Модель этого самолёта захотелось построить, когда разглядывал в интернете снимки из аргентинского авиамузея. Пожалуй, эта машина более всего похожа на наши МиГи и Лавочкины начал реактивной эры. Тем более, строился аргентинский "Пульки-II" под двигатель Роллс-Ройс "Нин", как и наш МиГ-15.
САМОЛЁТ
После окончания II мировой войны в Аргентину потянулось множество всевозможных фашистов: и "душегубов", которым пришлось срочно делать ноги подальше от виселицы, и прочим, которые не видели будущего после крушения фашизма. Среди таких было немало высококлассных специалистов в различных областях, на стараниях которых держалось техническое оснащение вермахта. Всех их пригрел в Аргентине тогдашний президент Хуан Перон (более у нас известный свою супругой Эвитой). У Перона была идея: добиться технической независимости своей страны от "заграницы" и он с удовольствием навербовал всевозможных конструкторов и инженеров из Европы, вынужденных податься в бега. В области авиастроения у него работали "бригады" не только из Германии, но и итальянцы, французы, работёнка нашлась для всех.
Известный французский конструктор Эмиль Девуатин (к которому на родине возникло немало неприятных вопросов по поводу его сотрудничества с оккупантами во время войны) разработал и построил в 1947 г. первый аргентинский реактивный самолёт "Пульки-I" (на языке индейцев мапуче - "стрела"). Самолёт этот, однако, был далёк от возможности боевого применения.
Поэтому его продолжали модернизировать (прежде всего под стреловидное крыло). Куда лучше пошли дела у бригады Курта Танка, создателя всевозможных Фокке-Вульфов в период войны. Он решил переработать проект своего Та-183, над которым трудился в Германии. Там у него дело окончилось, по одним данным, продувками в аэродинамической трубе, по другим - на территории министерства авиации нашли крылья, предназначенные для этой машины. Сам Та-183 рассчитывался под двигатель Heinkel HeS 011.
В Аргентине Танк решил переработать проект под новый, более мощный двигатель Роллс-Ройс "Нин-II". Фюзеляж получился гораздо объёмнее и длиннее. После продувок моделей был построен планер для буксировочных испытаний.
Наконец, был построен первый экземпляр "Пульки"("01"), но для статических испытаний, в результате которых он был разрушен. Первый лётный экземпляр ("02") построен в 1950 г. Первый полёт состоялся 27. 06. Проект "Пульки" считался приоритетным и проходил под прямым патронажем самого Перона. 8.02. 1951 г. состоялся показ новой машины высшему руководству во главе с самим Пероном. Танк, будучи не только конструктором, но и неплохим тест-пилотом, самолично продемонстрировал машину в полёте (с точки зрения маркетинга - гениальный ход). На Ютубе желающие могут увидеть видеоролик об этом показе.
Тем не менее машина нуждалась в длительно доводке - вскоре "Пульки" потерпел катастрофу, пилот В. Маннувал погиб.
Сразу же начали строить следующую машину ("03"), её первый полёт состоялся 23. 10. 52 г. (пилот- Хорхе Дойл). В результате нехватки необходимого оборудования, машина собиралась вручную и качество сборки было ниж требуемого. Именно из-за дефектов сборки "03" потерпел катастрофу, в которой погиб пилот Беренс (9. 11. 52 г.). Затягиванию доводки машины способствовала повсеместная коррупция чиновников и политические интриги. Самолёт "04" был построен в 1953 г. (первый полёт - 20. 08. 53 г.). Каждый последующий "Пульки" строился с учётом предыдущего опыта и "04" получил много изменений. В их число вошли гребни на крыле и дестабилизторы - аэродинамические рёбра на хвостовой части. На "04" впервые установили вооружение - четыре пушки Hispano Suiza HS-404 (20 мм) Тестирование вооружения проходило в 1954 г.
В 1955 г. окончился контракт Танка. Для продления его Танк запросил сумму вдвое больше прежней. Рассерженный Перон контракт не продлил и Танку хватило ума сообразить, что ему здесь более ничего не светит. С большинством членов своей команды он отбыл в Индию, где дела пошли куда успешнее. Там он разработал сверхзвуковой "Марут", который не только строился серийно, но и поучаствовал в Индо-Пакистанской войне. Ну а в Аргентине в сентябре 1955 г. случилась обычная для Латинской Америки вещь: президента Перона свергли результате "Освободительной революции", устроенной военной хунтой (ну конечно же "освободительной", какой-же ещё?). При этом "Пульки-II" был задействован в перевороте (стрелял-ли он - неизвестно) и даже участвовал в воздушном параде по поводу "победы".
Испытания "Пульки" продолжались. В 1956 г. самолёт, пилотируемый Баладо, пролетел 800 км до полигона и отстрелявшись, вернулся на базу, но в результате неисправности кислородного оборудования пилот плохо себя чувствовал и при посадке повредил машину, после чего она была списана.
На авиазаводе в Кордове шла подготовка к серийному производству, но производители заявили, что из имеющихся материалов, агрегатов и приборов они достаточно быстро могут собрать лишь 10 машин, а весь заказ (100 машин) может быть изготовлен лишь в течении пяти лет.
Последний экземпляр ("05") был заказан в 1957 г. Построили его в 1959 г. (первый полёт - 18. 09. 59 г., пилот- Роберто Старк)
Власти разочаровались в перспективах быстрого оснащения ВВС новыми "Пульки" (да и устареть он успел), поэтому программу закрыли и были закуплены 28 подержанных "Сейбров" из США. Начатые планеры "Пульки" на заводе утилизированы, а машину "05" в 1960 г. отправили на хранение. Сейчас она выставлена в авиамузее на авиабазе Морон.
Вся затея с постройкой образцово - показательного самолёта говорит о том, что Перон не соразмерил величину своих амбиций с экономическими возможностями своей страны.
МОДЕЛЬ
Основой самолёта "Пульки-II" явился проект Курта Танка Та-183, поэтому кажется странным, что модельная судьба никогда не летавшего Та-183 оказалась гораздо богаче, чем моделей реального "Пульки". Интернет выдаст множество сборок Та-183 в теме "Luft - 46" от PM/Revell (1/72), ACADEMY, AMtech (1/48), Valom (1/144)
Модели "Пульки-II" интересовали, в основном, аргентинцев (всё-же национальная гордость!) и производились в Аргентине. Производители, выпускавшие эти модели: "1982 model" (1/72), RD (1/72), SurModels (1/48), HVM (смола 1/48), MSV (1/48) - не исключаю, что все модели 1/48-это одно и тоже .
По поводу модели от "1982 models" на "Скале" уже возникала тема (5 мая 2019 г.) - все собеседники сошлись во мнении, что модель - "ужос - ужос".
В интернете моделей "Пульки" немного, но они есть. Сравнивая выставленные модели с фото реальной машины, я с досадой отмечал множество несоответствий и не нашёл ни одной, где меня -бы всё устроило.
А машина-то вполне элегантная и захотелось заполучить её модель. Раздобыть такую нереально и я решил попробовать сделать "с нуля".Подобные дела начинаются чертежей и я обратился к соответствующей теме в интернете. Чертежи там какие-то были - не менее четырёх:
Но когда я начал сравнивать их с реальной машиной, то оказалось, что полностью правдоподобных чертежей никто не делал. Тащиться в Аргентину с целью уточнения и выверки чертежей - из области фантастики. Поэтому пошёл более реальным путём: взяв наименее поганый чертёж, взялся его дорабатывать по фото, коих, к счастью, множество в сети (в том числе и фотообходов). Думаю, что в результате трудов я получил наиболее точные чертежи из имеющихся на сегодня.
Начал с заготовок. У моего "младшенького" есть 3D-принтер и я заказал ему половинки фюзеля и плоскости крыла. Конечно это не в готовом виде, а в виде заготовок. Поскольку фюзель у "Пульки" в основе своей - тело вращения, то для создания его вполне хватило "вида сверху, снизу или сбоку" , всё остальное следовало сделать вручную. Плоскости- тоже вид в плане и приблизительный профиль у корня и у конца (с допусками на ручную обработку). Все остальные основные части вырезаны из полистирола и подогнаны друг к другу. К 3D-принтеру в наличии был лишь пластик ярко-зелёного и чёрного цвета. Я выбрал чёрный. В результате получился такой вот контрастный набор основных частей (фото с предварительной примеркой):
Затем началась разметка, выпиливание ниш шасси, кабины, гнёзд воздушных тормозов. Довольно трудным оказалось изготовление корневых зализов крыла, к которым пристыковываются консоли (первый вариант пошёл в утиль).
Обеспечив общую геометрию, приступил к наполнению фюзеля "подробностями": узлы с деталями шасси, платформа с деталями кабины, крепление воздушных тормозов (тормоза делал наполовину раскрытыми, как на музейной машине). Изготовление, деталировки и сборка шли приблизительно в такой последовательности:
Фонарь кабины изготовил из плёнки путём натягивания её на деревянную оправку. Когда дошло до общего примеривания, оказалось, что лобовое стекло "недозавалено" назад градуса на два - три и пришлось дотачивать оправку и тянуть новый фонарь. Колёса изготовил, как всегда, "таблеточным" способом. Основные колёса из пяти частей, носовое - из трёх. Закончив нанесение раскроя и наклеивание внешних отдельных частей, я решил, что пришло время малярить.
Окраска задумана не теперешняя, музейная а та, что была, по-видимому, "предпоследней" (машина перекрашивалась не менее двух раз), когда эта машина ещё летала.
Эта окраска была почти такой-же как сейчас, однако размер и форма букв и полос были немного другие. К тому-же белая окраска стала глянцевой (прежняя почти не блестела). Под такую окраску я заказал декали у Алексея Бацких, который быстро их изготовил.
Грунтовал и окрашивал белым:
Наконец, пришло время декалировать и модель становится всё больше похожей на прототип.
Окрасив колёса и проведя финальные доделки и подкраски, я водрузил колёса а свои места и машина обрела почти окончательный вид:
Далее пришла очередь фотосессии, которую, как всегда, провёл Константин Горшков (aka potter) своим аппаратом.В результате получилось следующее:
В процессе постройки много чего ломалось и делалось заново. Модель, начатая где-то осенью, наконец закончена, с чем себя и поздравляю.
Есть один недочетик который очень сильно бросается в глаза (возможно просто в моих глазах рябит....) - это угол наклона крыла относительно угла наклона горизонтального оперения (или стабилизатора), как мне кажется они не должны быть параллельными.
За труды, интересную статью и рождение модели несомненный +
unb320
Andrijan
Уокер
Serzh
jetac
Pavel_P
TAE
FORGER
LiAn
Saluza_Secundus
Dock
Rata2
pirovskikh
ГРач
VZCJJJJJ
СПАСИБО !!
Косяки... Грешен, понаделал их достаточно. Кто-то из наших писал, что при работе над моделью энтузиазм сохранятся не боле 40 дней. У меня вышло почти полгода. Видимо и это повлияло. Что касается окраски, то я привык к нитроэмалям, а они возьми да кончись, ядри их всяко. А у нас в Уфе хороших красок не купишь. Будем работать над этим вопросом.
Красотка! Интересно посмотреть на симбиоз технологий и ручной работы мастера. Спасибо.
Что касается внешности - он мне больше напомнил Тандерстрик - особенно похож фонарь. Ну и общее впечатление - скорее Тандерстрик или Ла-15, чем МиГ-15
Тема: Самодел 1/72 FMA IAe-33 PULQUI II
За труды, интересную статью и рождение модели несомненный +