Як-9Д от Звезды в 48-м масштабе очень ждал, зная с каким вниманием к деталям разрабатывается эта модель. Получив в руки новинку, сразу начал потихоньку собирать. Хоть строил и не спеша, с отвлечением на другие проекты, но занимался девяткой регулярно. Работа над этой моделью меня по-настоящему увлекла.
Ну а на финальной стадии - так буквально не мог оторваться. Тем более хотелось успеть достроить модель в рамках ГБ по Красным Звездам.
Впечатления от постройки Як-9Д Звезды в целом у меня сугубо положительные. Да, в наборе есть небольшие упущения и моменты, требующие внимания по стыковке. Но в целом это очень крутая модель с высоким уровнем копийности и проработкой. Детали модели отлиты очень хорошо, без утяжин или других дефектов. За исключением заделки следов от толкателей в нескольких местах обработка требуется минимальная. Да и собирается она хорошо. Побольше бы таких моделей наших самолетов.
Фюзеляж модели разбит на несколько деталей. Это может вызвать проблемы со стыковкой при постройке варианта с закрытыми капотами, но только в случае спешки или невнимательности. Если немного сдвинуть какую-то из деталей, возможно появление щелей. Но при внимательном подходе сходимость отличная. Я бы посоветовал для варианта с закрытыми капотами предварительно подклеить изнутри штифты из кусочков пластика и клеить детали фюзеляжа участками, последовательно, давая им как следует просохнуть.
Расшивка, клепка и головки винтов в модели воспроизведены весьма подробно. Правда, забыта пара лючков для слива масла снизу и расшивка вокруг обтекателя парубков с одной стороны. Это стоит добавить самостоятельно. Так же я немного изменил расшивку и дополнил клепку на обтекателях маслорадиатора и водорадиатора. Но всё это мелочи.
Размер клепки на модели местами разный, но на готовой модели это сильно не бросается в глаза.
Многие отметили не самый удачный стык деталей крыла, который проходит через посадочные щитки. Да, в этом месте придется немного повозиться, хотя ничего страшного там нет. Но проще всего взять дополнения от Квинты, где внешняя часть посадочных щитков дана отдельно.
Раз уж речь зашла про афтемаркет, то немного о том, что использовал при постройке. Взял два набора от Quinta studio (кабина пилота и внешние детали), колеса и патрубки ЭВМ, точеное Пито, вариант окраски из декалиБегемот, прицел от North Star и несколько деталей из травления Микродизайн. Большая часть деталей травления осталась невостребованной. Во-первых, по причине наличия у меня Квинты. Во-вторых, многие детали в пластике сделаны настолько хорошо, что менять их на металл смысла нет. Достаточно иногда просто ограничиться стачиванием избыточной толщины пластика.
По варианту окраски сначала хотел делать Як-9Д Гриба с бортовым номером 22. Но пока я строил свою модель, много коллег меня опередили. Почти все выбрали этот вариант. Насмотревшись на готовые девятки, к началу процесса окраски я поймал себя на мысли, что делать № 22 уже не очень хочется. Решил выбрать что-то другое, благо прикупили с коллегой недавно декаль от Бегемот. Мне приглянулся Як-9Д подполковника Авдеева М.В., командира того же 6 ГвИАП ВВС ЧФ, в составе которого летал и Гриб.
Як-9Д Авдеева - интересный вариант с красочным орлом на борту и отметками побед вокруг килевой Звезды. Еще и довольно необычен за счет отсутствия бортового номера. Изображение орла на борту самолета связано с позывным самого Авдеева. Судя по описаниям, орел должен быть с двух сторон, как и отметки побед. Заметно, что камуфляжные пятна имеют более сглаженные границы, в отличие от схемы окраски, утвержденной приказом НКАП. Видимо это особенность окраски конкретного завода, как и другая линия раздела верхних и нижних цветов за крылом. А, например, самолет того же Гриба имеет достаточно резкие границы камуфляжных пятен, весьма близкие к стандартной схеме.
Постройку начал с того, что собрал детали крыла и вклеил решетки из травления в крыльевые воздухозаборники. Потом занялся кабиной.
Детали трубчатого каркаса кабины разделил бритвой и вклеил части каркаса к половинкам фюзеляжа. Вклеил только верх фермы, чтобы легче было совмещать потом части фермы между собой. Ферму разделил, чтобы было проще насытить кабину проводкой и другой мелочью. Да и такой подход исключает проблемы со стыковкой фермы с бортами.
Боковые пульты в кабине решил взять из набора. Вентили отлиты очень хорошо, но у меня была Квинта, поэтому срезал их, но не полностью. Оставил заметные площадки, чтобы было куда клеить вентили из афтемаркета.
На правом пульте вырезал отверстие под штурвал управления заслонкой водорадиатора и добавил ролик для троса снизу из пластиковых кружков. Рычаг аварийного открытия замков шасси заменил на самодельный из полоски латуни. Шарик рукоятки на нем из эпоксидного клея.
С левой стороны рычаги и рукоятки оставил родные, но слегка поскоблил по толщине. Посчитал, что после склейки половин фюзеляжа они будут смотреться более чем достойно.
Добавил различную проводку по чертежам и фото из проволоки и припоя. Разобраться в этих хитросплетениях проводов и трубок не просто. Но даже если где то ошибся, на собранной кабине вряд ли это можно будет заметить. Элементы фермы и проводку дополнил и на полу.
Приборную доску сточил по толщине под установку квинтовской. РУС дополнил проводкой и гашеткой. Педали повернул, чтобы вклеить затем руль поворота в отклоненном положении.
Умформеры радиостанции отлиты вместе с площадками, поэтому они получились не круглыми в сечении, как должны быть. Решил с этим не заморачиваться и оставил как есть. После окраски и добавления проводки за двумя слоями остекления смотрится более чем приемлемо.
В хвостовой нише добавил имитацию фермы из пластиковых прутков. Вообще-то на музейном яке вырез закрыт брезентом. Но всегда ли так было для меня загадка, да и заморачиваться с имитацией ткани не хотелось.
Двузвенники хвостовой стойки есть в травлении, но мне они не очень понравились, поэтому вырезал треугольные отверстия в пластиковых деталях набора. Правда на этапе покраски эта ажурная конструкция у меня сломалась и пришлось двузвенники взять из травления. Вилку хвостового колеса отрезал, вклеивал её на финальном этапе после основной окраски.
Створки на обтекателях масло и водорадиатора решил не менять на травление, так как в наборе эти детали сделаны очень хорошо. Только сточил их по толщине.
Вырез под тягу створки маслорадиатора намечен, но он глухой. Я его рассверлил и вклеил тягу из проволоки. Обтекатель маслорадиатора склеивается из двух частей и инструкция (этап 9) предлагает приклеить его к детали E1. Я так и сделал. Но по опыту обтекатель лучше вклеивать после сборки половин фюзеляжа. В противном случае можно потом получить щель. У меня она образовалась с одной стороны, пришлось размягчать шов клеем и сдвигать обтекатель.
Внутренние части водо и маслорадиатора окрасил и тонировал заранее. Предварительно по контуру решеток радиаторов нарезал маски из скотча, окрасил решетки в алюминий, затонировал, вклеил в обтекатели и закрыл масками. Каналы радиаторов окрасил в АМТ-7
Приготовил к грунтовке детали кабины, двигатель, винт с коком и патрубки. Винт получился у Звезды очень хорошо, доработок не требует. Патрубки от ЭВМ понравились – сделаны тонко, правильно передана форма отверстий. Сначала начал приклеивать их к двигателю. Но потом оторвал и вклеивал уже на собранной модели после окраски.
В нишах шасси насверлил отверстий под проводку. Делал это на собранном крыле, хотя конечно проще было сделать заранее. Дополнил ниши проводкой из припоя и проволоки. В частях ниш, куда убирались стойки, проводку спрятал, приклеив сверху на силовые элементы полоски тонкого пластика. Мелкие щели в нишах устранил двухкомпоненткой. Вообще ниши в модели образцовые – отлично сделан замок, передан весь каркас, показаны болты. Красота, в общем.
Кабину окрашивал по черному грунту. В качестве основного цвета выбрал А-14 от AК. Чашку кресла окрасил в зеленый по типу АЛГ-5. Спинку кресла и рацию в светло-серый.
После покраски кабины приклеил детали Квинты и дополнил оставшуюся проводку. Сделал смывку и высветления, показал потертости.
Приклеил левую половинку фюзеляжа к крылу. Стыковка очень хорошая. После этого сделал кислородный баллон из литника. Приклеил кресло, ручку и привязные ремни от Квинты. Оказались, кстати, очень мягкие – легко придавать форму. В конце закрыл шкалы на приборной доске масками, которые вырубил из скотча. Прошелся легким слоем матового лака от Микроскейл и сделал смывку по ремням.
Шток тяги уборки стойки хвостового колеса заменил на отрезок металлической трубки.
На одной из фото готовой кабины можно увидеть перегородку в фюзеляже за полкой с радио. На оригинале она была брезентовой. Вылепил перегородку из миллипута на куске листового пластика, продавил кнопки крепления и складки. Перед приклейкой расписал акрилом.
После склейки деталей фюзеляжа подшпаклевать пришлось, но совсем немного. Затем вывел стыки, дорезал затертую расшивку и клепку.
Местами расшивку немного углубил, в том числе пару раз пилкой прошелся и по контуру зализов крыла, чтобы не было проблем со смывкой.
Головки винтов на панелях баков и зализах выполнены выпуклыми. Я дополнительно продавил их отрезками металлических трубочек и корневертками, чтобы было проще выделять потом смывкой.
Винты на капотах мотора и в некоторых других местах сделаны утопленными. Смотрятся они вполне хорошо, но я решил их зашпаклевать и продавить корневертками заново. Так мне больше нравится. Я шпаклевал их эмалевойкраской, так как она меньше крошится, чем шпаклевка, при надавливании. Хотя можно было головки винтов наделать и пробойником из тонкого пластика.
На обтекателе водорадиатора накатал линии заклепок.
На нижнем капоте двигателя отсутствует лючок для слива масла. Винт его крепления обозначен, но лючка нет, поэтому нарезал лючок, предварительно сделав шаблон из листового пластика. Углубил вентиляционную щель.
На обтекателе маслорадиатора тоже должен быть лючок, но меньшего размера. Его тоже сделал. Кроме того добавил пару линий расшивки и клепку.
Вокруг обтекателей патрубков с одной стороны отсутствует расшивка и клепка, при этом с другой стороны все это есть. Тоже сделал.
Высверлил трубу пулемета.
Вклеил топливомеры от Квинты и закрыл их масками.
Отверстия под солдатики шасси намечены, но несколько крупновато, поэтому их зашпаклевал и просверлил отверстия поменьше.
После грунта и выведения поверхности применил экстерьерный набор Квинты (спасибо большое Александру Трофимову за подарок). Отличная штука, позволяет заметно сэкономить время.
Бано решил сделать самостоятельно. Срезал с крыльев имитацию лампочек. Сами бано сделал из кусочков прозрачного полистирола, предварительно высверлив в нем имитацию лампочек и заполнил цветными лаками. После ошкуривания и полировки прошелся футурой и добавил накладные ленты.
Вклеил точеное Пито.
Дальше занялся фонарём кабины.
Козырек и задняя часть фонаря из набора. На первый взгляд кажутся толстоватыми, но в оригинале кромки так же толстые (на задней части толстый тканевый валик, на кромке козырька основательный каркас), так что все нормально.
Перед приклейкой козырька фонаря добавил кронштейны крепления переднего бронестекла, дугу прицела и сам прицел (от North Star). Детали регулировки прицела изобразил из пластика, шарик на ручке из эпоксидного клея.
Со стыковкой козырька надо быть внимательным. Его стоило до приклейки немного подогнать, чего я не сделал. Поэтому он у меня немного выступал после приклейки. Пришлось по периметру подшпаклевать и пошкурить. Площадка перед козырьком слишком утоплена, я вклеивал туда листовой пластик. Створку вентиляционной щели позднее изобразил из тонкого пластика.
Заднее бронестекло посадил на штифты из отрезков проволоки. Опасался, что придется заднее бронестекло примерять, но оно стыкуется идеально.
Но вот толщина сдвижной части не понравилась. Для закрытого варианта подходит, а для открытого никак. Поэтому выдавил сдвижную часть из прозрачного упаковочного пластика по родной детали. Изнутри сдвижной части приклеил тонкие полоски пластика, благодаря чему она держится на трении в полозьях на фюзеляже. По передней кромке сдвижной части сделал трубчатый каркас из тянутого литника и прошпаклевал стык.
Полозья в проеме кабины из полосок пластика.
Перед приклейкой сдвижной части добавил изнутри ручки для открывания и шарик аварийного сброса фонаря. Но уже после завершения модели мне посоветовали убрать аварийный сброс, который не актуален для моего прототипа, и добавить головки винтов на сдвижную часть фонаря. На последнем коллаже указанные исправления учтены. Но на остальных фото в статье этих моментов почти нигде нет, так как мне стало жалко тратить время на повторную фотосессию.
Щитки шасси сточены по толщине, изнутри накатана клепка. Предварительно окрасил штоки металликом Jumpwind, закрыл масками из парафильма . Затем склеил стойки со щитками и сразу приклеил на модель. Окрасил в А-14 от АК. Затем из тонкой медной проволоки и тянутой ватной палочки изобразил гидравлику. Из тянутых литников добавил штыри в верхней части стоек.
Подкосы внутренних створок деталировал тонким пластиком и сделал пружинки из тонкой проволоки.
Задние створки шасси из сточенных по толщине родных деталей и травления МД. Добавил тяги уборки из тянутых литников и кусочков пластика. Шток из отрезка металлической трубки.
Колеса от ЭВМ дополнил травлеными ушками для швартовки, шлангами, на внутренней части дисков высверлил отверстия под шланги и покрасил.
Тяги триммеров рулей высоты из тянутого литника.
Стойка антенны из жесткой проволоки и зубочистки - пропитана суперклеем и обточена. Стойку антенны окрашивал отдельно и вклеивал почти в финале, чтобы случайно не снести.
На ВО вклеил травленый крючок для троса антенны и петлю из тонкой проволоки.
Храповик винта из набора облагородил - высверлил сверху, сбоку и подрезал.
Решил изменить расшивку водорадиатора в передней части, ориентируясь на чертежи для Д и фото музейной девятки. Поэтому зашпаклевал стыки передней кромки и дорезал расшивку сверху до края выреза. Дополнил затертую клепку. Щели в передней части канала водорадиатора прошпаклевал миллипутом.
На крылья вклеил солдатики шасси из жесткой проволоки.
Углубил расшивку и клепку на панелях баков.
Базовые цвета захотелось намешать самому из спиртового акрила. За основу взял Тамию. Рецепт АМТ-7 подсказал Денис Козырев (coda69): XF-2(20)+XF-8(1)+XF23(2)+XF18(5). По АМТ-11 и 12 испытывал разные записанные рецепты, но пробные выкраски не устроили. Придумал свой вариант. АМТ-11: XF-53(4)+XF-18(1). АМТ-12: XF-53(1)+XF-69(1). Соотношение красок примерное, так как краски добавлял на глаз. Да и последующая тонировка оттенок так или иначе меняет. Винт окрашен в темно-серый. Пытался передать цвет А-32М, который был несколько темнее АМТ-12. Поэтому в свой замес АМТ-12 добавил немного XF-69.
Покраска выполнялась многими слоями жидкой краски с использованием предварительной тонировки, активно применял травленые шаблоны. Этапов много, часть повторялась, но порядок примерно такой:
- надул базу под сколы и потертости на металлические части и крыло;
- окрасил модель в базовые цвета;
- предварительная тонировка по шаблонам и от руки (пятна по шаблонам, затемнения и высветления, выделение полотна на рулевых поверхностях и фюзеляже, базовые следы потеков);
- выполнил предварительную смывку по линиям расшивки и заклепочным швам;
- коррекция базовыми цветами;
- лак, декали. Затем снова лак и нулевкой (2000) с водой удалял видимые границы лаковой плёнки, пару раз еще лак повторил;
- нулевкой с водой аккуратно показал потертости;
- надул выхлоп и закончил с потеками, следами масла и загрязнениями, выполнил локальные коррекции аэрографом;
- на финише тонировку выполнил масляными красками, эмалями, карандашами и пигментами, сделал окончательную смывку. На этот этап предварительно были большие планы, но критически осмотрев модель, тонировку маслом значительно сократил, так как результат от работы аэрографом в основном устроил. В итоге покраска и тонировка модели в основном выполнена аэрографом. Масляными красками выделил только небольшую часть панелей и лючков. Еще маслом локально подчеркнул надутый аэрографом выхлоп, показал копоть и немного подчеркнул нюансы грязи на нижней части крыла. Ну и тонировал маслом колеса, добавив в масло пигментов. Карандашами немного дополнял сколы до металла, едва заметно показал темные следы от обуви на крыле возле кабины, легкие вертикальные следы потеков выхлопа и немного тонких потеков масла;
- финишный слой матового лака Gx114 от Ганзы.
Перед финальной тонировкой вклеил внутренние створки шасси и патрубки.
После завершения тонировки приклеил колеса. Старался соблюсти характерные девяточные углы. Это оказалось не так просто, так как оси колес тонкие. Но вроде получилось. Правда одно колесо чуть люфтит и не всегда плотно прилегает к поверхности, если сдвинуть модель. На паре фото это заметно.
На финише занялся радиосвязью. У Д наблюдается интересная конструкция - трос выходит из тела стойки и идет к изолятору, который находится в остеклении задней части кабины. Поэтому я сначала изобразил изолятор (тонка проволока пропущена через отрезок тянутой ватной палочки), просверлил отверстие в задней части фонаря и вклеил изолятор на футуру. В самодельной стойке антенны просверлил пару отверстий для троса антенны и вклеил на место. Осталось только натянуть антенну и добавить изоляторы из эпоксидного клея.
Качество остекления Звезды всем известно. Несмотря на то, что работать старался очень аккуратно, но все равно местами появились потертости. Спас тонкий слой футуры. Ей же придал больше блеска шкалам топливомеров от Квинты.
Спасибо всем, кто следил за постройкой модели и помогал советами и информацией!
Отдельное спасибо нужно сказать тем людям, благодаря которым Як-9Д Звезды появился на свет. Это консультанты по матчасти (они поименно перечислены на первой странице инструкции к модели). И, конечно, спасибо Дмитрию Клочкову – разработчику этой модели, который скрупулёзно подошел к созданию 3Д и учёл массу нюансов Як-9. Благодаря такому коллективному труду у нас теперь есть отличный набор и хороший задел для продолжения линейки Яков. Надеюсь так и будет!
Шикарная работа !Жаль, я свой 1/72 уже сделал, а то бы использовал ваши наработки для своей модели. Когда появится 1/72 Як-9Т, ваша работа очень и очень пригодится. Спасибо за отличную подачу материала !
Имелась ввиду грязь за стойками шасси наверное? Здесь послойный эффект. Сначала на этапе предварительной тонировки надувались загрязнения по шаблонам и от руки, после коррекции базой локально загрязнения повторял. После завершения работ аэрографом прошелся смывкой и точечно подчеркнул нюансы тонкой кистью масляной краской, умброй кажется.
Благодарб Вас! Поэксперементирую с этой техникой.
Тема: Звезда 1/48 Як-9Д - черноморский Орёл