На англоязычных форумах по моделизму нередко публикуются интересные статьи, с авторами которых часто хочется познакомиться вживую, поговорить, обменяться опытом.
Совсем недавно мне удалось познакомиться с замечательным человеком и моделистом, имя которого не сходит со страниц веб-сайтов и журналов стендового моделизма.
Итак, представляю - Кармел Аттард, который живет в самом сердце Средиземного моря, на острове Мальта, любезно согласился ответить на несколько вопросов и сделать фотографии его коллекции.
- Кармел, большое спасибо за приглашение посмотреть коллекцию и пообщаться с коллегой по хобби
Пожалуйста! Я был рад, что ты вышел на связь – до тебя никто из русских мне не писал, как-то так уж получилось.
- Как долго ты занимаешься этим хобби, и как все начиналось?
Да очень просто – поскольку я инженер-технолог по профессии, мне интересно все, что связано с материалами и особенно с их применением в авиации, ну и конечно, создание моделей-копий авиации всегда меня интересовало. Мальта – вообще очень популярный авиационный субъект, на небольшом пятачке суши (32 км в длину) с 30-50-е годы прошлого века были расположены несколько аэродромов (Та-Али, Халфар, Люа, Сафи, Ренди, Калафрана), и еще аэродром на соседнем острове Гозо (Шевкия). Здесь было много техники в разные промежутки времени, в основном это были самолеты и вертолеты королевских ВВС, но часто бывали гости и из других стран. В войну здесь базировались Спитфайры и Харрикейны ПВО, торпедоносцы, гидросамолеты, после войны отсюда летали на разведку к границам СССР Канберры, базировались противолодочные Шеклтоны. В общем, посмотреть всегда было на что (прим.авт. – сам неоднократно в этом убеждался, в выходные в аэропорт приезжают люди, чтобы просто постоять за ограждением и посмотреть на взлет и посадку лайнеров, с гамбургером и бутылочкой пивка). Поэтому, наверное, каждый мальтиец в той или иной степени интересуется авиацией, а любые авиашоу и выставки всегда собирают аншлаги. Модели начал собирать еще году в 1964-м, и до сих пор продолжаю ими заниматься.
- Какие масштабы предпочтительны, и почему?
Традиционно предпочитаю универсальный 72-й масштаб, в нем мне работается наиболее комфортно. Есть небольшие исключения, но они связаны практически всегда с подарками, или призами с конкурсов, или наборами, присланными для обзора на сайтах. Есть несколько моделей в 144 и 48 масштабах, а также в 100-м масштабе от фирмы Пластикарт – некоторые из последних до сих пор ожидают своей очереди, например два экземпляра Ту-114, один из которых планирую сделать как Ту-126.
- А какая тематика предпочтительна?
Предпочитаю военную авиацию, сначала собирал только ВВС США, но потом начал собирать все что нравится, включая период Первой Мировой войны, Второй Мировой, современную авиацию разных ВВС, и конечно же, советская/российская авиация занимает далеко не последнее место среди моих предпочтений. С большим удовольствием соберу гигантский Ан-22, который также пока ждет своей очереди. - Где ты обычно предпочитаешь работать?
Вообще, у меня сейчас основное рабочее место в гараже, на первом этаже моего дома. В скором будущем планирую переоборудовать одну из комнат – дети уже выросли, женились, разъехались, теперь можно устроиться покомфортнее
Летом частенько выезжаем на нашу «дачу» на берегу моря – беру пару моделей, ящичек с инструментом, все идут купаться, а я – моделить! Компрессор с аэрографом у меня в гараже, краски и инструмент тоже под рукой – остается только положить в машину, и в дорогу. - Какие наборы используешь, есть ли самодельные экземпляры, чем красишь?
На самом деле собираю все – и пластик, и смолу (которая, кстати, в последнее время очень радует разнообразием и качеством), и вакушки. Последние частенько почему-то пугают моделистов объемами работы, но я их ничуть не смущаюсь, и если есть интересный вариант, делаю ничуть не менее охотно, чем пластиковые. Самоделки есть в коллекции, одна модель из бальзы, загрунтована и окрашена как обычно, но если взять в руки, чувствуется что она очень легкая. Другая модель, напротив, непривычно тяжелая – я ее целиком отлил из сплава алюминия. Я не боюсь экспериментировать, и меня всегда интересовали интересные творческие находки в моделизме, новые подходы и техники.
Крашу обычно эмалями, использую либо стандартные цвета по номерам, либо мешаю их самостоятельно, не так давно начал пользоваться водорастворимым акрилом, вполне понравилось.
- Коллекция очень впечатляет, сколько сейчас насчитывается в ней моделей?
Я даже не скажу, надо глянуть каталог.
-???
Ну да! (смеется) Есть у меня каталог, в котором описано все о модели, и вклеен кусочек боксарта, ну если он был, конечно. Вот – крайняя запись 679, обозначена дата начала проекта, производитель, масштаб, особенности постройки вкратце – почти дневник. Иногда сюда же я записываю какие-либо значительные события, которые происходили в это же время, чтобы потом вспомнить этот период. К таким событиям, конечно же, относятся рождение детей, приезд друзей и родственников из других стран, некоторые значительные праздники и так далее.
- Ты участвуешь в местных выставках и шоу?
А как же! Здесь достаточно активное модельное сообщество, жизнь которого я поддерживаю по мере сил, да и кроме того, членство в клубе позволяет получить ряд маленьких приятных бонусов – как например, бесплатный проход на аэрошоу и подобные мероприятия, имеющие повышенный интерес со стороны моделистов. Получив первые места на местном уровне, можно быть приглашенным на европейские конкурсы. Встречный вопрос – есть ли у вас клубы в России, и вообще модельные магазины?
- Конечно! Правда, в последнее время еженедельный клуб в Москве, который был прежде очень популярным, давно уже таковым не является, основное общение перешло в интернет (кстати, приглашаю посетить наш основной портал для моделистов www.scalemodels.ru), но мы рады общаться время от времени в реальной среде, более того, благодаря интернету появилась возможность приобрести новых друзей по всему земному шару, и иметь удовольствие встреч, подобных сегодняшней.
Большое спасибо за интересную встречу!
Прошу разрешения опубликовать нашу беседу и фотографии на нашем сайте.
Да, конечно!
Буду рад, что коллеги из России смогут увидеть и мою скромную коллекцию.
Удачи вам, друзья!
Вопросы к автору интервью:
А как Вы попали к Кармелу Аттарду в гости, живете на Мальте или приехали в гости?
И как Вы вообще с ним познакомились?
Очень интересно!
Edward007в 20.08.2010 - 04:05 Тема: Интервью с Кармелом Аттардом (Carmel J Attard), Мальта
Razumoff
В общем-то, я раньше работал на Мальте, был такой период в моей жизни, остались там друзья.
В этом году поехали отдохнуть с семьей, заодно с друзьями повидаться - вот и решил написать Кармелу, адрес электронной почты у меня был.
Он откликнулся в тот же день, пригласил в Мосту, где он живет. Вообще, страна маленькая - в любой конец практически за полчаса можно доехать :-)
ЛекарьEdward007
Фотографии не все удались - часть смазалось, часть бликуют из-за стекол - шкафы не очень удачные в этом смысле, стекла сдвижные, и отодвинуть их можно только примерно наполовину. Плюс к этому жена с дочей поторапливали, - для нас, моделистов, за беседой пару часиков это не время, а для стороннего незаинтересованного наблюдателя совсем наоборот...
F-14 конечно есть - Jolly Rogers, МиГ-29 италовский ввс Югославии, Су-27 Хасегава , 25-го не помню, наверно действительно нет, Су-24 в ближайших планах. Зато есть Ил-22!
Добавлено спустя 1 час 10 секунд:
Сейчас готовлю английский вариант статьи, будут еще фото - Кармел вдогонку прислал еще и снятые им :grin: