Здравствуйте, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию модель-конверсию транспортно-заряжающей машины на базе тягача ЗиЛ-131 зенитно-ракетного комплекса С-75.
История
Мысль о постройке модели транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) для комплекса С-75 меня посещала не один раз, но то нехватки времени и неопределенности в каком масштабе собирать «тормозила» воплощению моей идеи в жизнь.
Как-то в сентябре этого года моей отец пришел проведать своих внуков, и мой сын начал хвастаться, что я купил ему военную машину – модель ЗиЛ-131 в масштабе 1/43, и дед рассказал внуку что он служил в частях ПВО и на базе такой машины были тягачи для ракет и ему хотелось бы, чтобы у него была модель такой ТЗМки. К слову, мой отец офицер запаса, наша семья долго жила на «точках», так что я всю эту технику не только видел вживую, но и «излазил» вдоль и поперек. В общем, это и послужило толчком к постройке модели-конверсии, тем более, что у отца через месяц день рождения (теперь я думаю понятно почему так называется статья).
Несколько слов о комплексе С-75. Комплекс был примечателен тем, что являлся первым перевозимым ЗРК. 11 декабря 1957 года комплекс был принят на вооружение войск ПВО. С-75 поставлялся на экспорт во многие страны, наиболее широкое применение этого комплекса было в борьбе против Фантомов и Тандерчифов во время Вьетнамской войны. Но и на территории СССР было боевое применение С-75, одно из самых известных – 1 мая 1960года, когда на высоте более 20км войска ПВО сбили U-2 Гарри Пауэрса.
Сборка
Итак, в каком масштабе строить? Трумпетер в масштабе 1/35 – не подходит, т.к. тягач на базе ЗиЛ-157, да и габариты собранной модели немаленькие. Следующий масштаб автомобильный 1/43 – донор Элеконовский ЗиЛ-131 + смоляной кит ПР-11 с ракетой – тоже не подходит... доставка кита из России в Украину занимает немало времени, да и цена этого комплекта приближается к стоимости Трумпетера. Остается мой любимый авиационный масштаб – 1/72. Был куплен кит ICM БМ-13-16 на базе ЗиЛ-131 и кит пусковой установки С-75 производства Грань. Сам полуприцеп ПР-11 придётся строить с нуля.
Хочу оговориться сразу... модель делалась на подарок аккуратному человеку, который-бы «не понял» нанесение всяких грязевых эффектов на модель. Тем более я помню, всегда, когда мы семьей провожали отца на полигон в Казахстан, вся техника в колонне блестела и сияла, как на параде. Итак, приступим.
К началу постройки у меня были два кита, сканы трумпетеровской инструкции с проекциями, приведенными к масштабу 1/72 (за основу размеры ракеты В-755 из журнала Моделист-конструктор №9 за 2006г.) и довольно подробное «Техническое описание и инструкция по эксплуатации транспортно-заряжающей машины ПР-11Д» в электронном виде.
Описывать киты ICM и Грани, я думаю нет смысла, о них уже написано немало.
Постройку полуприцепа я начал с рамы, используя модельный пластик разной толщины. Ниже представлены заготовки рамы и крыльев
Выштамповки на элементах машины я решил делать путем приклеивания цианокрилатом кусочков проволоки для бисероплетения диаметром 0,3мм, за проволоку отдельное спасибо дочке. Проволока достаточно жесткая и хорошо держит форму. Перед наклейкой проволоки я делал разметку карандашом расположения выштамповок, проволоку резал сразу в нужный размер. После приклеивания проволоки участки прилегания проволоки к пластику дополнительно проливал клеем. Что из этого получается показано на фото
Далее, используя модельный пластик различной толщины и проволоку, построил раму полуприцепа ТЗМ и балку с подвеской колесного хода.
Откидная поставка выполнена из тянутых литников. Заготовка колесного диска выполнена из пластика толщиной 0,3мм. Имитация болтов выполнена путем высверливания отверстия, диаметром 0,3мм и вклеивания в них кусочков проволоки.
Далее небольшой пробел по фото процесса сборки модели , т.к фотоаппарат «уехал» с детьми к бабушке.
Колесные диски изготавливались из пластиковых трубок от фломастеров подходящего диаметра, в которые вклеивались описанные выше заготовки колесных дисков с заранее отогнутыми лепестками. По размерам шины подошли от модели ЗАЗ Автолегенды масштаба 1/43. Бак тормозной системы выполнен из отрезка литника подходящего диаметра, тяги механического привода тормозной системы из проволоки диаметром 0,3мм.
Баки заправочного устройства также выполнены из трубок корпусов фломастеров подходящего диаметра, в торцы трубок закладывалась двухкомпонентная эпоксидная шпатлевкаTamiya. После полимеризации шпатлевки «баки» обрабатывались надфилем для придания нужной формы по торцам. Сливное устройство выполнено из тянутых литников разного диаметра. Система трубопроводов изготовлена из проволоки различного диаметра.
Лестницы и перильные ограждения выполнены из проволоки диаметром 0,3мм и 0,5мм.
После сборки отдельных элементов модель была загрунтована Mr.Surfacer 500, зачищена шкуркой, затем снова покрыта грунтом, но уже Mr.Surfacer 1000. Покраска выполнена аэрографом водорастворимым АКАНом. Имитация стоп-сигналов выполнена лаком Tamiya. Окрашенный полуприцеп готов к дальнейшей сборке.
Сборка тягача
Я был приятно удивлен уровнем детализации и собираемостью модели ЗиЛ-131. Из «косяков» модели, явно бросающихся в глаза, - слишком большая высота вертикальных отверстий решетки радиатора, но исправлять этот недостаток небыло времени, поэтому решил оставить как есть, модель и так узнаваема. Выполнена сборка модели из кита, только без установки деталей на раме, которые находятся за кабиной . Модель грунтовалась Mr.Surfacer 1000 и красилась водорастворимым АКАНом.
Контейнеры для аккумулятора и выпрямительного блока выполнены из листового пластика, выштамповки на них имитированы с помощью листового пластика толщиной 0,3мм. Крылья также изготовлены из листового пластика, имитация выштамповок по аналогии с полуприцепом из проволоки для бисероплетения диаметром 0,3мм. Седельно-сцепное устройство также выполнено из листового пластика. Т.к. у тягачей должно быть два запасных колеса пришлось делать заново кронштейны для запасных колес.
Сборка ракеты вопросов не вызвала, только пришлось утоньшать кромки стабилизаторов. Покраска краскамиMr.Color по грунту Mr.Surfacer 1000. Декали обработаны химией Microscale и затем после высыхания покрыты лаком Mr.Color .
Примерка полуприцепа к тягачу и к боксу
Высверлены отверстия под шурупы для крепления тягача и полуприцепа на подставке прозрачного бокса. После примерки приклеена ракета, смонтирована тормозная система полуприцепа и модель закреплена на подставке.
В общем, вот что получилось.
Конечно, из-за нехватки времени не удалось более детально проработать многие узлы, например захваты ракеты в задней части балки добавлю позже.
Хочу сказать спасибо своим друзьям Андрею, подтолкнувшему меня к написанию этой статьи, и Левону, который помог найти прозрачный бокс подходящего размера для модели. Ну и конечно же спасибо семье, которая с пониманием отнеслась к тому, что практически все свободное время в течение этого месяца я тратил на эту модель.
Ну а по поводу С-25 можно подумать, но навряд ли, С-75 для меня как-то ближе. Единственное, что со временем возможно сделаю ПР-14 комплекса С-125, на этом комплексе служил уже я.
Тема: Конверсия ICM+Грань 1/72 ТЗМ ПР-11 ко...(#5826) - обсуждение