.2021 - 22:04
Вопрос. Может ли самолёт в таком ангаре находиться уже с подвешенном вооружении? По логике как бы нет, типа безопасность, но все же.
Борода в 03.08.2021 - 08:02
Может ли самолёт в таком ангаре находиться уже с подвешенном вооружении?
С подвеской стояли только самолёты из состава дежурных сил. Остальные самолёты стояли пустые, а бомбы из 1 БК висели тут же вдоль стен на тросах, а НУРы в блоках - в тех. помещении сбоку. Взрыватели хранились отдельно и ввинчивались только по тревоге по отдельному указанию (так и ставилась задача: "Подвесить 1/2 БК, взрыватели ввинтить/не ввинчивать"); а без них любая бомба не более, чем груз для засолки огурцов... :lol:
Kubancat в 04.08.2021 - 11:49
Вот и финальная фотосессия:
http://scalemodels.ru/articles/15153-arochnoe-zashhitnoe-ukrytie-dl-samoleta-2a16-1-7 2.html
фантом222 в 04.08.2021 - 13:08
Тема: Арочное защитное укрытие для самолета 2А16 1/72
Поздновато конечно увидел, да и специально как-то арку не фотал. Порылся по архиву, нашёл кое-что для общего обозрения арки.
# # # # #
# # # # #
# #

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy