Предыстория:
Живу я в городе Калининград, бывший Кенисберг, находящийся на территории, когда то именовавшейся Пруссией. Многие жители Калининграда и области собирают коллекции предметов быта немцев, в том числе книги и личную переписку. Зимой 2017 года я находился в гостях у одного такого коллекционера и, рассматривая альбом фотографий, увидел фото самолета в ангаре, который я идентифицировал как Me-209, но почему то шасси у него были по типу BF-109.
Зная, что такая информации вызывает большой интерес у коллекционеров, я попросил разрешения отсканировать эту фотографию.
В ходе их изучения я пришел к выводу, что это никакой не Me-209, а еще более редкий самолет – BF-109 с двигателем Jumo-213.
Изучение открытых источников информации дало следующую картину.
«В 1943-м, когда работы по Me-209-II в качестве потенциального наследника Bf-109 еще пользовались официальной поддержкой, Технический департамент запросил конструкторское бюро "Мессершмитта" о возможности создания его варианта с двигателем Jumo-213E-1 и винтом "Юнкерс" VS-19. Двигательная установка выполнялась в виде единого узла с лобовым радиатором и маслобаком.
Пока шло проектирование под него Me-209-II, один Bf-109F-1 оснастили такой двигательной установкой. Проект закончили в ноябре 1943-го, а в следующем месяце в Аугсбурге начались работы над опытным самолетом, но всю программу Me-209-II прекратили".
Тем не менее, похоже что фирма продолжила работу над самолетом в инициативном порядке (это была обычная практика в Германии в те годы). Я предположил, что в связи с значительно увеличившейся массой двигателя с 590 кг у DB-601 до 940 кг у Jumo 213 немецким конструкторам потребовалось усилить пневматики до 660x190 мм. Работа по установке Jumo-213E-1 видимо была продолжена на BF-109G-10.
Имея всего одну фотографию данного самолета, да и то в глубине ангара, во многом образ этого самолета мне пришлось «домысливать» самому:
«Испытания проходили в 1944 году. Основными проблемами, выявленными в ходе испытаний стали:
1. Вооружение:
- невозможность установки пушки в развале блока цилиндров;
Выходом из сложившейся ситуации выглядела установка комплекта R4 из двух подкрыльевых пушек МК 108, либо использование самолета в качестве высокоскоростного разведчика. В дальнейшем истребительный вариант планировалось реализовать с использованием перспективного двигателя Jumo-214, допускающего установку в развале блока цилиндров автоматической пушки.
2. Взлетно-посадочные характеристики:
- Так как диаметр винта VS 111 мотоустановки Jumo 213 был равен 3500 вместо 3000 VDM9-12159A у DB605D, это привело к невозможности выполнения взлета с двух точек. («Минусом взлета с трех точек является большой угол атаки при отрыве, то есть самолет взлетал на меньшей скорости с плохой маневренностью и управляемостью» – от автора). Но, так как самолет имел большую энерговооруженность, позволявшую «тянуть» самолет после отрыва с трех точек, то низкой маневренностью и управляемостью при взлете для разведчика решили пренебречь. Таких требований к разведчику никто и не стал бы предъявлять. Задача экстренного взлета с атакованного аэродрома не ставится в принципе.
- недостаточная устойчивость истребителя при разбеге и пробеге.
Рассматривались следующие варианты решения данных проблем:
- Установка более длинных стоек шасси со смещением узла их установки к оси самолета. Была отвергнута в связи с увеличивающейся тенденцией к опрокидыванию самолета на бок при рулежке и значительным изменением конструкции фюзеляжа.
- Разработка и установка широколопастного винта диаметром не более 3 метров для установки в комплекте с перспективным Jumo-214.
- Изменение схемы убирания шасси по типу Me-209-II, что представлялось наиболее перспективным, но являлось дублированием Me-209-II, и к тому же потребовало бы еще более серьезных переделок планера.
- Рассматривалась возможность установки впоследствии так называемого «высокого хвоста» и увеличенного по площади хвостового оперения. Это было бы просто, но скорее всего не успели.
Испытания продолжались в 1944 году в рамках параллельной ветки проекта Me-209-II, пока данный самолет не был разрушен в результате налета американских бомбардировщиков. Дальнейшие работы по данному направлению были прекращены в связи со сворачиванием программы Me-209-II.»
Что мы видим на фото?
- Подвесное вооружение отсутствует.
- Четырехбуквенного кода, соответствующего экспериментальным проектам, не видно из за ракурса.
- Самолет имел однотонную окраску.
Приступаем к сборке:
Двигатель взят от FW-109D-9 Italery. В районе кабины перекусил фюзеляж, собрал носовую часть, укрепил внутри распорками.
Планер взят от Bf-109G-10 Revell.
Линия реза прошла здесь:
Видно, что по ширине капот Доры позволят его установить на Густава.
Видно, что выколотки под пулеметы полностью перекроют обзор вперед пилоту.
Они были срезаны.
Двигатель установлен и «приживлен» к фюзеляжу. Убраны радиаторы под крылом.
Разница в диаметре винтов Густава и Доры примерно миллиметра 4
Перед склеиванием верхней и нижней половины крыла подумал, что если не хватит высоты стоек, то удобнее увеличивать вырезы под шасси при несобранном крыле.
Потому собрал самолет на скотче. Стойки припластилинил.
Винт землю не "цепляет", запас неплохой.
У аналогов не сказал бы, что сильно больше
Еще одна проверка:
Покрыл серебром, чтобы выявить царапины.
Линии расшивки по рекомендации коллеги steinhoff выполнил по красным линиям. Капот ассиметричен под двигатель.
Окраска:
С некоторыми допущениями, поглядывая на схему окраски Me-P1101, выбрал схему окраски самолета:
Чуточку прешейдинга, швы пролил темно-серым маслом, чуть-чуть копоти из патрубков, которые немножко «припущены» ржавчинкой.
Никаких пигментов, масляных точек и потертостей я не делал по понятным причинам – на фото их не видно, да и для экспериментального самолета считаю их излишними.
Итог:
Спасибо за внимание!
P.s. Эта модель создавалась в 2017 году в рамках групбилда "What if?" и тех, кто излишне серьезен, прошу к статье относится соответственно ;)
Поздравляю Саша! Наконец-то ты снова вышел из коробки! Признаться давненько ждал от тебя чего-то подобного. ТыЖ - Малер! (- в хорошем смысле слова :wink: ) А теперь по самой модели (- статью пока ещё не читал) Нос на мой выпуклый морской глаз - немного великоват и толстоват. Чехи ставили на С.199 Юмо211Ф и (не знаю подробностей, но думаю что 213 и 214-й были производеыми от него и не сильно отличались по габаритам.) Так вот у них - нос получился как-то поменьше, потоньшее, поизящье...Ты уж там сам посмотри - ты у нас дотошный товарищЪ! :wink: Да, и как дела с противокапотажным углом? А траншею под винт (- как у Сильванского) в аэродроме рыть не надо? :roll: Отдельное спасибо что не забыл убрать радиаторы под крылом и логично сделал большой общий закрылок... снизу... а вот сверху почему-то забыл и оставил дробление... Ну лиха беда начало! Саша, пью за твой выход из коробки!
Добавлено спустя 23 минуты 4 секунды:
Ты пишешь:"... в связи с значительно увеличившейся массой двигателя с 590 кг у DB-601 до 940 кг у Jumo 213 немецким конструкторам потребовалось усилить пневматики..." - но не это главное! Вес почти удвоился, а ты ни сколько не озаботился подвинуть его назад! "ТыЖ корабел, Сашка, а это значит, что..." понимаешь, что будет с центровкой в этом случае!... :facepalm: Доре для компенсации этого специально удлинняли хвост (- аж двумЫми секциями!)
Прочитал... - клёвая легенда! (- ну почти как про поплавки Мильха... :mrgreen: ) Особливо понравилась фотография - ну нихрена не разглядишь! :facepalm:
Тема: Коверсия 1/72 Bf-109 Jumo-213 What if?