Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305

 Модель учебного самолета малоизвестной итальянской фирмы Nardi F.N. 305 в исполнении Special Hobby привлекла меня прежде всего венгерским вариантом окраски. Будучи любителем всяких «малых ВВС», я не смог пройти мимо и приобрел его за весьма умеренную цену.

Однако, прежде всего несколько слов о самом прототипе. Самолет был построен в 1935 году фирмочкой братьев Нарди и в разных модификациях позиционировался как спортивный, туристический и прежде всего – как самолет промежуточной подготовки пилотов-истребителей. Последнему способствовало наличие новомодных фишек – убираемого шасси и посадочных закрылков. При этом самолет был смешанной конструкции и относительно недорогим.
Хотя первые модели самолета радикально отличались от будущих серийных образцов, Nardi FN-305 широко участвовали в различных соревнованиях и перелетах, завоевывая призы и делая рекламу фирме. Все это поспособствовало хорошим продажам самолета, которые кустарное производство Нарди не могло удовлетворить в принципе. Поэтому, вся серийная продукция выпускалась фирмой Piaggo, конструкторы которой основательно переработали всю техдокументацию. Если на прототипах использовались различные покупные иностранные двигатели, то на первые 50 машин, заказанных ВВС Италии в 1937 году в трех разных вариантах, пришлось ставить лицензионные моторы Alfa Romeo 115 (De Havilland Gipsy Six) мощностью всего 185 л.с.
Три гражданских Nardi FN-305 попало в Румынию по заказу частного лица. В 1937 последовал и заказ от ВВС Румынии на 30 машин (номера 1-30), которые выбрали Nardi FN-305 с двигателем Alfa Romeo 115 в качестве основного учебного самолета. Как ни странно, но даже поставленные из Италии румынские FN-305 отличаются от своих итальянских собратьев более примитивным фонарем, характерным для ранних прототипов и «грушевидным» гаргротом. После этого румыны начали лицензионное производство, изготовив в 1940 еще 40 аналогичных самолетов с двигателями IAR 6G-1 (румынская копия все того же De Havilland Gipsy Six) (номера самолетов 31-70), в 1941 изготовили партию из 30 машин с более мощными немецкими моторами Argus AS.10C (номера 71-100). Номера с 101 до 121 получили сменяные итальянцам в 1941 на 4 пассажирских SM-83 двадцать один Nardi FN-305 4-й производственной серии Piaggo. Четыре машины румынского производства 1941 года с двигателями IAR 6G-1 получили номера 122-125. Румыния стала и единственной страной, которая использовала Nardi FN-305 в качестве боевого самолета – в отчаянной попытке предотвратить справедливое возмездие Красной Армии по отношению к соучастнику нападения на Советский Союз, румыны переоборудовали часть самолетов в легкие бомбардировщики и бросили их в костер Восточного фронта.
Производство Nardi FN-305 в Румынии возобновили после капитуляции – в 1945 году произвели 50 самолетов с номерами 126-175, но эти машины уже строились по образцу полученных в 1941 году итальянских Nardi FN-305 4-й серии завода Piaggo – с «правильными» козырьками и гаргротами.
Вернемся, однако, к другим странам-заказчикам - в 1937 году последовал еще один экспортный заказ – 9 самолетов ушло в Чили.
А самый большой заказ пришел в 1939 из Франции – на 300 самолетов! До объявления Италией войны французы успели получить от будущего противника 45 машин, три из которых вернулось в Италию после ликвидации правительства Виши.
Венгры в конце 1942 заказали 50 учебных Nardi FN-305, но до падения режима Муссолини получили только 42 самолета.
После капитуляции Италии в 1943 году Люфтваффе досталось некоторое количество Nardi FN-305 – по одним данным на 31 марта 1944 имелось 19 самолетов, по другим – в следующем месяце их было 26. Служили они в основном в различных летных школах.
Всего же было построено 475 самолетов Nardi FN-305 (6 – фирмой Nardi, 345 - фирмой Piaggo, а остальные 124 – румынским заводом SET).

Теперь, собственно, о модели. Special Hobby выпускает два набора - SH48018 Nardi FN-305 „Italian Trainer Plane” и SH48019 Nardi FN-305 “Luftwaffe & Hungarian AF”, которые отличаются оформлением.
Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 
Модель состоит из 30 полистирольных деталей, отлитых под низким давлением. Расшивка внутренняя, в меру аккуратная. На рулевых поверхностях расшивка внешняя, видимо для имитации полотна. Как это часто бывает при литье с низким давлением, качество мелких деталей не радует.
 Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 
 Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 
Для улучшения набора производитель добавил крохотную платку фототравления и немного смолы.
Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305  Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 
Травлением и фотопленкой даны обе приборки, кресла – смолой. К сожалению, то как отлиты ремни на смоляных креслах – логике не поддается вообще. Мало того, что они весьма малорельефны, так они еще и облегают вогнутую спинку кресла, нахально игнорируя гравитацию планеты. При наличии платы травления в комплекте модели их было намного логичней сделать фотоэтчедом. Смоляной капот имеет заглушенные отверстия, которые придется рассверливать.
Из полезного на плате травления имеются еще тяги рулевых поверхностей, а вот плоская ПВД и детали стоек шасси смотрятся не особо достоверно.
Остекление дано вакуформированной пленкой, причем имеется и запасной фонарь, но качество все-таки не идеальное.
Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 
Собирая эту, вроде-бы нехитрую модель, выяснил сразу несколько «узких» мест набора. Во-первых, это ниши шасси. В нижней поверхности крыла «пробиты» дырки для уборки стоек, но отсутсвуют их купола. Эти желоба придется мастерить самому. Купола, в которые убираются колеса должны иметь выколотки в задних стенках, причем толщина стенки этих куплов на модели не позволяет их просто выбрать, я был вынужден утолщать заднюю стенку куполов эпоксидкой и только потом выбирать бором.
Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 
Несмотря на наличие смоляных сидений и травленых приборок, «кабинет» пилотов поражает своей трагической пустотой. Ситуация усугубляется довольно скудной информацией об оборудовании кабины, особенно ее стенок и вида «от приборки». Проигнорировал производитель то, что над передней приборкой установлен некий хорошо заметный прибор, а сама приборка фактически крепится к бензобаку своеобразной формы с горловиной и трубкой.
 Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 
После рассверливания воздухозаборников переднего капота начинает бросаться в глаза отсутсвие двигателя внутри фюзеляжа, приходиться хоть как-то имитировать его наличие там. Радует, что у модели намечены места для выхлопных патрубков, но вот самих патрубков нет ни в каком виде.
 Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 
Оформление особых замечений не вызывает – красочная картонная коробка с боковым открыванием, черно-белая инструкция вполне понятна для сборки модели из данного количества деталей, декаль отпечатана Aviprint и не имеет смещения. Радует наличие свастики для варианта люфтваффе, хотя-бы и в разрезанном на две части виде, но, по крайней мере, не надо искать ее на стороне.
 Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 
Теоретически,  у этого набора Special Hobby имеется конкурент в этом же, 48-м, масштабе в виде смоляной модели LF Models LF48006 Nardi FN-305 Italian trainer, которая выпускает еще и две других модификации самолета - LF48009N Nardi FN.316M Italian fighter и LF48008 Nardi FN.315 Italian trainer. Но все эти модели находятся в несколько иной ценовой категории и мне не довелось их видеть ни "вживую», ни на фото. Поэтому сравнивать их со Special Hobby не могу.
 Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 Обзор Special Hobby 1/48 Nardi F.N. 305 
Мои выводы относительно набора Special Hobby Nardi F.N. 305, несмотря на первоначально кажущуюся простоту и самодостаточность этой модели, в изкоробочном виде она способна удовлетворить только начинающего или нетребовательного моделиста. А вот попытка довести ее до среднего уровня моделей 48-го масштаба уже требует приложить определенные усилия для ликвидации вышеперечисленных «узких» мест. И если внешний вид самолета можно без проблем изучить по walkaround, то вот кабина до сих пор вызывает вопросы из-за отсутсвия достаточной информации.
Дмитрий Шевчук
 

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy