Каждой тваре по паре...
А ведь было, было время когда Великая Британия строила боевые самолеты. Увы времена эти безвозвратно канули в Лету, оставив нам богатую историю и звучные имена. Westland Wyvern один из немногих боевых самолетов на перепутье между традиционными поршневыми палубниками и быстро сменившими их реактивами. Соосный винт, мощный турбовинтовой двигатель, хищный силуэт – ну действительно – мифический крылатый дракон (так переводится Wyvern с английского).
Часть 1-я – высокохудожественная и глубоко познавательная.
В масштабе1/48 существует две совершенно разных модели Wyvern. Одну (точнее две – ранний и поздний вариант) выпускает китайский Trumpeter, другую выпускала чешская фирма Classic Airframes. Эту модель не назовешь очень уж доступной, но найти ее при большом желании можно. Правда, была когда-то еще одна модель - вакуформ от фирмы Dynavector, но ее в силу полной раритетности оставим за бортом данного обзора.
Мне всегда хотелось заполучить Wyvern и собрать его в варианте окраски времен Суэцкой интервенции в Египет 1956 года. 830-я эскадрилья Wyvern-ов вовсю поучавствовала в надругательстве над египетскими аэродромами, расплатившись за это одним сбитым самолетом. Видимо, Суэц-56 - единственный случай боевого применения этих самолетов.
Надо сказать, что цена на Трумпеторовскую модель в Риге мне всегда казалась неадекватно высокой. Наверно, это что-то уже отпечатанное в подкорке – китайское – некачественное и дешевое, и хотя качество этой конкретной модели вопрос отдельный, цена отпугивала, тем более при существовании альтернативы в виде Classic Airframes. Время от времени я выхожу на тропу охоты на Ebay и посматриваю там потенциально интересные модели. Охота увенчалась успехом - слегка начатый одним американцем трумпетеровский Wyvern даже с учетом доставки оказался намного привлекательней магазинного.
Я всегда знал, что моделисты, они слегка того, ну сами понимаете, с головой там не так чтобы очень все хорошо. Нормальный человек вообще за куски пластмассы денег платить бы не стал, с этим, правда, мои уже все смирились. Но вот то, что увидев аукционный Wyvern от Classic Airframes я снова загорелся – это наверное уже надо к дохтуру Так мне загорелось их пощупать обоих вместе, что ... и этот перекочивал в мой загашник, впрочем тоже за весьма терпимые деньги. Надо сказать, что специфика Classic Airframes в том, что, как и у всех фирм ЛНД, их выпуск ограничен небольшим ресурсом пресс-формы и впоследствии найти интереснующую модель все труднее. Трумпетеровскому Wyvern был посвящен обзор Владимира Назарова
Поэтому смысла повторятся нет, а вот сравнение с моделью конкурентов, мне кажется достаточно интересно.
Ну что ж, потихонечку начнем. Прежде всего отметим художественные достоинства оформителей упаковки – два аляповатых трумпетеровских Wyvern-а над Суэцким каналом не могут потягаться с классическим полотном от Classic Airframes. Больший размер китайской коробки вполне оправдан количеством содержимого в ней, в то время как у чехов все ограничено парой скудных литников, которые прекрасно влезли в небольшую коробку. Вот собственно и содержание последней:
По традиции Classic Airframes многое дает в смоле и это один из главных плюсов модели:
Прозрачные детали у обоих моделей отлиты примерно с одинаковым качеством, но на большом Трумпетеровском литнике дополнительно имеются прозрачные крыльевые АНО.
В целом оснащение кабины интереснее у Classic Airframes, впрочем у китайцев с ней вовсе не катастрофично – на фото внизу «ванночка» от Трумпетера, сверху от Classic Airframes. На этой фотографии имеются определенные оптические искажения от макросъемки, но кабина Трумпетера действительно реально намного шире чем у конкурентов. Впрочем, и Classic Airframes не без греха – отсутсвуют боковые стенки кабины – во всех комплектах смолы от сторонних производителей для Wyvern такие детали присутсвуют, да и проработка самой «модной ванночки» слабовата для смолы.
С приборной доской, Trumpeter, пожалуй, переиграл чехов – ныне «бутерброд» из фотоэтчеда и фотопленки супротив смолы, где отсутсвуют шкалы приборов.
Чехи взяли свое на смоляном кресле – жалкая попытка Трумпетера украсить дубовое кресло травлеными ремнями не может сравниться с их шедевром.
Кроме, того стоит восхититься коком винта и колесами Classic Airframes
А вот переход к собственно планеру самолета довольно таки охлаждает энтузиазм. Все-таки литье под низким и высоким давлениями - это две большие разницы.
Что, интересно, клепка на Трумпетеровском Wyverne, вызывавшая поначалу резкое неприятие, мне нравится все больше и больше На фото – место сочленения складной части крыла, а также стабилизатор. Более темный пластик на всех фото - Classic Airframes.
Сравнение крыла – возможность сделать сложенное крыло, механизация и лучшая расшивка – все это в плюс китайской модели.
Еще интересней с нижней частью крыла и нишами шасси. Classic Airframes дает ниши в смоле и это должно бы дать преимущество. К сожалению, ниша не является произведением искусства – весьма плоские конструктивные элементы и скудный пучок проводов не особо впечатляют.
Более того, в сборе виден явный недостаток глубины всей конструкции у Classic Airframes, и наоборот ее достаточность у китайцев.
Сами стойки шасси и щитки, несомненно лучше у модели Trumpeter, хотя стойки, возможно, толстоваты.
Самое интересное, конечно, сложить одинаковые детали обоих моделей. Начнем с крыла – в складной части имеются отличия в геометрии, не маленькие, но и не фатальные. В корневой части на фото нет закрылка (отдельная деталь) и оценить визуально сложнее.
Ужасы нашего городка начинаются в фюзеляже.
Classic Airframes заметно короче Трумпетера. Еще веселее вид сверху.
В вышеупомянутом обзоре Nazara Трумпетеровская модель была вложена в чертежи 4+ с хорошим результатом. На данном этапе обзора я этого не делал по проичине "отсутствия наличия", но откровенно говоря с большим опасением отношусь именно к китайской модели. Опыт общения с другой моделью этой фирмы меня очень насторожил в весьма свободном отношении этого производителя к геометрии прототипа. Но в данный момент я не готов объявить истину в последней инстанции – скажем так, я указал очередную проблему на сложном пути моделиста - оставив вопрос на потом.
От глобальной проблемы геометрии модели перейдем к очередной мелочи, которая так украшает наши любимые самолетики. Выхлопные патрубки – ну тут просто нечего комментировать, на фото видно все.
Wyvern был прежде всего ударной машиной, поэтому окинем взглядом предлагаемую подвеску. Трумпетер вложил по полной – торпеда, бомбы, реактивные снаряды и подвесные баки. Classic Airframes намного скромнее – баки и реактивные снаряды, причем на баках весьма заметные утяжины
Теперь коротко о печатной продукции обоих фирм – полиграфия в Китае дешевая и они этим нагло пользуются – хорошая многостраничная инструкция, большая цветная вкладка с окраской модели. У чехов наоборот – все мелко, на спичках экономят.
Тоже и с декалями – два скромных по размеру листика против большого Трумпетеровского. Китайцы не пожалели бумаги и желтого цвета на полосы вторжения. Опытный моделист клеить их не будет, но возможно пригодятся делать трафареты.
Часть 2-я – кулинарная, о способах фаршировки крылатых драконов всевозможными экзотическими приправами.
Все фото в этом разделе не мои, а нахально потыренные из Нета и сайтов производителей. Надеюсь, никто не против?
Прежде всего сам производитель выпустил большой набор фотоэтчеда Trumpeter TU06606 по немаленькой цене – под 20 фунтов.
У чешской Pavla Models имеется подходящее катапультное кресло - PAVS4825 Seat Mk.2B for Wyvern, Meteor T7, Attacker FB-2. Я далеко не фанат кресел и кабин этой фирмы, и оно, как мне кажется, не дотягивает до уровня кресла в модели Classic Airframes, но рекомендовал бы к приобретению настоятельно, тем более цена не кусается – пара фунтов, а кабину такое кресло украсит однозначно.
Для более состоятельных клиентов та же фирма предлагает всю кабину в смоле – PAVC4811 Wyvern cockpit, причем весьма недурного качества, по цене более чем половины стоимости модели – 15,5 фунтов.
Для истинных ценителей там же производят фотоотсек фюзеляжа с силовым набором и фотоапаратом - PAVU4819 Wyvern S.4 rear fuselage interior, вопрос, правда, в том – будет ли что-то из всего этого великолепия видно – цена такая же как и на кабину – более 15 фунтов.
Чешская же СМК производит еще одну немалую порцию весьма не дешевого счастья для моделистов - CMK4211 wing fold set, CMK4210 undercarriage set, CMK4209 Control surfaces set. За узел складывания крыла просят чуть меньше десятки фунтов, за два остальных порядка по 12 фунтов за каждый.
На этом же поприще отметилась еще одна малоизвестная чешская фирма Goffy Model производящая ниши шасси GOF48005 и кабину GOF48006 по относительно терпимой цене – на сайте производителя по 8 евро за набор. Мне кажется, эта кабина наиболее удачный вариант по соотношению цена/качество.
Кстати эта же фирма за 34 евро продает смоляной upgrade set GOF48002 для Classic Airframes, где заменяется многое из того что уже есть в комплекте модели из смолы – то есть ниши, кабина. Все это проработано намного лучше, кроме того там добавлены некоторые полезные вещи – закрылки, качественные ниши и створки шасси, борта кабины, узел складывания крыла, но цена всего этого добра очень уж впечатляет.
Eduard. Ну куда уж без этой фирмы – на Wyvern они оттянулись по полной – целая куча травленки. Начнем с маломерки – ZOOM – комплект FE373 позволяет улучшить кабину трумпетеровской модели, включая крашеную приборку-бутерброд, цена на сайте производителя 8 USD. Поклонникам фотоэтчеда рекомендуется.
Чуть более продвинутый интерьерный набор с каталожным номером 49373 включает тоже цветное травление из ZOOM FE373 плюс небольшую пластину, на которой довольно бестолковые детали вроде пола кабины. Единственно полезная, на мой взгляд, деталь – перегородка между прозрачной и закрашенной задней частью фонаря кабины, которую, впрочем можно изготовить и самому из тонкого полистирола. Цена этого комплекта вздута до неприличия – 23 USD, при том что основная часть это вышеописанный ZOOM FE373 за 8 долларов.
За такие же 23 доллара Eduard предлагает набор 48538 Wyvern S.4 exterior, в который входит тормозная решетка на крыле, поверхность над закрылком и узел складывания крыла.
Ну и чтобы окончательно разорить поклонников фотоэтчеда, Eduard умудрился сделать набор 48541 с нишами шасси - за те же самые 23 доллара предлагают заняться складыванием этого чуда инженерной мысли из плоских травленых деталей. Я подобными вещами не занимался, но подозреваю, что эта идея сильно на любителя.
На любителей есть и комплект масок ЕХ201 за 6 долларов. Для тех кто готов купить все и сразу выпущен комплект из серии Big Ed BIG4878 за скромные 53 доллара, состоящий из масок, интерьера 49373, экстерьера 48538 и ниш шасси 48541.
В целом, Трумпетеровский Wyvern производители афтермаркета явно любят, так что энтузиастам есть где развернуться, скорее встанет проблема выбора между фирмами-производителями и технологиями – смола или фотоэтчед. Конечно, у каждого в этом плане свои предпочтения, я лично планирую установить как минимум смоляное сиденье от Pavla, а скорее всего целиком недорогую кабину от Goffy. Возможно, ниши этой же фирмы, а также рулевые поверхности от СМК, и, может быть, Эдуардовский экстерьер, ради тормозных решеток. К складыванию крыла, слава богу, я абсолютно равнодушен, так что, наверное, на этом и остановлюсь.
Часть 3-я – дилетантская, о глупых попытках измерить крылатого дракона собственноручно приготовленным аршином.
Ну вот, пока две сбацанные части сего монументального труда пылились внутри флэшки в ожидании долгой и нудной подготовки фоток для публикации, в мозгу настойчиво крутилась мысль о попытке собственноручно всунуть обе модели в чертежи, уж больно значительная разница в длине фюзеляжей у них.
Первой проблемой на пути к этому было отсутвие у меня вообще чертежей Wyverna, впрочем найти и скачать из Нета чешское издание 4+ посвященное этому самолету оказатось не так сложно. Главной моей проблемой было то, что чертежи в нем в 72-м масштабе. Каюсь, вкладывание в чертежи и последующий перепил – это не мое хобби, поэтому дожив до вполне солидных лет я так и не научился их масштабировать.
Ну делать нечего, пришлось осваивать. Для этого пришлось найти и прочесть несколько статей, к сожалению с Автокадом я совсем не дружу, поэтому основой для меня стала статья уважаемого GoNzA о масштабировании в Corel – «CorelDraw – инструмент для моделиста», идею масштабирования я почерпнул оттуда, не с первой попытки, но результат, в виде чертежей масштаба 1/48, я получил – измеренеие штангельциркулем масштабной линейки распечатанного чертежа показало вполне приемлимую точность – теоретически расчитанная длина 2-х метровой линейки в 48-м масштабе - 4.16 см, у меня на чертеже получилось 4.15 см.
Итак, что же получилось при прикладывании? На первой фото фюзеляж Classic Airframes, на второй – Trumpeter. В то время, как на фотографии Владимира Назарова китайский фюзеляж великолепно лег в чертеж, у меня он оказался ощутимо длиннее, чем надо, а кабина довольно сильно размазана вперед. У чехов длина фюзеляжа намного более адекватна, но кабина в целом смещена назад. Вывод - кто-то из нас явно лоханулся при масштабировании чертежей. В общем есть повод для дискуссии.
По крыльям и стабилизатору обоих моделей – отклонения в пределах разумного.
Ну вот, после всего выше рассмотренного, по законам жанра, надо делать какие-то выводы. Исключая вопрос геометрии фюзеляжей, который я для себя все-таки оставляю открытым, обе модели имеют свои плюсы и минусы, в целом собрать модель Трумпетера видимо будет полегче и она должна смотреться эффектней, особенно при применении различного "фарша". Тем более, что производители афтермаркета сделали для нее практически все, что только можно. Wyvern от Classic Airframes конечно, не так красиво отлит из-за особенностей технологии, но при изкоробочной сборке имеет несколько плюсов в виде смоляного литья (вроде, кока винта, кресла и выхлопных патрубков). Тем не менее эта модель потихоньку уходит в небытие. Увы, это судьба всех ЛНД.
Дмитрий Шевчук ака dagger
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Давно ждал такого обзора. Единственная модель от Classic Airframes в моих запасниках - это "Уайверн", и как же все-таки приятно убедиться в том, что он где-то даже точнее китайского аналога. Впрочем, с виду чех коряв и дубов, и собираться он будет уж точно труднее, чем китаец.
Обзор хорош, а особенно хорош обзор прибамбасов. А то бы непременно купил дорогой эдуардовский набор с кучей ненужных штучечек, вместо дешевого "Зума".
Добавлю свои пять копеечек. У "Уайверна" от Classic Airframes кок винта целиком отлит из смолы. Мало того, передняя и задняя часть кока отлиты одной деталью, и отверстия под лопасти расположены самым неудобным образом - строго напротив друг друга. Это серьезный минус. Попробуй ты эту болванку распили, тут твёрдая рука нужна. Китайцы тут молодцы, сделали обтекатель втулки из двух частей. И даже с двумя шестеренками, чтобы крутилось куда надо.
У меня этих "Classic Airframes" уже небольшая тележка собралась, но еще далеко не все, чтобы я хотел :)
Скажем, так специфичные модели, на любителя, но столько интересных машин. Подкупает наличие смолы и, обычно, самого интересного варианта окраски и деки.
Да, насчет кока винта, ты прав, я даже не обратил внимания, что дырки в одной плоскости и придется пилить.
Тема: Сравнительный обзор 1/48 Westland Wy...(#1970) - обсуждение
Давно ждал такого обзора. Единственная модель от Classic Airframes в моих запасниках - это "Уайверн", и как же все-таки приятно убедиться в том, что он где-то даже точнее китайского аналога. Впрочем, с виду чех коряв и дубов, и собираться он будет уж точно труднее, чем китаец.
Обзор хорош, а особенно хорош обзор прибамбасов. А то бы непременно купил дорогой эдуардовский набор с кучей ненужных штучечек, вместо дешевого "Зума".
Добавлю свои пять копеечек. У "Уайверна" от Classic Airframes кок винта целиком отлит из смолы. Мало того, передняя и задняя часть кока отлиты одной деталью, и отверстия под лопасти расположены самым неудобным образом - строго напротив друг друга. Это серьезный минус. Попробуй ты эту болванку распили, тут твёрдая рука нужна. Китайцы тут молодцы, сделали обтекатель втулки из двух частей. И даже с двумя шестеренками, чтобы крутилось куда надо.