Представляю общественности свою первую модель после 7-летнего перерыва в моделизме. Наверное непривычно видеть от меня статью НЕобзор. Но не все же время мне писать о содержимом коробок, надо их еще и собирать. Любой обзор в идеале должен завершаться статьей по завершенной модели, которая подводит итог по модели и афтемаркету, которые применялись в ходе ее постройки. С этой моделью и ее афтемаркетом это получилось и статья раскроет некоторые особенности недоработок как самой модели так и афтемаркета на нее и станет логическим завершением обзора. Работа над моделью и ее доработками длилась в общей сложности ровно год и доставила массу удовольствия. Обо всем подробнее ниже.
Наверное, непривычно видеть от меня статью про готовую модель после долгих лет написания обзоров на них. Прошло чуть больше 7 лет с того момента как я покрасил свою крайнюю модель – конверсию A6M2 Zero из A6M5 от Моделиста/Academy. Именно постройка той модели вынудила меня искать информацию в интернете, которую я нашел на этом сайте, где в итоге зарегистрировался. Тогда я понял, что все, что я умел и знал на тот момент – ничто по сравнению с реальным уровнем стендового моделизма, его технологиями и фишками. Про свои модели тех лет уже даже и вспоминать не хочется и стыдно показывать современным моделистам. Но обучение новым технологиям окраски, применению афтемаркета давались сложно и трудно. И спустя 7 лет, пройдя долгий и извилистый путь обучения на Scalemodels, я, наконец, сделал модель - далеко не самую простую модель по сравнению с привычными самолетами в масштабе1/72. Пришло время мне отчитаться о проделанной работе перед модельным сообществом и подробно рассказать про модель и ее афтемаркет, подведя итог ранее написанным обзорам.
Декаль 1/350 Флаги и вымпелы Российского Императорского Флота
Прототип
Так как не было возможности в точности сделать Марат (Петропавловск) по состоянию на 1922 год из-за отсутствия травленого или декального названия корабля на корме, то было решено строить однотипный и во многом схожий с Петропавловском Севастополь. Оставалось выбрать на какой временной период делать модель. Проектный (который был дан Звездой), по состоянию на июль-август 1914 г. по время швартовочных испытаний, по состоянию на сентябрь-декабрь 1914 во время ходовых испытаний, 1915 г. после установки сетей, 1916 г. после обмена с Гангутом марок на трубах и появлением первых зениток и дальномеров на башнях, 1917-1923 во время гражданской войны. Травление North Star Models в своем максимальном виде реализовывало именно достроечную версию Севастополя по состоянию на июль-август 1914 г. во время нахождения линкора у стенки Балтийского завода во время достройки и швартовочных испытаний. Главными признаками этой конфигурации является остекленная "веранда" ходового мостика и крылья ходового мостика, идущие до бортов. Вот несколько фотографий корабля в этом состоянии у стенки Балтийского завода.
Постройка модели
Полная версия процесса постройки модели отражена в теме Я приведу в статье лишь сжатую версию процесса постройки модели. Некоторым может это будет полезно при постройке модели кораблей или конкретно этой модели и применению описываемого афтемаркета.
Так как модель была из ранних отливок Звезды, то проблем со сборкой не возникло вообще. Установка дейдвудов и кронштейнов валов потребовала лишь немного подгонки и шпаклевки. Пришлось исправить профиль кронштейнов, придав их кромкам более острую форму. Кромки рулей были излишне толстыми. Поэтому рули пришлось сильно стачивать по толщине и придавать их передней и задней кромкам более острый вид. У модели Звезды верхняя часть форштевня была недостаточно вертикальной, а сам форштевень толстоват. Исправить в полной мере недостаток с наклоном не удалось, зато форштевень был заточен. На фотографии Полтавы в эллинге это заметно. Единственный серьезный недостаток модели Звезды проявился именно на начальном этапе сборки. Пришлось вышлифовывать днище модели от шагрени и выравнивать шлифовкой поверхности борта, которые были неровными от усадок пластика. Обводы подводной части корпуса модели немного искажены (недостаточно полные) и это бросается в глаза при сравнении с моделями балтийцев, построенных по выкройкам бумажных моделей. Но этот недостаток не существенен и почти не заметен. Палуба идеально встала в корпус без щелей. Половинки палубы склеивались между собой на ровной поверхности, чтобы избежать ступеньки на стыке. Стык двух сегментов палубы был зачищен, и расшивка палубного настила была восстановлена. Единственное, что забыл – не установил травленые маски 120-мм орудий в казематах. Крышки амбразур подводных торпедных аппаратов установил от North Star Models. Была попытка заменить лопасти гребных винтов на травленые, но она провалилась, так как травленые лопасти были лишены профиля и крутки. Было решено переделать родные винты. Втулки винтов пришлось шпаклевать от следов пресс-формы, лопасти делать тоньше и затачивать им края.
На бортах по бокам от носовой надстройки были установлены дополнительные кожухи мусоропроводов, которые отсутствовали у Звезды. Правда поставил я их неверно - получилось как на Гангуте. На Севастополе они стояли между первой парой шлюпбалок, а не между двумя парами шлюпбалок. Торцы кожухов были рассверлены, а позади клюзов были сделаны вентиляционные трубки, которые были отличительной чертой линкоров постройки Балтийского завода («Севастополь» и «Петропавловск»). Флагштоки были изготовлены из жил проводов 0.3 мм, а на самый кончик добавил капельку цианоакрилата. 3 носовых шеста противоторпедных сетей по каждому борту были перенесены вверх относительно их расположения в модели, где они изначально располагались неверно. Полки сетей были собраны из травления. Подкосы некоторых полок на корме пришлось подрезать, так как они мешали установки шестов. Для крепления топенантов шестов в походном положении на бортах были установлены травленые кольца диаметром 0.3 мм из набора Fixing Ring of flues в масштабе 1/700 от Rainbow. Под них были засверлены отверстия в корпусе сверлом 0.2 мм.
Основная сборка травления началась с установки иллюминаторов с козырьками на корму и палубных решеток якорных клюзов на носу. North Star Models предлагает установку остальных травленых иллюминаторов на борт, но это неверно. Бортовые иллюминаторы линкора были просто вырезаны в борту и не имели обрамления. Далее началась сборка деталировки палубы – крышек бункеров угольных ям, ящиков, световых люков. Имитация световых люков с надстроек была удалена, а имитация закрытых люков трапов-сходней в подпалубные помещения была срезана с палубы. Кстати, имитации закрытых трапов-сходней в пластике переразмерены и их контуры соответственно повторяет травление. Световые люки и трапы-сходни были сделаны в открытом положении. Увы, но North Star Models неверно дала в инструкции схему установки этих люков. Они должны открываться в другую сторону. Так как в наборе North Star Models отсутствовала имитация палубных нащельников из мюнц-металла, которые были в наборе Pontos, а накрашивать их через маски аэрографом было занятием сомнительным и утомительным - то пришлось набирать 161 ряд нащельников состоящих из 390 деталей из наборов Flyhawk 1/350 IJN Brass Strip для японских крейсеров и эсминцев WWII. Идеальнее всего по точности и реалистичности подходили нащельники в 700-м масштабе от этой фирмы, но ширина расшивки Звезды соответствовала травленым полоскам для японских кораблей именно в 350-м масштабе. Визуальное сочетание 2 линий внутренней расшивки на палубе и выступающего нащельника смотрелась бы более тяжеловесно. Пришлось более широкими полосками закрывать звездинскую расшивку. 4 дня работы и полоски были готовы. Все бы ничего, но между площадками под якорные цепи нащельников на палубе не было. Но я и Звезда не обратили на это внимание.
С лобовых плит башен главного калибра были срезаны трапы и кольца вокруг амбразур. Были зашпаклеваны усадки пластика на крышах и боковых стенках башен. Стволы и башни ГК было решено оставить подвижными, а орудия противоминной артиллерии оставил зафиксированными. Стволы ГК и ПМК были заменены на точеные от North Star Models (на самом деле North Star лишь паковала стволы от Master). Для сохранения возможности вращения башен ГК пришлось подрезать перила и нижние ступеньки травленых трапов на задних стенках башен ГК, которые оказались достаточно длинными и не предполагали использование на палубе стикера или травленых нащельников. На лобовых плитах башен были установлены травленые трапы, ободки крепления чехлов амбразур орудий, деталировка башенок наводчиков, командирской башенки и тали для погрузки боезапаса. Эти тали оказались немного переразмереными.
47-мм орудия на носовой надстройке было решено заменить на смоляные 76-мм орудия Лендера от Комплект ЗИП. Разницы между орудиями в таком масштабе почти не было, а исполнение смоляных орудий было выше всяких похвал. Тем не менее, смоляные пушки были доработаны травлеными деталями от North Star Models.
Катерная надстройка, кильблоки катеров и вельботов были полностью собраны из травления.
Скоб-трапы, кольца на верхушках труб, решетки дымоходов, прожекторная площадка на второй трубе, световые люки на основаниях труб и маленькая площадка на носовой трубе были собраны из травления.
Увы, но в травлении и пластике не учли, что световые люки на основаниях труб всегда были открытыми и не закрывались. Поэтому их надо было высверливать. Торцы трубок сброса пара на дымовых трубах были рассверлены. Для удобства установки скоб трапов на вторую трубу с прожекторной площадкой они были разрезаны на 2 части. Леерное ограждение на прожекторную площадку было решено ставить после покраски. Прожектора были переделаны. От Звезды использовались только корпус прожектора и его основание. Все остальное было сделано из травления North Star Models.
В травлении даются два трапа на эту прожекторную площадку, но они устанавливались только на линкорах постройки Адмиралтейского завода - Полтаве и Гангуте. Диаметр шторок зеркала в травлении оказался чуть больше диаметра пластиковой детали. С кольцевым ограждением на верхушках труб из-за отсутствия опыта пришлось помучаться - в итоге часть деталей я безвозвратно испортил и оно было смонтировано лишь частично.
В травленых кран-балках для погрузки угля (которые устанавливались на дымовые трубы) я решил заменить травленые тросы на строенные волокна эластомерной нити Спандекс. Таким образом их удалось по-разному расположить и более точно спозиционировать кран-балки. Кран-балки на носовую трубу вешать не стал в виду их отсутствия в наборе травления.
Шлюпочные краны, которые собирались только из травления, дались непросто и некоторые травленые детали по ширине никак не подходили. Пришлось местами подрезать и делать не так как задумывали разработчики.
На кормовой надстройке все балконы, трапы и дальномерную площадку заменил на травленые. Леерное ограждение установил до покраски. К сожалению North Star Models сделал ошибку и дал в травлении на верхнюю часть кормовой надстройки трехниточное леерное ограждение. Такое было на Петропавловске, а на Севастополе оно было двухниточным. Примечательно, но в инструкции оно было нарисовано верно - двухниточным. В свою очередь и Звезда и North Star Models неверно расположили трап с палубы на нижнюю площадку кормовой надстройки. До установки дальномеров на башнях главного калибра в 1916 г. он шел от правого борта к левому, а после установки дальномеров его перенесли на другую сторону площадки. Исправлять площадку и леерное ограждение я уже не стал. Оставил как есть. Сделал из листового пластика ящики для сигнальных флагов. На грот-мачте заменил пластиковую прожекторную площадку с марсом на травленые. Для этого пришлось разрезать мачту на 3 части, так как травленые площадки не пролезали через стеньги и толстую мачту. Стеньги и реи на точеные не менялись. Хотя это следовало бы сделать, так как под чуть большим натяжением такелажа пластиковые реи и стеньги деформируются и выгибаются.
Так как модель делалась на короткий период швартовочных испытаний с июля по сентябрь 1914 г., то было принято решение установить красивый закрытый остекленный ходовой мостик с крыльями до борта. Капитанская рубка и ходовой мостик были полностью собраны из травления. Остекление прилагаемое Звездой я использовать не стал. Вместо него после покраски и лакировки я с помощью жидкости Microscale Liquid Decal Film «натянул» пленку в окнах, которая при высыхании стала похожа на имитацию остекления. При сборке носовой надстройки больше всего сложностей возникло при подгонке палуб надстройки между рубкой и дымовой трубой. Чтобы вся конструкция была съемной-разъемной для удобства покраски пришлось уменьшать длину палуб ярусов надстройки и растачивать все отверстия под рубку и мачту. Леера установил вместе с трапами до покраски. На торцы крыльев ходового мостика я сделал имитацию ходовых огней из деталей набора БАНО для авиации от Elf в масштабе 1/72. При определенном освещении они немного поблескивают.
На фок-мачте добавил 2 самодельных рея из проволоки, различные трубки, лестницу на марс и 2 маленьких площадки со стороны трубы. С нижним реем я промахнулся - он был установлен только в 1915 г.
Из 6 вельботов Звезды 2 шестивесельных вельбота я заменил на смоляные от Комплект ЗИП. Но весла в них я положил от North Star Models – они более интересные и с рельефом. 4 других вельбота от Звезды подверглись доработкам: банки были заменены на травленые, добавлены рули и петли для подвески на крюки шлюпбалок. Больше всего работ было с катерами. Почти вся деталировка Звезды была срезана с катеров, включая часть киля и перо руля. Установлены самодельные флагштоки из проволоки 0.2 мм (травленые смотрелись совсем плоско), травленый киль, перо руля, гребной винт, иллюминаторы, рейлинги, штурвалы, пулеметы, крышки люков и каркас шторм-трапов. Трубы и раструбы от Звезды были обработаны, а отверстия расточены. Каждый собранный катер состоял в итоге из 36-42 деталей.
Шлюпбалки из травления я использовать не стал – уж больно плоско они смотрелись. Доработал пластиковые шлюпбалки и установил травленые крюки с талями для подвески вельботов. Так как модель предполагалась в стояночной конфигурации, то шлюпбалки сделал развернутыми наружу от борта.
Итого примерно получилось 2200 деталей (Корпус 295, Вооружение 188, Палуба и оборудование на ней 779, Шлюпочное вооружение 302, Трубы 94, Рубки и мачты 135, Такелаж составил две с половиной сотни деталей и около полутора сотен пришлось на экипаж). Из которых только около 300 деталей было использовано из родного набора пластика.
Фотосессия модели перед покраской. Все было собрано насухо.
Окраска и достройка
Модель окрашивалась эмалями Gunze Sangyo Mr. Color. Попробую воспроизвести хронологию процесса покраски модели. Сначала модель была загрунтована Mr.Surfacer 1200, что потом оказалось ошибкой – надо было использовать для грунтовки днища белую Mr.White Base 1000. В первую очередь красилась палуба (№44 Tan Ships deck) и металлические участки палубы (Neutral Gray) в районе якорных шпилей на носу. Далее палуба полностью закрывалась масками. Процесс нанесения нескольких сотен мелких масок из тамиевского скотча на палубу растянулся на трое суток.
Потом красилась белым ватерлиния (№ 1), которая после просушки маскировалась маскировочной лентой Aizu Micron шириной 1 мм (в идеале подошла бы 0.7 мм). Затем наступила очередь окраски днища линкора и паровых катеров. Несмотря на то, что днище кораблей РИФ в годы Первой Мировой Войны окрашивались кузбасс-лаком (то есть в почти черный цвет) и были вариации на эту тему на различных флотах, было принято решение окрасить по «нарядному» в красный. К примеру, днище черноморских линкоров из-за особых условий эксплуатации окрашивалось специальной зеленой краской для уменьшения обрастания. Так как модель делалась на момент достройки и испытаний, то точной информации в какой цвет было окрашено днище не было. Для окраски днища был взят оттенок № 327 RED FS11136 USAF Thunderbirds. Из-за того, что днище было загрунтовано серым, а не белым, пришлось наносить 3 слоя краски на днище, чтобы сделать цвет более насыщенным. Валы гребных винтов также красились в цвет днища, несмотря на мнение некоторых моделистов и судей, что на кораблях под воздействием кавитации краска с валов слезала быстро. Но так как у меня прототип корабля еще не выходил в море, то кавитация ему была не знакома. В этот же цвет были окрашены подводные части корпусов паровых катеров и марка на носовой трубе. Правда с расположением марки я немного промахнулся на несколько миллиметров по высоте. После просушки днище было полностью закрыто масками и был нанесен базовый серый цвет. За основу был взят цвет № 306 Gray FS36270 USAF F-16. Надстройки красились в тот же цвет, что и борт, только в более светлый оттенок c добавлением белого. К сожалению тестовые выкраски не дали явного ответа и получившийся базовый цвет оказался более светлым, чем на прототипе. Верхушки и внутренности дымовых труб, якорные цепи красились в черный цвет (№ 2 Black), гребные винты и раструбы с трубами на паровых катерах красились латунным металайзером Mr.Metal Color 219 Brass, створки зеркал прожекторов металайзером Mr.Metal Color 211 Chrome Silver. Якоря изначально окрашивались в черный цвет, потом поверх задувались жидко разведенной серой краской как фильтром. Линолеум на палубах мостиков и марсов накрашивался кистью цветом № 29 Hull Red.
Краска с нащельников на палубе, козырьков иллюминаторов на корме, кормового герба и табличек с названием на корме аккуратно снималась лезвием Excel. Чтобы не лакировать весь корпус для нанесения декалей, на места нанесения декалей на корпус аккуратно наносилась кистью футура. Осадочные марки были взяты из родной декали. Палуба лакировалась двумя слоями глянцевого акриловоголака Mr.Hobby Gloss Clear, а переведенные декали и места смывки на корпусе и надстройках – одним слоем. Палуба тонировалась смывкой AK 301 Wooden Deck. Детали на корпусе (клюзы, мусоропроводы, крышки ТА), шесты противоторпедных сетей, башни орудий главного калибра, рубки и трубы тонировались смывкой MIG Neutral Wash, а смотровые щели, 47-мм орудия, дула 305-мм орудий и иллюминаторы тонировались MIG Dark Wash. Процесс смывки палубы оказался весьма трудоемким и занял почти 4 дня.
После чего палуба была задута матовым лаком Mr.Color Flat Clear, а весь корпус и надстройки модели – полуматовым лаком Mr.Color Semi-gloss Clear. Во все иллюминаторы для имитации остекления была капнута капелька Футуры.
Так как модель строилась и красилась модульно, а все детали были подогнаны друг к другу до окраски, то конечная сборка не составила никаких проблем. Модель собралась как конструктор LEGO за неделю. Сначала на корпус были смонтированы рули и гребные винты. Потом в корпусе под подставку были насверлены отверстия с резьбой, и он был привинчен винтами к подставке. Подставка из ламината с фурнитурными стойками и плексигласовым колпаком заказывалась у Данилы "Danila77". Заливать крепления изнутри корпуса цианоакрилатом или завинчивать гайками я не стал. Хотя на будущее вариант с гайками и циакрином будет лучше и прочнее. После чего началась установка якорей, палубного оборудования, шестов противоторпедных сетей, орудий противоминной артиллерии, мусоропроводов и прочего. Далее были смонтированы башни главного калибра, передняя труба, кормовая надстройка и носовая рубка. Предварительная расточка посадочных мест и подгонка палуб мостиков позволила без проблем установить их между трубой и рубкой. После чего настала очередь такелажа. Такелаж в модели делался из волокон эластомерной нити для бисероплетения Спандекс, которую можно купить в магазинах для рукоделия. Сама нить плоская, шириной 1 мм, сплетается из волокон и отлично тянется, пружинит и легко клеится цианоакрилатным клеем, который ее в месте контакта подплавляет. Для получения тонких волокон, нить надо расплетать. Топенанты шестов противоторпедных сетей и тросы кран-балок для погрузки угля делались из более толстых двойных и тройных волокон. Весь остальной такелаж (мачты, фалы флагштоков, обвязка вельботов на шлюпбалках, растяжки антенн, подвесы сходней, растяжки шлюпочных выстрелов) делался из одиночного или двойного волокна. Работа над такелажем в итоге заняла всего 3 дня. Мачты для удобства предварительно отдельно от корпуса обтягивались (где это было возможно) и только потом уже монтировались на модель, где заканчивалась их обтяжка такелажем. На нитях такелажа были сымитированы изоляторы из капелек почти застывшей белой краски, а на фалах фок-мачты установлены сигнализаторы количества оборотов паровой машины. После этого на корпус монтировались леерные ограждения и только потом ставились и подгонялись по месту крылья ходового мостика (леерные ограждения на крыльях пришлось сильно подрезать так как крылья выходили за пределы ширины корпуса и их пришлось укорачивать). В леерных ограждения у кнехтов были вырезаны секции рейлингов. Этот момент был вызван спорным требованиями судей на Чемпионате России 2015 г. к моделям в стояночной конфигурации для "необходимости проведения их швартовки". Рейлинги у кнехтов были съемными и в момент швартовки могли убираться. Адмиральские сходни из травления посредине корабля по ширине никак не садились на свое посадочное место и им мешались полки противоторпедных сетей и шесты. Как оказалось, Звезда не сделала в пластике трапецивидную конструкцию на борту для крепления трапа. В итоге мне пришлось сделать эту конструкцию, немного переделать сами сходни и сделать пару поддерживающих кран-балок для них. Трапбалки для сходень я взял из травления, заменив травленые нити на волокна Спандекса. На самом финише были установлены паровые катера и вельботы на кильблоки у кормовой рубки, шлюпбалки, вторая дымовая труба с кран-балками для погрузки угля, шлюпочные краны, различные кран-балки, трапбалки, спасательные круги и флагштоки. Первоначально спасательные круги были взяты из травления North Star Models, но они оказались непропорционально тонкими и их позже заменил на смоляные круги этой же фирмы. Они имели такой же диаметр, но за счет большей толщины обода круга смотрелись намного гармоничнее. Кормовой флаг был взят из декали Бегемота и переведен на пищевую пленку, которую в процессе высыхания обминал для придания эффекта развевающегося флага, а затем обрезал пленку по контуру флага. А далее флаг клеился торцом в стык к натянутому фалу флагштока на клей ПВА. Гюйсов времен Российского Императорского Флота в декали Бегемота не оказалось, а в других афтемаркетных декалях их тоже не было. Но спустя почти год была приобретена специальная декаль по флагам и вымпелам на корабли Российского Императорского Флота. Из этой декали как раз и был взят гюйс. Травленая табличка с названием модели была загрунтована и окрашена черным глянцем. После просушки краска была снята лезвием с выступающих букв и бортика. В общем, после 9 месяцев непрерывной работы над моделью, всего за несколько часов до начала Чемпионата России 2015 по судомоделизму модель была готова и успела принять на нем участие в своем первоначальном, но не конечном виде. Финишный отрезок по сборке модели после лакировки занял ровно 2 недели.
Модернизации
Как и любой корабль, модель за свою еще небольшую жизнь уже успела пройти тернистый путь модернизаций и ремонтов после аварий. Без них увы не обошлось... Через неделю после Чемпионата России по Судомоделизму 2015 при подготовке модели к фотосессии для журнала М-Хобби в середину модели упала настольная лампа, вызвавшая обильные разрушения. Пришлось проводить ремонтные работы – восстанавливать трубу с кранами, леера, палубные конструкции, сломанные мачты и заново тянуть такелаж. Одним из напоминаний этой "катастрофы" являются немного кривые мачты и не совсем перпендикулярно стоящие к диаметральной плоскости реи. Восстановительные работы заняли несколько дней.
В течение года между поездками на выставки модель подверглась еще 4 модернизациям. Эти доработки позволили улучшить ее внешний вид и убрать некоторые косяки. Всего на доработки готовой модели ушло еще 3 месяца работ.
Такелаж 4 раза полностью менялся и дополнялся. Была сделана полная обвязка выстрелов противоторпедных сетей - "по-походному" и в "боевом" состояниях, протянут трос для закрепления противоторпедной сети через все шесты. Конечно местами не хватает талрепов и различных изоляторов, но для начала такой такелаж вполне сойдет. Из толстой проволоки были сделаны шлюпочные выстрелы обоих бортов. Так как линкор стоял у достроечной стенки Балтийского завода левым бортом, то шлюпочные выстрелы правого борта были установлены в развернутом состоянии. На шлюпочные выстрелы повесил веревочные лестницы и швартовы для катеров и вельботов. На корме добавил пару вертикальных лесенок в районе шлюпочных выстрелов и поставил два Т-образных самодельных вентиляционных раструба. Правда, как оказалось, эти раструбы для вентиляции кают-компании или офицерских кубриков были установлены в конце Первой Мировой Войны или уже во времена Гражданской. Из нитей для такелажа сымитировал цепочки на различных заграждениях.
Была сделана попытка заменить пластиковую якорную цепь из набора наборной травленой якорной цепью от North Star Models. Звенья якорной цепи травленые и имеют контр-форсы. Вроде бы ничего так работа, но потом последовала череда ошибок. Была выбрана цепь с наименьшим размером звена 0.6 мм. Вместо того чтобы сначала собрать цепь и уже потом ее окрасить, я сначала ее загрунтовал и окрасил. В итоге толщина звеньев увеличилась и они перестали пролезать в отверстия друг в друге. Пришлось оставить "экспириенс" с цепью на следующие модели.
Но самой трудоемкой и сложно реализуемой работой/доработкой на модели стало мое решение "поселить" на модели смоляной экипаж от North Star Models. Были куплены 2 набора смоляных матросов и офицеров Российского Императорского Флота в рабочих позах чтобы сымитировать процесс уборки верхней палубы после погрузки угля. Всего около 150 фигурок ростом 5 мм. Полтора десятка офицеров, с десяток-два нижних чинов, примерно 120 матросов и различный инвентарь - ведра, кадки с водой для уборки палубы. В течение недели они муторно и методично выпиливались поштучно с литника-питателя пилочкой, сделанной из бритвенного лезвия. Фигурки моряков были установлены на полоски из Патафикса и задуты базовыми цветами из аэрографа - матросы светло-серым, офицеры - черным. Далее начался пожалуй самый сложный процесс в сборке модели - ручная окраска кистью фигурок. В магазине худ. товаров была куплена кисточка толщиной 10/0 (10 нулей). Первая пара десятков фигурок дались с трудом и красились с помощью "гляделки". Но потом глаза и моторика рук привыкли к процессу и окраска фигурок пошла бодро, даже без применения "гляделки". В идеале, для окраски кистью фигурок лучше применять акриловые краски. Всего на каждого матроса/офицера уходило по 5-7 цветов. После просушки краски, применялась смывка MIG Neutral Wash для оживления фактуры смоляной фигурки. Выделять рот, глаза и делать имитацию лент на бескозырках я уже не стал. Но процессом окраски мучения не закончились. Начался процесс отрезания фигурок с питателей. Это был ад. Так как приходилось отрезать подошвы ботинок от питателей, то часто фигурки от напряжения ломались в самом тонком месте - в районе лодыжки. Каждый второй моряк получал "отрыв ступни", каждый сигнальщик "лишался" кистей рук и флажков и так далее. Некоторых моряков приходилось собирать из 4-5 фрагментов. Парочку собрать не удалось и пришлось комиссовать на берег. Еще несколько "пропали без вести" в процессе окраски. В итоге сборка и окраска смоляных морячков заняла больше месяца. За пару вечеров была придумана примерная расстановка фигурок по группам, чтобы обыграть различные сценки: "построение", "раздача нарядов", "уборка палуба", "перекур", "офицеры на мостике", "возвращение на корабль", "вестовой", "часовые у флага", "сигнальщики" и свободно слоняющиеся по различным делам остальные члены экипажа. В комплекте было с десяток сигнальщиков, но только 2 из них подавали одинаковый сигнал. Эти двое и были установлены на модели, так как на модели для сигнальщиков была свободна только площадка на марсе грот-мачты. А на сигнальные площадки носовой надстройки были установлены матросы, работавшие с фалами фок-мачты. Все фигурки моряков были установлены на палубу на клей ПВА.
В итоге на всю сборку и доработки ушел ровно год еженедельных работ. Несмотря на все сложности работа по доработкам и сборке доставила массу удовольствия. За прошедший год модель активно поездила по выставкам, собрав хороший урожай призов.
Фотосессия
Из меня еще тот "фотограф и редактор", поэтому получилось не совсем то, чего хотелось. Но ошибки съемки, редакции RAW, недостаточный ДД и ГРИП будут исправляться в уже следующих фотосессиях других моделей. Первая фотосессия для МХобби была еще печальнее...
Общие фотки модели
Крупные планы надстроек и деталировки
Источники
При работе над моделью использовались следующие источники информации:
И.Ф. Цветков Боевые корабли мира – Линейные корабли типа Севастополь. Часть 1 – Проектирование и строительство
А.В. Скворцов. Мидель-Шпангоут 1 (6)/2003. Линейные корабли типа Севастополь
Maciej S. Sobanski. Okrety Swiata #15 – Rosyjskie pancerniki typu Sevastopol
А. Васильев. Арсенал-пресс. Первые линкоры Красного флота
Советы Алексея Лежнева, построившего «с нуля» все 4 балтийских и 3 черноморских линкора.
Резюме
Фуф, вроде все. Теперь у вас есть полная информация по достоверности и качеству наборов Звезды и North Star Models, дополняющая ранее написанные их обзоры.
Несмотря на то, что многие вещи при постройке модели я делал впервые, ни постройка ни модель сложностей не вызвали. Это говорит о том, что исходный набор от Звезды и комплект травления от NorthStar Models обладают хорошим качеством и позволяют при минимальных затратах и среднем уровне умения моделиста получить отличный результат, который, главное, не запороть окраской. Насколько это получилось у меня, судить уже Вам, товарищи.
Модель вышла не идеальной, было много ошибок, промахов, но как для первой моей модели за 7 лет - я доволен результатом. То, что не получалось у меня с самолетами и автомобилями, мне легко удалось реализовать с моделями кораблей. Можно сказать я сдал экзамен на профпригодность и смог найти свою "нишу" в моделизме. Ведь крайнюю модель до Севастополя я построил еще до своего прихода на Scalemodels 7 лет назад. Получив бесценный базовый опыт я с головой погрузился в новые постройки и уже скоро с моих стапелей сойдет новый корабль...
Надеюсь, что не смотря на огромный объем текста и комментарии "много буков - не осилил", моя статья станет полезной для поклонников морской темы и позволит избежать досадных ошибок при доработке этой модели, которые случились со мной.
Выражаю благодарность всем тем, кто меня окружал, поддерживал, помогал в достижении к цели – любимой Супруге, Алексею «ПиЛя», Ивану «VMMaster», Андрею «avcooper», Юре «YuraVS», Вениамину «Ares», Даниле «Danila77», Жене «айк», Жене «keg», Валентину «ХORST», Антону «Comanche», Владимиру Якунчикову и другим ;)
С уважением, Андрей «SilverGhost»
Приветствую всех.
Очень нужна ваша консультация. Сам я БТТэшник, но всегда хотел иметь на полке модель корабля. Севастополь уже ждет своего часа. Понтос уже прикупил, может и NS в дополнение возьму (после ваших сравнений :roll: ), т.к. SHE будет единственным в коллекции. Что из афтера можете еще посоветовать (если чего в Понтосе не хватает)? Особенно непонятно с ЗиПом - для меня эти вельботы, ялы, якори Холла со штоком... :oops: (с Лендером вроде определился-зря на них стволы есть что ли :lol: ). И что можете сказать про A.MIG Rigging Super/Medium/Fine?
Заранее спасибо.
упс. кажется что-то нашел.
"Якорное устройство включало два становых якоря Холла, которые втягивались в бортовые клюзы, и один запасной якорь Холла, весом каждый по 8,23 тонны и две становых цепи калибром 76-мм.....Спасательные средства линкора состояли из двух паровых катеров, двух моторных катеров, двух 20-вёсельных баркасов длиной 11,6 метра, двух 20-весельных моторных баркасов, двух 6-вёсельных ялов и двух 6-вёсельных вельботов длиной 8,5 метра, а так же матросских коек, которые вязались в кокон и могли держать на плаву человека до 45 минут, а потом тонули."
Только какой якорь - со штоком или без?
Нужны такие якоря:
http://www.scale-shop.ru/product_31360.html
http://www.scale-shop.ru/product_31359.html
Пушки Лендера на Севастополь ставили ближе к концу ПМВ, так что не знаю, стоит ли их брать.
На верху передней надстройки стояли ИМХО 47мм гочкиссы на переднем штыре, вот такие:
http://www.scale-shop.ru/product_43922.html
Еще можно купить шестивесельный вельбот (1упаковка)
http://sudomodelist.ru/komplekt-zip/2361-velbot.html
И шестивесельный ял (1 упаковка)
http://sudomodelist.ru/komplekt-zip/2373-shestiveselnyy-jal.html
Открытых двадцативесельных баркасов ЗИП пока не делает, хотя и обещает, что скоро будут.
Есть зачехленный 20-весельный:
http://sudomodelist.ru/komplekt-zip/8945-20-veselnyy-barkaz-zachehlennyy.html
Если очень не нравится то, что дает Звезда, можно взять, но на мой взгляд, замена не имеет смысла...
Катера для Севастополя никто не делает.
Можно попробовать поменять лебедки на смолу НС
http://northstarmodels.com/product/1350-royal-navy-winches-10-pcs-1-ton5-pcs-3-ton10- pcs-steam/
Но это тоже спорное решение - с одной стороны, то, как показывает их Звезда (в виде пары параллелепипедов) - ужасно, а с другой стороны, фото этих лебедок нигде нет:( Можно и не угадать.
И что можете сказать про A.MIG Rigging Super/Medium/Fine?
ИМХО дорогая фигня. Метр капронового бантика решает все проблемы с такелажем, тем более что Вы будете менять мачты на металл.
PS Магазинами по ссылкам я не пользовался, поручиться за надежность не могу. Просто взял первые попавшиеся ссылки.
YuraVS
Огромное мерси. Примерно такой набор я и присмотрел.
Непонятно все еще с якорями-нужно оба набора-со штоком и без? :oops:
С Лендерами - такой период и собираюсь делать - конец 16-го
С Гочкисами не мог определиться - теперь норм
Вельбот и ял возьму обязательно, зачехленный баркас-не айс-согласен
Про лебедки не знал.Возьму.
Rigging: случайно на глаза попался наборчик-хотел узнать мнение. Почитаю про другие технологии - до стройки далеко - много танчегов в доделке :smile:
Непонятно все еще с якорями-нужно оба набора-со штоком и без?
Тут такое дело... в клюзы вставляются якоря без штоков (3шт), на корме стоят два якоря со штоками. Т.е. покупая два набора якорей Вы останетесь с 35-ю ненужными якорями :)
Можно оставить родные, они в-целом правильные, но погрубей, конечно, чем смоляные.
С Лендерами - такой период и собираюсь делать - конец 16-го
Там в этот период добавлялись мостики на обеих надстройках, появляются забашенные дальномеры, и сетевое хозяйство полностью удаляется.
Ага. Так понимаю, что мостиков и дальномеров нет ни у Звезды, ни в в допах (NS,Pontos) - сам еще не изучал. Следовательно при стройке ориентироваться надо на Лежневские и Андреевские верфи :smile: . (что сразу не додумался, написал и понял как действовать, а не изобретать пароход :evil: )
тогда останутся не только 35 якорей, но 8 стволов из Понтоса :lol: хотя 6 и так остались бы-придется собрать футурБТТ :wink:
Блин. Сейчас глянул вскользь Понтос и обнаружил неприятную вещь - если делать с сеткой противоторпедного заграждения (хотел с одной стороны поставить), то переносить крепеж выше нельзя. Засада. Вот думаю сейчас: зрелищность или реализм
:idea:
Вот, скачайте эту статью - там хорошо написано про модернизации и отличия:
https://yadi.sk/d/ABTRVn4EtNStP
если делать с сеткой противоторпедного заграждения (хотел с одной стороны поставить), то переносить крепеж выше нельзя.
Это Вы про что? я не понял.
сеть выполнена в горизонте по верхнему краю ровной (под Звезду), тогда как два носовых крепежа (палки ) надо поднимать
на 1916 год на корабле нет ни сетей не полок, так что это не проблема. А вообще крайние выстрелы можно и опустить от уровня горизонта немного.
[url=http://smayliki.ru/smilie-1280905095.html][/url]