Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Messerschmitt Bf109 B Berta - Схема расшивки и клёпки

Приветствую, Уважаемые коллеги!
В качестве продолжения первой части, посвящённой Bf109A: представляю часть вторую. В ней пойдёт речь о модификации Bf109B ("Berta").

Bf109B. Краткий экскурс в историю.

Производство модификации Bf109B "Berta" началось в Аугсбурге на "Bauerische Flugzeugwerke A.G." в январе 1937 года. В это время завод ещё выпускал Bf109A "Anton", поэтому на самых первых "Бертах" использовался небольшой задел по запчастям от "Антона". Но, несмотря на это, новая модификация весьма сильно отличалась от предыдущей по техническим параметрам, а значит и визуально. Основных отличий "Берты" от "Антона" было несколько:
1. Вооружение усилили третьим фюзеляжным пулемётом MG17, который устанавливался в развале блоков цилиндров двигателя и стрелял через полую втулку редуктора. Чтобы пороховые газы не проникали в кабину пилота, газоотводная труба была выведена наружу на левую сторону второго верхнего капота двигателя. Все три пулемёта получили новую электропневматическую систему перезарядки EPAD 17, следовательно, в кабине немного изменилась приборная доска.
2. Вертикальный бомбодержатель Elvemag 5 C 10/IX за креслом пилота окончательно демонтировали. И его люк зашили прямоугольным листом обшивки с креплением на винтах по периметру.
3. Самолёт получил новый металлический винт изменяемого шага VDM 9-11072A диаметром 3200 мм с новым коком. В коке винта были сделаны шесть вентиляционных отверстий, через которые охлаждался третий фюзеляжный пулемёт MG17.
4. Установка третьего пулемёта, кардинально изменила внутреннюю компоновку передней части фюзеляжа. Маслобак и все вспомогательные системы перенесли из фюзеляжа в левую консоль. Поэтому на левой стороне фюзеляжа перед козырьком фонаря исчез круглый лючок заправочной горловины. Маслорадиатор был сдвинут вперёд по полёту и смещён ближе к куполу ниши основного пневматика. Входное отверстие немного увеличено по высоте.
5. Первый верхний капот двигателя был раннего, среднего и позднего типа. Ранний и средний - одинаковые. На всех трёх с левой стороны выше откидного щитка на уровне между третьим и четвёртым патрубком появилось дополнительное круглое отверстие. Через него выходила трубка отвода картерных газов. На позднем типе линия расшивки между передней и задней частями была смещена немного назад по полёту до откидного щитка над патрубками, плюс были добавлены дополнительные вентиляционные отверстия на передней части капота.
6. Второй верхний капот двигателя был также раннего, среднего и позднего типа. Ранний тип - с трапециевидной выштамповкой сверху перед лобовым стеклом фонаря кабины пилота на уровне прицела (как у Bf109A). Средний и поздний типы - без неё. На всех трёх с правой стороны появилось новое круглое отверстие, через которое осуществлялся доступ к штуцеру зарядки кислородных баллонов электропневматической системы перезарядки EPAD 17. На позднем типе добавились дополнительные вентиляционные отверстия справа и слева, плюс на прямоугольной газоотводной трубе третьего MG17 впервые установили защитную сетку-рабицу. Но она быстро забивалась грязью по углам и её часто снимали.
7. Первый нижний капот двигателя был без вентиляционного отверстия. Но на некоторых ранних самолётах, получивших эти капоты из задела от Bf109A, это отверстие иногда просто зашивалось дополнительным листом обшивки изнутри.
8. Новый козырёк фонаря. Лобовое стекло установлено под углом 37 градусов от вертикали. На левом боковом стекле появилась форточка, управляемая пилотом изнутри кабины. В кабине стоял новый прицел Revi C/12B или Revi C/12C. На средней (откидной) части фонаря изменилось количество заклёпок. Также небольшое изменение было внесено в раскладку листов обшивки и их расклёпку под третьей частью фонаря.
9. Самолёт оснастили новой радиостанцией FuG VII a. Поэтому изменилась конструкция натяжения тросов антенны. Исчезли растяжки между мачтой и горизонтальным оперением.
10. На крыле установили новые короткие предкрылки.
11. На руле высоты отгибаемые пластины флеттнера были сдвинуты на две секции ближе к краю.

Bf109B von Fabrik "Bauerische Flugzeugwerke A.G." in Augsburg.

Завод в Аугсбурге на всём протяжении выпуска "Берты" постоянно модернизировал самолёт. В итоге, получилось как-бы три различные версии исполнения, которые выпускались практически одновременно.
На первом варианте использовались: деревянный винт фиксированного шага "Schwarz" без законцовки кока. Первый и второй верхние капоты двигателя раннего типа. Фонарь кабины пилота от "Антона". Это была самая ранняя серия, к выпуску которой приступили в январе 1937 года. Завод в Аугсбурге выпустил 34 таких самолёта с заводскими номерами: W.Nr.998, 1010-1013, 1016-1020, 1022, 1023, 1025-1031, 1033-1035, 1037-1039, 1041, 1045-1047, 1050, 1052, 1056, 1057 и 1063.

Messerschmitt Bf109 B Berta - Схема расшивки и клёпки Messerschmitt Bf109 B Berta - Схема расшивки и клёпки
На втором варианте использовались: металлический винт изменяемого шага VDM 9-11072A с новым коком. Второй верхний капот среднего типа. Фонарь с новым козырьком и средней частью. Радиостанция FuG VII A с однолучевой растяжкой антенны.

Messerschmitt Bf109 B Berta - Схема расшивки и клёпкиMesserschmitt Bf109 B Berta - Схема расшивки и клёпки
На третьем варианте использовались: металлический винт изменяемого шага VDM 9-11072A с новым коком. Верхние капоты позднего типа. На первом нижнем капоте вентиляционного отверстия не было. Фонарь с новым козырьком и средней частью. Радиостанция FuG VII A с однолучевой растяжкой антенны.
Самолётов второго и третьего вариантов выпустили 42 штуки с заводскими номерами: W.Nr.999, 1014, 1015, 1021, 1024, 1032, 1036, 1040, 1042-1044, 1048, 1049, 1051, 1053-1055, 1058-1062, 1700-1719.

 

Messerschmitt Bf109 B Berta - Схема расшивки и клёпкиMesserschmitt Bf109 B Berta - Схема расшивки и клёпки
Всего Люфтваффе заказали на "Bauerische Flugzeugwerke A.G." 76 самолётов. С середины 01.37 по 31.07.37 завод выпустил 55 машин. К 30.11.37 изготовили ещё 17, а последние 4 "Берты" приняли на вооружение Люфтваффе только к 31.03.38 г. Вероятно, эти четыре самолёта использовались по различным программам заводских испытаний, и только потом были переданы в Люфтваффе.
В феврале 1937 года "RLM" потребовало резко увеличить выпуск нового истребителя. Поскольку завод "BFW" в Аугсбурге был не в состоянии выполнить это предписание, то лицензионные права на изготовление Bf109B были переданы ещё на два других предприятия: "Erla Maschinenwerk G.m.b.H" в Ляйпциге и "Gerhard Fieseler Werke G.m.b.H." в Кассель-Беттенхаусене.

 

Bf109B von Fabrik "Erla Maschinenwerk G.m.b.H." in Leipzig.

В конце мая 1937 в Ляйпциге начался серийный выпуск "Берты". Всего, данный завод изготовил для Люфтваффе 175 машин. К 30.11.37 было принято 134 самолёта, ещё 41 Bf109B сдали к 31.03.38. Все истребители несли заводские номера W.Nr.284-315, 348-412 и 540-617. На "Erla" использовали свой набор оснастки для сборки самолёта. Так на крупповском пресс-штампе этого предприятия изготавливали свой индивидуальный первый верхний капот, поэтому его более округлая форма несколько отличается от базового "BFW". В отличии головного завода, "Erla" выпускал всего два варианта "Берты" – ранний и поздний.
Ранний вариант имел металлический винт изменяемого шага VDM 9-11072A с новым коком. Первый верхний капот отличался от оригинального такого же от "BFW" формой передней части (сказался свой штамп) и линией расшивки между передней и задней частями первого верхнего капота сдвинутой немного назад по полёту до откидного щитка над патрубками. На прямоугольном отверстии газоотводной трубки стояла защитная сетка. Второй верхний капот полностью повторял средний вариант капота "BFW". Первый нижний капот был без прямоугольного вентиляционного отверстия. Фонарь с новым козырьком и средней частью. Радиостанция FuG VII A с однолучевой растяжкой антенны. Хвостовая стойка шасси была нового образца без двухзвенника. Щиток основной стойки шасси без подреза задней кромки и только такой. Если на фото вы видите с подрезом, то это уже поздняя замена в полевых условиях или при капитальном ремонте на заводе. Маслорадиатор раннего образца от Bf109A.
На позднем варианте отличий только добавилось. Три вентиляционных отверстия на передней части первого верхнего капота получили форму сегментов и штамповались из целого листа обшивки, в отличие от трапециевидных высеченных отверстий с отдельно приклёпанными пластинами подвнутрения. Второй верхний капот тоже отличался своими боковыми вентиляционными отверстиями. Так их пластины подвнутрения были не плоскими, как на капоте "BFW", а с прямоугольной выштамповкой и крепились к капоту всего одним рядом заклёпок. Местоположение этих отверстий на капоте также изменилось. Хвостовая стойка шасси была как без двухзвенника, так и с ним. Щиток основной стойки шасси был с подрезом.

Messerschmitt Bf109 B Berta - Схема расшивки и клёпкиMesserschmitt Bf109 B Berta - Схема расшивки и клёпки

Bf109B von Fabrik "Gerhard Fieseler Werke G.m.b.H." in Kassel-Bettenhausen.

Люфтваффе заказали этому заводу 90 самолётов. Производство началось в конце мая 1937 года. К 30.11.37 они приняли 56 машин. К 31.03.38 предприятие сдало ещё 25 истребителей. Последние 9 штук поступили на вооружение только 31.12.38. Вся серия несла заводские номера W.Nr.3001-3090.
Ранний вариант "GFW" очень напоминал второй вариант "BFW", но были и отличия. Так линия расшивки между передней и задней частями первого верхнего капота сдвинута немного назад по полёту до откидного щитка над патрубками, как и на поздних машинах. Газоотводное прямоугольное отверстие третьего MG17 подвинуто немного вперёд. Щиток основной стойки шасси был с подрезом и только такой. Маслорадиатор раннего образца от Bf109A.
На позднем варианте впервые установили новые индивидуальные патрубки двигателя, удлинённые и загнутые назад по полёту, более характерные для модификации Bf109D-1. На передней части первого верхнего капота были добавлены вентиляционные отверстия трапециевидной формы, которые штамповались из целого листа обшивки. Второй верхний капот полностью повторял аналогичный капот от завода "Erla", кроме сдвинутого вперёд по полёту газоотводного отверстия третьего пулемёта. Всё остальное повторяло поздний вариант завода "Erla".

Messerschmitt Bf109 B Berta - Схема расшивки и клёпкиMesserschmitt Bf109 B Berta - Схема расшивки и клёпки
Продолжение следует... Третья часть будет посвящена модификации Bf109C.

» Информация о статье
CTS в 13.04.2021 - 07:10
steinhoff Поздравляю, Саша! Энтузиазм достойнейший большого уважения!
coda69 в 13.04.2021 - 12:38
Класс!
Kais в 14.04.2021 - 21:48
Тема: Messerschmitt Bf109 B Berta - Схема расшивки и клёпки
Из-за подобных статей я в своё время зарегистрировался на форуме. Отлично!
Котовский в 14.04.2021 - 21:50
steinhoff
Спасибо. Все по полочкам, все аккуратно разложено, спасибо.
steinhoff в 14.04.2021 - 22:23
Из-за подобных статей я в своё время зарегистрировался на форуме. Отлично!

Алексей, Ваши статьи по сборке немецкой бронетехники ничуть не менее информативные. Всегда с удовольствием их перечитываю. Даст бог на какой-нибудь выставке познакомимся лично. Пообщаемся...
Полковник в 14.04.2021 - 22:30
steinhoff
Саня, привет уважаемый.
Хорошее подспорье теперь при сборке моделей данной модификации.
Очень понравился вариант с завода Физелера.
Главное не забыть про них, надо утощить в свои архивы.
Короче, жму руку. Молодца, труд нужный и достойный внимания автору.
Нечаев в 15.04.2021 - 07:14
А я вот брюзгой побуду. Описательная часть - караул в плане русского языка! Для такой нетленки можно было и постараться. Что-то как-то корежит от "третьего" капота. Может как-нибудь "третий верхний сегмент" капота?
steinhoff в 15.04.2021 - 23:12
Гена, а где ты у меня в описании нашёл вот это? "Что-то как-то корежит от "третьего" капота. Может как-нибудь "третий верхний сегмент" капота?" Я, хоть убей, не вижу... Третий верхний капот появился только на Bf109F.
weggmann_modellbau в 16.04.2021 - 20:02
Тема: Messerschmitt Bf109 B Berta - Схема расшивки и клёпки
Немалая работа проделана!
Спасибо! Буду ждать продолжения!

с уважением,
Антон
Алексей_Крюков в 28.05.2021 - 06:24
Саша, спасибо за такую работу! Это очень ценно!
Жду продолжения как и все.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy