Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds : |
Обзор Fujimi 1/72 E14Y Glen – Подводный Америка-бомбер След подводной лодки Псевдоним, подаривший арсеналу буковку Y в системе обозначений типов самолётов японского Императорского флота и двойственность в обозначениях продукции (Кугисё/Йокосука), периодически вводящую в смущение некоторых моделистов. И пусть на долю этой фирмы не выпало такого количества типов серийных боевых самолётов (а было ещё и немало учебных!), как «гигантам» вроде Мицубиси или Накадзимы – но зато каждый из них становился нерядовым событием в авиационном мире. Это и D4Y «Сусей», который уже в пору, когда громкие победы остались в прошлом и одно поражение следовало за другим, сумел не таранным ударом камикадзе, а обычными бомбами пустить на дно авианосец «Принстон» и навсегда привести в небоеспособное состояние «Франклин»; и футуристичный R2Y «Кейун»; и, не побоюсь этого слова, шедевр технической эстетики P1Y «Гинга». После этого уже неудивительно, что и снискавшая мрачную славу «крылатая человекоторпеда» MXY-7 «Ока» тоже была разработана арсеналом в Йокосуке. Не стал, разумеется, исключением и герой этого обзора. ПрототипПопытки разработать специализированный самолёт, приспособленный к базированию на подводной лодке, и получить таким образом «глаз» перископа, видящий на десятки и сотни километров, предпринимались во многих странах , вспомним хотя бы наш СПЛ, но только японцы смогли довести свои разработки до серии (причём неоднократно!), дав таким образом на сакраментальный вопрос «куда ж ты денешься с подводной лодки?!» тот же оптимистичный ответ, что и в потрясшем меня этой весной пиксаровском мультике: «ВВЕРХ!» Из всей этой плеяды (2-Go, E6Y, E9W, E14Y, M6A “Seiran”), правда, лишь нашему сегодняшнему герою реально довелось участвовать в боевых действиях, более того, именно «Глен», пилотируемый Нубудо Фудзитой, стал единственным на текущий момент самолётом, когда-либо бомбившим континентальную часть США. То ли это на самом деле была всего лишь попытка вызвать лесные пожары в штате Орегон, то ли (как предполагал наш известный журналист и знаток Японии Всеволод Овчинников), генеральная репетиция доставки продукции небезызвестного «отряда 731» конечному потребителю – мы скорее всего уже никогда не узнаем. Хотя безоглядно доверять даже столь уважаемому человеку, как В.Овчинников,, я бы в этом вопросе не стал: забегая вперёд, о самолёте «Сюсуй» он в своё время написал так-о-о-о-е. А после того, как растущая активность и технологическое совершенствование морской и авиационной компонент US NAVY сделали длительное пребывание лодок-носителей в надводном положении для выпуска/приёма самолётов равным самоубийству, все они были «реквизированы» для переоснащения человекоторпедами «кайтен», и «Глены» закончили войну, действуя с береговых баз. Подробнее с историей разработки и боевой карьеры «Глена» можно познакомиться тут (или если удастся, найти оригинал – статью из Авиамастера №3 за 2003 год, в свою очередь представляющую собой пересказ Машрумовской книги за авторством Тадеуша Янушевского Japanese Submarine Aircraft (#5103)). Я же, прежде чем перейти к описанию модели, не удержусь упомянуть ещё об одном связанном с этим самолётом околомодельном курьёзе. Поскольку место на ПЛ по определению гораздо более ограничено по сравнению с надводным кораблём, то и сам «Глен», по сути, представлял собой этакий «easy kit» в масштабе 1:1, разбиравшийся на добрый десяток частей и в таком виде путешествовавший под водой в своём ангаре. МодельКоллеги со стажем вполне могут меня поправить, но насколько мне известно, литые модели E14Y в масштабе 1/72 выпускались всего двумя фирмами: чешской MPM и японской Fujimi. Первую в руках держать не приходилась, но судя по отзывам на западных сайтах, это типичный «ранний МРМ» с терпимой общей геометрией, но абсолютно ужасающей мелочёвкой, требующий обильного приложения сил. Так что когда появилась возможность разжиться фуджимовским китом (спасибо местной «Фарцовке» и Андрею Гошеву aka GAI лично), взял не колеблясь. Так что вернёмся ненадолго снова на фирму Fujimi. Тем более, что помимо обозреваемого сейчас набора С-26, тот же пластик паковался ещё в двух вариантах. Набор С-27 с обозначениями испытательной части нам сейчас не особо интересен, а вот С-29 заставил затрепетать сердце, ибо обозначен он был ним ного ни мало как «U.S.A. did bomber». Быстро обнаружилось, что он наличествует на любимом модельной братией за «виртуальное открывание коробок» сайте 1999.co.jp. И вот, барабанная дробь, замирание сердца, открываю страничку с инструкцией и… И здравствуй, большой облом. Случайно ли или с умыслом, но коварные самураи выложили там всё ту же «начинку» от С-26. ;-( РезюмеПоскольку, на мой взгляд, едва ли не половину удовольствия в моделизме (да и не только в нём) доставляет прелюдия – сиречь предварительное узнавание прототипа и поиск максимально полной информации, то эта модель – именно то, что нужно. Ну а если серьёзно, то несмотря на все отмеченные недостатки, модель фуджимовцам удалась неплохая и, с учётом уникальности прототипа, вполне заслуживает того, чтобы быть собранной и украсить вашу коллекцию.
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us. |
|
» Автор | |
---|---|
Сергей,Ижевск | |
Опыт: | 120 |
Репутация: | +36/–1 |
foxbot в 29.10.2009 - 12:04 Очень интересный и полезный обзор. Читал с упоением. А слог-то какой! Песня!
Никогда не обращал внимания на этот самолет. А тут прочел обзор и тут же обнаружил в магазине сей кит. И по вполне сносной цене, кстати. |
Psy06 в 15.03.2010 - 09:30 Вот только пока единственной доступной мне графикой по прототипу являются проекции всё в той же Машрумовской книге, откуда они были «дружески заимствованы» «Авиамастером». Кроме того, материалы по «Глену» в последние годы публиковали «Авиация и Время» (2005, №79, спецвыпуск) и «Моделист-Конструктор», (2009, №7). К сожалению, ни тот, ни другой источник мне не доступны, и как там обстоят дела с графикой – я не знаю.
Вы видимо не читали моих обзоров японской литературы, в одной из книг как раз было оригинальное краткое техописание Глена, и чертежи за авторством Шигеро Нохара, модель видимо по ним делалась. Книжку легко купить, единственно она на японском. |
adlersieg в 15.03.2010 - 09:45 Странно, что никто кроме Фуджими Глена больше не делает
почему же никто, был еще Глен от MPM group :wink: Гадкость, конечно же, редкая, но ведь была модель. |
Сергей,Ижевск в 16.03.2010 - 06:40 Вы видимо не читали моих обзоров японской литературы, в одной из книг как раз было оригинальное краткое техописание Глена, и чертежи за авторством Шигеро Нохара, модель видимо по ним делалась. Книжку легко купить, единственно она на японском. Грешен, не читал, спасибо за наводку. Прочитать ещё явно не поздно - модель стоит в очереди. Был бы признателен также и за ссылочку, буде таковая есть ;). А вот японский язык как раз не проблема, по иронии судьбы я им немного владею. Добавлено спустя 2 минуты 50 секунд: Странно, что никто кроме Фуджими Глена больше не делает почему же никто, был еще Глен от MPM group :wink: Гадкость, конечно же, редкая, но ведь была модель. +1. В моём обзоре он вкратце упомянут. Может быть, ув. Казанец имел в виду "модель в нормальном качестве"? :) |
Казанец в 21.04.2010 - 19:30 А вот и компания для Глена, делают японцы, оказывается, и именно в 72-м:
[url=http://www.postimage.org/image.php?v=aVwgdUA][/url] |
Lish в 21.04.2010 - 23:09 А каким боком миниджет сочетается с Е14? Абсолютно никакой связи. Имею ввиду как их связать при изготовлении одного и второго? |
Казанец в 22.04.2010 - 01:48 А каким боком миниджет сочетается с Е14? Абсолютно никакой связи. Имею ввиду как их связать при изготовлении одного и второго?
"Миниджет" с Гленом связать, естественно, никак не получится. А вот как связать миджет (карликовую субмарину) с этим самолетом написано выше в моем посте от 26.10.2009. Оба в 72-м масштабе. Поставить этих братьев по оружию рядышком на выставке или в домашнем музее... |
fuzzy в 06.05.2021 - 15:19 Прошу прощения у уважаемой публики, в последнее время поневоле выступаю в роли некропостера - пишу в давно заброшенные темы.
Дело в том, что я приобрел модель E14Y от Фудзими и, соответственно, полез искать информацию о самолете. Да, у меня это наоборот построено: сначала покупаю модель, потом думаю о прототипе. Может, и неправильно, но довольно интересно. :) В данном случае хотелось затронуть тему гидропланов, но недорого (финансы поют). Так вот, о прототипе, а точнее - о самолете. По сию пору в сети не появилось никакой новой [халявной] информации. Все те же считанные фото, максимум из которых приведен в упоминавшейся уважаемым Сергеем книге Януша Томашевского. Те же чертежи и рисунки - оттуда же. Что касаемо японского издания Imperial Japanese Navy Seaplanes, то оно хоть и стоит недорого, но на данный момент отсутствует в продаже (на HLJ). Смотреть же цены на ебее страшно - после цены за Blackburn Airplanes в 17 тысяч деревянных без учета доставки. Более того - есть ощущение что и модель постепенно, но неумолимо исчезает из оборота. На HLJ она сейчас в категории Out of Stock. Когда я заказывал, была в категории In stock 3-5 days, реально заказалась через пару недель. Одно время ее перепаковывали Hobby2000, но у них ее сейчас тоже нет. Я так понимаю, что если очень сильно хотеть модельку, то нужно заказывать на HLJ и надеяться, что они разыщут. Еще об исходных данных. Нутрянка модели не просто бедновата, а очень. Сергей упоминает о подробных рисунках кокпита в книге Томашевского. Но: приведенный там рисунок кокпита вступает в явное противоречие с приведенным там же рисунком панели приборов E14Y. В модели Фудзими в декали приводится панель, соответствующая панели из книги Томашевского. Тогда выходит, что рисунок кокпита оттуда же не соответствует этому самолету. Собственно о модели. Я приобрел на HLJ модель с индексом C-40. Без громких слов "America did", со всеми надписями на японском, да еще и кандзи (иероглифами), в которых я ни ухом, ни рылом. Пластик тот же, один в один. Добавилась только простенькая прямоугольная подставка под модель. Прилагаемая декаль сильно изменилась (и их приложено две). Сорри, сканер не калиброван. Судя по отображению на моем монике, реальная дека несколько светлее изображения. Скан привел с целью показать общую картинку и примерные цвета. Которые стали менее желтыми, передний край крыла желтый почти без красноты. Хиномару теперь без отдельных светлых/белых подложек - с окантовками и без. |
Нечаев в 07.05.2021 - 19:27 Это нормально, когда о таких специфических моделях вспоминают спустя много лет |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Жто как? Классический японский минимализм. Ничего лишнего.