О существовании этого самолёта американское командование узнало ещё в 1940г. вовремя войны в Китае, однако, как это ни парадоксально, его появление над Пирл-Харбором в декабре 1941г, стало для американцев настоящим шоком. На первых порах казавшийся непобедимым, этот самолет завоевал свою славу во время первых шести месяцев войны и с этого времени стал наиболее известным японским боевым самолетом.
Одну из этих машин, взлетевшую с авианосца «Акаги» ранним утром 7 декабря 1941г., я и попытался воспроизвести в данной модели.
Пластик
Набор Mitsubishi A6M2 type 0 model 21 “ZERO” от «Хасегавы» давно и хорошо известен всем любителям японской авиации в 72-м масштабе. Не менее известен и основной недостаток набора – «мелкие» и пустые ниши шасси. В целом, пластик весьма неплох:
Аккуратная внутренняя расшивка, практически точно совпадающая с чертежами; довольно тонкий и прозрачный фонарь кабины, к сожалению, выполненный одной деталью; неплохая внешняя деталировка. Сказать то же самое о кабине нельзя, интерьер сильно упрощён и явно нуждается в дополнительной деталировке.
В чертежи модель «ложится» довольно точно, заметных искажений пропорций и силуэта машины не отмечено.
Декаль стандартного для «Hasegawa» качества на 4 варианта, включая и машины с «Акаги» на момент нападения на Пирл-Харбор.
Для исправления основного недостатка набора – ниш шасси и дополнительной деталировки кабины мной был приобретён набор фототравления от «Интеравиа».
Сборка
Сборка кабины этой модели заняла довольно много времени из-за большого количества фототравленных деталей. К тому же, качество фототравления оказалось весьма невысоким, на нём присутствует заметное количество металлического «облоя», часть элементов интерьера даны неверно или заметно переразмерены. В результате, многое пришлось делать из подручных материалов «с нуля».
После окраски и тонировки интерьера кабины и сборки половин фюзеляжа, «внутренности» кабины были закрыты от попадания пыли и краски «Тамиевским» скотчем. Следующий этап работы над моделью был, пожалуй, наиболее сложным и трудоёмким и заключался в удалении старых пластиковых, и монтаже фототравленных ниш шасси. Как в качестве клея, так и в качестве шпаклёвки использовался цианокрилатный клей “Done Deal”. Чтобы «уместить» новые ниши шасси пришлось уменьшить слой пластика на верхних плоскостях крыла над нишами практически до «бумажной» толщины.
Одновременно, из деталей фототравления были изготовлены посадочные щитки.
К сожалению, использовать идущие в комплекте фототравления подвижные части жалюзи капота совершенно невозможно, т.к. они заметно меньшего размера, чем необходимо. Пришлось и их так же изготовить из обрезков фототравления. Выхлопные патрубки были изготовлены из медной фольги.
Двигатель в наборе выглядит сравнительно неплохо, и был лишь слегка доработан деталями фототравления. Кроме того, были аккуратно высверлены стволы синхронных пулемётов.
На следующем этапе был изготовлен прицел из деталей фототравления и кусочка ацетатной плёнки, смонтирована мачта антенны, все оставшиеся детали кабины окрашены и оттонированы, после чего установлен на место фонарь кабины, предварительно покрытый изнутри глянцевым Тамиевским лаком. Приклеивался фонарь «бездымным» затекающим цианокрилатным клеем «Done Deal». Далее из цветного пластика были изготовлены БАНО, фототравлением доработаны стойки шасси, из медной проволоки изготовлены тормозные шланги. Щитки шасси использовались «родные» из набора, т.к. фототравленные не совсем верны и некачественно выполнены.
Перед покраской все прозрачные элементы модели были закрыты «масколом» из клея БФ-6, подкрашенного чернилами.
Необходимо отметить, что двигатель с капотом, детали шасси и подвесной топливный бак окрашивались отдельно и устанавливались на место на последнем этапе работы над моделью.
Окраска
Тема окраски внешних поверхностей японских палубных самолетов, похоже, неисчерпаема. Споры по поводу оттенков цвета «Аме-Иро» (его ещё называют «карамельным») продолжаются до сих пор. Относительную ясность внесли сравнительно недавние исследования обломков «Зеро», в том числе и сбитых во время налёта на Пирл-Харбор. К сожалению, 100% уверенности в том, что мне удалось «попасть» в нужный цвет, у меня нет.
Перед окраской модель была загрунтована Тамиевским грунтом и покрыта слоем металлика от «ABRO». Модель окрашивалась Тамиевским акрилом. После непродолжительной сушки механическим способом нанесены небольшие сколы краски до слоя металлика.
Ниши шасси и внутренние поверхности посадочных щитков и щитков шасси поверх металлика от «ABRO» покрыты смесью зелёного и голубого прозрачных лаков для имитации японской авиационной грунтовки «Аотаке».
После нанесения слоя глянцевого акрил-уретанового лака «Акан» на модель были нанесены декали и «приварены» с помощью жидкости “SOL” от «Микроскейл».
После ещё одного слоя лака выполнено выделение расшивки и смывка масляными красками на бензине.
После окончательной сборки модель была покрыта слоем водорастворимого полуматового лака от «MicroScale» и нанесены следы эксплуатации и нагар Тамиевскими пигментами. В последнюю очередь была смонтирована антенна из тонкой лески и, после снятия масок, прозрачные части фонаря кабины и БАНО были покрыты слоем глянцевого Тамиевского лака.
Заключение
В своём исходном виде модель вполне подходит для «изкоробочной» сборки начинающим моделистам, желающим же сделать эту модель действительно похожей на прототип, придётся изрядно повозиться….
В работе над моделью и при написании статьи использовалась следующая литература:
Aircraft Profile 129 Mitsubishi A6M2 Zero-Sen
A6M Zero Mushroom Model Magazine
Aero Detail 7 Mitsubishi A6M2 Zero fighter
A6M Type Zero Carrier Fighter Model 11-21 [FAOTW_55]
Mitsubishi A6M2 Zero Monografie Lotnicze
A6M zero in action
Многочисленные фотографии из Интернета.
P.S. модель выставлялась на конкурс Dish Show 2007, где в процессе обсуждения признанным знатоком японской авиации Игорем Лышканцем aka Lish были высказаны ряд замечаний по этой модели, с которыми я полностью согласен и позволю себе привести их дословно:
……По «матчасти» немного косяков:
1. воздуховод внизу капота должен заходить в нижний вход маслорадиатора.
2. толстые и не разделенные створки шасси. В нишах можно было проводку сделать.
3. На брюхе в хвостовой части зря срединный шов зашпаклевали. Там был шов стыка панелей.
4. Тяги элеронов не сплошные, "л" образные, т.е. из двух метал. пальцев.
6. За антенной окошко закрывалось вентиляционной решеткой или зашивалось наглухо.
7. Ремни в кабине должны быть зелёными с кожаными вставками, данный Вами цвет - не существует.
8. Панель на левом крыле под кабиной (для упора ноги ) красилась в черный цвет.
9. Можно было сделать пальцы индикаторов выхода шасси.
10. лючок залива масла перед кабиной всегда был красным.
.......
Недоработки по цвету лючка и панели на левом крыле позже были устранены, и модель переснята, т.к. цветопередача на ранних фото не совсем соответствовала действительности.
Тема: Hasegawa 1/72 Mitsubishi A6M2 type 0 m...(#697) - обсуждение
Алекс, а каким цветом вы красили стойки основного шасси? Что-то темное, но что?