Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот

Много лет назад в мои закрома попала интересная декаль от AeroWingsDecals на Аэрофлотовские Ли-2 конца 1940-начала 1960-х годов. Когда еще не было модели Ли-2 от Amodel в 72-м масштабе, эта декаль представляла собой определенный интерес для конверсии Дугласов от Revell или Italeri. Насколько она хороша сейчас?
 

Декаль отпечатана на листе из цельной подложки, о чем предупреждает листок в инструкции к ней. Печать судя по всему лазерная. В ней содержатся различные элементы, не отраженные в инструкции. Видно, что она делалась с запасом. Сама инструкция представляет собой ксерокопию страницы с боковиками авторства Юрия Тепсуркаева из журнала Мир Авиации 1999/4.
Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот 

Варианты


Декаль предлагается на 4 варианта, хотя в инструкции содержится всего 3.

Ли-2П авиакомпании Аэрофлот, СССР-03522, 1964

Про данный борт мне ничего неизвестно. Есть лишь одно его фото. По фото видно, что цифра 3 в бортовом номере имеет неверный шрифт. По остальным цифрам бортового номера сложно что-то сказать. Логотип Аэрофлота на носу фюзеляжа сделан неверно. Лезвие серпа коротковато, ручки серпа и молота почти не выходят вниз за пределы "крылышек". Нижние ряды в черных "крылышках" широковаты. В общем с пропорциями и инструментами беда. Надпись "Аэрофлот" имеет неверный шрифт. В частности буквы - О, Ф, Э. Неверно сделаны и полосы вдоль линии окон. На передних кончиках всех 4 полос должен быть красный кант, как на фото. В декали он только на двух. 
Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот 
Итог - вариант отдаленно похож на правду, но в мелочах содержится масса неточностей.

ПС-84 авиакомпании Аэрофлот, СССР-54814

Самолет был выпущен Ташкентским заводом в марте 1943 г., заводской № 1846904, серийный № 069-04. Изначально имел бортовой СССР-Х360, в июне 1943 г. получил бортовой СССР-Л3942. В 1944 г. он сменился на СССР-Л4100, а в 1945 г. при передаче в Украинское УГА на СССР-Л3967. 19 мая 1959 г. передан в Туркменское УГА и получил новый бортовой СССР-54814. 26 ноября 1960 г. списан приказом по отработке ресурса.
К сожалению удалось найти только 1 фото этого борта. Из него видна разница в шрифтах бортового номера на крыле. В декали слишком "квадратные" внутренние углы в буквах и цифрах. Местами неверно переданы пропорции - на букве Р заметно. Особенно сильно заметна "квадратность" углов на букве Р, цифре 5 и немного на букве С. 
Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот 
В остальном, самолет имеет стандартную для Ли-2 схему Аэрофлота в начале 1960-х годов. Эта схема Аэрофлота аналогична предыдущему варианту СССР-03522. Поэтому и все косяки у нее такие же. В инструкции борт ошибочно отмечен как СССР-54914, который летал в Якутском УГА. Надпись "Полярная авиация", как об этом написано в инструкции к нему не относится - у него должна быть "Якутское управление". По двум фотографиям Ли-2 снизу решил проверить шрифты и написание номеров на крыльях. В деталях шрифт декали не похож на шрифт на самолете. Он должен быть чуть жирнее, углы на цифрах должны быть более скругленными, пропорции цифр и букв не выдержаны. В общем, шрифтам в декали - не зачет.

Ли-2, Л6219

В декали предлагается борт, на который я так и не нашел информации в реестре, литературе и интернете. В инструкции он отмечен комментарием к варианту "СССР-54914". Проверить достоверность данного варианта окраски за исключением ливреи Аэрофлота (разобранной выше) невозможно. Возможно, что у автора декали были свои источники и такой борт существовал в реальности.

Ли-2 «Авиаарктика», СССР-Н328 

Данный вариант окраски вызывает больше всего вопросов, с которыми стоит разобраться. Ли-2 с бортовым СССР-Н328 никогда не было. Тем не менее, информация о нем встречается в сети и журналах - в Мире Авиации 4/1999, в Авиаколлекции 3/2005, у Пилявского, Палитре Крыла и в других источниках. Попробуем разобраться, что к чему. 
Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот 

С-47 СССР-Н328

Самолет с бортовым номером СССР-Н328 действительно был, но не Ли-2, а как выяснилось и подтвердилось недавно - C-47. Douglas C-47-DL, выпущен в феврале 1943 г. на заводе в Лонг-Бич, заводской № 9118. 24 февраля 1943 г. поступил в ВВС США с регистрационным номером 42-32892. 12 марта 1943 г. передан в ВВС СССР по ленд-лизу. Изначально он относился к 7-му перегоночному авиационному полку 1-й перегоночной авиационной дивизии ГВФ на Красноярской воздушной трассе, но уже 16 апреля 1943 г. был передан Управлению полярной авиации, где выполнял ледовую разведку, преимущественно в Карском море, летая с аэродрома Амдерма. 13 ноября 1943 г. был внесен в реестр и получил бортовой номер СССР-Н328. С 30 июня по 24 июля 1944 г. самолет выполнял ледовую разведку и проводку конвоев в Карском море с аэродрома Амдерма. В 1945 г. передан в Чукотскую авиагруппу полярной авиации, где получил бортовой номер СССР-А-3072. В январе 1946 г. он был передан из полярной авиации в 26-й транспортный авиационный отряд Красноярского территориального управления гражданского воздушного флота и получил новый регистрационный номер СССР-Л1204.

Катастрофа Н328

Днем 22 апреля 1947 г. самолет совершил пассажирский рейс из Красноярска на мыс Косистый. Вечером того же дня самолет отправился в обратный рейс с промежуточными посадками в Хатанге, Дудинке и Туруханске. Через полчаса после вылета в Хатангу у самолета отказал левый двигатель, от которого работал генератор рации, а еще через полтора часа связь с ним прервалась, так как аккумуляторы сели. Посадку самолёта произвести не было возможности из-за плотной облачности, поэтому полёт над тундрой в поиске «окна» в облаках продолжался на одном правом моторе ещё почти пять часов. Пролетели около полутора тысяч километров. Когда горючее было на исходе, экипаж принял решение садиться в тундре. Это было в 180 км северо-западнее деревни Волочанка Авамского района Таймырского НО. При посадке на глубокий снег с выпущенными шасси в конце пробега правое колесо попало в яму и самолет скапотировал. От удара вырвало левый двигатель, нос смяло, но люди отделались только ушибами. Через некоторое время экипажу удалось исправить и запустить на несколько минут правый двигатель. Зажглись фары, закрутились деформированные лопасти винта, получила питание рация. Но в Хатанге успели принять лишь обрывочные сигналы, а затем мотор окончательно заглох. 26 апреля командир экипажа М.Д. Тюриков с бортмехаником В.А. Писмаревым, бортрадистом А.Д. Смирновым и 4 пассажирами (только что освобожденными заключенными) отправились за помощью в заснеженную тундру и пропали без вести. Трехнедельные поиски самолетами Красноярского управления в районе Хатанги не принесли результата. 
Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот 
В итоге из Москвы на поиски был вызван экипаж В.В. Малькова на Ли-2 с лыжным шасси, а со стороны Хатанги был привлечен экипаж ГСС Ф.А. Шатрова. Опираясь на мнение радиста аэропорта Волочанки, принявшего последние сигналы радиосвязи, на следующий день, 11 мая, экипажем Шатрова в тундре были обнаружены с воздуха сначала несколько человек, а по их следам уже обнаружили и самолет. Так как самолет Шатрова не был оборудован лыжным шасси и не мог приземлиться на снег, пришлось сбросить несколько спальных мешков и коробки с НЗ. На следующий день в Волочанку прибыло звено из трех По-2 под командованием М.Е. Сахарова. По полученным координатам они нашли самолет и произвели посадку. Оказалось что выжили все 28 человек, только у некоторых были следы обморожения. Была подготовлена полоса для посадки Ли-2 и звено По-2 с 4 пассажирами вернулось в Волочанку. Остальных людей 18 мая забрал экипаж Ли-2 Малькова. Спустя 6 лет оленеводы нашли останки командира экипажа Тюрикова в 120 км к юго-западу от места крушения. Следов других 8 человек его группы так и не нашли. Сам самолет до сих пор продолжает оставаться в тундре и понемногу разграбляется на сувениры охотниками, оленеводами и туристами. Но в 2015 г. появилась информация, что самолет собираются эвакуировать и восстановить в качестве памятника в Красноярске. И вроде как уже приступили к демонтажу узлов для перевозки.
Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот 
В какую окраску был окрашен этот самолет неизвестно, так как время и суровые зимы не пощадили лакокрасочное покрытие и его стерло до грунтовки и металла. Собственно дальше будет обсуждение его окраски.

C-47 и ПС-84/Ли-2 в Полярной авиации

Можно в рамках данного варианта декали рассмотреть историю появления в Полярной авиации самолетов Ли-2/ПС-84 и С-47. Фотографий первых четырех ПС-84, поступивших в Полярную авиацию в 1941 г., породили в 1999 году данный ошибочный вариант окраски, напечатанный в Мире Авиации 4/1999. 
В январе 1941 г. Управлению Полярной Авиации были переданы 4 ПС-84 с бортовыми номерами СССР-Н310, СССР-Н311, СССР-Н313 и СССР-Н314. В ноябре 1943 г. к ним присоединились два C-47 - СССР-Н328 и СССР-Н329. В 1944 г. СССР-Н329 был передан в другую организацию и из ВВС Красной Армии были переданы еще два C-47 с бортовыми номерами СССР-Н361 и СССР-Н362. В навигацию 1944 г. ПС-84 СССР-Н311 был сильно изношен и в итоге упал в Карское море у Амдермы. Экипаж спасся. В 1945 г. к ним добавились еще два C-47 - СССР-Н367 и СССР-Н368, а три С-47 СССР-Н328, СССР-Н369 и СССР-Н362 были переданы в Чукотскую авиагруппу ПА. В 1946 г. на Севере эксплуатировались С-47 с бортовыми номерами СССР-Н362, СССР-Н368, СССР-Н369, СССР-Н420, СССР-Н423, СССР-Н424, СССР-Н425 и Ли-2 с бортовыми номерами СССР-Н393, СССР-Н394, СССР-Н421, СССР-Н426 и СССР-Н427. Также еще были Ли-2 с бортовыми номерами СССР-Н359, СССР-Н470, СССР-Н495, СССР-Н496, СССР-Н499, СССР-Н501, СССР-Н502, СССР-Н556.
Как видим на Севере присутствовало большое количество ленд-лизовских С-47. По мере выработки ресурса родных моторов у C-47, они заменялись моторами АШ-82 и АШ-62. Таким образом, С-47 переименовывались в ТС-82 и ТС-62. ТС-82 было всего 2 штуки. На некоторые самолеты зимой устанавливались деревянные лыжи, стойки не убирались. 
Больше всего известны фотографии первых 4 ПС-84, на которых отчетливо видна их окраска по состоянию на 1940-е годы. 
Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот 

Окраска боковиков Юрия Тепсуркаева в Мире Авиации была следующей красно-оранжевая окраска хвостового оперения, верхней плоскости крыла и стабилизаторов и носовой части фюзеляжа и серебристая окраска средней части фюзеляжа и нижних плоскостей. Сейчас (в книге Маслова и на форуме Полярной авиации) уже склоняются к тому, что окраска этих самолетов была сине-оранжевой. Но не всех - только самолетов Н311 и Н313. Проверить это довольно сложно, так как нет цветных фотографий, а гадать по черно-белым фоткам какой точно был оттенок - бессмысленно. Поэтому мнения в вопросе окраски первых полярных ПС-84 расходятся. 
Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот 
На некоторых фотографиях заметно, что цвет на хвосте и носу разный (хвост оранжевый, нос синий, все остальное серебристое или белое). Поэтому я не буду выносить однозначный вердикт были ли ранние ПС-84 на севере красно-серебристыми или сине-оранжевыми. В общем, смотрите фотки. 
По ним можно сказать следующее, что в декали опять проблема со шрифтом. На этот раз в надписи "Авиаарктика". Буквы В, И имеют неверное написание. А буквы А и К чуть другие пропорции. На прилагаемом фото изображен ПС-84 СССР-Н313, летавший на ледовую разведку с аэродрома Певек в 1942 г. Видно, что цвет окраски носовой части фюзеляжа довольно темный.
Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот 
Первое время ПС-84 СССР-Н310 и СССР-Н314 были без окраски. СССР-Н311 и СССР-Н313 однозначно были двухцветными.
Если посмотреть, как были окрашены ленд-лизовские С-47 и Ли-2, летавшие во второй половине 1940-х и начале 1950-х годов, то видно, что они имеют зеленую окраску. Скорее всего, разбившийся С-47 СССР-Н328/Л1204 имел именно такой окрас.
Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот 

Декали и варианты в 1/72

10 лет назад, когда вышла эта декаль чистых Ли-2 в пластике никто не делал. Были DC-3, C-47 и AC-47 от Revell/Monogram, Italeri/ESCI, малоизвестные вакушки с них. С помощью конверсионного набора смолы от КАЮК и колес от Экипажа эти модели можно было конвертировать в Ли-2. И AWD была одной из немногих, кто делала декали на Ли-2. Сейчас с выходом ЛНД моделей от Amodel в 2012 г. ситуация изменилась в лучшую сторону. Стали доступны различные варианты.
К примеру, Amodel дает следующие варианты в наборах 72232, 72234, 72244:

  • Ли-2НБ, б/н красный 6, s/n 1848703 rote 6, май 1944 г.
  • Ли-2НБ, б/н белый 34, сентябрь 1944 г.
  • ПС-84, Полярная авиация, СССР-Н328 в оранжево-серебристом окрасе (что неверно)
  • Ли-2В, Полярная авиация, СССР-Н496 в зеленом окрасе
  • Ли-2П, Аэрофлот, СССР-03522
  • Ли-2Т, ВВС Польши, б/н 027
  • Ли-2Т, ВВС КНДР, б/н 04


Итого 2 варианта Amodel пересекаются с декальными от AWD. Один из них такой же «What if», а второй Аэрофлотовский сделан лучше, чем у AWD. Ливрея вроде верная, но шрифты я не проверял.
Также есть декали:

  • ModelMakerDecals на Ли-2 ВВС Польши
  • Authentic Decals на Ли-2, С-47 и DC-3 времен Второй Мировой Войны
  • Blue Rider на Ли-2 Аэрофлота СССР-Л1015
  • Crosswind на Ли-2 Вьетнама
  • HAD Models на различные Ли-2 и DC-3 авиакомпании Malev и борт Sunflower

Источники

 

Резюме

Увы, декаль разочаровала. Все варианты окраски имеют неточности. Шрифты букв и цифр бортовых номеров и надписей неверны. Один вариант окраски вообще взят с потолка. Ливрея и логотипы Аэрофлота напечатаны с ошибками. Что из нее можно взять? Да ничего. Она не дает ничего нового по сравнению с декальными вариантами Amodel. А можно, взять декаль, не парится с исторической достоверностью, склеить модель, окрасить как есть и поставить на полку. У декали есть лишь одно оправдание - 10 лет назад, когда ее создавали, информации по Ли-2 было намного меньше.
Хотел написать короткий и лаконичный обзор «наклеечек», а получилось как всегда… Меня уже неоднократно посещает мысль, что многие афтемаркетные декали можно вообще не покупать, и за меньшие деньги проще заказать печать декали на желаемый вариант частному лицу. Увы, только сделать точный макет может не каждый. Тут конечно есть свои подводные камни и особенности. 
С уважением, Андрей «SilverGhost»

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
Bubnov в 31.05.2016 - 10:02
Тема: Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/...(#10004) - обсуждение

Спасибо !
Vladimir1:100 в 31.05.2016 - 10:54
Тема: Обзор декали AWD 1/72 Лисунов Ли-2П/Т Аэрофлот
Спасибо за такой развернутый обзор! В оправдание указанных Вами косяков могу лишь сказать, что декаль делалась исключительно по материалам того журнала за отсутствием каких-либо других (хотя несколько надерганных из сети фоток автор декали мне показывал - делалось всё при мне:)) По цветам "полярника" лично моё... скажем так - ощущение (по ч/б фоткам), что он всё ж бело- (не серебристо!)-оранжевый. Никого не агитирую и не хочу переубеждать, просто "так вижу". Собирался себе делать такого, но как-то до сих пор не дошло. Сделал двух других - 54914 на заказ из Итала (моторы и капоты предоставил изготовитель декали, модель заказывали ему) и 04218 в 100м масштабе из Ниттовского С-47 (декаль мне перемасштабил опять же автор, а нужный номер я сам из имеющихся цифр набрал) Вот как-то так:)

##
##

##
##
(Про последний, если интересно, позже выложу подробности:))
SilverGhost в 31.05.2016 - 11:13
Vladimir1:100
Bubnov
спасибо за отзывы

Я лично склоняюсь к мнению, что окраски первых 4 ПС-84 на Севере были разными в зависимости от периода эксплуатации.
и бело/серебристо-красно/оранжевыми, оранжево-синими, так и комбинированный вариант одновременно этих двух окрасок тоже был.

К примеру здесь оттенок явно темный на фоне не светлой одежды полярников. поэтому скорее всего этот ПС-84 оранжево-синий или бело-синий


Здесь на верхнем фото, видно, что хвост и нос имеют разные оттенки. Окраска скорее всего комбинированная - бело-оранжево-синяя


А тут на верхнем фото - цвет носовой части сильно светлый - явно оранжево-красный.
Vladimir1:100 в 31.05.2016 - 11:41
Согласен с Вами. Сам видел только два последних фото, поэтому и склоняюсь к бело-оранжевому варианту.
TAE в 31.05.2016 - 20:52
Прекрасный обзор, особенно с декалью в руках... :mrgreen:
Kuzmich в 31.05.2016 - 22:11
Кроме того, что предлагаемые варианты декали вызывают и сомнения, и нарекания, хочу обратить внимание вот на что.
Я использовал эту декаль для оформления модели "Дорнье-Валь" в варианте "СССР-Н10". Использовались только буквы-цифры для нанесения регистрации на крыльях (бортовые номера тоже набирались по буквам, но из другого набора). После нанесения декали обнаружилось, что лаковая основа очень толстая, и кроме того имела некоторый желтоватый оттенок. Всё это было довольно заметным. Чтобы как-то скрыть сей "косяк" пришлось делать трафареты и закрашивать внутреннее пространство букв "С", "Р" и ноля серебрянкой. Так я сделал на одной поверхности крыла, на другой же стороне буквы пришлось вырезать по контуру. Резюме: не стоит приобретать данный набор вообще. :sad:
#
Vladimir1:100 в 01.06.2016 - 10:38
Толщина пленки зависит от года выпуска. Первые экземпляры печатались на старой тонкой пленке (примерно как сейчас Freedecor), которая ложилась вполне прилично (у меня 54914 был на такой), а позже - на MagicTouch, вот она толстая. (С сотым масштабом пришлось так же вот помучиться). Так что кому как повезет - "бренд"-то уже антикварный, купить можно только с рук. А лучше обратиться к ныне действующим декальщикам. Алексей Бацких (BAV) что угодно нарисует (пардон за рекламу :oops: )
SilverGhost в 01.06.2016 - 10:41
TAE
Ну ее качество не было причиной продажи.
Я как продал конверсию Ли-2 от КАЮК, так и решил избавиться от своих планов по переделке двух АС-47 (72 и 48) в Ли-2 и DC-3

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy