Уважаемые коллеги! Позвольте представить Вам модель истребителя Як-7Б, с которой возился довольно долго. Мировой "модельпром" не особо балует нас моделями этого самолёта, хотя он достоин большего. В масштабе 1/48 в пределах доступности лишь модель от ИСМ и её "перепечатки" от других производителей. Есть-ли иные модели этой машины в 1/48, я даже и не знаю. Поэтому выбрать что-то иное я не мог.
О самолёте
Истребитель Як-7 был разработан на базе двухместной учебной машины путём доведения её до состояния боевой ( установка полного комплекта вооружения, оборудования, бронирования, ликвидация оборудования задней кабины и пр.). Як-7 выпускался параллельно с истребителем Як-1 и был аналогичен ему по боевым качествам. Самолёт Як-7 был довольно многоликим, благодаря изменениям от серии к серии и последние Як-7 отличались довольно значительно от ранних. В качестве прототипа я выбрал машину, принадлежавшую 18 ГИАП из 303 авиадивизии генерала Захарова.
13 февраля 1943 г. полку были переданы десять самолётов, построенные на средства, собранные латышскими трудящимися и военнослужащими. Машины в зимнем камуфляже с надписями на бортах "Латышский стрелок", были вручены лучшим лётчикам полка.
После "весенней линьки" самолёты получили помимо чёрно-зелёного камуфляжа ещё и белую стрелу-молнию, характерную для истребителей 303 ИАД и поверх неё прежнюю надпись "Латышский стрелок".
У истребителей на той войне жизнь была недолгая и к середине сентября уже не осталось ни одной машины из этих десяти "стрелков", но за это время полк заявил об уничтожении 99 самолётов противника.
О модели
С моделью Як-7 от ИСМ, я думаю, сталкивались многие и от неё впечатлений больше отрицательных,чем положительных (хотя допускаю и другие мнения). Выбора не было и я взялся за неё, насмотревшись моделей из этого набора в интернете и с желанием как-то исправить эту "беду". Готовился основательно, потому запасся афтемаркетом: колёса от "AIRES"(замечательные), детали от "Вектор"(Саша, спасибо, настала пора для твоего подарка) и фотоэтчед "Part", который умилил меня попытками изобразить с помощью тоненького металла довольно объёмные вещи, например, рёбра жёсткости на щитках шасси. Поэтому использовать удалось далеко не всё и кое-что дополнять собственными руками. И ещё были великолепные декали от "Бегемот".
В самой модели предстояло исправить многое, но для исправления требуются достаточно добротные чертежи и вот тут-то нашла коса на камень. Извлёк имеющиеся материалы, которые оказались, по сути, перепечаткой одних и тех-же чертежей, впервые опубликованных в "М-К", или в "Крыльях Родины" довольно давно. после чертежей В.Богатова на Як-9 эти старые чертежи доверия не внушали и я попытался поискать что-то получше в "сети", но то, что я там нашёл, доверия внушало ещё меньше. Подходящий графический материал я нашёл в совершенно неожиданном месте: это были схемы размещения декалей на инструкции к декалям "Бегемот". Почему-то они вызвали куда больше доверия. Эти схемы были намного подробнее в деталях, чем требуется для указания мест размещения декалей. Чьи это чертежи - не знаю, но они как-то "в стиле Богатова", хотя и там есть ошибки. Конечно, для серьёзной работы не обойтись без литературы и я приобрёл книгу по Як-7 С. Кузнецова. Она мне здорово пригодилась и я зачитал её "до дыр".
Проанализировав все собранные материалы и даже использовав новые чертежи Богатова по ранним Як-9 (кое-что общее с Як-7 там всё-же было) и тщательно рассмотрев те немногие фото выбранной машины и учтя дату передачи её полку,я предположил, что она может относиться к производственным сериям, от 30 до 33. Машина с бортовым номером "22", сохранив характерную "горбатую" форму фюзеляжа и отсутствие обтекателей выхлопных патрубков, имела признаки поздних серий: плоские боковые стёкла козырька кабины, более обтекаемые формы маслорадиатора и новую форму водорадиатора.
Начать пришлось с исправления форм фюзеляжа. Прежде всего править нужно носовую часть, которая сужаться вперёд должна не так плавно. До передних патрубков она почти не сужается. Исправил этот дефект так-же,как в своё время на модели Як-9ДД -изготовлением нового верха носовой части и корректировкой нижней его части с помощью плоской вставки, по которой обжимаются стенки носа в соответствии с формой самодельного верха.
В районе кабины и закабинного гаргрота фюзеляж оказался заужен (как и фонарь кабины). Пришлось вклеивать вставки, чтобы его расширить.
При оборудовании кабины я широко использовал "травлёнку", но всё-же многое пришлось изготовить вручную. Приборная доска великолепна, но создатель не учёл, что относительная толщина бортов у реальной машины и у модели весьма разная и простое копирование формы доски с чертежей "не есть хорошо". Пришлось её заузить, максимально уменьшив при этом толщину бортов в этом месте. Бортовые панели хороши, но "шарики" на рукоятках пришлось делать самому (родные - плоские). Чашка сидения из родного набора меня устроила (хотя толщину стенок уменьшил), а вот бронеспинку и заголовник делал самодельные.
Прицел - вещь ответственная и я всегда делаю их вручную. Пол кабины меня устроил и я наклеил на него покрытие и педали из фотоэтчеда. Закабинную полку с радиоаппаратурой пришлось делать вручную.
Дополнив всё это ещё кое-какими деталями и окрасив, я наконец, мог склеить половины Фюзеля.
Остекление доставило проблемы. Как и сам фюзеляж, стёкла фонаря на модели заужены, поэтому пришлось выдавливать новый фонарь (всё равно "родной" был с выпуклыми боковыми стёклами козырька и не подходил).Разница в ширине "родных" и "правильных" стёкол особо заметна, если положить их рядом:
Перейдя к изготовлению крыла, я обнаружил, что у корня оно тоньше на 1,5 мм чем нужно, что при толщине 8,5 мм составляет аж 18%, что явно не устраивало. Пришлось вклеить вставку в передние кромки между верхом и низом консолей
Естественно,что утолщённые корни консолей не стыковались с торцами центроплана на фюзеляже. Не найдя иного способа это исправить, я попросту срезал с бортов зализы центроплана и наклеил самодельные, которые и состыковал с торцами консолей
Элероны пришлось дорабатывать, т.к. профиль их практически не учитывал балансировки и пришлось подклеивать к их передней кромке полоску пластика, а на нижней поверхности консолей увеличить ширину прорезей под элероны.
Стабилизаторы пришлось дорабатывать, увеличив их ширину подклейкой полоски пластика на переднюю кромку.
Руль поворота не устроил своим управляемым триммером (такой был лишь на Як-7А) и пришлось выточить самодельный.
Взявшись за щитки шасси (из травлёнки), я решил сделать рёбра жёсткости на них более выпуклыми, т.к. наклеиваемые на щитки рёбра из той-же травлёнки выглядят слишком тощенькими. Я применил такой вот способ , наклеив на рёбра пластик: Перед установкой крыла я залил "родную" расшивку, нарезал новую, изобразил, где необходимо, лючки и заклёпочные швы и наконец мог начать примерять и подгонять крыло к фюзелю. После немалых усилий, крыло, наконец, "сопрягнулось" с фюзеляжем, хотя и не обошлось без подклеек.
Снизу носовой части фюзеляжа пришлось срезать маслорадиатор (автор набора чего-то не понял в радиаторах) и выточить новый в соответствии с чертежами, фотоснимками и собственными понятиями о его формах
С появлением этого радиатора, можно, наконец, определиться с положением воздухозаборников в корнях крыла. На истребителях Як-7 они были, в основном, двух видов: вытянутые вперёд (прежде всего на Як-7А)
либо имели форму прямоугольных окон в корнях центроплана:
Какую из них имел в виду автор набора - непонятно.
Водорадиатор из набора однозначно не подходил, т.к. имел форму со скошенным задним срезом, характерным для ранних серий Як-7Б. Поэтому радиатор пришлось сделать самодельный.
Подогнав элементы фонаря кабины, мне с сожалением пришлось отказаться от подвижности сдвижной части.
В крыле было полно работы с наполнением ниш шасси мелкими деталями. В ход пошли "Доширак", проволока, обрезки вакуформов. Так или иначе, ниши наполнились и пришлось перейти непосредственно к стойкам шасси. Как ни странно, родные стойки вполне подошли и не потребовали переделок. Лишь дополнил их самодельными шлиц-шарнирами и "шлангами". А вот ломающиеся подкосы требовали работы. "Треугольники" взял родные, а серьгу между ними и стойками вытачивал сам, использовав ещё и деталь от травлёнки. Пневмоцилиндры тоже самодельные. Во всей этой связке три подвижных шарнира, что облегчило установку и подгонку всего этого в нише. Большого терпения потребовали тяги закрытия отдельных крышек колёс. пружины для них навил из тонкой проволоки. Стойка хв. опоры дана в наборе AIRES и не пришлось с ней горбатиться, лишь изготовил щиток для неё.
Мачту антенны выточил металлическую (элементарно из гвоздя). Кок винта и лопасти от Вектор прекрасно подошли и не потребовали переделок.
Все основные детали, наконец, изготовлены и всю модель можно было собрать "насухую", дабы убедиться, что всё "хорошо сидит".
И вот подошёл черёд "малярки". Модель была загрунтована грунтом от TAMIYA, а затем я нанёс прешейдинг чёрным цветом.
Цвета для окраски решил намешать сам из нитроэмалей и наконец, более-менее успешно модель была "задута". В процессе окраски рассыпался старенький витебский аэрограф и два раза сломался самодельный компрессор из холодильника. Но я стойко это пережил и восстановил разрушенное (всё, что нас не убивает, делает нас сильнее).
Далее всё было по обычной технологии: футура, декали "Бегемот". снова футура, изображение "обгадинга" и "облупинга", финишный полуматовый лак.
Установив детали, которые окрашивались отдельно и натянув антенну, я почуствовал финиш и предвкушение свободы. Но впереди - финальная фотосессия, которую, увы, делают за меня. Понимаю, что многое получилось "не айс", но возвращаться к этому кошмару уже нет сил.
Итак:
Заключение
Истребитель Як-7 ждёт славное модельное будущее в масштабе1/48 (заслужил!).Вот только сначала нужно сделать кому-то внятные чертежи на него. Вспомним, что прекрасная модель Як-9ДД 1/48 от "Моделсвит" появилась лишь после выхода "внятных" чертежей Виктора Богатова. Если таковая модель когда-то появится - обязательно куплю
Все понравилось, вот только нос получился горбатым в районе пулеметных портов и кок ужасен.
Вообще-то кок из набора "Вектор" и он вполне соответствует, но на модели "уехал" как-то вниз.
А на этом фото может чуть получше?
Вообще-то кок из набора "Вектор" и он вполне соответствует, но на модели "уехал" как-то вниз.
А на этом фото может чуть получше?
У меня такое впечатление по некоторым фото, что он не только "уехал", но еще и несоосен СГС, как бы вверх смотрит.. На фото "вид 3/4 спереди" это наиболее заметно.
Костя, с очередным тебя - законченным мегазапилом!!!!
И, кому как, а мне на Як-7 похоже. И результат понравился.
И очень нравятся фотографии сборки-примерки перед окраской - когда весь труд еще не скрыт под полями камуфляжа.
И вот поглядел я на твой Як, и думаю, что свой буду собирать почти из коробки))))))))))
Можно ещё и маслорадиатор поправить, не торчал он так сильно.