Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds : |
Обзор Ar 231 1/72 Pavla, 1/48 MPM и Special Hobby - Два с половиной Arado
Яркие лучи утреннего солнца врываются в чрево небольшого, немногим больше обычного гаража, ангара, играя на окрашенных в светло-серый цвет поверхностях странноватого летательного аппарата. На самолет он становится похож чуть позже, когда его крылья разложены, а поплавки заняли подобающее им положение. Теперь самая ответственная операция – посредством крана снять аэроплан с тележки и аккуратно поместить его на воду. Вот и все, заправить бензином и маслом, запустить 150-сильный движок – и лети куда хочешь!
Думаю, что многие любители хоть раз, да представляли себя за штурвалом прототипа своей модели – какого-нибудь истребителя или бомбера. Но я слишком практичен для этого – супер-пупер самолетам нужен соответствующий аэродром, а техническое обслуживание способно разорить даже миллиардера. Нам бы что-нибудь поменьше, попроще, и не привязанное к ВПП. Но с крыльями и непременно корабельное. Arado Ar-231 подойдет в самый раз!
Машина сия создавалась по заказу подводного флота Третьего Рейха, но, разумеется, вовсе не для того, чтобы катать на рыбалку папашу Деница. Ее готовили на роль стервятника, появление которого над английскими судами не предвещало ничего хорошего. Оно означало, что неподалеку рыскает германский подводный крейсер XI серии, и немцы уже извещены о том, где и какая их ждет добыча. Но так уж получилось, что XI серия так и не материализовалась, но вот самолет под нее, поэтично названный U-Boots-Auge, то есть “Глаз подлодки”, все же существовал, и даже принимал посильное участие в боевых действиях на борту рейдера “Штир”. Быть может, для океанских просторов Ar-231, отличавшейся несколько необычной конструкцией крыла, и оказался хлипковат, но для рек и озер Европейской России он подошел бы в самый раз. Да вот незадача: сделано было всего четыре таких самолета, да и те давным-давно канули в Лету. И ничего мне не остается, как довольствоваться его уменьшенными копиями… Я не знаю, делал ли кто-нибудь модель этого нетривиального самолета до чехов, но сейчас искомый “Арадо” есть и в 1/72 и в 1/48, происхождение модели эти имеют общее, потому и рассматриваются тут скопом. Тем более, что из трех моделей в моей сокровищнице есть… где-то 2,8. Начнем с малого. Pavla, 72-й, Ar 231V1Литник с деталями самолета – именно то, что и ожидаешь от старого шорт-рана: кое-где облой, мелкие детали заранее предвещают наростание колоссального геморроя в процессе их отделения и последующей обработки. В основном это стойки-подкосы, которые, вероятно, придется делать заново.Пластинка фототравления дает некоторое количество элементов интерьера и экстерьера, таких как водяные рули, привязные ремни и какие-то палочки-ручки да компенсаторы. Кое-что из этого было не плоским, а объемным, и потому требует изготовления заново, ну уж дали – жалеть не будем. Приборная доска существует в виде квадратика фотобумаги, а не привычной прозрачной пленки, ну да есть – и добро! Вакушечный фонарь в количестве двух экземпляров тоже есть, равно как и декаль от Propagteam. Было бы просто удивительно, если бы балкенкрейцы или буквы кода не получились - немец, однако. Но Враг – он везде Враг, и истины собаки Кутьки имеют силу закона во всех уголках Вселенной! Посему кресты для верхней поверхности крыльев и свастику надо бы заменить. Берите Air Magazine №02 и любуйтесь на крупнейшую из известных мне подборок фото Ar 231, читайте текст (на чистом французском, но понять можно. В крайнем случае, я выложу присланный мне каким-то добрым бваной (имя не помню, sorry) перевод этой статьи) и наслаждайтесь. Согласно инструкции, декаль дает нам один вариант – KK+BP, первый прототип. Буквы похожи, а вот литеры HL, которые на декальке также присутствуют, предназначены для хранения в запасниках, ибо никакого отношения к Ar 231 не имеют. Что делать с большими буквами KK+BP, решайте сами. Сложно однозначно решить, были они или нет, но что-то вроде BP на фото на стр.50 под крылом угадывается. Или только мерещится? Слегонца поругав декаль, перейдем не к анализу соответствя деталей павловской модели прототипу, а к рассмотрению второго экземпляра из моей коллекции, изображающего тот же Ar 231V1, но в 48-масштабе. Лейбл на коробке другой, MPM, сама коробка побольше, модель, естественно, тоже другая. . Литников теперь целых три штуки, качество отливок гораздо лучше, в комплекте есть несколько приятных смоляных деталей, включающих интерьер и часть двигателя Hirth – как раз хватит, чтобы заткнуть дырку в капоте. Отлито неплохо, вакушечный фонарь в комплекте также присутствует, зато травла нет. Декаль все на тот же Ar 231V1, гораздо более похожая на прототип, нежели у “Павлы”, хотя свастику придется или собирать по частям (политкорректность, однако) или, что лучше, найти цельную. Есть некие зачатки технички, которая была и на настоящем самолете. А еще есть две буквы Q, посредством которых самолет можно превратить во второй прототип, хотя между ним и V1 были некоторые отличия. Минус – отсутствие подкрыльевых кодов, а они вполне могли быть (см. выше). Есть в природе (но не у меня) еще и третья модель Ar 231, на этот раз выпускаемая под маркой Special Hobby. Зовется она «Arado Ar 231 V-2 prototype “with different tail”, и этим самым хвостом, вернее, горизонтальным оперением, данным в смоле, и отличается от вышерассмотренного изделия MPM. Используя новый хвост, можно сделать поздний V2, а ранний имел “обрезанное” горизонтальное оперение, и его несложно изготовить из имеющегося на литнике. Все остальное, не выключая и декаль, у СХ точно такое же, так что если хочется «Арадо» и есть выбор – берите эту модель. Как я полагаю, теперь все ждут от меня каких-либо соображений по поводу точности рассмотренных моделей. И я скажу!!! Я вам покажу, как в России умеют модели материть!!! Да я!!! Да…!!! [Тут Снорри, как Кузьмич из “Особенностей национальной охоты”, обессилев, падает… Но быстро очухивается.] Все, все, я спокоен, я спокоен, как Будда. И я говорю Вам, о моделисты – сборка маленьких самолетиков есть страдание и искушение, и лишь удаляет Вас от пути спасения. Совершенствуйте дух свой созерцанием красот природы и размышлениями о круге сансары, а про модели, в том числе и эти, забудьте! Но далек я от пути бодисатв, как впрочем и от регулярных упражнений в «скейлмоделлинге», но упырская моя натура призывает предварительно обгадить все три «Арадо». Да вы и сами сможете это сделать, если сравните их с фотографиями в Air Magazine. Не знаю, какая из моделей появилась раньше, но данные палеографии свидетельствуют о приоритете «Павлы». Данные чего? Палеографии, анализа текстов. Обе модели чешские, но для обозначения ее у MPM используется термин “plastikovy model”, Pavla дает более “архаичный” и славянизированный вариант “plastikova stavebnice”. Хотя на самом деле, может, у них сейчас оба термина в ходу, но на точности моделей разность в их возрасте не повлияла. Ну да черт с ней, с филологией… А можно туда же послать и модели. Переделывать, чтобы визуально стало похоже, надо буквально все. Фюзеляж в 1/48 почти безнадежен, ибо вытянут непомерно по длине. Видать, над чертежом, по которому делали мастер-модель, кто-то (Он? Сам Всеобщий Враг?) поизмывался в “Фотошопе”, увеличив горизонтальные размеры изображения. В 1/72 тоже лажа – лежит какое-то бревно, но в силу своей мелкости его проще сделать с нуля., Что-то подсказывает, что фюзеляж должен быть еще короче в задней своей части, чем на чертежах из журнала. О размерах фюзеляжа судить сложно, где-то тут лежит косяк всех моделей 231-го, ибо доподлинно неизвестно взаимное положение фюзеляжа и поплавков (кто впереди), и, соответственно, непонятно, откуда отсчитывать общую длину – от кончика кока винта или от носа поплавков. У МРМ, видимо, отсчитывали по первому варианту, у “Павлы” – по второму. Кто прав? Обратимся к Air Magazine, но не к чертежам, которые там тоже есть, а к фотографиям (особенно на стр 50, 51 и 53,), и пусть каждый вынесет свое решение. Учитите только поправку на оптические искажения объектива, а также то, что на разных прототипах стояли, судя по всему, разные винты с разными коками, и кинематика узлов складывания доподлинно неизвестна.. Страждущим аутентичности владельцам я советую следующее: берете камуфляжную схему из инструкции или из журнала, и вносите в нее свои коррективы по результату сравнения с фотографиями – рисуйте свой чертеж сами! Но даже беглый осмотр фоток склоняет к необходимости при сборке фюзеляжа прибегнуть к методам “скрэтчбилда”, так что готовьтесь! Капоту, возможно, уготована та же участь, равно как и винту. Поплавки, если их делать самому - самая большая трудность, и при подгонке модели под масштаб, видимо, стоит плясать именно от них. Удлинить-то или укоротить их несложно, а вот править толшину не рекомендуется… Крыло в плане похоже, видимо, уже подогнано под размах их таблицы. Внимательно рассмотрите на фото его нижнюю сторону – на “Арадо” ставили, видимо, зависающие элероны, что хорошо заметно. Интерьер у обеих моделей сделан, судя по всему, “от балды”. В его изготовлении и деталировке модели помогут прорисовки из журнала, что касается пилотского кресла, то его рисунок можно, думается, взять из материалов по Ar 68 (Replic №104) – навряд ли они сильно отличались. А приборную доску можно оставить и чешскую, и сделать, как у французов – все равно информации ноль… Из положительных моментов можно отметить, что, решившись на подвиг сборки какой-либо из представленных в обзоре моделей, вам уже не надо ограничивать себя только вариантами из инструкции. “Арадо”, с “обычным” хвостом несложно перепилить и в ранний, и в поздний V2, в последнем случае придется сделать еще и шайбы, но после всего вышеперечисленного это просто мелочи. При наличии подходящей литеры R будет у вас и V3, а на V4, погибшем вместе со “Штиром”, вообще были только балкенкрейцы. V4, на котором, кстати, кока винта вообще не было, думается, лучший выбор, ибо позволяет не заморачиваться вопросом наличия декалей, да и «боевой» вариант, все таки. «Ну что же вам еще сказать?» Бывают модели и получше этой, но мы-то знаем, что зависимость вероятности сборки модели от ее точности – функция нелинейная. Но господам изкоробочникам я эти «Арадо» настоятельно не рекомендую – косяк с фюзеляжем в любом масштабе просто режет глаза. Впрочем, поскольку такого перекошенного центроплана больше ни у одного самолета, кажется, не было, следовательно, как ни крути, как ни собирай, а получится Ar 231. Самолет моей мечты… P.S. Разыскиваются любые дополнительные материалы по Ar 231! Должен быть какой-то немецкий источник, с которого французы содрали прорисовки (там пояснения на немецком). Кто-нибудь это в оригинале видел? P.P.S. Если кто соберет какую-нибудь из помянутых здесь моделей, исправив их основные недочеты, и представит ее публике, то будет немедля представлен мной к награждению высшим знаком отличия - «Известняковым крестом». Ждем-с... End When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us. |
|
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|