Farman IV - это примерно как "Ford T" в мире автомобилей. Самолет, который сделал авиацию массовой (ну, насколько можно было в те времена говорить о массовой авиации, конечно), практически все пилоты начала XX века учились на этих машинах и летали на них.
Мне давно хотелось построить "четверку", эту квинтэссенцию идеи "летающей этажерки". Лучшим поводом наконец воплотить идею в жизнь стал ГБ "Краски русской авиации". Но как ни странно, несмотря на исторические заслуги самолета, моделей его никто не выпускает. Оставался вариант самодела. Это не особенно пугало - в начале процесса проблем вообще не ожидалось. Казалось бы - ну простейшая конструкция, каркас из палочек соорудил, и знай себе прошивай. Однако на деле оказалось все не так просто.
Для постройки выбрал прототипом машину Льва Мациевича - одного из первых российских авиаторов, если точнее, 31-го по счету. И первого пилота, погибшего в авиакатастрофе. Это случилось на Комендантском аэродроме в Петербурге 24 сентября (7 окт. по н.с.) 1910 года; Мациевич решил поставить рекорд высоты, но к ужасу многочисленных зрителей рухнул. Его гибель вызвала невероятное потрясение в обществе, ведь авиаторы тогда были просто небожителями в глазах народа. На похороны собралось невероятное количество горожан, и конечно как при любом шокирующем событии не обошлось без конспирологических слухов (например, говорили, что Мациевич должен был по заданию партии эсеров угробить то ли Столыпина, которого катал тремя днями раньше, то ли Витте, которого собирался катать, но не решился, и терзаясь покончил таким образом с собой), но все-таки скорее всего причины были сугубо технические.
Александра Блока именно эта трагедия вдохновила на известное стихотворение "Авиатор": "Летун отпущен на свободу, Качнув две лопасти свои, Как чудище морское в воду, Скользнул в воздушные струи...", заканчивающееся мрачным провидением: "...Иль отравил твой мозг несчастный Грядущих войн ужасный вид: Ночной летун, во мгле ненастной Земле несущий динамит?"
Однако довольно лирики. Проблема сразу же возникла с матчастью. Хотя фотографий фарманов довольно много, но сложность в том, что выпускались они на многих заводах, во многих модификациях, которые еще и быстро видоизменялись в условиях конструкторского поиска. К тому же выпускалось и немало клонов, и с ходу отличить "четверку" от, например, творений Грэхэма-Уайта не на каждой фотографии можно. Существуют чертежи и подробное описание, сделанные капитаном Рудневым, но там описывается военный Фарман-IV и хотя эти документы сильно помогли, но все-таки там есть и принципиальные различия. Несколько иной вариант строили и петербургские энтузиасты, хотя обзор их реплики тоже помог. Между тем разобраться нужно было насколько возможно досконально, ведь все на виду и фюзеляжа, в котором можно многое спрятать, попросту нет. На 100% разобраться не удалось, сразу скажу, что кое-какие элементы, в основном на грузовой раме, сделаны с упрощением либо по доступным фотографиям без гарантии, что именно так было на именно этой машине, у которой имелись свои индивидуальные особенности.
Плоскости изготовлены из листового пластика и полосок, двухкомпонентной шпаклевки и фольги. Ферма - из медных трубочек, стойки - из ореха. Грузовая рама (на модели ее ширина примерно сантиметр) тоже из эвергриновского пластика. Как смог разобраться, проложил масло- и топливопроводы, проводку и так далее. Здесь самым сложным моментом были педали - как назло, на всех фотках именно этот узел трудно разобрать, а на военном все было по-другому. А при монтаже оперения - навеска переднего руля высоты. Только двигатель взял от SmallStuff, и свидетельствую, что это поразительные по детализации и качеству движки.
Кабанчики цельные, всажены в рули высоты насквозь. Для расчалок использовал тонкую нейлоновую нить, для тяг - нить Uschi van der Rosten, которая представляет собой по сути сверхтонкую резинку (говорят, так же устроена нить Хобби+, но не знаю, ее не видал). Без нее было бы очень сложно натянуть тяги в особенности соединяющие РУС с передним РВ - так, чтобы и ручка сама не согнулась, и тросы бы были натянуты. Да и все остальные тоже. Пропеллер выстрогал из липовой рейки, спицы колес - эдиковское травло, а вот с маленькими колесиками на носу полозьев (это и есть, например, примета конкретного самолета) пришлось поломать голову, такого размера спицы никто не выпускает, и в итоге помогли "смежники" - прекрасные спицы получились из травленых штурвалов для кораблей от North Star. Колеса основного шасси крутятся, там двухэлементная ось из собственно оси и трубочки (хозяйке на заметку - отличные амортизаторы получаются из резинок от носков). Да, пропеллер, кстати, тоже вращается (точнее, прокручивается - закрутить его не получается из-за конструкции, пальцем не подлезть никак )). Декали помог нарисовать дизайнер на работе.
Абзац о пользе лени. Архаичная конструкция предполагала не элероны, но протозакрылки, в наземном состоянии свисавшие к земле, а в полете поднимавшиеся потоком воздуха. Отпиливать на готовом крыле крылышки, чтобы опустить их вниз, не хотелось, там еще был бы тогда лишний головняк с тягами. Но если их не опускать, тогда надо было делать самолет в воздухе, а это значит - с пилотом. Фигурку взял из старого набора Orion, разумеется, ее пришлось допиливать: раздвинуть ноги и пересадить руку от другой фигурки. Зато села практически как влитая. На подставке сначала подумывал разместить толпу восторженных зрителей, но показалось, что одинокая девушка, провожающая героя в полет - чуть более романтично.
Спасибо за отзывы, рад, что понравилось. Мне и самому даже нравится )
Как теперь с этим жить! Ведь я такой никогда не сделаюююю!!!
Ты ведь даже не пробовал.
Про расчалки - это только так со стороны кажется, что тут эдакая мудреная паутина. Внешний эффект, а на самом деле все довольно просто и банально, на 90% тут один прием: расположенные квадратом четыре точки "перекрещиваются" из угла в угол. Крест, крест, крест... нет принципиальной разницы, восемь таких крестов надо сделать или пятьдесят, только времени больше надо. Ну на фермах технически посложней, там места меньше под приклейку, но просто чуть больше терпения надо. Некоторая сложность только в конце, когда надо последние расчалки тянуть, а из-за уже натянутых модель в руки сложно взять ))