Сегодня я хочу Вам представить очередную модель из "Черноморской" серии, прототипом для которой послужил линкор Черноморского флота "Иоанн Златоуст".
Постройка этого линкора оказалась завершающей для судостроительной программы на 1903-1923 годы для Черноморского Русского Императорского флота.
Но сначала, по уже сложившейся традиции, рассказываю о происхождении имени этого корабля.
Иоа́нн Златоу́ст (Златоу́стый) (Ἰωάννης ὁ Χρυσόστομος Иоанн Хризостом; ок. 347 — 14 сентября 407) — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.
13 (26 ноября) — день святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского.
Но вернёмся к модели.
Как вы очевидно помните - "Наварин" породил "Трех святителей", "Три святителя" породили "Князя Потемкина-Таврического", "Князь Потемкин-Таврический" породил "Евстафия" и "Иоанна Златоуста". Да, в отличие от серии броненосцев типа «Бородино», которые являлись потомками француза "Цесаревича", черноморская линейка броненосцев продолжила отечественную серию. Естественно, корабельная "начинка" существенно менялась, но обводы корпуса, набор, компоновка достаточно «родственны».
Поскольку корабли являлись "систершипами", то многое, что можно было бы здесь рассказать об этом линкоре, уже прозвучало в описательной части к модели "Евстафия". Повторяться не имеет смысла, кто заинтересуется, может открыть мою пояснительную к его модели.
Поэтому постараюсь напомнить и привести здесь только заинтересовавшие меня факты из жизни только этого корабля.
Эскадренный броненосец "Иоанн Златоуст" был зачислен в списки Черноморского флота 13 июля 1903 года и 13 ноября 1904 года заложен на эллинге Лазаревского адмиралтейства в Севастополе (Северная казённая верфь). Конструктором строительства был назначен корабельный инженер Лихнякевич. Одним из участников строительства нового броненосца стал выпускник Харьковского технологического института корабельный инженер Лев Макарович Мациевич (01.01.1877—24.10.1910). Несколько лет спустя Мациевич создал проект гидросамолёта (1909), занимался проблемами применения аэропланов в морской войне. Он был одним из первых русских лётчиков (свидетельство пилота получил 9 августа 1910 г. во Франции), вместе с М. Н. Ефимовым совершил первые ночные полёты и погиб во время демонстрационного полёта в Петербурге (первая авиационная катастрофа в России). В 12 часов дня 30 апреля 1906 года броненосец "Иоанн Златоуст" был спущен на воду, 10 октября 1907 года переклассифицирован в линейный корабль и 19 марта 1911 года зачислен в списки действующего флота.
В 1911 году линкор был частично реконструирован: главный носовой компас перенесён в носовую боевую рубку, а верхний ходовой мостик демонтирован.
Проекты обоих этих броненосцев были разработаны корабельным инженером полковником Корпуса корабельных инженеров Инспектором кораблестроительных работ Николаевского порта Александром Эрнестовичем Шоттом.
16 апреля 1911 года в Севастополе впервые был проведен опыт по сопровождению кораблей самолетами.
Три самолета сопровождали Черноморскую эскадру, вышедшую в море. В этом полете приняли участие руководитель севастопольской авиашколы М. Н. Ефимов, поручик Б. В. Макеев (на «Фарманах») и лейтенант В. В. Дыбовский на «Блерио».
Полеты на "сухопутных" летательных аппаратах над морем осложнялись сильным ветром, достигавшим 10-12 метров в секунду. Летчики, благополучно проводив эскадру в море, вернулись на свой аэродром.
Командующий флотом вице-адмирал В.С.Сарнавский в тот же день доложил о первых опытах по бомбометанию с аэроплана: «В 9 часу утра, когда эскадра шла 9-ти узловым ходом от Севастополя к мысу Херсонес — над городом показались аэропланы. Через несколько минут аэроплан «Блерио» нагнал головной корабль, спустился на высоту труб «Иоанна Златоуста», пролетел по левому борту корабля, обрезал нос и поднялся вверх впереди правого борта; затем он пошел обратно по левому борту «Ростислава», обрезал ему корму и поднялся вверх. Такие эволюции он проделал несколько раз. Второй аэроплан «Соммер» около двадцати минут держался над флотом, спокойно паря, как птица; с этого аэроплана были сброшены апельсины, один упал на правый якорь «Иоанна Златоуста», другой в воду у борта».
Командующий флотом уже понимал, что в ближайшем будущем аэропланы смогут наносить удары по кораблям бомбами и считал необходимым вооружить флот зенитными пушками.
Свои соображения он формулировал так: «...Такие блестяще проведенные эволюции аэропланов обязывают меня просить... о высылке на суда Черноморского флота нескольких орудий, специально приспособленных для стрельбы по аэропланам».
Прозорливости адмирала можно позавидовать: через три с половиной года русские морские летчики впервые в мире нанесут удар с воздуха по кораблям противника...
В 1906 году старшим офицером ещё строящегося судна "Иоанн Златоуст" был Алексей Павлович Капнист (1871—31.10.1918), который в 1917 году получил звание контр-адмирала и некоторое время исполнял обязанности начальника Морского генерального штаба, был первым помощником морского министра. С 7 июля 1914 года старшим офицером линкора "Иоанн Златоуст" являлся капитан 2-го ранга, участник обороны Порт-Артура (1904-1905) Алексей Николаевич Кангер. Он, по всей видимости, в это время исполнял и обязанности командира корабля, поскольку в «Списке личного состава судов флота, строевых и административных учреждений Морского ведомства» с грифом "не подлежит оглашению" (октябрьское 1914 года издание Статистического отделения Главного Морского штаба) фамилия капитана линкора "Иоанн Златоуст" отсутствует. А уже в ноябре 1914 года командиром линкора стал капитан первого ранга Ф. А. Винтер.
Последний свой боевой поход "Иоанн Златоуст", как, впрочем, и весь Черноморский флот, совершил 19-23 октября 1917 года.
С 29 декабря 1917 года "Иоанн Златоуст" вошёл в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года стоял на хранении в Севастопольском морском порту, где 1 мая был захвачен германскими оккупационными войсками, причём на корабле был даже поднят германский флаг. В период оккупации судно было разграблено. В своей монографии «Линейные корабли типа "Иоанн Златоуст" Л.А. Кузнецов пишет, что «матрос Шель из немецкого караула, охранявшего "Иоанн Златоуст", доносил своему командованию, что 1 или 2 октября 1918 года он заметил пропажу всех колпаков и лампочек у светильников в кают-компании. Позднее по свидетельству рабочего Н. Пушкина, однажды на этот корабль на катере прибыл немецкий офицер с переводчиком. При помощи матросов он загрузил катер мешками в которых находились «кожаная прокладка свёрнутая в бухту, несколько бухточек провода, переносные вентиляторы из кают, посуда и приборы освещения». 24 ноября 1918 года "Иоанн Златоуст" перешёл в руки англо-французских интервентов. Покидая 22-24 апреля 1919 года Севастополь, интервенты на всех русских кораблях, в т.ч. и на "Иоанне Златоусте", взорвали цилиндры главных машин. Это было сделано по приказу командира английского крейсера "Калипсо". В период гражданской войны (1919—1920) линкор "Иоанн Златоуст" несколько раз переходил в руки красных и белых частей.
После занятия Севастополя 15 ноября 1920 года советскими частями командование Красного Черноморского флота попыталось восстановить корабли. Николаевским заводам было поручено отлить новые цилиндры для "Евстафия", "Иоанна Златоуста", "Пантелеймона" и "Памяти Меркурия". Однако сделать это не удалось. В условиях разрухи технологические навыки такой сложной операции, как отливка паровых цилиндров, оказались утраченными. Главный корабельный инженер Черноморского флота морской инженер А. Гермониус 18 апреля 1921 года писал, что «и в прежнее время подобные отливки являлись для завода рекордной работой, а при современной постановке литейной — и совсем безнадёжной».
В 1923 году линкор "Иоанн Златоуст" был сдан для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключён из списков Рабоче-крестьянского Красного Флота.
Так завершилась короткая, но поистине блестящая боевая карьера линейных кораблей "Евстафий" и "Иоанн Златоуст", которым для активной службы было отпущено всего семь лет.
Процесс постройки модели занял около двух лет (при учёте, что параллельно шло строительство второй модели – линкора "Евстафий"), и его можно посмотреть вот здесь: https://karopka.ru/forum/forum190/topic33288/
С чертежами по данному кораблю была большая напряжёнка. Хорошо, что Коллеги помогли, да и то – комплект был далеко не самый полный, многое на модели приходилось делать по наитию.
Как и на всех предыдущих моих моделях точёнку, палубный настил, катера, шлюпки, вентгрибки и другую палубную мелочёвку, подставку и колпак для модели мне помогали делать наши коллеги. Многие детали заказывал в Интернет-магазине "Судомоделист".
Как всегда, шикарное фототравление по индивидуальному заказу для меня изготовили Коллеги из "Микродизайна".
Так что, если кто-нибудь из Коллег надумает делать подобные модели в 200-м масштабе, для создания моделей созданы все условия.
Повторюсь - в который раз убеждаюсь, что без помощи Коллег ничего бы у меня не получилось ни с этой конкретно, ни с одной из моих ранее сделанных моделей!
Огромная всем Вам от меня БЛАГОДАРНОСТЬ за помощь!
Как и при постройке предыдущих моделей, в дело шли всякие разные материалы, но, в основном, пластик Evergreen. Листы различной толщины, фигурные бруски, трубки и трубочки…. Ну и любые подручные материалы из дома.
При постройке использовал следующие справочные и архивные материалы:
1. ЦВМА, ф. 876, опись 6, дело 163; 1903-1915.
2. Военные флоты и морская справочная книжка на 1904 год. СПб., 1904.
3. Л.А. Кузнецов. Линейные корабли типа “Иоанн Златоуст” (1906-1918). Истфлот. 2006г.
4. Материалы с сайтов "Крейсер" (к сожалению его уже нет…..), "Цусимские форумы", Форумы Balancer'а и многих других.
А есть стоячий (постоянный) такелаж (его тросы и канаты удерживает мачты и стеньги), который состоит из вант, штагов и фордунов,
есть бегучий такелаж - это тросы, канаты или цепи, служащие для подъёма тяжестей и различных сигналов, подъёма, опускания и изменения направления отдельных частей рангоута относительно диаметральной плоскости корабля.
Их количество и расположение может постоянно меняться, в зависимости от задачи, выполняемой командой корабля.
Кстати, антенны тут тоже присутствуют.
Вот и нарастает количество "ниточек и верёвочек" на модели.
С Уважением, Алексей.
Понял. Спасибо! Интересно.
Лодочникв 16.11.2024 - 10:04 Тема: Самодел 1/200 Линкор Иоанн Златоуст
Красавец!
Sammlerв 16.11.2024 - 16:07 Тема: Самодел 1/200 Линкор Иоанн Златоуст
Великолепная работа!
semalevikв 16.11.2024 - 19:55 Тема: Самодел 1/200 Линкор Иоанн Златоуст
Красавец. Можно несколько вопросов. 1 Сколько времени отнимает постройка такого чуда. 2. Якоря их же чистят постоянно от всякой налипшей хрени во время стоянки. Разве они в цвет корпуса окрашены? 3 Из чего делаете такелаж?
Красавец. Можно несколько вопросов. 1 Сколько времени отнимает постройка такого чуда. 2. Якоря их же чистят постоянно от всякой налипшей хрени во время стоянки. Разве они в цвет корпуса окрашены? 3 Из чего делаете такелаж?
Привет! Отвечаю по порядку поступивших вопросов.
Ответ №1. Постройка обеих моделей (вместе с "Евстафием") заняла около двух лет.
Ответ №2. Якоря перед укладкой на полки тщательно промывают водой из пожарных шлангов под давлением. Этому есть многочисленные фотографические подтверждения.
Ответ №3. Для устройства такелажа я уже много лет использую спандекс.
С Уважением, Алексей.
Добавлено спустя 4 минуты 54 секунды:
Красавец. Можно несколько вопросов. 1 Сколько времени отнимает постройка такого чуда. 2. Якоря их же чистят постоянно от всякой налипшей хрени во время стоянки. Разве они в цвет корпуса окрашены? 3 Из чего делаете такелаж?
Привет! Отвечаю по порядку поступивших вопросов.
Ответ №1. Постройка обеих моделей (вместе с "Евстафием") заняла около двух лет.
Ответ №2. Якоря перед укладкой на полки тщательно промывают водой из пожарных шлангов под давлением. Этому есть многочисленные фотографические подтверждения.
Ответ №3. Для устройства такелажа я уже много лет использую спандекс.
На моих моделях ничего не вращается и не двигается.
Не люблю я это.....
С Уважением, Алексей.