На протяжении десятилетий послевоенной истории визитной карточкой и лицом Панцеваффе Третьего Рейха является танк Рz.VI «Тигр». Вокруг этого танка созданы многочисленные легенды. Одновременно возникли и сопутствующие тактические мифы–о танковых асах (Виттмане, Кариусе и др.), воевавших на данном типе танков.
С первого взгляда это вызывает недоумение. «Тигр» являлся, безусловно, мощной и высокотехнологичной боевой машиной. Но он не отметился в действительно крупных успешных операциях Вермахта. Во всяком случае, на советско-германском фронте. Пожалуй, в актив подразделений, вооруженных «Тиграми», можно занести лишь участие в удачном броске танкового корпуса Хауссера на Харьков в марте 1943 г.
В дальнейшем, до конца войны ни одна крупная наступательная операция Вермахта с участием «Тигров» к успеху не привела. Будь то «Цитадель» в 1943 г. под Курском или «Пробуждение весны» в 1945 г. в Венгрии.
В основном фронтовая карьера «Тигров» свелась к участию в боевых действиях, для которых соотечественники Гете и Шиллера придумали поэтичное название–«победоносные оборонительные бои». Как известно, непрерывная череда таких боев довела немцев до Берлина, на улицах которого в мае 1945 г. застыли посмертными памятниками немецкой технической мысли и промышленной политике последние сожженные «Тигры».
По сути же, если перестать оценивать «Тигр» как «вещь в себе», как объект иллюстрированных монографий и предмет для «охотничьих рассказов», а рассмотреть эту единицу бронетехники через призму соотношения «цена–качество–количество–боевая эффективность», то в холодном остатке мы увидим неуместную дорогую игрушку, которую немцы выставили на поле жестокой игры под названием «тотальная война».
«Тигр» дорого стоил, был сложен в производстве, эксплуатации и ремонте. Ввиду малосерийности и посредственности эксплуатационных характеристик исполнять роль вездесущего пожарного для вспыхивающих по всему огромному Восточному фронту кризисных ситуаций попросту не мог.
Являясь классическим оружием блицкрига, «Тигр» оказался не совсем к месту, а главное – не ко времени, начав занимать свою нишу в Вермахте на этапе вооруженной борьбы, характеризовавшемся окончательной утратой Германией стратегической инициативы.
Это был период, когда для латания многочисленных дыр в трещавшем по швам тысячекилометровом Восточном фронте Германии требовалось не малочисленное сверхоружие, но массовые дешевые и надежные танки, регулярную убыль которых можно было бы восполнять за счет гигантского промышленного потенциала III Рейха и подконтрольных ему европейских стран.
Тем более, что у политического и военного руководства Германии был перед глазами положительный опыт Советского Союза, успешно завершившего компанию 1941 года за счет, не в последнюю очередь, большого количества дешевых и простых в производстве танков. Организованные с их использованием успешные, малоуспешные и даже неудачные контрудары и наступления позволили амортизировать эффект упреждения в мобразвертывании, выиграть время для проведения масштабной эвакуации промышленности, всеобщей мобилизации и формирования новых соединений. В итоге Вермахт и войска сателлитов Германии были обескровлены и остановлены на позициях, весьма отдаленных от намеченных планом «Барбаросса». За этот успех Красная Армия заплатила в том числе потерей 20516 танков, однако, эффект был налицо. Идея блицкрига была похоронена, боевые действия перешли в фазу войны на истощение, а в среде военно–экономического руководства III Рейха началась паника.
Можно констатировать, что проект «Тигр» поглотил материальные и трудовые ресурсы, которые могли быть использованы, с учетом сложившейся на фронте обстановки, для раскручивания моховика производства и модернизации танка, имеющего гораздо больше оснований претендовать на звание «легенды» немецких бронетанковых сил.
Речь идет о детище фирмы «Krupp–Gruson Werke»–танке Panzerkampfwagen (панцеркампфваген) IV (далее–Pz. IV), конкурс на разработку которого был объявлен в 1934 году.
Одновременно с разработкой Pz.IV в Германии шло проектирование танка со сходными характеристиками, получившего в серийном производстве обозначение Pz.III. До настоящего времени никто не может установить и пояснить скрытый смысл этого тонкого стратегического хода, однако, на практике он привел к ненужному проматыванию ресурсов германской промышленности.
Вместе с тем, в сравнении с Pz.III четвертая модель имела ряд конструктивных особенностей, обеспечивших танку резервы для модернизации и позволивших ей дожить в серийном производстве до последних дней III Рейха.
Принятый на вооружение в 1937 году Pz.IV в варианте (Ausfuhrung) А был вооружен двумя 7,92–мм пулеметами, 75-мм короткоствольной пушкой и имел 15-мм круговую броню. Интересно отметить, что Pz.IV до принятия на вооружение танка Pz.VI «Тигр» считался в Вермахте тяжелым.
Количество Pz.IV в действующей армии Германии неуклонно возрастало. Так, если в нападении на Польшу участвовали 179 танков этого типа,
то к 10 мая 1940 г.–началу операции «Гельб», в составе танкового парка Вермахта на Западном фронте было уже 286 «четверок». Через год армии вторжения в СССР насчитывали уже 439 Pz.IV.
Танк регулярно подвергался модернизации. В модификации F толщина лобовой брони Pz.IV была доведена до 50 мм, а бортовой –до 30 мм. К окончанию выпуска серии F, в начале 1942 года, машина получила длинноствольную 75-мм пушку. Серия H, выпускавшаяся с 1943 г. по 1944 г., имела уже 80-мм лобовую броню.
Подчеркнем, что Pz.IV являлся единственным танком Германии, находившемся в производстве весь период участия этой страны во Второй мировой войне. Всего выпущено 8696 единиц. Стоимость танка составляла 115 962 рейхсмарки (в модификации F-2 с длинноствольной 75-мм пушкой). Для сравнения–Pz.VI «Тигр» обходился Германии в 1 000 000 (один миллион) единиц национальной валюты.
В целом Pz.IV являлся достаточно мощной, сбалансированной боевой машиной и составлял ударный костяк бронетанковых сил Вермахта практически весь период войны. Технические характеристики и вооружение позволяли этой машине достойно конкурировать с танками аналогичного класса антигитлеровской коалиции. После усиления в 1942 г. вооружения путем установки длинноствольного орудия Pz.IV стал еще более грозным соперником для советских и англосаксонских танков.
Можно также констатировать, что и в предшествовавший период отставание Pz.IV в огневой мощи и бронировании от, скажем, Т-34, не было фатальным и имеет незначительное число знаковых проявлений.
Например, знаменитое избиение в октябре 1941 г. под Мценском 4-й танковой дивизии Вермахта 4-й танковой бригадой Катукова явилось, скорее, следствием безграмотных действий подчиненных Гудериана, с одной стороны, и высокой тактической выучки советских танкистов–с другой, нежели проявлением явного отставания немецких панцеров в боевой мощи.
«Панцер–IV» стал участником основных и значимых побед Германии во Второй мировой войне и явился, по сути, олицетворением блицкрига в его классическом проявлении, когда форма совпадает с содержанием и приносит результат. Танки этого типа находились на острие ударов, отправивших в нокаут Польшу. Затем была повержена Франция, разгромлена экспедиционная армия Англии и захвачены балканские страны. Pz.IV стал одним из инструментов, с помощью которых был достигнут величайший триумф в истории немецкой нации–Германия овладела и стала контролировать практически всю континентальную Европу и значительную часть Северной Африки. Подразделения, вооруженные Pz.IV, участвовали в успешных операциях против Красной Армии начального периода Великой Отечественной войны, дошли до предгорий Кавказа и берегов Волги в районе Сталинграда в 1942-м.
Вот почему можно сказать, что Pz.IV, за которым стоят победы и реальные результаты, имеет гораздо больше прав и оснований, нежели «Тигр», называться «легендой» Панцерваффе.
Однако, катастрофическое для Германии окончание войны затмило былые достижения и отодвинуло в тень истории героев победоносных компаний. Для поддержания национальной гордости немцы начали культивировать мифы о сверхоружии (в том числе танках «Тигр») и блистательных победах, одержанных с его помощью. Каждая из подобных побед в изложении рассказчиков выглядит увлекательно и значительно. Однако все они носили частный характер и на стратегическую обстановку на фронте не оказывали практические никакого влияния.
К счастью, аналитический уровень политического и военного руководства Германии не позволил после краха молниеносной войны провести на соответствующем этапе правильную оценку реалий войны с Советским Союзом и расставить необходимые приоритеты в разработке и выпуске военной техники. Вместо лавин «четверок» на поля сражений выставлялись отдельные батальоны тяжелых «Тигров». Затем пришло время «Пантер», и танковые войска III Рейха окончательно вступили на путь деградации.
Теперь собственно к модели
При сборке набор Hasegawa Мт41 «Pz.Kpfw IV ausf.F1» практически не дорабатывался, за исключением следующего.
У банника были удалены два лишних сегмента, а виниловые гусеницы удлинены путем механического растягивания после нагревания феном. Это позволило, с одном стороны, организовать соответствующие провисания, а с другой–удалить чудесные шпеньки из-под надгусеничных полок, при помощи которых эти самые провисания предлагал имитировать производитель модели.
При окраске ориентировался на восприятие немецкого танкового серого с приведенных фото машин 6-й танковой дивизии лета 1941 г. (сайт «Военный альбом». http://waralbum.ru/page/3/?s=Pz.IV&x=7&y=6)
Применявшиеся материалы:
1. Краски:
- «Звезда»: мастер акрил № 14–темно-серый танковый,
-«Tamiya»: ХF-84 – dark iron,
-«АКАН»: 66014 серая сталь.
1-1. Лак матовый акрил «Звезда» № 61.
2. Смывка Wilder NL01.
3. Фильтр MIG Р 421.
4. Пигменты: Wilder GP 10, MIG P033+Wilder Fixer FX01.
5. Иное: грифель карандаша KOH-I-NOOR 1372.
Танк несет опознавательные знаки 14-й танковой дивизии Вермахта, в полном составе сгинувшей в Сталинградском котле. Учитывая этот факт, смотреть на модель вдвойне приятней.
Думаю, измышления про "Тигр" в данном контексте модельного сайта и модели танка Pz.IVF1 из 14 ТД под Сталинградом, лишние.
Было бы логичнее описать достоинства/недотатки самой модели, а в исторической справке упомянуть о сражении под Сталинградом танков 14ТД.
А так, темновато получилась "четвёрка", контраста цвета со смывкой не хватает, на применение в южных степях хорошо бы намекнули пигменты светлых тонов...
Пугачевв 05.05.2014 - 23:06 Тема: Hasegawa 1/72 Pz.Kpfw IV ausf.F1 - Не ставший легендой
Уважаемый Peter, с первым Вашим суждением не согласен. Полагаю, «измышления» про «Тигр», как, впрочем, и иную немецкую технику, не только, кстати, наземную, но и авиационную, – не являются лишними ни для одного сайта, тем более модельного. В конце концом, размышление над воздействием на исторический процесс и жизнь человека формулы «цена-качество-результат» может принести пользу не только большому начальнику, но и простому домохозяину. Немецкая техника 2 МВ как нельзя лучше подходит в качестве наглядной иллюстрации того, к чему приводит умышленный дисбаланс в указанном соотношении.
Что касается второй части Вашего сообщения, то соглашусь с тем, что классический немецкий панцерграу не очень подходит к 72-му масштабу и, как черная дыра Стивена Хокинга, пожирает свет с танка, сводя на нет потуги моделиста по его оживлению.
Тема: Hasegawa 1/72 Pz.Kpfw IV ausf.F1 - Не...(#7338) - обсуждение
Так вы "Тигр" или "четверку" строили?