Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста

Ил-86 в масштабе 1:144 не раз и не два уже осмотрен на множестве форумов. Так что я долго сомневался, стоит ли браться за это описание, или по крайней мере стоит ли выделять этот обзор в отдельную статью. Просто при подготовке к сборке традиционно полез по различным источникам и решил, что собранные в кучу материалы (и ссылки на них) могут быть полезны тем, кто захочет повылавливать блох на этой немалого размера тушке.

 Заранее хочу оговориться, что все недостатки модели, которые будут описаны ниже, никоим образом не умалаяют моей благодарности фирме Звезда, начавшей работу над созданием моделей отечественной гражданской авиационной техники в масштабе 1:144 с этой модели как за непрекращающийся труд на этом поприще вообще, так и за эту модель в частности. Тем более, что Ил-86 был первой такой моделью, и допущенные ошибки на более поздних моделях учтены и мало не полностью исправлены.
Начнём, пожалуй, с источников. Сравнивать модель удобнее всего с чертежами в соответствующем масштабе. Наиболее полный и подробный чертеж этого самолёта в масштабе 1:144, многожды потом перепечатанный и растащенный по Интернетам, был опубликован в журнале М-Хобби #4/02, вместе с небольшой статьёй (Стр.10-15). Пользуясь случаем, в очередной раз выражаю благодарность автору этого чертежа, Дмитрию Колеснику, за его самоотверженный труд. Всем, кому интересно самому посравнивать модель с чертежём на предмет соответствия, настоятельно рекомендую раздобыть этот номер М-Хобби, благо редкостью он не является.
Для того чтобы понять, насколько чертежи соответствуют настоящему самолёту, пришлось сходить вот сюда:
http://aviadocs.net/RLE/IL-86/CD1/RTYE/
и разжиться руководствами по лётной (далее – РЛЭ) и технической эксплуатации (далее – РТЭ) Ил-86. Наибольшую помощь в оценке точности может оказать Глава 6 РТЭ, которая называется «Размеры и площади». На основании содержимого этой главы была составлена следующая таблица, по данным которой и оценивались чертежи:
Размеры согласно ТО, мм 1/144, мм Чертёж, мм
Длина самолёта 60210 418,1 416
Размах крыла 48060 333,75 332
Колея шасси 9900 68,75 68,5
Расстояние от носовой ноги до средней главной 22610 157 156,5
Диаметр миделевого сечения фюзеляжа 6080 42,2 42,2
Ширина проёма входной двери 1150 8 8,5
Грузовая дверь 1840x2475 12,8Х17,2 13Х
Дверь буфета-кухни 850x1670 5,9Х11,6 6Х
Аварийный выход 1070x1900 7,4Х13,2 8Х13,5
Корневая хорда крыла 9175 (12000) 63,7 (83,3) (83)
Концевая хорда крыла 3050 21,2 21
Размах горизонтального оперения 20570 142,8 141,5
Корневая хорда ГО 7260 50,4 50,5
Концевая хорда ГО 2128 14,8 14
Корневая хорда ВО 9400 65,3 70
Концевая хорда ВО 3760 26,11 25
Вынос двигателя до 03206 5232 36,3 36
Для того, чтобы понять, где и как измерялись корневые и концевые хорды, да и для упрощения самостоятельного сравнения уместно привести следующие иллюстрации:

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста 

Позволю себе сделать в этом месте лирическое отступление, разъясняющее мою позицию по вопросам точности измерений модели. 
1. Так как большая часть замеров выполнялась с помощью линейки, а не штангенциркуля, то погрешность измерения составляет не менее половины деления шага шкалы, т.е. 0,5 мм.
2. Как учит нас школьный курс физики, материалы имеют свойство изменять свои линейные размеры при изменении температуры. Изменение размеров твёрдых веществ прямо пропорционально коэффициенту линейного расширения (α) и изменению температуры (Δt) в градусах Кельвина (или Цельсия, что в данном случае не принципиально). Заглянув в шестую главу РТЭ нетрудно выяснить, что общая длина самолёта составляет 60210 мм, а размах крыла 48060. Для дюралюминия, являющегося основным конструктивным материалом фюзеляжа, различные источники приводят разные коэффициенты температурного расширения, но все они лежат в пределах (0,22-0,23)* 10-6/°К . Эксплуатационные ограничения по температуре, согласно рис.2.2. РЛЭ, лежат в пределах от -50°С до +45ºС. С учётом всего этого (если не обращать внимания на некоторые обтекатели и законцовки, выполненные не из дюраля), в нормальных эксплуатционных условиях длина самолёта может меняться на: 

Δl= l°Δt α = 60,21*95*22,6/1000000=0,129м = 129 мм, или в 1:144 на 0,89 мм

Размах крыла в тех же условиях может изменяться на:

Δl= l°Δt α = 48,06*95*22,6/1000000=0,103м = 103 мм. или в 1:144 на 0,71 мм
Сложите погрешность измерений с изменениями размеров реального объекта в условиях эксплуатации и получится, что с учётом технологических допусков при изготовлении самолёта ошибка в 1-1,5 мм в размерах этой модели против теоретических данных вполне допустима.
Так что чертёж получился хоть и немного ужатым (видимо из-за особенностей полиграфии), но при этом достаточно точным, по крайней мере по измеренным величинам. Кому не лень, можете проверить и по остальным, благо на приведённых картинках оных величин достаточно.
Теперь о том, как модель легла в чертежи.

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста 

Фюзеляж утрамбовался в общем-то неплохо. Единственное заметное отличие – собственно фюзеляж (без киля) оказался примерно на 1 мм короче теоретического чертёжного контура в районе выхлопной трубы ВСУ (обведено красным кружком). Второй нюанс – систематически обламывающийся обтекатель АФС "Пион-НП-86" (обведён зелёным кружком). Этот нюанс учтён разработчиком модели и более поздние отливки обзавелись дополнительным литником, предохраняющим модель в коробке от облома этой детали. За что им отдельное спасибо. Ну и стоит заметить, что как минимум на Ил-86 RA-86144 и RA-86145 оный обтекатель там и не нужен, т.к. перенесён на фюзеляж ближе основанию киля.

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста 

Кстати, раз уж речь пошла об отличиях моделей разного времени выпуска, то стоит упомянуть и декаль.

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста 

В моделях разного периода выпуска могут быть декали как на RA-86121, так и на RA-86065. При этом в обеих моих моделях в инструкции была схема окраски только RA-86065.
Крыло:

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста 

При сравнении с чертежами вызывает несколько вопросов. Размах чуть больше чертежа, что вроде-бы правильно. Но при этом немного плывёт расположение двигателей и излома по задней кромке – на модели они отстоят от фюзеляжа немного сильнее, чем это допускают чертёжные и измерительные погрешности. Впрочем это не смертельно.
Горизонтальное оперение ложится в чертёж хорошо:

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста 

Как и пилоны внешних двигателей:

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста 

И в этом то и кроется одна из самых больших проблем модели.
Дело в том, что в качестве прототипа Дмитрий Колесник использовал Ил-86 RA-86003, т.е. один из первых. А картинка из РТЭ даёт следующую информацию:

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста 

Начиная с самолёта с серийным номером 03027 вынос внешних двигателей был увеличен на 502 мм. Да ещё и угол установки немного изменился. В масштабе 1:144 разница в выносе составляет достаточно заметные 3,47 мм. Т.е. без перепила и заморочек из коробки можно собрать только самолёты с серийными номерами до 03026 включительно. Т.к. на серийные номера ориентироваться иногда затруднительно, отмечу, что 03026 имел регистрацию СССР-86059 /RA-86059, а 03027 СССР-86060/ RA-86060. Так что имеющаяся в комплекте декаль в любом случае не подходит…
Медитация над фотографиями и чертежами позволила нарисовать приблизительный профиль пилона более поздних машин (в сравнении с более ранними):

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста

Но на абсолютную достоверность не претендую.
Таким образом, в целом модель неплохо (включая размеры и расположение дверей/люков а так же количество и расположение иллюминаторов) соответствует прототипу, правда только до СССР-86059 /RA-86059 включительно.
Теперь можно обратить внимание на некоторые особенности и недостатки.
Фюзеляж модели имеет весьма и весьма шероховатую поверхность:

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста 

Форма иллюминаторов для пассажиров немного неверна (в реальной жизни они хоть и близки к прямоугольнику по форме, но имеют более округлые края).

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста 

Кроме того, иллюминаторы на дверях и фары подсветки трапов и эмблемы на киле, лишь обозначены в пластике кружочками, так что воспроизводить их придётся самостоятельно.
Обшивка на фюзеляже имеет несколько чрезмерную глубину:

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста 

Зато в пластике размечены места установки всевозможных датчиков, хоть сами датчики и отсутствуют в наборе. Ну и на носовом обтекателе стоило не копать канавы, а выполнить имитацию молниезащиты выступающей, как и на прототипе:

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста 

На киле расшивка выглядит совсем уж грубой и переразмеренной, да и всё время обламывающийся обтекатель уже упоминался:

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста 

Примерно то же самое и на стабилизаторе:

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста

Панели на нём конечно заметны, но столь глубокие канавы настораживают. Зато размечена фара подсветки киля.
Однако самая большая беда с расшивкой – на крыльях. Во-первых, расшивка на крыльях имеет максимальную по сравнению со всеми остальными поверхностями глубину (воистину окопы для блох, причём полного профиля!). Во вторых, аэродинамические гребни, что вполне естественно для такой технологии изготовления, выглядят слишком толстыми. И в-третьих, расшивкой показаны заметно выступающие на прототипе накладки не верхней:

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста

И на нижней поверхности крыла:

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста 

Окопами полного профиля изображены и ряды чуть выступающих головок заклёпок перед нишей шасси на нижней поверхности крыла. При этом содержимое ниши со всеми её многочисленными силовыми элементами и разного рода проводками получилось очень похожим на прототип:

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста 

Особенно заметным чудовищная глубина расшивки становится ближе к законцовкам крыла. На модели глубина расшивки сопоставима с глубиной треугольного углубления воздухозаборника дренажа топливных баков:

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста 

А на самолёте всё выглядит отнюдь не так драматично:

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста 

Да и игнорирование разной степени мелкости деталей весьма заметно.
Ещё один проблемный узел – это двигатели. В целом похожие на себя, с замечательно переданными в пластике решётками реверса, они имеют очень упрощённое изображение входного направляющего аппарата:

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста 

Сравните с тем, как это выглядит на прототипе:

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста 

Ещё серьёзнее эта проблема в задней части двигателя. Модель:

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста 

И прототип:

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста 

Имеющиеся в продаже смоляные наборы помогут решить эту проблему, но не полностью: бандажная полка на вентиляторах двигателей и продольные рёбра на ковшах реверса на таких наборах отсутствуют. 
Антенное хозяйство заслуживает рассмотрения применительно к каждому отдельному самолёту, т.к. доработок на эту тему за историю эксплуатации было немало (установка аварийных радиомаяков, систем GPS и TCAS), но в любом случае на модели проигнорированы антенны системы ДИСС (снизу на фюзеляже):

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста

И блок антенн радиокомпаса (сверху на фюзеляже):

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста 

Шасси:

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста 

Получились у Звезды просто шедеврально для 144 масштаба. Отлично проработана непростая конструкция опор (даже передняя собирается из нескольких деталей), а колёса похожи по форме и размерам, да и диски тоже сделаны явно с оглядкой на прототип:

Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста 

Что же получилось в итоге? 
Из коробки не прилагая особых усилий можно собрать очень и очень похожую на прототип модель. Но если Вам нужна офисная болванка, то потребуется, как минимум, убрать шероховатость поверхности на фюзеляже и закопать окопы для блох на крыле.
Если Вам нужна модель самолёта с регистрационным номером от RA-86060 и выше, то очень желательно удлинить пилоны внешних двигателей. Кроме того надо что-то сделать с входным направляющим аппаратом и сопловой частью. Ну и конечно разобраться с антеннами, сливными насадками и датчиками – без них модель будет смотреться немного ненатурально.
Так что базовый набор неплох и оставляет немало места для приложения рук.

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
ast55 в 19.11.2017 - 10:44
Тема: Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекц...(#11571) - обсуждение

толково, спасибо!
"Имеющиеся в продаже смоляные наборы помогут решить эту проблему"..Если имелся в виду PASовский набор-нет их давно в продаже.
могу ошибиться-сечение руля направления тоже сомнительно.
TAE в 19.11.2017 - 10:46
Тема: Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста
Замечательная "работа с микроскопом". Пригодится.
alex_reft в 19.11.2017 - 11:46
Тема: Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста
Статья очень понравилась! Побольше бы таких, сколько времени бы съэкономили брату моделисту!
Ulyss227 в 19.11.2017 - 14:19
Тема: Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста
Спасибо за прекрасное описание. Большой труд.
SergeiZhilinski в 19.11.2017 - 14:48
Спасибо за обзор, прочёл с удовольствием.
VIOLA в 19.11.2017 - 15:22
Тема: Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста
Профессиональный подход к делу, такая статья сделала бы честь даже изданию с именем...
Bonifacio в 19.11.2017 - 15:35
Тема: Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста
Однозначно +, хотя с многими моментами не согласен. Но для не авиационных специалистов очень полезно.
Pit в 19.11.2017 - 20:42
Во-первых, огромное спасибо всем за положительные отзывы!
Во-вторых, хочу обратиться к модераторам с просьбой. Название статьи "Звезды 1/144 Ил-86 - глазами перфекциониста" явно режет глаз. Вроде бы в оригинале там было что-то вроде "Ил-86 от Звезды 1/144 - глазами перфекциониста".
В третьих, должен принести свои извинения фирме "Звезда": имитация антенн АРК на модели таки присутствует. Но выделена расшивкой, от чего теряется на фоне обшивки фюзеляжа:

#

Что же до остального, то:
могу ошибиться-сечение руля направления тоже сомнительно.
Сечения пока не анализировались, но то, что проблем там хватает - это безусловно.

хотя с многими моментами не согласен.
Коллега, очень бы хотелось услышать Ваши замечания. Я не претендую на абсолютную истину. Более того, на анализ прототипа времени было потрачено не так много, как он (прототип) того заслуживает. Так что любые уточнения будут безусловно полезны.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

» Социальные сети


ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy