Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Roden 1/72 PKZ 2 – Австро-Венгерский пепелац

Шел 1918 год. Уже несколько лет бушевал пожар Первой Мировой войны. На полях сражений тех лет получило «путевку в жизнь» множество технических новинок. Но в июне 1918 года состоялось событие, которое могло сильно изменить историю летательных аппаратов. Могло, но не изменило… 10 июня 1918 года состоялись официальные испытания первого в мире боевого геликоптера привязного типа. Это был аппарат PKZ 2, построенный в Австро-Венгрии.

Автором концепции привязного вертолета являлся майор Stephan Petroczy, который был одержим идеей замены наблюдательного аэростата машиной тяжелее воздуха. После консультации с Фердинандом Порше и инженерами завода «Австро-Даймлер», 28 апреля 1916 года им было подано предложение в Австро-Венгерские ВВС о создании привязного геликоптера для использования в качестве наблюдательной платформы. Интересно, что первоначальный проект предусматривал в качестве силовой установки электромотор мощностью 300 л.с., питание для которого предполагалось подавать с земли по алюминиевому кабелю.

5 мая 1916 года Военное Министерство приняло этот проект. Примерно в это же время были утверждены основные ТТХ нового типа летательного аппарата. Согласно этим характеристикам, рабочая высота геликоптера должна была быть от 500 до 1000 метров при скорости ветра до 14 узлов. Масса пустой машины должна была быть не более 580 кг, а мощность двигателя должна была соответствовать полной нагрузке в 1200 кг (из них 240 кг – полезная нагрузка). Постройка опытного экземпляра не состоялась. Электромотор заданной мощности построить не удалось, и о проекте на некоторое время забыли.

12 февраля 1918 года инженер Wilhelm Zurovec получил патент на геликоптер PKZ 2, в котором были использованы основные идеи Stephan Petroczy. Проект финансировался в частном порядке венгерским банком и фирмой Dr. Liptak & Co AG – крупной металлургической фабрикой, расположенной около Будапешта. Это обеспечило проект как с финансовой, так и с технической стороны.

Для вращения двух соосных 6 метровых винтов было предложено использовать три двигателя Ghnome мощностью 100 л.с. каждый. При этом масса построенного прототипа составляла 1200 кг (с топливом и маслом на 1 час полета, но без корзины). Аппарат имел ферменную конструкцию, жесткость которой придавали многочисленные расчалки. В качестве «шасси» использовались четыре резиновых буфера (центральный и на концах каждой из трех несущих ферм), которые подкачивались воздухом от помпы, расположенной у основания центрального буфера.
Roden 1/72 PKZ 2 – Австро-Венгерский пепелац
Наиболее интересной была система стабилизации и управления аппаратом. Наблюдатель в корзине не имел вообще никаких органов управления. Оно осуществлялось с земли при помощи трех тросов, которые шли от концов ферм через систему блоков на стартовой площадке к электрической лебедке с тремя независимыми барабанами.
Roden 1/72 PKZ 2 – Австро-Венгерский пепелац
С помощью этой лебедки осуществлялся спуск аппарата, а также его стабилизация.

Прототип совершил несколько десятков полетов. После первого полета 2 апреля 1918 года двигатели на прототипе заменили на более мощные («Рон», 120 л.с.). В ходе пробных полетов была достигнута высота полета 50 м и поднят полезный груз массой 200 кг.
Roden 1/72 PKZ 2 – Австро-Венгерский пепелац
10 июня 1918 года на испытания геликоптера была приглашена военная комиссия. Аппарат демонстрировался с уже установленной корзиной и, в целом, понравился военным.
Roden 1/72 PKZ 2 – Австро-Венгерский пепелац
Настало время пробного полета. В 5:40 утра при полном безветрии аппарат поднялся на высоту около 7 – 8 метров. При этом был замечен вращательный момент, который появился за счет смещения центра тяжести вследствие установки корзины.
Roden 1/72 PKZ 2 – Австро-Венгерский пепелац
Она была демонтирована и в 6:07 утра при ветре в 6 – 7 м/с аппарат вновь поднялся в воздух. На высоте порядка 12 метров у аппарата началась возрастающая по амплитуде осцилляция, вызванная падением мощности одного из двигателей вследствие перегрева. Поспешная выборка тросов не помогла. Амплитуда колебаний увеличивалась и, в конце концов, аппарат рухнул на землю с высоты всего двух метров (чуть-чуть не успели…). Был поврежден каркас геликоптера и воздушные винты. В принципе, в аварии прототипа не было ничего необычного, на то он и прототип. Но авария произошла «пред ясными очами» военной комиссии… 21 июня 1918 года проект был закрыт. Вот уж действительно, не судьба


Пластиковую модель этой интереснейшей машины выпускают только фирмы Roden (масштаб 1:72) и Eduard (масштаб 1:48). И если последняя модель уже давно стала раритетом (да и качество ее не очень…), то Roden-овская модель относительно доступна и по качеству весьма неплоха. Именно ее я и выбрал для постройки в рамках конкурса «Не судьба».

Изготовление модели данного «пепелаца» начал с двигателей:
Roden 1/72 PKZ 2 – Австро-Венгерский пепелац Roden 1/72 PKZ 2 – Австро-Венгерский пепелац
Собирать здесь ничего не пришлось, достаточно было отделить двигатели от литниковой рамы и зачистить оставшиеся «хвостики». Пластик был покрыт грунтом Tamiya, а затем задут АКАН-ом 86013 "Вороненая сталь". Все остальное красил кисточками. Картер - АКАН 86001 "Алюминий полуматовый", толкатели клапанов - АКАН 86034 "Яркая сталь", трубы подвода топливной смеси - АКАН 86027 - "Яркая медь". После окраски: тонировка "сухой кистью" АКАН-ом 86014 "Серая сталь", смывка акрилом на Фэйри и глянцевый лак АКАН.

Следующими на очереди были топливные баки. С их цветом возникла заминка… Небольшая цитата из ветки о постройке модели: «Чем больше узнаю информации об этом пепелаце, тем больше вопросов В частности, схема окраски, предложенная производителем, ИМХО, не соответствует фото. А именно: во-первых, каркас данного агрегата, скорее всего, был некрашенным - это видно по бликам на фото и просто согласно здравому смыслу - зачем красить экспериментальный аппарат в единственном экземпляре, все равно он будет неоднократно переделываться. Во-вторых, как я уже писал выше, топливные баки тоже неокрашены. Вопрос из какого материала они были сделаны, остается пока открытым, буду копать дальше. В-третьих, резиновые буфера тоже, скорее всего, были одного цвета«Чем больше узнаю информации об этом пепелаце, тем больше вопросов В частности, схема окраски, предложенная производителем, ИМХО, не соответствует фото. А именно: во-первых, каркас данного агрегата, скорее всего, был некрашенным - это видно по бликам на фото и просто согласно здравому смыслу - зачем красить экспериментальный аппарат в единственном экземпляре, все равно он будет неоднократно переделываться. Во-вторых, как я уже писал выше, топливные баки тоже неокрашены. Вопрос из какого материала они были сделаны, остается пока открытым, буду копать дальше. В-третьих, резиновые буфера тоже, скорее всего, были одного цвета - какой смысл делать их из разной резины, а тем более, красить.

В общем, по поводу окраски решил пока так: каркас геликоптера - некрашеный алюминий, силовые детали (привод и т.п.) - сталь, топливные баки - медь или бронза (пока не решил), буфера - темная резина, винт - дерево, гондола - светло-серый (как в инструкции)
».

После обсуждения данного вопроса с коллегой Дениска_Сергеевич, решил оставить свою схему окраски, за исключением окраски каркаса аппарата. Его решил красить под тусклую сталь.
Определившись с окраской, продолжил работу. Были сделаны амортизационные буфера:
Roden 1/72 PKZ 2 – Австро-Венгерский пепелац
Центральный буфер при сборке немного утяжелил тремя винтами, залитыми парафином:
Roden 1/72 PKZ 2 – Австро-Венгерский пепелац
Сделал это с целью уменьшения вероятности опрокидывания модели до ее закрепления на подставке. После сборки удалил с "резины" весь рельеф, т.к. на фото буфер совершенно гладкий. На буфера сначала нанес грунт Tamiya, затем АКАН 89043 - "Старая резина"; площадки, к которым крепились резиновые сферы - АКАН 86001 - "Алюминий полуматовый". После этого смывка "металлических" частей акрилом на Фэйри, глянцевый лак АКАН для закрепления смывки и матовый АКАН на "резиновые" части.

После изготовления буферов, собрал и окрасил топливные баки (решил красить под бронзу):
Roden 1/72 PKZ 2 – Австро-Венгерский пепелац
После грунтовки Tamiya баки были окрашены АКАН-ом № 86011 "Бронза". Узел крепления двигателя - АКАН 86034 "Яркая сталь" После этого смывка акрилом на фэйри и глянцевый лак АКАН сверху. При фотографировании на баках сильно вылезло зерно. Такой неприятный эффект дала макросъемка (для невооруженного глаза никакого зерна не видно). Т.к. в фотографии я не очень хороший специалист, то пришлось оставить фото как есть.

Настал период долгих мучений при сборке центральной части аппарата:
Roden 1/72 PKZ 2 – Австро-Венгерский пепелац
Мучения заключались в том, что конструкторы модели зачем-то разделили центральный вал (вертикальный) на две части, которые клеятся во втулку трансмиссии, в результате чего собрать весь центральный узел без перекосов удалось далеко не с первого раза. Победить "сумрачный гений" конструкторов удалось, только прихватывая детали на маленькие капельки суперклея с последующим выравниванием и последующей окончательной проливкой клеем всех соединений.

Окраска центрального узла не представляла собой ничего особенного: трансмиссия - АКАН 86034 "Яркая сталь", тонировка - акрил на фэйри; несущие конструкции - АКАН 86014 "Серая сталь"; карбюраторы - АКАН 86034 "Яркая сталь" + АКАН 86011 "Бронза", тонировка - акрил на фэйри; топливные шланги - АКАН 89043 "Старая резина".

Закончив центральный узел, я радостно приступил к сборке ферм каркаса. Радовался, как оказалось, преждевременно… Но, не будем забегать вперед.
Внимательно рассматривая фермы, предложенные производителем модели, и сравнивая их с фото, заметил одну интересную деталь:
Roden 1/72 PKZ 2 – Австро-Венгерский пепелац
После длительного и интересного обсуждения с коллегами sergio_vitalio и Дениска_Сергеевич было решено, что это, скорее всего, магнето. Возник вопрос о его имитации, т.к. на модели оны было представлено аморфным пластиковым прямоугольником. После нескольких попыток получилось вот это:
Roden 1/72 PKZ 2 – Австро-Венгерский пепелац
Корпус магнето сделал из кусочка листового полистирола, ручка - тянутый литник, конец которого был оплавлен над пламенем для получения основания ручки. Ручка получилась немного крупновата, но смотрится, вроде, неплохо. Корпус окрашен АКАН-ом 88004 "Черный полуматовый", а ручка (в соответствии с фото) - АКАН 88001 "Белый полуматовый".

Закончив все три фермы, начал соединять их с центральной частью. И тут началось… Снова цитата из форума: «Попробовал пристыковать краевую раму к центральной конструкции и тут вылез весьма неприятный "косяк": расстоние между концами рамы меньше, чем расстояние между точками ее крепления на центральном каркасе:
Roden 1/72 PKZ 2 – Австро-Венгерский пепелац
Более того, верхние части центрального и краевого каркасов не лежат на одной прямой (отмечено синим цветом на фото). Причина всех этих неприятностей в слишком толстых площадках крепления бензобаков на верхней раме. Так что если кто-то решит собирать эту модель, могу сразу посоветовать срезать нижние части этих площадок практически заподлицо с каркасом. Так будут убиты оба зайца: расстояние между точками крепления будет соответствовать краевой раме и обе рамы каркаса будут идти по одной прямой (как на фото прототипа). При этом центральный вал скорее всего, придется подгонять по длине, что называется, по-месту». Центральный узел пришлось разобрать практически полностью, и, подточив площадки креплений, снова его собирать… В общем, то еще удовольствие. Но зато в итоге получилось все ровно и аккуратно:
Roden 1/72 PKZ 2 – Австро-Венгерский пепелац
После этого сборка пошла как по маслу. Были натянуты расчалки из витебской нити, окрашенной маркером в черный цвет, и установлены буфера:
Roden 1/72 PKZ 2 – Австро-Венгерский пепелац
Закончив с каркасом, подготовил к окраске корзину и сделал винты. Для них изготовил небольшой "афтермаркет": т.к. втулки винтов из набора совершенно "лысые", то сделал простенькую травленку для имитации металлических накладок на них. Получилось так:
Roden 1/72 PKZ 2 – Австро-Венгерский пепелац
Винты были окрашены следующим образом: грунт - Tamiya; базовый слой - АКАН 89040 "Древесина лакированная желтая"; имитация текстуры дерева - акрил "Гамма" "Сиена жженая" 110**; накладки на втулку - АКАН 86034 "Яркая сталь". Поверх краски глянцевый лак АКАН. Смывка втулок - черный акрил на Фэйри.

По совету коллеги Дениска_Сергеевич ось, на которую крепятся винты и корзина, сделал металлической из иглы от шприца подходящего диаметра. При этом винты даже получились подвижными.

После этого на аппарат была установлена окрашенная АКАН-ом 83036 "Светло-серый (выцветший)" корзина:
Roden 1/72 PKZ 2 – Австро-Венгерский пепелац
Коллегой Котов было сделано весьма полезное замечание, о том, что корзина «немного пластмассово смотрится» и ей не хватает тонировки по стыкам фанерных листов и каркаса внутри. Учтя это замечание, переделал корзину:

Roden 1/72 PKZ 2 – Австро-Венгерский пепелац
Готовая модель была задута финишным покрытием АКАН.

Настал черед изготовления подставки. В качестве основы решил использовать подставку из набора. На ней были отшлифованы все неровности и отполирована до блеска боковая грань. Деревянный настил сымитировал, нарезав на тонкие полоски древесину из стенки спичечного коробка и наклеив их на бумажную основу. После высыхания клея, готовый настил был вырезан по контуру, и началось самое интересное: тонировка (за технологию спасибо коллеге Дениска_Сергеевич). Настил был полностью окрашен зеленовато-бурой акриловой краской (намешал из художественного акрила "Гамма"), а швы дополнительно пролил темно-темно коричневой (почти черной) краской. После полного высыхания акрила зачистил настил наждачкой (№ 600) и покрыл матовым лаком АКАН. Соединив готовый настил и основание воедино, получил довольно симпатичную подставку:
Roden 1/72 PKZ 2 – Австро-Венгерский пепелац
Вот что получилось в итоге:
Roden 1/72 PKZ 2 – Австро-Венгерский пепелац Roden 1/72 PKZ 2 – Австро-Венгерский пепелац Roden 1/72 PKZ 2 – Австро-Венгерский пепелац

В заключение, хотелось бы сказать БОЛЬШОЕ СПАСИБО коллегам: Дениска_Сергеевич, sergio_vitalio, Котов, а также всем, кто проявил интерес к данной работе.

Литература: Wndsock Mini Datafile №2 PKZ 2 WWI Austro-Hungarian Helicopter

» Информация о статье
FOMA в 29.01.2010 - 16:45
Тема: Roden 1/72 PKZ 2 – Австро-Венгерский ...(#2450) - обсуждение

Ваня поздравляю, это самый лучший PKZ 2, что я видел в собранном виде. Молодец!
ivan-83 в 29.01.2010 - 20:26
FOMA, спасибо! :smile:
Нечаев в 29.01.2010 - 20:59
Воистину - "пепелац обыкновенный", смешной аппаратик. Модель конечно классная получиласть, на уровне.
Oeff@g в 29.01.2010 - 22:50
Тема: Re: Roden 1/72 PKZ 2 – Австро-Венгерский пепелац
Молодец, ждём новых моделей!!!
ivan-83 в 29.01.2010 - 23:03
Нечаев, Oeff@g, спасибо! :smile:
dr.Wagen в 29.01.2010 - 23:10
ivan-83
Моедлька понравилась !
Сан_Саныч в 30.01.2010 - 07:43
Ваня молодец.... классный пепелац получился, и статью хорошая, позновательная +1 :grin:
ivan-83 в 30.01.2010 - 18:51
dr.Wagen, Сан_Саныч, спасибо! :smile:
vnl в 12.02.2010 - 23:09
Матчасть понравилась!
Надо будет присовокупить к своим первомировым военным ЛА.
+1
ssha в 26.03.2010 - 15:02
Тема: Roden 1/72 PKZ 2 – Австро-Венгерский пепелац
Ручка магнетто там серебристая. Это стандартное бошевское магнетто. Корпус черный сверху над ручкой надпись Boch. Хорошо, а диаметр винта? Он же меньше того что в инструкции и того что в Виндсоке? Я хотел делать эту машину и уже начал было..... но центральный балон, поскольку был сделан компьютерным моделированием ни в ...... ни в красную армию. Да и по обводам оно другое. И эта обклейка траневыми полосами по резине не выглядит как фрезерованые во внутрь полосы. Ну не похоже это на резину, также как и три балона на краях фермы. А двиглы надо менять несмотря на то что Роден харошие двиглы делает. Но на Рон должно быть 46 ребер .;-))))))) А там их 10.

Добавлено спустя 10 минут 54 секунды:

:smile:

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy