McDonnel Douglas F/A-18 Hornet (англ. «шершень»)— американский палубный истребитель-бомбардировщик, являющийся на сегодня основным боевым самолётом ВМС США.
Корни F/A-18 уходят к раннему проекту фирмы Нортроп, получившему обозначение P.530 «Кобра» и спроектированному в середине 1960-х годов. Впоследствии этот проект был переработан (P.600) и под обозначением YF-17 принял участие в конкурсе ВВС США на создание лёгкого истребителя LWF (Lightweight Fighter). Его конкурентом выступил самолёт YF-16 фирмы Дженерал Дайнэмикс. В январе 1975 года конкурс завершился победой YF-16, будущего F-16 «Файтинг Фалькон». На этом история самолёта Нортроп могла бы закончиться, однако примерно в это же время была начата программа истребителя воздушного боя для ВМС (NACF, Navy Air Combat Fighter). Из-за уменьшения расходов на военные нужды в этот период программа предусматривала не разработку нового самолёта с нуля, а адаптацию уже существующих проектов. Военно-морские силы США скептически отнеслись к однодвигательному YF-16 и предпочли выбрать двухдвигательный YF-17, который, однако, требовал значительных изменений для службы на флоте. Фирма Нортроп ранее не занималась созданием палубных самолётов, поэтому было принято решение, что работа над перепроектированием YF-17 будет проводиться совместно с фирмой Макдоннел-Дуглас, имеющей большой опыт сотрудничества с ВМС.
1 марта 1977 года было объявлено, что новый самолёт получит название «Хорнит» («Шершень»).
Первоначально планировалось, что Макдоннел-Дуглас будет заниматься палубным вариантом для ВМС США, а Нортроп — вариантом F-18L наземного базирования, предназначенным на экспорт. Однако в 1979 году фирма Нортроп подала судебный иск, обвинив компаньона в том, что тот использует её технологии, разработанные для наземного варианта, в нарушение двустороннего соглашения, и потребовав запрета на экспорт палубной модификации. Судебная тяжба завершилась в 1985 году, когда Макдоннел-Дуглас согласилась выплатить 50 млн. долларов за полученную техническую информацию; этим всё и окончилось. Вариант F-18L так и не пошёл в серию, а «Хорнит» полностью стал проектом Макдоннел-Дуглас.
Самолёт должен был выпускаться в трёх модификациях: истребителя F-18A, штурмовика A-18A, учебно-боевого TF-18A. Фирме Макдоннел-Дуглас удалось объединить истребительную и штурмовую модифи
кации в один самолёт, который с 1980 года упоминался как F/A-18A, хотя официально такое обозначение было утверждено лишь в декабре 1982 года. Двухместный TF-18A был переименован в F/A-18B.
Первый полёт «Хорнит» совершил 18 ноября 1978 года. Первый серийный самолёт поднялся в воздух 12 апреля 1980 года, и уже в мае новые машины начали поступать в ВМС.
Первая эскадрилья F/A-18 получила статус боеготовой 7 января 1983 года — это была 314-я истребительно-бомбардировочная эксадрилья Корпуса морской пехоты США «Чёрные рыцари» (VMFA-314 Black Knights). В эскадрильях ВМС и КМП «Хорнит» постепенно заменял истребители F-4 и штурмовики A-4 и A-7. После снятия с вооружения штурмовиков A-6 в 1990-х годах «Хорнит» остался единственным специализированным ударным самолётом ВМС, а после завершения эксплуатации истребителей F-14 в 2006 году он остаётся единственным боевым самолётом, базирующимся на американских авианосцах. Эта ситуация будет сохраняться до вступления в строй истребителей F-35.
Американские F/A-18 были замечены во ВСЕХ военных конфликтах и операциях, где принимали участие США, начиная с середины 1980-х и по настоящее время.
Сейчас «Хорниты» состоят на вооружении ВМС и КМП США, а также Австралии, Испании, Канады, Кувейта, Малайзии, Финляндии и Швейцарии.
(Взято в основном отсюда Википедия)
Модель – Hasegawa F-18C Hornet (каталожный номер - P26). Именно так - не "F/A", а проcто "F" - так написано и на коробке, и в каталоге.
К инструкции, как обычно, никаких претензий нет: все четко, подробно и понятно.
В коробке обнаруживаем 8 литников из светло серого пластика, плюс прозрачный литник; всего более двухсот деталей.
Качество литья достаточно среднее: внутренняя расшивка местами замылена, присутствуют следы толкателей, утяжины и другие дефекты литья. Как показала сборка, практически каждый шов требует шпаклевки. Короче, обычная, уже немолодая Хасегава(пресс-форме уже скоро «двадцатник», на инструкции и декали стоит 1992 год).
Верхняя часть фюзеляжа отлита вместе с крылом, что, наверное, неплохо – не надо выравнивать крыло при сборке). Тормозной щиток можно сделать открытым.
Воздухозаборники даны только деталями, изображающими вход: никакого канала нет, просто “дырка в никуда”. Варианты: закрывать заглушками, искать афтермаркет, либо изобретать что-то самому. И смоляные каналы ВЗ, и заглушки – большая редкость, но в природе они есть!
С сопламитоже не всё в порядке. Во-первых, они далеко не образец супердеталирвки, а во-вторых, с внутренней стороны обнаруживаем (о, ужас!) кольцевую утяжину, очень заметную, особенно учитывая белый цвет внутренностей сопла. Вариантов два: афтермаркет, либо, опять-таки, ручками.
Кокпит представлен ванной (унифицированной с двухместной модификацией) и приборной панелью: все скромно и, по-хорошему, нуждается в замене на афтермаркет. Рельеф боковых стенок не представлен никак. Кресла тоже примитивны и отдаленно напоминают GRU-5/6.
Все это безобразие предлагается закрыть фигуркой пилота (хотя она тоже выполнена на среднем уровне и немного замылена). Фонарь можно выполнить в открытом положении, но если все собирать “из коробки”, то открывать его я бы не советовал – гордиться там нечем :(
Крыло состоит из двух половин – верхней, отлитой вместе с фюзеляжем, и нижней. К плюсам, несомненно, надо отнести возможность сделать всю механизацию крыла выпущенной – ведь на стоянке, в силу конструктивных особенностей «Хорнета», она всегда выпущена.
Хвостовое оперение представлено одной деталью для каждого элемента, плюс рули направления даны отдельно – можно сделать отклоненными.
Шасси выполнены достаточно подробно. Стойки из белого металла отлиты не без огрех, но все очень просто обрабатывается надфилем (это был мой первый опыт общения с белым металлом, я думал, будет намного сложнее). На внутренних сторонах створок присутствуют следы толкателей, которые также, как оказалось, несложно убрать. Ниши оставили двоякое впечатление: с одной стороны, достаточно хорошо проработаны днища ниш, а с другой практически голые боковые стенки: из-за членения (точнее НЕрасчленения ниш) на них просто невозможно технологически сделать в пластике хорошую проработку деталей. Что ж, придется опять доставать медную проволочку. Из нее же можно сделать хотя бы пару шлангов на стойки – они, как мне кажется, сразу очень оживляют модель.
Прозрачные детали выполнены очень неплохо, только на фонаре присутствует традиционный продольный шов. Бороться с ним надо очень осторожно – фонарь тонкий и при шлифовке-полировке он может легко треснуть (у меня так и произошло ). Также прозрачными деталями даны все БАНО.
Вооружение в наборе традиционно отсутствует, подвеска представлена только четырьмя ПТБ (которые несколько короче, чем надо) и контейнерами наведения AN/AAS-38A и AAR-50, а также контейнером лазерной подсветки AN/ASQ-173. На помощь приходят, как обычно наборы вооружения Hasegawa. В каждом из четырех наборов можно найти, что подвесить под «Hornet», но наиболее актуальным, на мой взгляд, будет набор «D», с наиболее современным оружием.
Декаль традиционная для Хаси – толстоватая, с небольшим смещением цветов, цветом слоновой кости вместо белого и светло-бежевым вместо светло-серого… Короче, запасайтесь афтермаркетом, тем более, что на «Хорнет» выпускается множество декалей на любой вкус. Ну а для тех, кто все же будет использовать родную декаль, скажу, что даны четыре варианта – три ВМФ, и один морпех:
1) VFA-25 “Fist of the Fleet”, NK-400, USS Independence, с/н 163705;
2) VFA-113 “Stingers”, NK-300, USS Independence, с/н 163758;
3) VFA-82 “Marauders”, AB-300, USS America, с/н 163467;
4) VMFA-232 “Red Devils”, с/н 163736.
А теперь – самое интересное…
Эта модель представляет из себя самую обычную А-шку с килями от Ц-шки (отличаются лишь еще одним обтекателем вверху) и несколькими дополнительными обтекателями антенн.
На самом деле, отличий у Ц-шки намного больше. И если Вы хотите собрать эту модель «малой кровью», то рекомендую убрать лишний обтекатель с килей и докупить декаль на А-шку. Тем более, что простую А-шку Hasegawa сейчас не выпускает…
Если же есть желание сделать именно Ц-шку, то придется повозиться. Что же надо сделать?
1) Вентиляционные решетки и отверстия в носовой части остались от модификации “A/B” и подходят только для самых первых Ц-шек. У подавляющего болшинства «C/D» (точно не знаю с какого с/н ) все вентиляционные решетки выполнены в виде… не знаю даже, как это описать, как множество мелких отверстий, что ли.
Ни заменой на сетку, ни сверлением похожего результата не добиться: в первом случае будет не похоже (сам пробовал), а насверлить столько дырочек ровно и с равным шагом не представляется возможным. Единственное, что приходит на ум, это зашпаклевать все и сделать эти решетки самодельной декалью, как это и сделали производители афтермаркета, например MAW Decals.
Также по-другому выполнены решетки на наплыве крыла – тоже надо переделывать
Решетки вентиляции двигателей тоже больше похожи на сетку-рабицу (это не отличие Ц-шки, но тоже неплохо бы поправить)
2) Еще одно место, оставшееся от А-шки – обтекатели антенн предупреждения об облучении под воздухозаборниками – на Ц-шках эти антенны перенесены на «загривок», и они даны в наборе… А антенны под ВЗ надо удалить.
3) На последней фотке хорошо заметен также обтекатель антенны на правой створке носового шасси.
В модели этот обтекатель выполнен почему-то зеркально (смотрит назад). Можно подумать, что производитель просто сделал его на левой створке, но в инструкции показано, что это именно правая створка, и там он тоже изображен неправильно… В любом случае, придется его срезать и переклеить в другую сторону.
4) Кресла из набора (GRU-5/6)ставились на А-шки и ранние Ц-шки. Начиная с серийного номера 164196 ставилось кресло SJU-17.
5) Усиливающие уголки на внутреннем стыке килей и фюзеляжа на Ц-шках, были только до с/н 163699, на более поздних их нет – остались только маленькие квадратные пластинки.
6) Начиная с с/н 165171 ставились сдвоенные блоки тепловых ловушек
7) С самолета 163985 и далее у центрального МФД на приборке верхние уголки скошенные, до этого были прямые
8) С с/н 164945 ставилась антенна GPS-приемника
9) На поздних Ц-шках IFF-антенны – стреловидные. С какого с/н – не знаю…
10) «Гребенка» антенн перед фонарем ставилась с/н 165222, а также с начала 2000-х годов были постепенно доработаны F/A-18A (162394-163175) и F/A-18C/D (163985-165221).
11) Лючки 5R и 5L были только на F/A-18A/B с/н 161353…162477 - надо удалить
12) До с/н 163782 центральный подфюзеляжный пилон был с прямой передней кромкой, далее – со скошенной.
Так что смотрите, какой серийный номер у Вашего прототипа и выбирайте, что надо дорабатывать. Ну и сверка с фотографиями всегда только приветствуется
Что можно сказать в итоге? Модель совсем не идеальная, особенно учитывая ее немалую цену (от $60 без доставки) за модель требующую еще и афтермаркета минимум на такую же сумму (кокпит, ВЗ, сопла, декаль). Это без учета доработок
Но до недавнего времени это была единственная модель «Шершня» в 48-м масштабе (были еще совсем древние Итал и Монограмм, но где они сейчас?). Сейчас появилась модель Hobby Boss – копия Hasegawa и с небольшими дополнениями. Но всё, что требовало исправления у Хаси на ХБ-шной модели осталось неисправленным, более того китайцы добавили еще и собственных косяков. Плюс еще худшее качество литья… Даже куча вооружения, которым привлекают новые китайско-корейские модели проигрывает хасевскому из наборов как по копийности, так и по деталировке…
В итоге получается, что модель Hasegawa остается лучшим (хотя и далеко не идеальным) предложением. И если вы хотите именно простой Хорнет (A/B/C/D), то постарайтесь найти именно Хасю.
P.P. В тексте я упоминаю только Ц-шку (F/A-18C), Д-шку (F/A-18D) я подробно не изучал, но думаю, что большинство замечаний касается и её.
P.P.S. В обзоре использовались фотографии из книжки DACO «Uncovering the Boeing F/A-18A/B/C/D Hornet» и фото из Интернета.
С уважением, Евгений Акшанов
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
SDA Дим, а что есть варианты лучше чем хасин Шмель?
Женя в свое время и от хасиного F-14 всех разогнал :mrgreen:
Ну тут пугай не пугай. а ни у Хорнета , ни у Томкета вменяемых аналогов нет ( содранный Хобибос не считается )
Лично меня не отпугивает ни первая модель, ни вторая. :wink:
Интереснро будет посмотреть. А с вариантом определился?
VFA-154 командирская машина - ранний блок кабина от Ариеса в самый раз будет. Не решил вариант до перекраски
Женя в свое время и от хасиного F-14 всех разогнал :mrgreen:
Да ладно! Как верно подметил Nazar, других вариантов всё равно нет :cool:
Хотя против тамийского Ф-16 или хотя бы ревельского Ф-15, все эти хасевские модели 20-ти летней давности все же не конкуренты :???:
1:48 MAW F-18A F-18B F-18C F-18D Hornet Non IFF Update Set #R48011
В набор входят только две стреловидные IFF-антенны, створка носового шасси с правильным обтекателем и антенна GPS-приемника
Качество литья среднее, но за 5 и 3 доллара я решил взять и не заморачиваться с их самодельным изготовлением. Тем более, что для подфюзеляжного пилона я потерял бомбодержатели, а здесь они идут в комплекте :wink:
Также для Хорнета взял пусковые направляющие для ракет AGM-65 Maverick:
1:48 Wolfpack LAU-117/A Maverick Single Launcher Set #48008
Качество получше, но и цена - как два предыдущих вместе :shock:
Правда в комплекте аж 4 пусковых - мне этого хватит на Хорнет (1), Супер-Пупер (1) и F-4G (2) :roll:
Литник "М" в комплекте, но не используется
Но мы то знаем теперь как его использовать :wink:
Только еще раз посетую: что мешало им добавить на этот литник приборку с новым МФД и кресла SJU-17 :evil: Прада для вариантов из декали это все, действительно, не нужно...
А в плюсе - декаль на приборные панели. Ну, по крайней мере, для меня это точно плюс :roll:
Имхо Евгений уже ответил на вопрос о лучшем Шершне.
отпугнул человека от модели.
:mrgreen: Я Супер Шершня в ближайшую очередь на сборку поставил