Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка

Приветствую уважаемые коллеги.
Вашему вниманию представляется модель советского вертолёта Як-ЭГ (первый вариант) от PROP&JET. Борт изначально планировался распотрошённым для показа каркаса и всей начинки. Получил большое удовольствие от качественного литья и самой сборки модели от Мусы Зекореева..
В документации встречались следующие названия: экспериментальный геликоптер», «соосный вертолёт Як», «Як-М-11ФР-1», «бемовский вертолёт» и «изделие Ш - Шутка».

 

 Когда С.А. Бемов впервые получил задание на предварительный проект и рассказал об этом коллегам, кто-то спросил: «Это что, шутка?». Сергей Арсентьевич ответил: «Нет, это - серьезно. Будем строить геликоптер, а обозначение ему дадим «изделие Ш» - «Шутка». Необычное название прижилось.

История

После окончания Великой Отечественной войны авиаконструкторы получили, наконец, возможность уделять больше внимания вертолетной тематике. Появились первые скромные успехи в отечественном вертолетостроении. Однако полностью доведенной и пригодной для широкого и массового использования машины все не было. Существующее положение необходимо было коренным образом менять, и в конце 1947 г. на высоком правительственном уровне постановили вместо большого количества заданий по вертолетам различного назначения заказать проектировщикам разработку двух- или трехместного вертолета связи и предъявить к нему достаточно простые и выполнимые требования. Одним из разработчиков стало ОКБ А.С. Яковлева.
Вертолет соосной схемы явился их первым, чисто экспериментальным проектом.
Первый вертолет ОКБ Н.И. Камова (Ка-8), выполненный по такой же схеме, появился несколько позднее. Есть все основания утверждать, что именно ОКБ А.С. Яковлева принадлежит пальма первенства в разработке советского вертолета соосной схемы.

Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка 

ТТХ вертолёта Як-ЭГ

Первые наземные испытания начались 2 августа 1947 г. Их проводил летчик ЛИИ В.В.Т Тезавровский. Вертолет в основном соответствовал расчетным данным, а выявленные конструкторские и производственные дефекты быстро устранили.
Первые полеты сопровождались авариями, неизбежными во всяком новом деле. Через некоторое время вертолет отправили на завод для доработки и установки на него двигателя М-12.
Повторные испытания на привязи проходили с 9 по 16 марта 1948 г., затем до 23 марта на земле опробовали роторно-двигательную группу. После первого полета уже с М-12, который состоялся 9 апреля, выяснилось, что двигатель сырой - его заменили на М-11ФР-1, и начиная с 12 мая 1948 г. заводские летные испытания проводились в полном объеме. Они длились 11 месяцев и закончились 8 июля 1948 г. За этот период было сделано 115 полетов (из которых 40 - на привязи) общей продолжительностью 20 часов.

Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка 

Диаметр несущего винта, м 10.00
Длина / высота, м 7.42/3.40
Масса, кг  
пустого 878
нормальная взлетная 020
топлива 50
Тип двигателя 1 ПД М-11ФР-1
Максимальная скорость, км/ч 150
Практическая дальность, км 235
Динамический потолок, м 2700
Статический потолок, м 250
Полезная нагрузка кг 142 
Экипаж, чел 1

Фюзеляж

Кабина (передняя часть каркаса) была собрана с минимальными доработками.
Учитывая хрупкость и ажурность отливок, были усилены ручка циклического шага и ручка ШАГ-ГАЗА латунью. Установлены педали путевого управления. 
Спаян силовой каркас кабины. 

Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка 

Облагородил кресло пилота. Для удобной покраски с пластика вырезал подушки и из остатков травления нашёл уже крашенные травлёные ремни. ФОТО
Т.к. приборка немного просматривается через нижние передние блистера, добавил проводку от приборов. На правый боковой пульт добавил декаль с запасов. 

Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка 

Работал с вакушкой первый раз. 
Как и многих других не обошла меня и сия чаша - сточил на половинках фонаря лишнего. На чужих ошибках учиться не получилось. Клеил только суперклеем. Переделывать не захотел, как потом выяснилось оно и к лучшему. Пришлось сточить немного саму кабину, в основном с боков. Зато идеально состыковывалась кабина с паянной рамой и боковыми панелями. 
Вначале намучился с полировкой фонаря - ну никак, пока не вспомнил про футуру. Итог – чудесное преображение. 

Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка 

Разместил на задней стенке кабины (передней стенке моторного отсека) вал и проводку управления (пруток 0,5 мм, латунные трубки 0,3 и 0,5 мм). 
Установил дверные ручки и носовой ПВД.

Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка 

Моторный отсек (средняя часть каркаса)
Были спаяны с латунных трубок 0,5 мм боковые панели. Аналогично на приспособе поперечные элементы каркаса.
Для крепления каркаса в передней стенке были высверлены отверстия. 

Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка 

Для крепления под главный редуктор было отпилено кольцо от радиоантенны. Самое муторное занятие было всю конструкцию с подкосами закрепить на самозажимных пинцетах (играют ещё роль теплоотвода) и мгновенным точным касанием спаять. Где-то с 6-раза отстрелялся. 

Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка 

Хоть и было жаль, но пришлось распилить боковые панели, сточить толщину до минимума и приклеить. Нижнюю панель была изготовлена отдельно из литников модели. 

Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка 

Из остатков травления вырезал полоски 1 мм и припаял к раме, сформировав таким образом нужное сечение, которые хорошо видно на фотках при снятых панелях. 

Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка 

Хвостовая часть (задняя часть каркаса)
Склеил хвост. Срезал лишнее, т.к. там крепиться спаянная моторная рама. Впоследствии были установлены стабилизаторы с килевыми шайбами т костыль. 

Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка 

Моторная группа

Доработал вентиляторную установку. Посадил на штифты 0,3 мм (сломанные свёрла).

Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка 

Спаял моторную раму. 

Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка 

Поработал над движком. Латунной трубкой обозначил толкатели. На обратной стороне рассверлил отверстия для патрубков, которые имитированы с помощью припоя для пайки. Выходные патрубки также имитированы с помощью припоя для пайки. 

Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка 

Свечи имитировал трубкой 0,3 мм, проводка - проволока 0,2 мм.

Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка 

Обозначил заднюю часть двигателя с «мозгами». Имитировал тяги управления трубками 0,3 мм. В дальнейшем к "мозгам" подвёл магистрали масляной и топливной систем. 

Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка 

На главном редукторе добавил тяги проводки управления. 

Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка 

На топливный бак сделал горловину и припоя. Со смоляных отходов выточил маслобак, усилительная лента - фольга, горловина - пруток. 

Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка 

Несущая система – собирал втулку НВ с наклонными тягами.
Собрал верхний ротор (ВР), а именно: 
- цапфа с тормозными дисками и подкосами; 
- сточил тарелку управления ВР 
- механизм управления с тягами общего и циклического шага (латунная трубка 0,4 мм) 
- ромбовидная деталь (остатки травления), посаженная на штифт 0,3 мм (обломок сверла)

Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка 

Доработал втулку нижнего ротора, всё аналогично, как и в ВР. 

Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка 

Взлётно-посадочные устройства

Спаял основные стойки с латунных трубок 0,5 мм, 1,0 мм и 1,5 мм. Первую стойку спаял за 40 минут, вторая забрала 4 часа (по закону подлости ничего не получалось, а под конец ещё и паяльник сжёг). С латуни аналогично доработал и переднюю стойку. 

Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка 

Покраска

Наложил финальные маски. Верх-скотч, низ плёнка Аракал, остальное плёнка ПАРАФИЛМ.
ПО покраске как обычно: грунтовка, краска, глянец, смывка, матовый осветляющий лак

Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка 

Материалы

Медицинские иглы, проволока разного диаметра, тянутый литник, тамиевские шпатлевка и скотч, вся химия от АКАН, пленка PARAFILM, латунные трубки «Griffon Model», пластиковые прутки «LION ROAR».
Полностью стройку можно посмотреть здесь:

Надеюсь, что кто-нибудь открыл для себя новую страничку в истории советской авиации.
«Карту выкинул, ЗШ одел», к критике готов!

Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка 
Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка 
Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка 
Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка 
Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка

 

 

» Информация о статье
korolevvlad в 05.10.2015 - 21:22
Замечательная работа! И модель и статья. И это не шутка. :wink:

С уважением, Влад.
Svarschik в 05.10.2015 - 21:46
Замечательная работа! И модель и статья. И это не шутка. :wink:

С уважением, Влад.
Влад, благодарю. (без шуток) :smile:
RedRain в 05.10.2015 - 21:52
Тема: Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка
И готовая модель, и подача ее постройки в статье доставляют настоящее удовольствие. Автору браво.
Svarschik в 05.10.2015 - 23:26
Спасибо.
weggmann_modellbau в 07.10.2015 - 02:20
Тема: Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка
автору респект. новую страницу для себя открыл.
с уважением,
Svarschik в 07.10.2015 - 08:01
Тема: Re: Prop-n-Jet 1/72 Советский вертолёт Як-ЭГ Шутка
автору респект. новую страницу для себя открыл.
с уважением,
Спасибо. Очень рад.
Carlsson в 07.10.2015 - 13:22
Замечательная модель получилась, Саня :grin: И статья хорошая, обстоятельная. Радуешь каждой новой работой.:smile:
А из пожеланий, было бы неплохо еще указать список источников, использованных при постройке. Существует ли какая-то документация, чертежи, или только фотографии?
Svarschik в 07.10.2015 - 14:17
Толя, приветствую дружище. Спасибо за оценку работы. Пожелания на будущее учту. А так 2 основных сайта по авиации + вырезки с кинофильмов.
Redstar_72 в 07.10.2015 - 19:35
Отличная работа!
Svarschik в 07.10.2015 - 20:57
Отличная работа!
Александр, спасибо. Жду ещё других обстоятельных советов по А-7.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy