Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник

Ла-5 – красивая машина. Унаследовавший все лучшее от предшественника ЛаГГ-3, этот истребитель на равных боролся и с «мессерами», и с «фоккерами», мощный мотор и внушительное вооружение давали летчикам уверенность в бою - победа будет за нами! В руках умелого пилота Ла-5 становился грозным оружием, настоящим охотником за самолетами противника. О сборке модели самолета одного из таких асов и пойдет речь. 

Смоляные модели – интересная вещь. Не претендуя на массовые и куда более дешевые на рынке типы самолетов, они отражают наиболее редкие и специфические машины, спрос на которые невелик, но желающие их заполучить отдадут любые деньги за желанную модельку, не остановятся ни перед какими трудностями. Больше 10 лет назад, когда на рынок еще не вышла звездовская Лавка в 48м масштабе, модель от Вектора была безальтернативна. И в то же время я, будучи молодым и неопытным, увидел в одной из книжек по моделизму собранную модель Ла-5 от Вектора. Вот тогда-то что-то внутри и ёкнуло – хочу! Именно Вектор, именно такой самолет!  

Шло время, вышли и Ла-5ФН от Звезды, и Ла-5, чью фотку я видел в книге «Собираем модели самолетов», возможности собирать и ставить на полку желанный самолет появились, а вот желания не возникало. Ведь модель хочется делать хорошо, нужен запал, вдохновение! А его не было. Потом на фарцовке скалы попалась на глаза тема с объявлением – продаю модели Вектора Ла-5, ЛаГГ-3… памятуя про ностальгические воспоминания о модели, рука сама потянулась написать продавцу. Сказано-сделано, расставшись с энной суммой денег, я стал счастливым обладателем целого комплекта – Ла-5ФН, Ла-5Ф и ЛаГГ-3. А то, что модели давно сняты с производства, придавало некий шарм и налет редкости, то и дело приходили мысли – модели уникальны, раритет практически! В общем, сожалений не было. 

Однако с приходом посылки к немедленной сборке я так и не приступил. Не хватало еще одного, искры, которая и запустила бы сборку этой модели. Я рассматривал отлитые из желтоватой смолы детали, заглядывался на расшивку и все думал – ну вот еще немного наберусь опыта и приступлю… Опыт набирался, а искра так и не возникала. Вплоть до того момента, как на Скале не объявили старт Групбилда Красные Звезды-4. Всегда хотел поучаствовать, и вот, наконец, звезды легли так, что было и время, и желание, и модель. Возникла та самая искра.) 

Стоит сказать, что к смоляным моделям у меня особое отношение. Сборка такой модели – это как высший пилотаж, собрать её – взять новую высоту в своем мастерстве. Здесь не работает принцип «нанес клей, поджал – и всё, пластик растворится и зальет щели». Смола – особый материал, требующий особого подхода и особого отношения. В запасниках лежат такие монстры, как Ла-15, Ла-9 и Ла-11 от Скейл Бюро, а также звезда смоляной коллекции – Ил-28 HPH Models, и к этим моделям надо приходить с большим опытом именно в сборке смоляных моделей. Первой же ласточкой был выбран Ла-5Ф от Вектора. Желанная и красивая модель. Итак, одним осенним вечером я достал небольшую коробочку с отливками, извлек детали, разложил перед собой – и решил, пора! 

СБОРКА

Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник 

После беглого обзора деталей и вакушного фонаря я составил для себя небольшой список необходимых доработок, первым пунктом в нем значился, естественно, кокпит. Стенки кабины были богато усыпаны штурвальчиками, рычажками и кнопочками, все это нужно было воспроизвести. При всем богатстве деталировки модели, в неё было что добавить. В качестве донора был выбран набор фототравления для ЛаГГ-3 от Эдуарда, а для решетки радиатора, сетку на который я так и не подобрал, выбрал деталь из афтермаркетного набора того же Вектора на звездоский Ла-5ФН.  

Первым делом сборку начал с зачистки и приклеивания всех штурвальчиков на борта кабины, благо их не много. Более интересным оказалась работа с рычагами газа и оборотов винта. Вектор предлагает эти детали из смолы, я же посчитал, что более прочным и эстетичным вариантом будет самодел из остатков травла и капельками клея в качестве рукояток. Под каждую рукоятку углубил прорези в деталях, вклеил полоску травления и за несколько проходов наносил клей, чтобы придать рукояткам характерные формы. 


Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник 

Следующий этап - пол кабины и все, что к нему идет. Изначально представлял из себя плоскую доску с парой деталек, в реальности же там есть ролики для тяг, идущих к педалям. На самих педалях есть своеобразные дуги, которые я позаимствовал из набора ФТД Эдуард. Педали изкоробочные, к ним приклеил пару тяг из эластичной нити для бисероплетения, сами тяги уходят в два углубления в полу кабины сразу перед креслом, но есть промежуточное звено - пара роликов. Их сделал следующим образом: сперва вырубил по паре кружков из пластика с помощью пробойника RP Toolz, склеил их вместе - получились ролики, их приклеил на треугольные кронштейны, вырезанные из жести (свечные гильзы). На фото видно не очень хорошо, но в жизни они смотрятся довольно похоже.

Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник 

В процессе обнаружилось, что кресло пилота (кстати, изумительного качества и проработки) стоит далековато от педалей, этот нюанс решил подрезкой платформы с педалями - вырезал в торце, прилегающем к креслу, прямоугольный паз, в который и вошли крепления кресла. Само кресло и бронеспинку приклеил к основанию еще раньше, тогда же приделал на суперклей и штурвал. 

Крупные сборки были закончены, осталась мелкая и кропотливая работа с деталями. Первым делом решил загрунтовать и покрасить борта и пол кабины с креслом. Так как модель смоляная и подход к ней особый, то и химию решил выбрать особую. А именно - перед грунтовкой обезжирил все авроровским составом, загрунтовал mr.Resin Primer от Gunze, который очень неплохо себя показал на смоляных фигурках. После суток просушки нанес базовый цвет интерьера от АКАН А-14 по уже отработанной схеме краска+лак+растворитель Аврора Хобби для акрила. Сработало великолепно. То же самое проделал и с приборной панелью (на ней пришлось заранее высверлить отверстия под приборы и сточить толщину).


Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник 

Параллельно дополнял модель новыми деталями и красил то, что есть. Из новых деталей решил добавить следующее: 

Рукоятки ручной и пневмоперезарядки пушек - спаял из проволоки

Баллоны за бронеспинкой большой и маленький - выточил из литника, дополнил трубками из тянутого литника и вентилями из набора травла от Эдика; 

Ремни на педали - Эдуард; 

Сигнальный пистолет - самодел из листового пластика и тянутого литника, крепление под него - латунная трубка; 

Заднее бронестекло - прозрачный пластик; 

родной прицел доработал проволокой и обрезками травления, стекло - прозрачный пластик; 

Полностью переделал полку с радиостанцией - использовал один блок от векторовской полки, цилиндрические части и основание со всей проводкой сделал с 0 по образцу полки от звездовской лавки; 

Тяги к рукояткам по левому борту - проволока. 

Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник 

Ну и отдельным пунктом стояли шикарные таблички из набора GoNzA, которые пришлось заказывать отдельно у Анатолия, за что ему огромное спасибо. Таблички эти есть по сути и в травле от эдика, но далеко не все и далеко не такого хорошего качества. Вырезав нужные части по форме, изнутри прокрасил белой или серебристой краской, приклеил на положенные места.

Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотникVector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник 

Отдельно про покраску - после нанесения базового цвета сделал смывку (без промежуточного слоя лака, т.к. он уже шел вместе с краской при замешивании), после - роспись отдельных деталей, проводков, рукояток и циферблатов. Особое внимание уделил радиостанции и кислородному прибору на правом борту и, честно говоря, с последним стоило поработать чуть больше - получилось не совсем то, что нужно. На привязные ремни тонкой кистью нанес строчку черным маслом, металлические части красил воском True Metal. В процессе возник вопрос по цвету трубки нейтрального газа, идущей по правому борту кабины - где-то писали она должна быть голубой, где-то - красной, информация была разной. Сперва покрасил голубой, потом призадумался, стал копать литературу и смотреть стройки коллег. В итоге нашел фотку, где явно трубка красного цвета (на ЛаГГ-3) и по регламенту противопожарные системы тоже должны быть красными. Короче, трубку сделал красной, смотреться стала довольно хорошо.

Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник 

Приборная панель заслуживает особого упоминания. Для своей модели выбрал цвет - под интерьер, все приборы наносил методом бутерброда, использовал искоробочную пленку с нанесенными шкалами приборов, приборы красил и подклеивал изнутри отдельно, чтобы добиться лучшего соответствия отверстий и изображения. После сборки "бутерброда" имитировал стекла приборов с помощью футуры. Однако это лишь полдела, вторая половина - цветные лампочки и кнопки, таблички и прочее, это все делалось тонкой кистью и масляными красками - они медленнее всех высыхают и дают большее время для тонкой кисточки, чтобы нанести необходимое изображение. За это время акрил и тем более эмаль высохнут.

Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник 

Последним пунктом в доработке кабины стали рукоятки перезарядки пушек и прицел. Доработал спаянной проволокой и обрезком травления, стекло имитировал тонкой пленкой из пластика evergreen 0.13мм.

Самым сложным вызовом стала сборка половинок фюзеляжа. Мало того, что надо было соблюсти обводы, соединение всех частей кабины, приборку, так еще и надо было подготовить гнездо для хвостового колеса, патрубки и кронштейн антенны. Это - тот этап, на котором нужно быть особенно внимательным и не жалеть времени и сил на многократную проверку и перепроверку всех частей.  

К слову, антенные стойки в киле и за кабиной сделал из листовой латуни от авроры - сложил вместе два листа и пропаял, обточил по форме и просверлил сверлом 0.3мм необходимые отверстия. Металл обеспечивает достаточную жесткость, ну и выглядит здорово. С деталью для киля вышла забавная история. Половинка фюзеляжа, к которой должна была клеиться деталь, в районе киля была сколота, пришлось запиливать углубление под антенну и в несколько проходов клеить сперва самодельную деталь, потом соединять половинки киля, делать проточку с другой стороны, а уже после склейки фюзеляжа с помощью эпоксидной смолы восстанавливать правильную форму киля.  

Вообще склейку половинок фюзеляжа иначе, кроме как в несколько этапов, на мой взгляд, проводить нельзя. Смола - материал специфичный, его часто ведет, особенно на больших тонких поверхностях. У меня та же история случилась. Начал склеивать с хвоста, потом постепенно шел вперед, вроде более-менее удалось выдержать симметрию.

Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник 

Отдельная песня - это вышкуривание следов склейки. В моем случае все осложнилось тем, что смола-пятиминутка, на которую я клеил, полимеризовалась как-то не полностью, сохранив некую резиноподобность после положенного времени. Огромный плюс эпоксидного клея в том, что пока он высыхает (вернее, полимеризуется), мы можем подвигать половинки и более точно их спозиционировать, что не может дать суперклей. А после полимеризации смола становится как камень, твердая, ее можно шлифовать и обрабатывать, к тому же она химически нейтральна.  

После сошкуривания следов клея зашпаклевал швы сюрфейсером, еще раз подчистил шкуркой - и перешел к стыковке крыла и фюзеляжа. Попутно высверлил и залил суперклеем несколько внезапно всплывших пузырьков, которые в дальнейшем могли испортить жизнь. С крылом при всей кажущейся простоте соединения все оказалось несколько сложнее. Дело в том, что в районе зализа фюзеляж был уже ,чем надо, на пару миллиметров, то тут, то там были несоответствия по ширине, по высоте тоже было все не слава богу - если в передней части обводы совпадали, то в задней уехали. Как итог, пришлось воспользоваться распорками из зубочисток и поджимать крыло в задней части, чтобы максимально убрать щели. Конечно, идеально не получилось, но самые вопиющие участки залил той же эпоксидкой, с прицелом на долгое шкурение. И снова двухкомпонентка меня слегка подвела - 4 суток сохла, и все равно осталась некая резиноподобность. Впрочем. Это не помешало мне вышкурить по вышеописанной технологии весь периметр склеивания, что удалось закончить аккурат под новый год)

Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник 

Тот же подвиг, что и с зализом, но в меньших масштабах, пришлось повторить со стабилизаторами, с той только разницей, что под них пришлось корректировать посадочные места, а после вышкуривания сверху приклеивать ленты из фольги-самоклейки.

Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник 

Вообще в этой модели впервые использовал алюминиевую фольгу-самоклейку для внешних поверхностей в таких объемах. Работать с ней интересно, хотя и местами сложновато, однако результат получается очень достойный. Так с помощью этой фольги я сделал: ленты на стабилизаторах, зализы в корневой части крыла, рояльные петли капота в нижней части, весь переплет фонаря кабины, жаропрочные накладки на фюзеляж. С петлями получилось совсем интересно - сперва я наметил на фюзеляже места для их нанесения, вырезал углубления по этим линиям и вклеил в них тонкий тянутый литник, который сверху и обтянул фольгой. Оставалось лишь нарезать имитацию петель - и все было готово.

Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник 

Эпопею с фюзеляжными работами завершает установка маслорадиатора. Под него пришлось делать расширенный вырез (а именно - под смоляное тело с сотами, которое закрывается обтекателем). Установив сам радиатор, аккуратно расклепал риветером от Gonza обтекатель и приклеил его на место на суперклей, а стыки с фюзеляжем залепил тамиевской 2К-шпаклевкой, из которой еще и сформировал характерные переходы в передней части. После шкурения смотреться стало как родное.

Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник 

Далее - приклеил закрылки на ту же пятиминутку, наклеил жаропрочные накладки (у выбранного мной прототипа они были двух типов - заводские прямоугольные и очень специфические полуэллиптической формы, видимо, специально приделанные для летчика-аса, котроый купил самолет на свои кровные деньги).  

Следующий этап - фонарь. В наборе он выполнен вакуум-формированным, а значит, копийно тонким и чистым. Но и обрабатывать его сложнее. Для вырезки деталей фонаря изнутри приклеивал блю-так и аккуратно, острым лезвием вырезал по кромке с небольшим припуском. После отделения, зашкуривания края и купания в футуре, все части фонаря стали почти идеальными. Не хватало только переплета. Как я и писал выше, переплет сделал из алюминиевой фольги и расклепал тем же риветером.  

Но перед тем, как клеить фонарь, стоит еще упомянуть о бронестекле. Его я вырезал из пластика, кажется, от академовской стекляшки, несколько уменьшив по толщине и ориентируясь на вырез в задней части фонаря. Собрав характерную раму из тонкого полистирола, сперва хотел имитировать "перекрестие" на прозрачной части тонкой кистью, но вовремя вмешался Анатолий Ковалев и поправил - стекло собиралось из 4х кусочков, а перекрестье - это стык кусочков. А значит, надо прорезать. Выбирал пластик с помощью штихеля, но он оказался довольно ломким и швы пришлось пролить тамиевским клеем, а потом долго и нудно вышкуривать следы клея... до конца сошкурить не получилось, но в итоге результат оказался приемлемым.

Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник 
Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник 

Фонарь клеил на суперклей с дальнейшим шпаклеванием небольших участков акановским клеем для прозрачных деталей.
Следующий этап - последовательное расклепывание и нанесение расшивки наповерхность модели. Если с клепкой все понятно - берем риветер и аккуратно катаем клепку, то с расшивкой все хитрее. А именно - имитация рояльной петли на капоте, которую пришлось делать с помощью острого ножа, пилок и шаблона от Хаулер. 
Нарезав недостающие линии еще в паре мест, закончил с клепкой - в помощь риветеру пришлось воспользоваться обычной швейной иглой, старый добрый инструмент не подвел - самые "жирные" клепки выполнены именно ей. Катал клепку прямо по смоле, будучи твердо уверенным в том, что после грунта и краски они точно будут видны.
Последними штрихами стала имитация АНО на крыльях и руле направления - все выполнено из прозрачного литника. Во втором случае - это просто обточенный тянутый литник, а в первом - разогретый литник, выдавленный через каплевидный шаблон от эдуардовского травления. Также на этом этапе сделал трубку Пито на крыле - сам стержень спаял из латунных трубок, а основание и кронштейн - пластиковые, все вместе приклеено на суперклей. Также вклеил антенную мачту за кабиной. 

Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник 

Что касается стоек и колес шасси, а также винта - доработки были минимальны, за исключением винта - на коке сделан с 0 из латунной трубки храповик для запуска мотора от аэродромного стартера. В наборе он был сделан для вращения в другую сторону, против вращения лопастей винта, что нелогично и не бьется с фото. 

Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник 
Основные этапы сборки были завершены, кабина закрыта ватой и масками, остекление закрыл масками из блю-така. Можно приступить к покраске. 

Покраска

Первым этапом - грунт, а до грунта решил ввести еще один этап, опробованный накануне на заказной модели огромного Т-90М - праймер. Суть в следующем - на поверхность наносится этот самый праймер (в моем случае - праймер в виде спрея из баллона Novol), который улучшает адгезию поверхности к грунту. Часто бывает, что со смолы слазит даже цепкий грунт. В данном случае таких проблем не возникло, после просушки праймера нанес грунт Mr.Resin Primer и хорошенько просушил. 

Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник 

Второй этап - прешейдинг. В этот раз решил отойти от классической схемы с черным прешейдингом и в качестве цветового решения выбрал темно-синий для низа и коричневый для верха. Решение необычное и в дальнейшем как показала практика, не очень заметное, но это был интересный опыт.

Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник 

Третий - собственно покраска, базовые цвета - из палитры АКАН, АМТ-7, 11 и 12, намешанные по уже озвученной технологии с глянцевым лаком АКАН и авроровским растворителем. Кроме того, цвета верха были высветлены процентов на 10-15 для масштабности цвета. Если наносить то, что есть в банке, выходит очень темный самолет и все сливается. Разбавлять попробовал посильнее, чтобы не забить прешейдинг. Получилось не в полной мере, но тем не менее, результат неплохой. Предварительно ниши шасси были покрашены в А-14.


Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник 

При нанесении камуфляжных пятен их границы выкладывал колбасками из все того же блю-така, и это сыграло со мной злую шутку. При нанесении более светлых пятен перекрытие оказалось чрезмерным, границы между пятнами оказались очень прозрачными, поэтому пришлось повторно класть маски и задувать основными цветами. Стойки шасси, внутренние поверхности и прочее покрасилтак же в серо-стальной А-14. После завершения всех покрасок и подкрасок, перешел к следующей стадии.  

Декали

А тем временем пришли заказанные мной декали от фирмы Print Scale, содержащие желанную схему маркировки Героя Советского Союза Петра Белясника. Эти декали так же предстояло использовать впервые и как они себя поведут, я не знал, а поэтому первым делом я провел некоторые изыскания и приготовления. Модель задул акриловым глянцевым лаком Тамия, но не в полной мере удовлетворившись результатом, нанес сверху кистью еще и пару слоев футуры. Второй момент - как они переведутся. Те, кто уже пользовался такими декалями, особо на них не жаловались. Но и конкретики не было. И еще один момент, заставивший искать альтернативные варианты - качество исполнения самих декалей. К надписи и номерам у меня вопросов не было, но вот количество и размер звезд наводили на раздумья. Вместо положенных шести их было 5! Притом, что на самолете Белясника были звезды с черной окантовкой, а окраска - уже поздняя, на которую шли звезды с бело-красно-белым кантом. Очень сильно переразмерены все технические надписи, поэтому их пришлось использовать от донора. Техничку взял из набора Вектор, а звезды меньшего размера - из набора Арк моделс.  

Само переведение и приварка декалей оказались несложными, сложнее было аккуратно перевести декали с подложки - очень уж они тонкие, но при этом довольно прочные. Но одно неудачное движение - и все сморщивается. В общем, запасшись терпением и микро сетом с солом, я стал переводить декали. Все перевелось хорошо за исключением звезды на правой стороне киля. Их пришлось разрезать на 2 части для лучшего вваривания в шов между килем и рулем. Ее после нескольких попыток перевести нормально не удалось, посему звезду я отодрал и вырезал маску на тамиевском листе с разлиновкой, наклеил ее сверху и накрасил звезду как есть. Несмотря на визуально отличающийся оттенок красного, получилось вполне органично. 

Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник 

Тонировка

Последний этап в работе над моделью - тонировка, проходил в штурмовом режиме. Ровно в то же время нужно было красить большой заказ (тот самый гигантский танк), и был выбор - либо доделать заказ, сроки по которому поджимали, либо модель на конкурс. Разница между крайними сроками - два дня. Почему-то я решил, что успею сделать оба. 

Итак, после декалей покрыл все футурой с помощью кисти, намешал самодельный синеватый фильтр и обработал всю модель несколько раз. Потом - еще один слой футуры и смывка, использовал готовую смесь dark brown for green vehicles, от АК, в принципе получилось неплохо.  

Завершающие штрихи - масляные точки, нанес используя масло синего, белого, серого и коричневого оттенков. Ими же имитировал подтеки на нижней части модели. 

Далее - финальные штрихи. Клеим стойки и щитки шасси, с которыми тоже пришлось еще побороться, совки выхлопных труб, хвостовое колесо, лопасти и винт, который насаживается на специальную заранее вклеенную трубку. Натягиваем антенну с также заранее сделанными пружинками, один из концов антенны уходит в заранее подготовленное отверстие в фюзеляже. Антенну покрасил в черный, все металлические панели, стяжные ленты и прочее - воском True Metal - алюминий, с последующей полировкой. Далее - финишный матовый лак - и снимаем маски. С фонарем, конечно, получилось не все так идеально, как хотелось бы. Однако первый опыт работы с вакушными фонарями, на мой взгляд, был успешным. Далее - следы от выхлопа и небольшие локальные сколы акварельным карандашом-металликом, тоже используемым впервые. И все это - за последние полтора дня, ровно перед окончанием конкурса.  

Фотосессия

Сперва сфоткал модель в искусственном освещении, с двумя прожекторами, но фон был откровенно неудачным, поэтому в последний день пришлось все перефоткать на белом фоне, благо вышло солнышко и можно было не настраивать кучу ламп. Техника все та же- Nikon 3100 с объективами 18-105VR и 60мм портретник-"отвертка". После небольшой обработки итоговые фото отправились на суд общественности. 


Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник 

Итог

Что ж, стройка завершена, можно подводить итоги. Первый и самый важный - получен фундаментальный опыт в сборке смоляных моделей. Как и чем клеить, как обрабатывать, что делать, чтобы избежать явных и скрытых ошибок, как готовить к покраске. Стоит также упомянуть вот о чем - еще в книге М. Нерадкова "Строим модели самолетов" была отличная рекомендация - все работы со смолой проводить только с помощью воды и фейри, любое шкурение - с водичкой! Ибо смоляная пыль - сильный канцероген, поэтому нужно быть вдвойне-втройне осторожным с ней. Это требование я соблюдал. Второй важный итог - опробованы новые приемы, новая химия, фольга, способы нанесения следов эксплуатации, изготовления самодельных деталей. Наконец-то получены относительно качественные фотографии модели, что лично для себя считаю очень важным.  

Ну и самое главное - наконец-то на моей полке появился долгожданный и любимый самолет С.А. Лавочкина - Ла-5! Да еще какой - ровно тот самый, что мне так давно хотелось заполучить и сделать. А это важнее всего, ведь в конце концов все это делается ради удовольствия. Спасибо всем тем, кто помогал добрым советом и поддержкой в процессе стройки. Отдельное спасибо Антону Хащанову за подсказки, поддержку и своевременные поставки декалей и прочих нужностей, без которых стройка бы не удалась. 

Ну и под занавес - в Групбилде в своей категории по результатам зрительского голосования модель заняла почетное последнее место х)) Уж в силу каких причин так вышло и была ли она реально худшей - надо спросить у голосовавших) 

Ну и завершить хотелось бы такой фразой, опять-таки позаимствованной из вышеупомянутых книг по моделизму: "Надо не бояться, а брать и делать красиво". И с ней я полностью согласен.  

Спасибо всем, кто дочитал до конца. Больше моделей, хороших и разных!  

С уважением, Михаил "Shinji" Беляев.  
P.S. Уже после фотосессии и выкладки фото заметил, как поехало со своего крепления хвостовое колесо, не вклеенное, а лишь надетое на ось. Обидно, но ничего не поделаешь.

 

» Информация о статье
Shinji в 05.03.2018 - 04:08
pirovskikh
А они там есть. Хотя мне вообще сложно представить, как можно увидеть стволы, даже не выступающие наружу, в этом плане Ла-5 теряет часть шарма. Видимо, нужно черным пролить.Но они там точно есть.
Zaets54 в 05.03.2018 - 06:57
Удачная и аккуратная модель. Фото-сессия хорошо получилась.
Чисто субъективно, кажется, что фонарь переразмерен.
pirovskikh в 05.03.2018 - 07:34
Shinji
В том, что стволы есть, сомнений нет. Но проливкой подчеркнуть их надо. Сейчас там глухие серебряные заглушки, что контрастирует с черным провалом воздухозаборника. Это и имел ввиду.
Shinji в 05.03.2018 - 07:36
Zaets54 спасибо) насчет фонаря хз, но у меня в определенный момент тоже были вопросы, когда сравнивал с чертежами и схемами. Но по сути а что там исправить-то... Разве что несимметричность задней секции, но тут либо она впишется в вырез, либо нет - и внешний вид будет уже не тот.
Zaets54 в 05.03.2018 - 08:16
Shinji
Да нет, а что там исправить, даже если что-то по-серьезному не так?
Потом, показалось- не считается.
Shinji в 10.03.2018 - 20:36
Перефотал модель при другом освещении, и если администрация примет, прошу эти фотки считать годными для конкурса:

# # # # # # # # # #
Полковник в 29.04.2018 - 10:40
Тема: Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник
Михаил, поздравляю с завершением проекта.
Очень понравилась статья и твой детальный подход к смоляному первенцу.
Хотел уточнить, получается при грунтовании смоляных моделей не все грунтовки подходят?
Я имею ввиду если использовать семейство Мr.Hobby?
Dmitry2222 в 29.04.2018 - 10:58
Красотища, окраска впечатлила! Плюсанул. Постараюсь научиться также красить...

Добавлено спустя 4 минуты 41 секунду:

Shinji Михаил, с желтизной подложки декалей есть проверенный лично способ борьбы - вкладываешь декаль в целофановый пакет и приклеиваешь к наружному стеклу окна дома скотчем (по периметру, чтоб не улетел и вода не проникла) и оставляешь на несколько дней. Солнце прекрасно отбеливает желтизну. Много декалей так спас)
Anonymous в 29.04.2018 - 12:09
Тема: Vector 1/48 Ла-5Ф – Небесный охотник
"- в Групбилде в своей категории по результатам зрительского голосования модель заняла почетное последнее место х)) Уж в силу каких причин так вышло и была ли она реально худшей - надо спросить у голосовавших) "

а спрашивать у голосовавших, думаю, не стоит, этот ответ лучше дать самому себе исходя из конечного результата, и дело чаще всего не в объеме доработок и техник по покраски, а в конечном итоге - то, что смотрится на фото, и как это подается - имеется ввиду концепция фотосета, на яву - увы, то, что оценивается судьями на выставке
касательно данной Лавки, что удалось, что нет - этого аспекта, кстати, в статье почему-то нет, а не помешало бы, если автор столь щепетилен в подходе стройки, и на перспективу - что бы хотелось улучшить самому

- так есть смысл сравнивать даже с имеющимися работами в инете, - думаю о них, об образцовых все видели и знают, это как минимум быть на уровне таких моделей,
это к вопросу о голосовании, ну а далее - подача уже других типов ЛА (не лавок), а летательных аппаратов и конструкций участниками
так что ко всему надо подходить как философски, так и самокритично.
касательно моего личного мнения - достаточно много промежуточных этапов лакопраски - излишни, а вот финальных (постшейдингово-эксплуатационных - маловато) если смотреть на, что дает сайт на фото размером около 10-15 см на экране монитора (если без увеличения)
в любом случае - респект ! )
Shinji в 29.04.2018 - 13:55
Полковник
Спасибо за отзыв!
По поводу грунтовки - однозначного ответа у меня нет, есть только то решение, которое удовлетворяет меня с моим подходом к работе. По опыту покраски смоляных фигурок я сделал вывод - даже специализированной грунтовки с обезжириванием поверхности недостаточно для гарантированного удержания грунта с краской на поверхности. Сама грунтовка. на мой взгляд, из линейки Mr.Color подходит любая, важнее подготовить поверхность. На смоляных фигурках после эпичного отлетания краски с грунтом от скотча я все зашкуривал мелкой шкуркой и грунтовал-красил заново. На лавке решил опробовать праймер, опять же посмотрел работы товарища Kasatka с его векторовской лавкой, у которой тоже грунт с краской отлетели от скотча. То решение, которое я применил, позволило избежать таких моментов на этой конкретной модели, как это будет с другими - я не знаю, но буду пробовать еще и еще. Когда наберется достаточный опыт и статистика - может будет и статья с рекомендациями, но пока - очень мало опыта.

Dmitry2222
Спасибо большое, рад что работа так понравилась! С желтизной векторовской подложки пытался именно так и бороться, но времени было маловато и на несколько дней положить не получилось, посему вышло то, что вышло.

ИгорьКио
не понял, о чем ваш комментарий и что это за эталонные работы, о которых все знают О_о Я не знаю, может поделитесь?
Мне непонятен ваш посыл. Что вы пытались донести-то? Что я недостаточно самокритичен к работе? Или что там реально все были лучшими? Касательно фото этапов - если бы вы внимательно читали статью и стройку, то увидели строки о том, что все этапы тонировки и прочего делались в течение полутора суток до завершения конкурса, времени фоткать каждый этап банально не было. К тому же статья призвана описывать все этапы работы над моделью, и на мой взгляд интереснее читать о том, что и как было сделано по матчасти и принципиальным моментам сборки и покраски, а не одному лишь везерингу, благо таких примеров везеринга в сети и статьях - более чем достаточно.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy