Всем привет.
Харьковчанка-2 пожалуй самая интересная машина, с точки зрения области ее применения.
Предназначена она для транспортировки грузов и проживания ученых в условиях антарктического полюса. Это единственная машина такого размера эксплуатируемая там до сих пор.
Харьковчанка-2, изготовленная на основе тягача АТ-Т от "трубача". Кузов машины по форме напоминает прямоугольную коробку, что с одной стороны делает процесс по ее созданию легким, но так как по ней было крайне мало информации в сети, то этот процесс сильно усложнялся. Хочу поблагодарить коллектив Арктического и антарктического НИИ Росгидромета, и непосредственно Лукина В.В. (океанолога, полярника, участника более 20 полярных экспедиций), которые консультировали меня по наиболее сложным вопросам конструкции и эксплуатации Харьковчанки-2. Без этой неоценимой помощи данную задумку было бы реализовать значительно труднее.
Снегоходные тяжелые тягочи (СТТ) предназначены для проведения транспортных и научно-исследовательских работ в условиях очень низких температур (ниже -70ºС), сильных ветров плоскогорной местности. Создавалась машина на базе артиллерийского тягача АТ-Т с шасси от Т-54, который мог нести на себе 5 тонн груза и тащить еще 25 тонн на буксире. Корпус тягача удлинили на 2 катка, оснастили траки уширителями-снегозацепами, увеличили почти вдвое мощность двигателя. Вес машина увеличился до 35 тонн, способной тащить прицеп с грузом до 70 тонн. Отличием второй Харьковчанки от предыдущей является установка отдельной кабины водителя.
Харковчанка-2 изготавливалась на двух заводах, сам тягач изготовлен на заводе им. Малышева в Харькове, а кузов на Харьковском авиационном заводе. Харьковчанка окрашивалась на заводах в ярко оранжевый цвет, но уже на всех фото, снятых на полюсе, видно, что цвет кабины сильно отличается от кузова. Связано это с тем, что кабина тягача металлическая и красилась на заводе Малышева обычной оранжевой краской, а кузов – алюминиевый, изготавливался на авиационном заводе. Простая краска при морозах на алюминиевых конструкциях не держится и авиационный завод использовал для покраски (как и для самолётов) специальную двухкомпонентную краску на эпоксидной основе, которая более долговечна. Критические отметки температуры, влажность более низких широт и время проведенное под открытым небом делали свое дело, и на кабине краска быстро блекла и отлетала, появлялась ржавчина, поэтому ее перекрашивали чаще кузова. Также можно увидеть зеленые катки, которые устанавливали после ремонта взамен родных оранжевым. Встречаются фотографии, где на машинах с одни и тем же бортовым номером можно увидеть более старые надписи САЭ (Совесткая антарктическая экспедиция) и на передней части герб и символы «СССР», так и новые, после окрашивания – российский триколор и надпись «Россия».
Первоначально Харьковчанка-2 поступила на станцию Мирный в 1976 году (22 САЭ) в количестве 3-х единиц (№ 1, № 2, № 3).
Весь процесс описывать не стану - очень долго... подробнее можно прочитать будет в статье М-хобби №6 2023г. Там и чертежи будут.
Если коротко, то донор от Ат-Т, который удлинил на 2 катка. Кузов из оргстекла, много фототравления и листового пластика.
"Первоначально Харьковчанка-2 поступила на станцию Мирный в 1976 году (22 САЭ) в количестве 3-х единиц (№ 1, № 2, № 3)."
- а у вас борт 4! т.е. была и 4-я машина?
очень отличьная работа. высше всех похвал. уважение автору!
сколько времени заняла постройка?
Тема: Конверсия 1/35 Харьковчанка-2(#16314) - обсуждение
Великолепная работа, мои поздравления