Приветствую уважаемое сообщество.
Представляю модель истребителя французских ВВС времен Второй мировой войны D.520 1/48 от японской фирмы Tamiya.
Истребитель D/520
Самолеты созданные Эмилем Девуатином были весьма удачны. Модели D.500/501 и D.510 состояли на вооружении французских ВВС. Но в 1934г. конкурс на новый истребитель выиграла фирма Morane-Saulnier.
Конструктор не сложил руки и в 1936г. приступил к созданию новой машины. Что интересно, самолет разрабатывали в инициативном порядке.
В январе 1937 г. проект представили министерству авиации и в том же месяце последовало официальное техническое задание. Но денег не дали, поскольку на MS.406 выдали большие заказы.
В апреле 38-го Девуатин получил контракт на два опытных самолета. В июле заказчикам представили полноразмерный макет, а в сентябре был готов уже первый опытный экземпляр, D.520-01. На нем стоял пока старый двигатель 12Y21 и временный деревянный двухлопастный винт, причем без кока. Средняя часть фонаря не устанавливалась. На передней кромке крыла имелись предкрылки. Последние так никогда и не пустили в ход, и в дальнейшем от них отказались. 2 октября 1938 г. М.Доре впервые поднял самолет в небо. Скорость оказалась намного ниже расчетной.
28 января 1939 г. на заводские испытания вышел второй самолет, D.520-02. У него хвостовое оперение имело совсем другие очертания. Фонарь кабины переделали: средняя секция теперь не откидывалась, а сдвигалась назад, чтобы при необходимости открыть и в полете. Усовершенствовали шасси. D.520-02 получил вооружение из 20-мм пушки на моторе и двух 7,5-мм пулеметов в гондолах под крылом.
Третий опытный экземпляр, D.520-03 имел хвостовое колесо вместо костыля и другой нагнетатель на моторе. Первый полет D.520-03 состоялся 15 марта 1939 г. Позднее третий экземпляр использовали для испытаний штатного вооружения, предусмотренного для серийного D.520 - мотор-пушки HS404 и четырех 7,5-мм пулеметов в крыле.
Уже в апреле 39-го приняли решение закупить для ВВС 200 новых истребителей. Предполагалось, что вся партия будет выпущена к декабрю. В июне последовал второй заказ - на 600 D.520 (в июле его подкорректировали до 510, в большей степени учитывая реальные возможности производства).
Серийные истребители должны были отличаться от D.520-03 удлиненным фюзеляжем, новым винтом Ratier, двумя дополнительными бензобаками в передней кромке крыла, бронеспинкой пилотского сиденья и мотором 12Y45 (930 л.с.) под измененным капотом.
Мотор оказался слабым местом, поэтому рассматривались варианты его замены на британский Merlin III (1030 л.с) и американский Allison V-1710-C15 (1040 л.с.). Но капитуляция Франции в июне 1940г. не дала этим планам осуществиться.
D.520 хорошо показал себя в воздушных боях. Французы оценивают результативность как 7 к 1 в пользу французского истребителя. За 45 дней активных боевых действий французские летчики сбили на Девуатинах 108 (по другим данным - 114) немецких и итальянских самолетов. Собственные потери составили примерно 100 истребителей, но большинство из них было потеряно в авариях, катастрофах, при бомбардировках аэродромов и от зенитного огня.
Вишискому правительству немцы позволили возобновить производство D.520. Началось перевооружение французских ВВС. Истребители стали использовать в том числе и против бывшего союзника, Британии.
К моменту полной оккупации Франции часть самолетов удалось перегнать в Алжир. Немцам достались 248 самолетов и еще 19 недостроенных на заводе. Часть трофеев раздали союзникам, Болгарии, Румынии и Италии. А с 1943г. самолет стали использовать и в Люфтваффе.
При наступлении во Франции в конце 44-го союзники захватили более 50 D.520. Эти машины вновь попали на фронт и сражались против немцев. Девуатины закончили войну как штурмовики.
После войны во Франции насчитали около 40 исправных D.520. Использовали их только для учебных целей, причем большую часть переоборудовали в двухместные машины D.520DC. Последние учебные Девуатины летали до сентября 1953 г.
Модель
Литники из серого пластика, плюс один прозрачный. Отлиты детали хорошо, чего и ждешь от Тамии. Прозрачные детали дополнительной обработки не требуют.
Модель немного доработал. Прежде всего кабину. Сделал нормальный прицел, родной выгляди слишком упрощенно. Добавил ремни на кресла. Сделал пространство под полом, которое хорошо просматривается. И, наконец, добавил поручни. Эти детали в наборе вовсе отсутствуют.
Покупать кабину из смолы для данной модели не вижу необходимости, так как после сборки фюзеляжа нормально будет видно только кресло и прицел.
В крыле сделал имитацию стволов пушек из тянутого литника.
Для "оживления" модели накатал клепку.
Собралась модель вполне прилично. Не по тамиевски большая щель получилась на стыке крыла с фюзеляжем снизу в хвостовой части. Пришлось заклеивать тянутым литником. Но это мелочи, главное удалось хорошо состыковать консоли крыла сверху и это место почти не потребовало обработки.
Еще, почему-то с заметным зазором встал козырек фонаря. Упоминаний о проблеме в этом месте у других моделистов не встречал. Видимо что-то сделал не так. Устранил эти зазоры двухкомпонентной шпаклевкой Миллипут.
На стойки шасси приклеил имитацию проводки. Щитки основных стоек в наборе слишком толстые. К тому же каждый щиток отлит одной деталью, а должен быть из двух частей. Разрезал, часть сточил до нужной толщины, часть заменил на листовой пластик и добавил крепление щитков к стойкам. Думаю на фото все видно.
Трубку Пито сделал из латунных трубок.
На D.520 стойки, щитки и ниши окрашены в цвет нижних поверхностей, поэтому стойки шасси сразу и установил на модель.
По покраске все стандартно. Грунт Тамия, прешейдинг. Границы камуфляжа отбивал "колбасками" из Блю-так. Красил АКАНом серии 6хххх. Краски мешал сам, кроме серого сверху. Этот цвет был готовый и меня вполне устроил.
Если с серым и хаки в общем то все понятно, то коричневый на моделях можно встретить все пятьдесят оттенков, если не больше. Я ориентировался на найденные в сети выкраски для ВВС Франции. Есть еще интересный момент, на машинах, которые сохранились до нашего времени, коричневый выглядит очень темным и с красным оттенком, такое впечатление что использовали другой оттенок коричневого. Brun Fonće, а не Terre de Sienne.
Для выбранной схемы окраски оказалось не подходят по размеру ОЗ на фюзеляж из декали. В декали круги с белой окантовкой, а на прототипе без нее. Соответственно за счет окантовки ОЗ меньшего размера, чем нужно. Пришлось ОЗ накрашивать.
После окраски покрыл модель "Футурой" чтобы сделать поверхность глянцевой.
Декали из набора, которые считаются неприлично толстыми оказались не такими страшным как их малюют моделисты. Хорошо легли на поверхность при помощи ганзовских жидкостей. Вот только софтнер немного подъел краску в паре мест и пришлось подкрашивать. Это при том, что на "кошке", покрашенной так же как и модель, все прошло идеально. Аккуратней надо с ним в следующий раз.
Следующий шаг, выделение расшивки и загрязнение. Решил делать умеренно "поюзаный" истребитель.
Финишный этап, модель покрыта матовым лаком Тамия XF-86.
Навигационные огни на консолях покрасил металликом "алюминий" и покрыл цветными лаками.
Фото завершенной модели
И еще несколько фото "на природе" (на самом деле на фоне напечатанного фона ))).
Тема: Tamiya 1/48 Dewoitine D.520(#16941) - обсуждение
Очень красивая работа! С фоновым снимком вообще здорово смотрится.