Наши проекты: 3D печать и услуги : Магазин : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Special Hobby 1/72 Re-2000 Heja1 - На пути к мечте

Впервые я узнал о его существовании ещё в далёкие девяностые, когда, фанатея на авиации Второй Мировой , десятками собирал модели (не очень высокого качества, по современным моим меркам) и от корки до корки перечитал гору журналов «Авиация и Время». В этом самолёте мне понравилось буквально всё: и приятные, округлые формы, и непривычно звучащее название «Реджьяне», и цифра «2000», больше ассоциирующаяся с наступающим Миллениумом, чем с авиацией Второй Мировой войны, и экзотичное сочетание пятнистого итальянского камуфляжа с венгерскими крестами и триколором. Экзотичности добавляло и то, что ни одной фирмой модель этого самолёта на тот момент не выпускалась. Получилось, что это своего рода самолёт-мечта– что-то прекрасное и недостижимое.

Прошло много лет… Года три назад, неспешно ковыряясь над долгостроем Не-177 и планируя в обозримом будущем вообще завязать с моделированием, неожиданно в Интернете я наткнулся на НЕГО. Вообще-то я искал информацию по реальному самолёту (а не модели) Re2000 – вспомнил вдруг своё старое увлечение, но наткнулся на МОДЕЛЬ! И не устоял против искушения. После недолгой борьбы с самим собой – как же, ведь у меня и так две недостроенных модели!- я зарегистрировался в И-нет магазине и заказал его. И теперь, спустя время, не жалею об этом решении, хоть путь к мечте и оказался непростым: постройка модели превратилась в очередной долгострой.
Special Hobby 1/72 Re-2000 Heja1 -  На пути к мечте

О прототипе

Много писать о прототипе, я считаю, нет смысла, т.к. в сети о нём информации достаточно, хочу только отметить некоторые интересные факты. Самолёт разрабатывался в рамках конкурса на скоростной истребитель-моноплан ( «Программа R»), для замены устаревших бипланов. Внешне он очень напоминает американский Seversky P-35 и выглядит, как более совершенная его модификация. Это объясняется тем, что конструктор Reggiane Роберто Лонги, проходя стажировку в Америке, сотрудничал с Северским при проектировании его истребителя и, видимо, находясь под впечатлением, создал свой. Самолёт в конкурсе показал лучшие результаты по сравнению с конкурентами, среди которых были и такие «знаменитости», как Macci C.200 и Fiat G.50. Он имел хорошую для своего времени скорость (514,9 км/ч на высоте 5000 м) и отличную маневренность, по которой даже превзошёл биплан CR-42 (что само по себе удивительно, т.к. бипланы обычно более маневренны, чем монопланы). Но военные отказались от него в пользу C.200 Saetta, который на начало 2МВ и стал основным итальянским истребителем. Причиной стали интегральные топливные баки - т.е. баки, которые образовывались конструкцией и обшивкой крыла, а не являлись отдельными ёмкостями, к тому же они не были протектированы. Считалось, что по мере ослабления заклёпочных швов в результате действующих на крыло нагрузок, баки начнут течь. В итоге, основное количество самолётов было построено для продажи за границу- для Венгрии и Швеции, в Италии же они использовались незначительно. Обращает на себя внимание, так же, и традиционное для итальянских истребителей того времени вооружение из двух крупнокалиберных пулемётов- достаточное для войны в Испании, но на начало 2МВ уже слабоватое.

Модель от Special Hobby

Модель представляет собой вариант Heja1- т.е., либо итальянский оригинал из закупленной партии, либо полностью аналогичную ему лицензионную копию, выпускавшуюся в Венгрии (в отличие от Heja2, носовая часть которого была перепроектирована под другой мотор). Модель изготовлена по технологии ЛНД. Отливки, для данной технологии, достаточно качественные, расшивка тонкая и аккуратная, лишь в некоторых местах была слегка замылена. Разве только не вызвали восторга мелкие детали, такие как пропеллер и детали шасси, выглядят они пластелиново, но для ЛНД это вполне нормально. В набор также входят смоляные детали (интерьер кабины и ниш шасси, мотор, воздухозаборники) и плата фототравления. Отливки в чертежи я не вкладывал, т.к., во первых, те чертежи, которые я нашел, не вызывают доверия и отличаются друг от друга некоторыми деталями, а, во вторых- я не сторонник «ловить блох», моя позиция- устранять те недостатки, которые заметны на глаз при сравнении с фотографиями оригинала. О замеченных и устранённых недостатках я расскажу далее, по ходу дела.
Special Hobby 1/72 Re-2000 Heja1 -  На пути к мечте
 На этой модели я применил много новых для себя материалов и технологий. Например, я впервые работал со смолой и фототравлением (как то не доводилось ими до сих пор пользоваться). А начал я работу над моделью с интерьера пилотской кабины, т.е. именно со смолы и травла. По большому счёту, принципиальных отличий при работе с этими материалами от того, что я делал раньше, нет, разве только грунт держится на них хуже, чем на пластике, а мелкие травлённые детальки приклеиваются к чему угодно, только не туда, куда нужно. От себя к интерьеру ничего не добавлял- ну не любитель я возиться с кокпитами, всё равно потом мало что видно- считаю, и того, что было в наборе, вполне достаточно.
 Далее настала очередь мотора. Родной, хоть и дан в смоле и отлит аккуратно, выглядит довольно утрированно и подойдёт, скорее, для игрушки, чем для модели. Таким образом, появился шанс (тоже впервые для себя) попробовать продукцию «Вектора». Проблема состояла в том, что по мотору Piaggio P.XI я не нашёл вообще никакой информации, кроме фотографии раскапотированного Re2000.
Special Hobby 1/72 Re-2000 Heja1 -  На пути к мечте
 Так что, из того, что было предложено «Вектором» в 72-м масштабе, я решил выбрать тот мотор, который внешне наиболее бы походил на него. Мой выбор пал на французский Gnome-Rhone GR-14. И только позже я узнал, насколько угадал: просматривая моторы «Вектора» в 48-м масштабе я увидел, что их GR-14 превращается в Piaggio P.XI путём замены «носика» картера (кажется, этот «носик» по-научному называется «картер редуктора»). Дело было только за тем, чтобы сделать этот самый «носик» похожим на оригинал (на французском моторе он выглядит по-другому). Вопрос решился просто: я отрезал эту часть нужной длины от двигателя из набора, нарезал характерные канавки и приклеил к векторовскому картеру.

К сожалению, не обошлось без ошибок, т.к. отличный валк по шведскому J-20 (Re2000, экспортировавшийся в Швецию) попал ко мне тогда, когда модель была практически готова. А ошибки в том, что в одном или двух местах несколько канавок сливаются в единую выштамповку. Ещё, спереди на моторе, есть три треугольные конструкции- рамы для крепления капота- о существовании которых я не знал: ни на одной фотографии времён войны их не видно, но не потому, думаю, что их нет, а потому, что это место обычно сильно затемнено и качество фото невысокое. Попытка вклеить их на уже готовой модели не увенчалась успехом- в тесном пространстве мелкие кусочки проволоки ну никак не хотели становиться на своё место. Также подкачал цвет картера. А получилось это потому, что увидев на баночке с краской нужный мне светло-серый цвет, я, не проверяя, залил её в аэр и покрасил. И только потом, когда мотор был уже склеен, я обратил внимание на то, что цвет получился с заметным голубым оттенком. Ещё добавил толкатели клапанов из проволоки.

 Далее, чтобы впихнуть мотор внутрь капота, мне, по подсчётам, пришлось бы сточить стенки до толщины примерно в 0,2мм, что было абсолютно нереально. А сам мотор стачивать не хотелось. Поэтому я просто вырезал цилиндрическую часть капота (на самом деле она не цилиндрическая, а слегка конусная) и изготовил её заново из кусочка упаковочного пластика, который как раз имел нужную толщину в 0,2мм, будучи при этом достаточно прочным. Мотор отлично вписался в новый капот, осталось только поставить на место отрезанную родную обечайку.
Special Hobby 1/72 Re-2000 Heja1 -  На пути к мечте Special Hobby 1/72 Re-2000 Heja1 -  На пути к мечте Special Hobby 1/72 Re-2000 Heja1 -  На пути к мечте

Оперение

 Дальше настала очередь хвостового оперения. Рули высоты я отрезал, т.к. хотел сделать их «упавшими» в стояночном положении. Руль направления также отрезал  - так, за компанию, а т.к. он состоял из двух половинок, то было удобно сточить его изнутри, для придания остроты задней кромке. Элероны отделять не стал, посчитал, что и так пойдёт, о чём позже пожалел - отрезанные рули смотрятся реалистичнее. Поверхности рулей доработал имитацией провисания полотна, с чем немного перестарался: позже в валке я увидел, что оно натянуто ровно, лишь едва заметно выступают нервюры. Киль на модели заметно толще, чем у оригинала, поэтому пришлось его сточить с последующим восстановлением расшивки. Стабилизаторы посчитал вполне приемлемой толщины, сточил их незначительно, лишь переднюю кромку сделал немного острее- это делает их зрительно более тонкими.

 Имитация жалюзи охлаждения мотора выглядела на модели не очень удачно, но я радикально переделывать её не стал -  мне становилось дурно при мысли, что каждый щиток придётся вырезать отдельно, а потом ещё и подгонять по месту. Так что при помощи резака и шкурки я довёл то, что было до вполне смотрибельного вида. Пришлось ещё сымитировать щель выхода воздуха между щитками и фюзеляжем -  на модели её не было вообще, ну не позволяет такое сделать технология ЛНД.

Крыло

По нему замечаний не особо много: ниши шасси бедновато деталированы и есть подозрение на неточность расшивки, но какая правильная- не знаю, поэтому переделывать не стал. Есть проблема стыковки с фюзеляжем: если склеить крыло (состоящее из одной нижней части и двух верхних) так, чтобы совпадала расшивка, то центроплан фюзеляжа в отведённое ему место не становится, причём заметно - с каждой стороны примерно по 0,5мм пластика оказываются лишними. Лишнее я сточил со стороны центроплана - так лучше совпадает расшивка. Ну и заднюю кромку крыла сделал острее.

Ещё было много мелких доработок. Каплевидные обтекатели над пулемётами, данные в смоле, явно переразмерены. Их я изобразил капельками суперклея. То же относится и к трубке Вентури, которая ещё и по форме не похожа на оригинал. Её я изготовил из обрезков пластикового стерженька подходящего диаметра. Выхлопные патрубки - то же самое, они велики и по диаметру, и по длине. Кроме того, капот в месте их выхода не ровный, как на модели, а имеет выпуклую окантовку. Патрубки я сделал из рассверленного литника, а окантовку нарастил опять таки суперклеем. Есть, также малозаметная, но украшающая модель мелочь - трубки отвода воздуха, охлаждающего пулемёты. Их я сделал из иглы инсулинового шприца (она самая тонкая) и вклеил на последней стадии работы, после окраски. Ещё мелкие доработки: сделал из тонкой проволоки окантовку створок хвостового колеса и щитков колёс основного шасси, направляющие сдвижной секции фонаря, на щитках колес заделал отверстия, которых в оригинале не было, а сами колёса заменил на экипажевские; сделал стёклышко прицела, антенну внутри фонаря, дополнительный переплёт фонаря изобразил при покраске.

Special Hobby 1/72 Re-2000 Heja1 -  На пути к мечте
 Пожалуй, самой большой моей глупостью при работе над этой моделью было то, что я не подумал вырезать нишу заднего колеса до того, как склеил фюзеляж. Дело в том, что на модели её не было как таковой - вместо неё было плоское пространство. На что я рассчитывал, я и сам теперь понять не могу, может быть покрасить её в чёрный цвет? :)Вырезать нишу стал тогда, когда не только фюзеляж был уже склеен, но и приклеен закрытый фонарь кабины. Большая часть стружки при резке, естественно, попадала внутрь фюзеляжа и очень «удачно» оседала в кокпите и, особенно, на стекле фонаря изнутри. Он оказался этаким глухим углом, в который весь мусор попадал легко, а достать его оттуда было уже невозможно. Пришлось очень аккуратно, чтобы не оторвать приклеенный фонарь, вырезать сдвижную секцию, после этого я смог выдуть мусор из кабины. Спасибо производителю, который снабдил модель фонарями в количестве двух штук - уничтоженную часть я взял со второго, и мне не пришлось думать, из чего бы её можно было сделать. Кстати, самодельную «коробочку» ниши я вклеивал на окрашенной модели - тоже «умное» решение. Получилось, в общем то, но много времени было потрачено на осторожность.

Окраска

Больше всего новых для меня материалов и технологий было при окраске. Прежде всего, это краска Gunze Sangyo, которой я до этого не пользовался. Были опасения, как она себя поведёт в сочетании с грунтом и краской от Хобби (речь идёт о последовательном нанесении на модель, а не смешении самих красок), да и вообще, неизвестны были её характеристики, поэтому все спорные моменты отрабатывались на «кошке», и только в случае стопроцентного успеха я переходил к модели. По поводу основных камуфляжных цветов - их правильные оттенки и какими именно марками окрашивались поставлявшиеся в Венгрию самолёты, я пересмотрел немало информации, но чётких ответов так и не нашёл, поэтому полагался, в основном, на свою интуицию, и в немалой степени на отличный рисунок с коробки от модели.
Special Hobby 1/72 Re-2000 Heja1 -  На пути к мечте
 Самой сложной технологией для меня было нанесение камуфляжных пятен с размытой границей. Здесь без «кошки» просто нельзя было обойтись - я понимал, что с первого раза у меня не получится, а испортить модель я не имел морального права: на вторую такую же энтузиазма у меня не хватило бы. Перепробовав несколько вариантов технологии нанесения, я понял, что ничего не может лучше, чем свободный распыл, т.е. без использования трафарета. Способ довольно сложный, в нём значение имеет всё: и правильные настройки аэрографа, и степень разведённости краски растворителем, и чёткость движений руки. Только после трёх дней тренировки я решился перейти на модель. Волновался, руки дрожали в буквальном смысле, но получилось, я считаю, хорошо.
 Special Hobby 1/72 Re-2000 Heja1 -  На пути к мечте Special Hobby 1/72 Re-2000 Heja1 -  На пути к мечте
После пятен можно было облегчённо вздохнуть… Далее- нанесение декалей, жидкость для приварки Micro Set тоже впервые испытал, результат отличный. Кстати, и сами декали из набора великолепного качества. Разочаровали только эмблемы на винт - они по размеру великоваты, пришлось накрасить их самому. Далее - слой полуматового лака., под которым стала практически незаметной прозрачная плёнка декалей. В него я добавил капельку белой краски - для осветления модели и лёгкого эффекта выгорания. Слегка выделил расшивку простым карандашом. Имитация сколов - острым резаком с последующей подкраской «сухой кистью», тоже впервые, старался не перестараться :) самолёт у меня не сильно изношенный. Гарь от выхлопа по той же технологии, что и пятна камуфляжа, только менее интенсивное покрытие. Специальных «дымных» красок не покупал, просто добавил в чёрную немного коричневой.
Special Hobby 1/72 Re-2000 Heja1 -  На пути к мечте Special Hobby 1/72 Re-2000 Heja1 -  На пути к мечте Special Hobby 1/72 Re-2000 Heja1 -  На пути к мечте

Клёпка

Также впервые решил сделать имитацию клёпки. Специально для этой цели купил ривитер (каток) от Trumpeter. Результат меня не удовлетворил. Не спорю, клёпка получается аккуратная, но расстояние между «заклёпками» большое, надавливать приходится сильно, иначе шов едва заметен, да и во многие места этим инструментом не подлезешь. В результате, я просто натыкал заклёпки скрайбером-иглой под линеечку. Естественно, потренировался вначале на «кошке»- отработал более-менее ровные и равномерные швы. Расклёпывание всей модели заняло два вечера- довольно немного, по сравнению со всей остальной работой.
Special Hobby 1/72 Re-2000 Heja1 -  На пути к мечте Special Hobby 1/72 Re-2000 Heja1 -  На пути к мечте Special Hobby 1/72 Re-2000 Heja1 -  На пути к мечте Special Hobby 1/72 Re-2000 Heja1 -  На пути к мечте

Мелочёвка

 И, наконец, финальная мелочёвка. Сделал из подручных материалов агрегат, управлявший шагом винта- это такая штуковина за пропеллером сверху на картере мотора - в наборе он не представлен вообще. Крыльевых трубок (ПВД) должно быть две (по одной на каждой консоли), а не одна, как на модели - их я сделал из булавок и проволоки. Шасси радикально не переделывал, только обточил до аккуратного вида стойки и сделал тонкими щитки, ну и подкосы изготовил из проволоки, смоляные из набора толстоваты. Колёса, как я писал выше, взял от «Экипажа». Качеством они не порадовали, но всё равно лучше, чем родные. Немного сложностей возникло со стойкой антенны: при попытке сточить её до масштабной толщины и родная смоляная, и самодельная пластиковая становились слишком гибкими- нить на такие не натянешь. Выходом стало изготовление стойки из иглы (не полой, а цельной). Её жесткости и прочности оказалось достаточно. Сама антенна - капроновая нить из чулка.
Special Hobby 1/72 Re-2000 Heja1 -  На пути к мечте Special Hobby 1/72 Re-2000 Heja1 -  На пути к мечте Special Hobby 1/72 Re-2000 Heja1 -  На пути к мечте
 Ну вот и всё, таким долгим, трудным, но интересным оказался путь к воплощению мечты!
 
Special Hobby 1/72 Re-2000 Heja1 -  На пути к мечте Special Hobby 1/72 Re-2000 Heja1 -  На пути к мечте Special Hobby 1/72 Re-2000 Heja1 -  На пути к мечте

 

» Информация о статье
hans1 в 25.03.2012 - 16:33
Тема: Special Hobby 1/72 Re-2000 Heja1 - На пути к мечте
Приятная работа, заслуженный плюс +1.
Поздравляю!
All-ex-andros в 25.03.2012 - 18:16
Ещё раз спасибо за отзывы! Многие пишут про мутный фонарь... Я к своим моделям привык и не сильно замечаю:) Как я написал в статье, для меня было много новых технологий, а футуру, вот, до сих пор не освоил. Пока не знаю, где достать. Можно ли на уже готовой модели сделать фонарь прозрачнее?
ВладВал в 25.03.2012 - 18:54
Очень приятно, когда у человека сбывается МЕЧТА, да ещё в таком великолепном виде!
Понравилась и модель и отлично написанная статья.
Новичек в 25.03.2012 - 20:25
Модель оставляет очень позитивное впечатление. Чувствуется неравнодушное отношение автора к обЪекту моделирования.

Имею пару вопросов:
1. Похоже, что набор комплектовался вакуумными фонарями. Так ли это?
2. Нет ли опасности повредить лакокрасочное покрытие модели в процессе нанесения заклепочных швов после окраски?
shkiper в 25.03.2012 - 20:49
Хорошая работа!
Анатолий Лысенко - Rowdy в 25.03.2012 - 23:13
Можно ли на уже готовой модели сделать фонарь прозрачнее?
Можно. Достать Футуру, кисточкой аккуратно нанести на прозрачные части. Но лучший вариант если наносить и изнутри до покраски.

Добавлено спустя 1 минуту 7 секунд:

2. Нет ли опасности повредить лакокрасочное покрытие модели в процессе нанесения заклепочных швов после окраски?
Присоединюсь. Как это правильно делать?
All-ex-andros в 26.03.2012 - 00:59
Модель оставляет очень позитивное впечатление. Чувствуется неравнодушное отношение автора к обЪекту моделирования.

Имею пару вопросов:
1. Похоже, что набор комплектовался вакуумными фонарями. Так ли это?
2. Нет ли опасности повредить лакокрасочное покрытие модели в процессе нанесения заклепочных швов после окраски?

1. Да, именно вакуумные, и даже две штуки.
2. Смотря что называть повреждением. Я так понимаю, несанкционированные сколы краски? По одной модели трудно судить, но у меня такого не было. Просто на месте укола образуется точка-вмятинка. Это при том, что сама краска достаточно твёрдая и колкая: например, когда я по уже окрашенной поверхности хотел освежить линию расшивки модельным ножом (в одном месте она была слегка залита), то произошел скол. В этом смысле липкие маскирующие ленты гораздо опаснее: у меня уже на трёх моделях отрывалась краска.

Добавлено спустя 9 минут 42 секунды:

Присоединюсь. Как это правильно делать?

Да просто: в нужном месте прикладывается то, что служит линейкой (она должна быть гибкой, конечно же) и по ней "тыкается" с нужной частотой. Усилие небольшое. Конечно, для ручной клёпки, надо потренироваться на "кошке", хотя к ривитеру это тоже относится.
Usatiymen в 26.03.2012 - 11:35
Хорошая работа. Камо просто отлично получился!
Новичек в 27.03.2012 - 00:48
Спасибо за разЪяснение. Всеже полагаю, что клеп после окраски уместно пытаться нанести только по свежей краске, иначе возможны проблемы, хотя, наверное, еще зависит от толщины слоя ЛКП и наличия грунта. Надо бут попробовать.
Спасибо за эстетическое удовольствие, доставленное созерцанием фото Вашей модели.
All-ex-andros в 28.03.2012 - 01:47
Спасибо за разЪяснение.
Спасибо за эстетическое удовольствие, доставленное созерцанием фото Вашей модели.

Всегда пожалуйста! Надеюсь в будущем порадовать новыми моделями.

Добавлено спустя 4 минуты 36 секунд:

Всеже полагаю, что клеп после окраски уместно пытаться нанести только по свежей краске, иначе возможны проблемы, хотя, наверное, еще зависит от толщины слоя ЛКП и наличия грунта. Надо бут попробовать.

По своему опыту считаю, что особых проблем быть не должно. Попробовать на "кошке" надо обязательно: реальный эксперимент многое ставит на свои места.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy