Пожалуй одним из самых известных (а если не самым известным, то самым культовым точно) военным автомобилем среди всех машин специального назначения, сконструированных британскими конструкторами в Солихалле, является Land Rover 109 Pink Panther (Розовая Пантера). Этот внедорожник был разработан в 1968 году на базе модификации LR Series IIA, с колесной базой 109 дюймов. Название «Pink Panther», не является официальным – автомобиль получил это прозвище за характерную окраску (но об этом чуть позже). Собственно, официальное название этой машины в британской армии — LR 109 Rover-11 (FV-18064). Цифры в скобках означали военный индекс (спецификацию), которая присваивалась каждому автомобилю в вооруженных силах Великобритании.
LR 109 Rover-11 (FV-18064) был разработан специально для британских рейнжеров (по нашему спецназовцев) – подразделений сил быстрого реагирования SAS (Special Air Service), буквально – Специальная Воздушная Служба.
Основной боевой единицей SAS является 22 полк специального назначения, общей численностью около 300 человек (без учета резервистов, призываемых на случай крупномасштабных боевых действий).
По сравнению с гражданскими автомобилями Series IIA, специальный Land Rover Pink Panther имел весьма серьезные отличия: на автомобиле полностью отсутствовала крыша, боковые двери и ветровое стекло, чтобы экипаж, состоявший из трех человек, имел возможность быстро покинуть машину. Кроме того, такая компоновка не ограничивала сектора обстрела при ведении огня из бортовых пулеметов или личного стрелкового оружия экипажа. Для этого передней и задней части машины оборудованы два места для стрелков, оснащенные пулеметными турелями, с возможностью ведения одновременного огня из обоих пулеметов. Дополнительно, за передними сиденьями разместили укладку переносного РПГ, а за кузовом, с заднего борта машины была смонтирована специальная грузовая платформа для размещения инструментов, комплекта ЗИП, запасов воды, продовольствия и специального оборудования.
Внедорожник для специальных операций, патрулирования и дальней разведки должен был обладать достаточной автономностью, чтобы действовать в дали от баз снабжения на протяжении нескольких суток. Для этого в Розовой Пантере установили целых четыре топливных бака (два основных и два дополнительных), общим объемом 100 галлонов (или чуть более 450 литров). Запас хода с использованием всех четырех топливных баков и дополнительных канистр в укладке составлял почти 1800 км! Также был установлен дополнительный бак для воды, а на грузовой платформе нашлось место еще для нескольких канистр с питьевой водой.
Автомобиль получил рядный 4-х цилиндровый бензиновый движок, объемом 2,28 л. Специально для LR 109 Rover-11 Pink Panther его форсировали, повысив мощность с 68 до 77 л.с. Коробка передач механическая, четырех-ступенчатая, с синхронизаторами 3 и 4 скоростей. Максимальная скорость автомобиля составляла 100 км/ч (крейсерская – 70 км/ч). МКПП, как и раздатка были стандартные, такие же устанавливались на серийные LR Series IIA. Полный привод был подключаемым.
Масса внедорожника существенно возросла. Чтобы таскать на себе все это добро британским конструкторам пришлось дополнительно усилить штатную раму машины. Таким же доработкам подвергли и рессорную подвеску – добавили в рессоры дополнительные листы. Розовая Пантера также получила рулевой демпфер (отсутствующий на стандартных машинах) и специальные покрышки на 16-ти дюймовых дисках, с низким удельным давлением на грунт, приспособленные для езды по пескам.
Теперь несколько слов по поводу окраски машины: если кто вдруг подумал, что автомобиль покрасили в розовый цвет в угоду британским геям, служившим в SAS, то это не так. Во-первых, толерантность армейского командования в те времена была несколько иной и геев на военную службу в странах НАТО не брали (тем более в спецназ), а во-вторых, как оказалось, такой камуфляж отлично подходил для маскировки автомобиля в юго-восточной части Аравийского полуострова.
В конце 60-х годов коммандос 22 полка SAS дислоцировались в Омане, где несли службу по охране британских аэродромов, военных баз и осуществляли патрулирование местности. Эта окраска хорошо скрадывала автомобиль в песках, особенно в рассветные часы и на закате. За такой камуфляж британские спецназовцы и окрестили внедорожник «розовой пантерой». Эта кликуха быстро приклеилась к машине и позже стала ее нарицательным названием.
Правда не все машины серии были окрашены в розовые цвета. Часть получила LR 109 Rover-11 получила стандартную черно-зеленую окраску, используемую для покраски британской военной техники в метрополии. Кроме этого, еще полтора десятка автомобилей были перекрашены в данную схему камуфляжа после завершения миссии SAS в Омане.
Основное вооружение внедорожника состояло из двух 7,62 мм GPMG пулеметов Гочкис, установленных на специальных турелях, оснащенных зарядными ящиками, в каждый из которых помещалось 300 патронов в лентах. Возимый боезапас составлял 1800 патронов. Основное спусковое устройство пулеметной турели – два спусковых крючка на рукоятках турели (для двух рук) соединены специальным приводом со спусковым крючком пулемета. В случае необходимости, каждый из пулеметов мог быть быстро снят с турелей, для ведения огня с рук.
Кроме этого, в специальной укладке за передними сиденьями машины находился ручной ручеой противотанковый гранатомет Carl Gustav, калибра 84 мм. Между сиденьями находится коротковолновая радиостанция.
Ручное стрелковое оружие экипажа (7,62 мм автоматические винтовки) находились в специальных коробах на передних крыльях машины. Такая укладка подразумевала возможность быстрого доступа членов экипажа к личному стрелковому оружию. Автоматические винтовки находились в коробах готовыми к стрельбе, с полностью снаряженными магазинами. Для открытия огня рейнжеру необходимо было отстегнуть крепеж, вытащить винтовку и дослать патрон в патронник.
Кроме двух пулеметов, РПГ и коробов для личного стрелкового оружия на LR 109 Rover-11 Pink Panther были установлены четыре пусковые устройства для постановки дымовой завесы. Установки (по 3 дымовые шашки в каждой) монтировались на переднем бампере машины, а также в задней части грузового отсека.
Внедорожник был оснащен двумя радиостанциями, одна из которых была коротковолновой.
В качестве средств навигации на автомобиле был установлен солнечный компас оригинальной конструкции. Крепеж устройства предполагал возможность складывания компаса в походном положении.
На автомобиле было установлено два аккумулятора. Напряжение бортовой сети составляло 12 вольт. Фары освящения традиционно для LR Series IIA находились на передней панели моторного отсека – между Т-образной радиаторной решеткой. На внедорожнике дополнительно устанавливался мощный прожектор (фара-искатель).
Всего было изготовлено 72 автомобиля LR Pink Panther, почти все из которых поступили на вооружение 22 полка SAS. В начале 1969 года машины отправили в Оман, где они приняли участие в боевых действиях против повстанцев так называемого Национального демократического фронта освобождения Омана, в ходе локального конфликта в провинции Дофар (The war in Dhofar, 1962-1976 гг).
Война в Дофаре. Историческая справка.
Султанат Оман находился под британским протекторатом с 1853 года. С 1932 года страной правил султан Саид бен Теймур. Поскольку его страна фактически являлась британской колонией, власть султана была значительно ограничена, и, по сути, представляла собой что-то типа местного самоуправления. Провинция Дофар была самой крупной в Омане и находилась на южном побережье Аравийского полуострова, на границе с Йеменом. В 1962 году местный племенной шейх Муссалим ибн Нафл (язык сломаешь!) создал организацию «Фронт освобождения Дофара» (ФОД) и поднял вооруженный мятеж. Целями ФОД являлось отделение Дофара от Омана, а также изгнание британцев. Поначалу повстанцам оружием и транспортом помогала Саудовская Аравия (последняя ранее уступила Оману несколько оазисов в результате пограничного конфликта).
В 62 году повстанцы совершили нападение на британскую авиабазу в городе Салала – административном центре Дофара, а также ряд нападений на полицейские подразделения и представителей британской администрации. В 64 году в Дофаре нашли богатые месторождения нефти и повстанцы ФОД начали нападать на строящиеся нефтяные вышки. В ответ шейх Омана развернул картельные операции против местного населения, поддерживающего ФОД – в местных кишлаках проводились зачистки, разрушались дома сторонников (и не сторонников) ФОД, взрывались колодцы. Части правительственных войск и полиции поддерживала британская авиация.
Новый виток конфликта произошел в 67 году – сразу за окончанием шестидневной войны и вывода британских войск из Адена. После получения независимости на территории Йемена были открыты лагеря для подготовки ФОД, а вооруженные старыми британскими винтовками повстанцы наконец-то получили не только ППШ и китайские АК-47, но и тяжелое вооружение – пулеметы (включая крупнокалиберные ДШК), минометы и даже несколько ракетных установок типа «Катюша». Тогда же произошла смена власти в ФОД – шейха ибн Нафла тихо отправили в отставку, а руководство в ФОД заняли левые радикалы, поддержку которым оказал не только Йемен, но и Китай. Политическая платформа ФОД была весьма причудлива – некая смесь марксизма и арабского национализма. Идеи автономии были забыты, повстанцы поставили цель захватить всю страну, а сам ФОД в 68 году был переименован в «Народный фронт освобождения Омана и Персидского залива» (для удобства, я и дальше буду использовать аббревиатуру «ФОД»).
Все это не замедлило сказаться на интенсивности боевых действий – к началу 69 года повстанцы ФОД наводнили Дофар и перерезали единственную дорогу из провинции на север страны. В августе того же года им удалось захватить город Ракфул и одноименный округ Дофара. При этом были разбиты несколько частей правительственных войск и полиции. В начале 70 года вооруженные столкновения перекинулись и север страны, где ФОД несколько раз атаковал правительственные армейские части. Для султана Омана и британской администрации наступили «критические дни».
В ответ в Оман были переброшены две роты (В и G) 22 полка SAS, оснащенные, в т.ч. новыми LR Pink Panther, а также подразделения британской морской пехоты, была усилена авиация (английская, естественно). Кроме того, при поддержке англичан 23 июля 1970 года был совершен дворцовый переворот – старого султана Саид бен Теймура мочить не стали, а просто отправили на отдых, в отставку. На престол взошел его 29-ти летний сын – Кабун бен Саид, окончивший Оксфордский универ и Королевскую военную академию в Сандхёрсте.
Новый султан, при поддержке британской администрации, развил кипучую деятельность, предложив глобальный план реформирования страны. Он объявил амнистию всем бойцам ФОД, сложившим оружие, а часть доходов от продажи нефти стал отправлять на социальное развитие и помощь населению. В Дофар были отправлены британские военные инженеры, которые помогали стоить больницы, школы, колодцы (последнее было очень актуально для местных – на территории Омана нет рек и естественных пресных водоемов). Была развернута широкая пропагандистская кампания, для чего населению массово раздавались японские радиоприемники, а на рынках и в магазинах начали транслировать правительственные передачи. Параллельно началась реформа правительственной армии – ее численность увеличилась, части получили новую униформу, стрелковое оружие (автоматические винтовки и пулеметы), тяжелое вооружение и британских инструкторов.
В Дофаре были организованы силы местной самообороны – иррегулярные части SEP (Surrendered Enemy Personnel). Во многом они состояли из воспользовавшихся амнистией повстанцев, которым при переходе на сторону правительства не только сохраняли оружие и выдавали новую униформу, но и платили весьма неплохие деньги.
Первый успех новая политика принесла в октябре 1971 года во время проведения операции «Ягуар».
Целью операции являлось овладение восточным горным районом провинции Дофар, закрепление и установка постоянным баз в горах. Это было необходимо для того, чтобы перерезать коммуникации ФОД с их лагерями на территории Йемена. Для операции привлекались роты «В» и «G» SAS, один батальон регулярных войск и 5 отрядов SEP. Всеми этими частями командовал подполковник «Королевских ирландских рейнжеров» Джонни Уотс.
По плану большая часть правительственных войск и британцев направлялась в горный массив с севера, небольшая часть сил (САСовцы под командованием Шона Брогана) нападала с востока, отсекая тыл повстанцев.
Броган со своей группой относительно благополучно продвигался по предгорьям периодически подвергаясь обстрелам с больших дистанций. На третью ночь операции британские коммандос вышли на небольшую базу повстанцев и с ходу атаковав, захватили ее. С утра они подверглись сильному обстрелу и контратакам ФОД.
Вскоре две группы SAS встретились и заняли позицию на холме, получившем название «Котлета», а к холму стянулись основные силы повстанцев. Бой за этот холм продолжался четверо суток, рейнжеры отбили более 40 атак.
Несколько раз подразделения SAS вызывали ВВС для нанесения воздушных ударов по окрестностям холма. Во многом, именно поддержка с воздуха и решила исход боя. Против английских ВВС у ФОД не было средств почти никаких средств поражения, кроме стрелкового оружия и нескольких ДШК.
Постепенно очищая горный массив части SAS заняли все ключевые точки на которых сразу были построены мини-крепости (опорные пункты) с гарнизоном от взвода до роты, при поддержке 1-3 минометов. Широко применялось минирование и устраивались засады. Между опорными пунктами осуществлялась патрулирование на Розовых Пантерах.
Постепенно все бои сводились к контролю за высоты в местных горах, а повстанцы поняв что в ближнем бою ловить им нечего перешли к беспокоящему обстрелу с дальних дистанций и снайперским засадам. Но и SAS эти бои дались тяжело, было много потерь. Известен случай когда командир роты «В» Ричард Пири отказался вести в атаку своих людей и только угроза Уотса о его немедленном увольнении и последующем придании суду заставила Пири идти в бой.
К лету 1972 года почти все повстанцы покинули горы восточного района провинции Дофар. В том же году султанат Оман получил независимость от Британии.
Повстанцы ФОД попытались провести «операцию возмездия» — для чего силами до 250 бойцов атаковали город Мирбат. Им удалось уничтожить пост полевой жандармерии и войти в город. Они окружили старый форт, в котором находился отряд САСовцев. В результате боя, который продолжался несколько часов, повстанцев отбросили от города. Опять решающим фактором явилась поддержка с воздуха – британские вертолеты и самолеты практически безнаказанно расстреливали силы ФОД вокруг форта.
Военную победу над повстанцами обеспечили два фактора: на земле участие в боевых действиях подразделений SAS и полное господство в воздухе британской авиации и ВВС Омана. На снимке — главная ударная сила против ФОД — британский штурмовик Strikemaster.
Эта была последняя крупная вылазка ФОД. С одной стороны, в результате операции Ягуар их связь и каналы получения оружия из Йемена была существенно подорваны, с другой – возымела действие грамотная политика нового султана и объявленная им амнистия, с фактической «перекупкой» части повстанцев.
В конце 74, начале 75 гг, правительственные войска, совместно с SAS и группами SEP проводят операции в западных районах по зачистке и поиску складов в местных пещерах.
В сентябре того же года патруль SAS на двух машинах LR Pink Panther отправился на поиски и нейтрализацию ракетной установки повстанцев типа «Катюша». Позицию засекли, но в результате ближнего боя один коммандос был убит, а ее двое тяжело ранены (в шею и позвоночник).
Последний бой с организованной группой повстанцев состоялся в декабре 75 года. К этому времени их основные силы были рассеяны или уничтожены.
В ходе войны погибли 22 британских солдата и офицера, еще 55 получили ранения.
В целом, LR Pink Panther активно использовались в данном конфликте 22 полком SAS для патрулирования, дальней разведки, охраны британских баз и аэродромов, а также для зачистки ряда населенных пунктов.
Розовые Пантеры несли службу в SAS до середины 80-х годов, но в серьезных боевых действиях больше участия не принимали. Потом большая часть машин была списана, несколько внедорожников попали в различные автомобильные музеи мира, а большую часть выкупили частные лица на аукционах, проводимых министерством обороны Великобритании. Эти автомобили были заботливо восстановлены и теперь принимают участие в различных автомобильных выставках и шоу с участием олдтаймеров.
Немного слов о постройке модели, -
Набор от Тамии старинный и хорошо всем известен. Лично я получил огромное удовольствие от постройки. Из доработок: фары Elf, кабель на прожекторе, металлическая цепочка под кормовой багаж, имитация мелких цепочек на дымовые мортирки, зеркала из самоклеющейся зеркальной плёнки, дополнительное снаряжение от Тамии, смоляная скатка по правому борту от Zip maket. Малярные работы: серый грунт от Тамии, основной цвет RC043 (British desert pink ZI) от AK + XF-7 (Flat red) от Тамии с последующими лёгкими высветлениями, всё остальное окрашено различными акрилами от Тамии и других производителей, розовая/коричневая/чёрная смывки от Тамии, финишый матовый лак от Revell, витражные лаки.
В принципе всё, что хотел описал, приятного просмотра коллеги...
Среди моих знакомых нет никого, кто бы соответствовал фразе "набор Тамии Land rover 109 Pink panther хорошо всем известен".
Кто эти "все", которые всё знают.. :cry:
Возможно, что это хотелка заказчика, но модель выглядит стерильно-выставочно. Давно не видел канистр, пулеметов и лезвий лопат, "закатанных" в один цвет, без малейших следов эксплуатации
Пряжки на рюкзаках напрасно в один цвет с ремешками, надо было или чуть глянца или другой цвет. Ну а глухие стволы пулеметов в 1/35 это явно простая забывчивость.
Очень информационно-содержательная и просто интересная статья.
- ...вот только стоило хотя бы вскользь упомянуть и лорда Маунбеттена, вице-короля Индии, если не ошибаюсь.... ибо не с лендровера есть-пошла "розовая гламурность" британской армии, авиации и флоте... :wink:
Без везеринга и смывки очень "игрушечно" получилось. Уж, без обид. - зато гламурненько! - откуда вы знаете, какую задачу автор (- или его заказчик) ставил перед собой... :wink:
Заказчиков никаких не было. "Игрушечность" как вы называете объясню просто - у меня с детства лежит энциклопедия с хорошими цветными фотографиями (Ридерз дайджест кажется), вот в ней то я тогда и увидал эту машину, по всей видимости музейную, т.к. на фото она вся идеально чистая. Вот с тех пор она и запала мне в душу именно в таком виде, следовательно и модель лично мне захотелось изобразить так. На мой взгляд если модель не диорамная, то и следы эксплуатации на неё наносить не обязательно, тем более на полке она куда аккуратнее будет смотрется именно в таком виде.
Тема: Tamiya 1/35 Land rover 109 Pink panther(#15494) - обсуждение
Среди моих знакомых нет никого, кто бы соответствовал фразе "набор Тамии Land rover 109 Pink panther хорошо всем известен".
Кто эти "все", которые всё знают.. :cry:
Возможно, что это хотелка заказчика, но модель выглядит стерильно-выставочно. Давно не видел канистр, пулеметов и лезвий лопат, "закатанных" в один цвет, без малейших следов эксплуатации
Пряжки на рюкзаках напрасно в один цвет с ремешками, надо было или чуть глянца или другой цвет. Ну а глухие стволы пулеметов в 1/35 это явно простая забывчивость.