Эта модель Gloster Gladiator Mk 1 вполне оправдывает имя своего прототипа. От начала и до конца процесса постройки пришлось с Гладиатором бороться - дорабатывать, улучшать и переделывать то одно, то другое. Времени на неё ушло столько, что пришлось распрощаться с надеждой улучшить в 2024-м скромный результат прошлого года по количеству построенных моделей.
Как итог в статье довольно много текста и фотографий. Ну а раз так, то нет смысла забивать место исторической справкой о Gloster Gladiator. Сразу к делу.
Процесс постройки начал с выведения внешних поверхностей. Пластик модели словно бы посыпан мелким песочком плюс местами есть утяжины. Поэтому модель была прошпаклевана и вышкурена. Чтобы не сгладилось при этом и без того замыленное «полотно», прошкуривал его через маски из изоленты. Заодно удалил с половинки фюзеляжа пластинчатый радиатор. Его заменит потом деталь из травлёнки.
На крыльях перешил контур посадочных щитков, который почему-то дан внешней расшивкой. Добавил различные элементы: крепления расчалок из травления Эдуард (те, что на элеронах потом удалил, так как для выбранной схемы расчаливания они не нужны), круглые заплатки из тонкого пластика, из него же сделаны стяжные ленты на передней кромке верхнего крыла. В Бано вырезал бритвой половинки под будущие "стекляшки" из эпоксидки.
Очень долго возился с двигателем и капотом. Нужно было убирать «бульбы» снаружи, так как оказалось, что это особенность только музейных машин с не родными движками от Бленхеймов канадской постройки. Добавил выштамповку снаружи из эпоксидного клея и накладки из травления, стачивал кромки капота, а изнутри вклеил выточенный из круглого элемента литниковой рамки выхлопной коллектор, шпаклевал его, вышкуривал, подрезал и подгонял на штифтах патрубки к двигателю.
В общем возился с этим всем, мучался и практически закончил, а потом Сергей (KSL) предложил альтернативу от SBS из смолы. Грех было не воспользоваться. Смоляной аналог выглядит конечно намного эффектнее и здорово экономит время. Хотя и он не без греха – заклепки на выхлопном коллекторе внутри выглядят более рельефными, чем следует, да и на капоте снаружи они крупноваты. Но в целом смоляные двигатель и капот гораздо круче того, что можно вытянуть из родного пластика, к тому же качество отливок очень хорошее.
В сборке проблем не возникло, встают на свои места детали очень плотно и чётко. Чтобы цилиндры нормально стыковались с выхлопным коллектором я их клеил к картеру на эпоксидный клей и до высыхания вставил двигатель в капот и подогнал цилиндры к патрубкам. Выступающие заклепки на коллекторе немного сгладил губчатым абразивом. Распорки между двигателем и капотом из проволоки 0.4 и 0.3 мм.
Винт в наборе довольно толстый и я его поскоблил и прошкурил, чтобы он «похудел».
Двигатель с капотом окрасил и тонировал. Передняя часть капота из нержавейки на «британцах» с Bristol Mercury по причине нагрева от выхлопного коллектора приобретала характерный бронзовый оттенок со следами побежалости. Выглядеть это могло по разному, я же старался затонировать достаточно интенсивно, так как модель в целом планировалась довольно «ушатанной».
Сначала задул детали двигателя и капот в черный глянец (GX от Ганзы).
Потом попробовал в деле металлики Jumpwind серий Экстра металл и Прайм металл. Цилиндры и база капота - слегка затемнённый Mithril. Затем тонировка капота цветами Burnt Gold и Tungsten Steel по шаблонам и от руки.
Картер и другое всякое черное блестящее - тамиевская эмаль кистью. Болтики и другую мелочь подчеркнул серебристым карандашом и эмалью хром от Тамии. Тонировку выполнил тремя оттенками ганзовских смывок и масляными красками.
Кабина в стоке довольно грустная, много чего не хватает. Но даже с дополнениями от Quinta studio, Eduard и Quickboost остается широкое поле для самостоятельных доработок. Отсебятина на фото в основном в белом пластике.
Следы от толкателей на стенках убрал просто заклеив борта очень тонким «сырным» пластиком. Он полупрозрачен, поэтому хорошо клеится на УФ клей.
Травленый пол постарался закрепить как следует, подклеив для упора площадки снизу и по сторонам.
Проводка из тонкой проволоки и припоя. Тяги руд и рукоятки также заменил на проволочные.
Немного промахнулся с расположением «конверта» на правом борту. Сносить не стал, так как он в углу и удалять его неудобно, был риск напортачить еще больше.
Кресло пилота и двери кабины из травления. На тыльную часть дверей приклеил тонкий пластик, чтобы можно было клеить их потом к модели на обычный клей. Внешних частей дверей в травлении нет, поэтому изначально хотел обе сделать в открытом положении. Но на фото открыта всегда только одна, видимо вторая могла откидываться лишь при аварийном покидании самолёта. Поэтому уже перед окраской приклеил правую дверь к борту, что потребовало дополнительной работы.
Больше всего раздражает пустота за креслом и под ним. За креслом добавил желоб для тросов привязных ремней, перегородку и заднюю стенку. Для пространства под креслом в наборе деталей нет, еще и с информацией по этому месту не густо. Поэтому при деталировке пришлось подключить и долю фантазии. Добавил пол, обрезав родную деталь из набора. Трубы каркаса из пластиковых прутков. Пульт с приборами справа от кресла изобразил обрезав деталь бортового пульта кабины из эдуардовского Fw-190. Получилось пусть примерно похоже, но лучше, чем ничего.
Пустоту в передней части прикрыл перегородкой из пластика.
В качестве базового цвета кабины использовал BS283 от Акана, раскрасил мелочи акрилом и эмалями, выполнил легкую тонировку масляными красками и карандашами.
После склейки половин и нижнего крыла занялся доводкой внешних поверхностей.
Руль поворота перед приклейкой требует выведения стыков.
В модели проигнорировано окно на хвосте. Вырезал его, сточил толщину стенок и добавил внутреннюю деталировку из листового пластика, пластиковых прутков и проволоки.
На Гладиаторе горизонтальное оперение к фюзеляжу крепится без зализов, должны быть щели. Чтобы сделать как надо удалил родные штифты креплений, зашпаклевал места для них в фюзеляже. Новые крепления ГО и рулей высоты сделал из кусочков скрепки и пластикового профиля.
В носовой части скрайбером, скребками и шкуркой вырезал проигнорированный производителем маслобак. Из пластика сделал на него заливные горловины.
Полностью пришлось переделать нижнюю часть фюзеляжа. Расшивка там неверная, а полотно должно продолжаться заметно дальше, рельеф стоек шасси взят непонятно откуда, к тому же клеятся стойки к фюзеляжу со щелями, не хватает лючков под крыльями и другой мелочевки.
Сделал вывод, что нюансы деталировки низа фюзеляжа на разных модификациях у Гладиаторов отличались, например по другому могли выглядеть выштамповки.
Сначала исправил полотно на фюзеляже, продлив его дальше. Следы треугольной части фермы в районе фары изобразил подклеив очень тонкий пластик, зашпаклевал и прошкурил, а место под фару углубил.
Обтекатели крыльевых пулеметов поставил от Квикбуст, выступающую кромку вырезал из тонкого пластика.
Из того же пластика сделал стяжные ленты.
Зашпаклевал родную расшивку и щели возле стоек, убрав весь неверный родной рельеф и вышкурил. Накладные панели и зализы на стойках сделал грунтом. Перед этим основание стоек вывел, срезав лишний пластик и зашпаклевал щели суперклеем.
Нижнюю часть заново расшил, добавил гильзовыбросы, квадратные лючки. Длинные выштамповки возле стоек изобразил из сточенных кусочков пластикового прутка и эпоксидного клея, добавил выступающую панель, сливные трубки, насверлил отверстия под крепления выхлопных патрубков. Головки винтов делал с помощью корневертки и иглы - сначала продавливал корневерткой, потом иглой середину.
Аналогично низу на остальной части фюзеляжа исправил имеющиеся головки винтов и добавил недостающие.
Дополнил расшивку и углубил пилкой ту, что была. Добавил панели из травления.
На Гладиаторах первой модификации двигатели могли быть как с выступающим воздухозаборником снизу так и без. Поскольку на фотографии моего прототипа это место не просматривается, то сначала решил обойтись без него. Но впоследствии, руководствуясь фото бортов из того же 112-го скуадрона воздухозаборник решил добавить. Взял смоляной от SBS, но основательно сточил, так как он показался прям крупноват и дополнил деталировкой сзади. Под заборник выпилил посадочное место в фюзеляже.
На самодельных квадратных лючках добавил выступающие замки из тянутого литника.
Подножка в наборе не похожа совершенно на оригинал, к тому же вся в облое. Спаял замену из тонкой латунной трубочки.
Снизу покрасил в хром фонарь, остекление вырубил пробойником из прозрачного листового пластика. Стекло приклеил, покрыл футурой и закрыл маской.
На данном этапе приклеил правую дверь к борту. Но та дверь, что на фото, это не финальный вариант, так как затем при обработке стыков нечаянно загнул её внутрь. Пришлось дверь отрывать, разбирать и переделывать. В конечном счете внешний рельеф двери изобразил из двух кусочков тонкого листового пластика.
На британских Mk 1, по крайне мере на ранних, прицел был на капоте из кольца, изогнутой мушки и штыря (скорее всего с поправками при стрельбе на упреждение). А в кабине была только трубчатая рамка обитая перед лицом пилота мягким материалом.
Трубчатую раму сделал из пластиковых прутков, а валик из эпоксидного клея. Прицел подобрал из универсального набора прицелов от Микродизайн, а мушку и штырь взял из обрезков травления. Но эти мелкие деталюшки вклеивал уже на этапе покраски перед монтажом верхнего крыла.
Приклеил козырек фонаря, который пришлось вышкуривать, полировать и покрывать футурой. Стыкуется он со щелями, их заделывал прозрачным эпоксидным клеем. Заодно этим же клеем через маски сформировал зализы по нижнему краю козырька.
На проставки из пластика приклеил пластинчатый травленый радиатор и сделал трубку из проволоки.
Подогнал размеры и высверлил посадочные отверстия под фюзеляжные пулеметы от Квикбуст.
Выбрал одну из распространенных на Гладиаторах схем расчалок и под неё насверлил отверстий под проволочные колечки.
Из скрепки выточил штырь антенны на киле, на конце выпилил уступ, чтобы было куда цеплять и клеить нить антенны потом. Накладки с двух сторон от штыря из тонкого пластика.
Стойки для верхнего крыла потребовали подгонки под посадочные места. На одной стойке сделал Пито из металлической трубочки. Сверлил у основания стоек отверстия, куда вживлял проволочные колечки для расчалок. Кроме того, родные штифты крепления стоек к крыльям заменил кусочками скрепки для прочности.
Приклеил основные стойки к нижнему крылу и тонкие к фюзеляжу. Но последние пришлось оторвать, так как фюзеляжные стойки оказались длиннее, чем нужно и верхнее крыло толком не стыковалось. Поэтому их подгонял уже после окраски и монтажа верхнего крыла на основные стойки.
Обработал детали основных колёс и хвостовую вилку с колесом. На основных по чертежам выставил угол и сточил шины для имитации обжатости на стоянке. На стойках и дисках высверлил отверстия под трубки гидравлики тормозов.
Наконец-то модель можно было считать готовой для малярных работ.
Прототип модели - Gloster Gladiator Mk I K6134 из 112-го Squadron, пилот Дж. Скулар, конец 1940 г., Судан. По этому самолету нашел одно фото и боковик, по которым понятны места камуфляжных пятен и ОЗ с одного борта.
В остальном же остается опираться на инструкцию к модели, общие моменты окраски Гладиаторов первой модификации и фотографии. А неопределенностей тут хватает, поэтому окраска модели получилась местами интуитивной.
Согласно доступным источникам изначально единички были в стандартной предвоенной серебристой окраске, но в период Мюнхенского кризиса их стали камуфлировать. Вроде как даже разработали некие стандартные схемы камуфляжа. Например, для верхних и боковых поверхностей была принята схема окраски в двух вариантах, где вторая была реверсивным отображением первой. Гладиаторы с четными серийными номерами полагалось красить в один вариант, а с нечетными в другой.
Но вот если посмотреть на фотографии, то видно, что на практике эти два варианта камуфляжа соблюдались очень вольно, если вообще соблюдались. Видимо сказывалось то, что перекрашивали уже строевые самолеты и скорее всего в условиях полевых мастерских. Как итог на разных бортах пятна очень разнятся и точно угадать их расположение едва ли возможно.
Нижние поверхности красили в черный и белый, а могли какие-то части оставить в серебре. Позднее от окраски в черный и белый отказались.
С опознавательными знаками тоже вариаций хватает. Отличаются и размеры и расположение. На части Гладиаторов не было ОЗ снизу.
При окраске верха модели за основу я взял схему из инструкции, только изменил расположение пятен на фюзеляже и хвосте, чтобы было совпадение с фото прототипа и камуфляжем на бортах из самой же инструкции.
С окраской и расположением ОЗ на правому борту ориентировался на боковик и фото. Правда на фото надо было смотреть внимательнее. На нем виден переход зеленого пятна камуфляжа с фюзеляжа на крыло, что так же не отражено в инструкции. Пришлось корректировать на уже готовой модели.
По другому борту больше ориентировался на фото вот этого Гладиатора, который так же из 112-й.
И хотя это по всей видимости другой Гладиатор (отличается триколор по сравнению с боковиком и инструкцией, отсутствует эмблема под кабиной), решил использовать данную фотографию для коррекции пятен камуфляжа по левому борту. Все-таки фото доверия больше, чем инструкции модели. Учитывая количество ошибок в последней мне это кажется вернее.
Кстати если смотреть на инструкцию к модели и фото другого борта, то бортовые кокарды получаются не симметричными. Чтобы минимизировать вероятность ошибки в этом вопросе поизучал доступные фотографии и схемы окраски других машин. Видимо из-за размера букв на борту смещение ОЗ на Гладиаторах иногда практиковалось. По крайней мере так же не симметрично рисуют ОЗ на Гладиаторе Mk 1 Джозефа Фрейзера из того же подразделения.
Ну а низ окрасил по инструкции. Надеюсь хоть тут мануал к модели нарисован правильно.
Сам порядок покраски был долгим, какие-то этапы зачастую локально повторялись.
В общем красил примерно так:
Сначала модель была окрашена в чуть осветленные базовые цвета красками Тамии и Ганзы. За основу для верха взял Mr Hobby C22 Dark Earth и Tamiya XF-9 Dark green. Белый для низа мешал из Hobby Color H11 и H21, а черный из тамиевских XF-69 и X-18.
Поскольку элементы каркаса «полотна» в модели замылены решил дополнительно проявить их на этапе покраски. Нарезал по шаблону из скотча полоски 0,4 мм толщиной и после первоначальной окраски приклеил их на места, где на оригинале были киперные ленты.
Далее тонировка – подтемнил по маскам контуры киперных лент, делал затемнения и высветления рельефа и отдельных элементов. Окраской через шаблоны имитировал износ ЛКП, пыль и грязь. Накрасил базовые следы потеков. Затем аккуратно полупрозрачными слоями сделал коррекцию базовыми цветами.
После слоя глянцевого лака приступил к декалям. На первый взгляд они выглядели неплохо - четкие и не сильно толстые. Поэтому решил использовать их, хотя можно было заморочиться с масками и накрасить. На деле же декали оказались очень жесткими и хрупкими. Чем только не пытался их размягчить и приварить, но любая даже самая «злая» декальная химия почти не помогала. В конечном счете решил пойти на крайние меры и использовал жидкий модельный клей. Сначала наносил кисточкой, но потом просто задувал декали клеем слоями из аэрографа. Ждал некоторое время, аккуратно вдавливал в рельеф, иногда снова наносил клей. В конечном счете удалось декали забороть. Только местами подкрасил отколовшиеся кусочки, да прошкурил чрезмерно выступающий лаковый слой.
На хвосте от декали отказался и для триколора воспользовался уже красками.
Технические надписи наносить не стал – на фото камуфлированных Mk 1 их не увидел. Видимо из-за того, что камуфляж наносился после первоначальной серебристой окраски«техничка» не обновлялась.
После смывки покрыл модель матовым лаком и приступил к тонировке карандашами, масляными красками, эмалями и пигментами. Иногда снова брался за аэрограф и локально повторял уже пройденные этапы.
Перед монтажом верхнего крыла клеил детали прицела и на стапеле перевернув модель монтировал верхнее крыло. Клеил стойки последовательно, давая как следует просохнуть. Фюзеляжные стойки обрезал, подгонял и подкрашивал. Так, постепенно через 3 вечера работы Gladiator, как ему и положено, стал бипланом.
В самом конце сделал фюзеляжный фонарь и бано из эпоксидки на верхнем крыле. Бано подкрасил тамиевскими цветными эмалевыми лаками. Тяги руля поворота из тонкой проволоки. Далее из нити для бисероплетения натянул и раскрасил расчалки и тросы антенны, приклеил сдвижную часть фонаря и пулеметы. В самом конце подкрасил разные мелкие дефекты, да дополнил по фото переход пятна камуфляжа с борта на крыло. Наконец-то модель готова!
Ну а теперь выводы, куда же без них. Гладиатор от Родена модель слабоватая с недостаточной проработкой, упущениями и дефектами отливок. Даже обыкновенная обработка и подгонка деталей отнимают массу времени. При этом когда смотришь на литники, то модель не кажется такой уж проблемной. Но процесс постройки расставляет всё на свои места, придется основательно поработать. Тут видимо уже и возраст отливок сказывается.
С другой стороны конкурент от Merit/I love kit тоже не торт, больно уж простоват.
В общем не везет пока Гладиатору на толковое воплощение в 48-м масштабе. Остается надеяться на появление более достойной альтернативы.
Спасибо всем, кто помогал советами, информацией и следил за стройкой!
Александр, Роман, Владимир - спасибо от души камрады!
можно подробнее расписать про окраску и тонировку кольца коллектора
Да, конечно. Постараюсь подробно.
В качестве базы под металлик задул в черный глянец. В данном случае черный GX от Ганзы. Можно по матовому черному дунуть сверху лаком. Главное глянец, это важнее чем цвет.
Затем окрашивал и тонировал металликами. Я использовал металлики Jumpwind серий Экстра металл и Прайм металл. Конечно не обязательно использовать их, просто их на тот момент купил и хотелось попробовать. Главное, чтобы металлики были качественными.
Первым слоем после базового черного надул слегка затемнённый Mithril. Цель была получить цвет стали. Так как сама краска слишком яркая я её немного подтемнил темным связующим из какого то другого металлика. Можно без заморочек взять цвет стали.
После этого придавал собственно эффекты побежалости металла от нагрева с характерным для Бристоль Меркури бронзоватым оттенком.
Для этого использовал цвета Burnt Gold и Tungsten Steel. Но сначала защитил переднюю кромку капота маской из канцелярской липучки, так как на фото Гладиаторов она обычно светлая, видимо не так нагревалась.
Пятнышки делал аккуратно дуя сначала через травленый шаблон, потом сглаживал контраст пятен от руки. Обе краски чередовал несколько раз, чтобы получить нерегулярный (хаотический) характер пятен и чтобы они несколько отличались по плотности.
Ну и в самом конце снял маску с передней кромки и очень легким слоем через шаблон и от руки снова использовал базовый стальной цвет, чтобы сгладить излишнюю желтизну, границы цветов на кромке и опять таки придать пятнышкам хаотичности.
В общем важно надувать множество неплотных слоев, чередуя краски, чтобы слои друг друга не перекрывали полностью. Поэтому дуть очень аккуратно и краску брать в микроскопических количествах.
Александр, Роман, Владимир - спасибо от души камрады!
можно подробнее расписать про окраску и тонировку кольца коллектора
Да, конечно. Постараюсь подробно.
В качестве базы под металлик задул в черный глянец. В данном случае черный GX от Ганзы. Можно по матовому черному дунуть сверху лаком. Главное глянец, это важнее чем цвет.
Затем окрашивал и тонировал металликами. Я использовал металлики Jumpwind серий Экстра металл и Прайм металл. Конечно не обязательно использовать их, просто их на тот момент купил и хотелось попробовать. Главное, чтобы металлики были качественными.
Первым слоем после базового черного надул слегка затемнённый Mithril. Цель была получить цвет стали. Так как сама краски слишком яркая я ё немного подтемнил темным связующим из какого то другого металлика. Можно без заморочек взять цвет стали.
После этого придавал собственно эффекты побежалости металла от нагрева с характерным для Бристоль Меркури бронзоватым оттенком.
Для этого использовал цвета Burnt Gold и Tungsten Steel. Но сначала защитил переднюю кромку капота маской из канцелярской липучки, так как на фото Гладиаторов она обычно светлая, видимо не так нагревалась.
Пятнышки делал аккуратно дуя сначала через травленый шаблон, потом сглаживал контраст пятен от руки. Обе краски чередовал несколько раз, чтобы получить нерегулярный (хаотический) характер пятен и чтобы они несколько отличались по плотности.
Ну и в самом конце снял маску с передней кромки и очень легким слоем через шаблон и от руки снова использовал базовый стальной цвет, чтобы сгладить излишнюю желтизну, границы цветов на кромке и опять таки придать пятнышкам хаотичности.
В общем важно надувать множество неплотных слоев, чередуя краски, чтобы слои друг друга не перекрывали полностью. Поэтому дуть очень аккуратно и краску брать в микроскопических количествах.
Ну вот и добрался я до твоей статейки, Лёша! :grin:
Что сказать? Молодец! Постарался кратко и доходчиво объяснить основной смысл доработок и переделок, за что ставлю плюс в репу, как говорится: "респект и уважуха"! Тем более, что мне посчастливилось увидеть этот аппарат вживую и пообщаться с тобой :grin: Обязательно обращусь к твоей стройке, когда доберусь до постройки своего. :cool: Хотя очень надеюсь, что фикс сделает и его... (но "дрова" собирать всё равно придётся...) :lol:
Альберт привет! Спасибо!
Взаимно, очень рад был пообщаться! Жалко, что мало.)
Я тоже надеюсь, что Фикс доберется до Гладиатора. Даже уверен в этом. С их нынешним уровнем должна быть отличная модель.
Тема: Roden Gloster 1/48 Gladiator Mk. 1 – название обязывает
Замечательная работа, пусть время много потратил, но результат стоит того!