В 1956 г. Британской фирмой «Уэстленд» была приобретена лицензия на производство вертолёта S-58 Сикорского. После замены поршневого двигателя на газотурбинный «Непир»,в 1960г. вертолёт пошёл в серию под обозначением «Wessex HAS mk.1». Всего было выпущено порядка 130 машин этого типа. Следующей модификацией этого вертолёта в 1967г. стала модель «Wessex HAS mk.3». Основным отличием от предыдущей модели стал более мощный двигатель и наличие радиолокатора. Вертолёт производился в противолодочном исполнении и оснащался комплектом гидроакустического оборудования и автопилотом. В качестве вооружения мог нести на внешней подвеске глубинные бомбы и противолодочные торпеды. При необходимости мог использоваться и в ударном варианте, вооружаясь управляемыми ракетами, блоками НАР и пулемётами.
Вертолёты этой модификации принимали участие в реальных боевых действиях во время Британско – Аргентинского конфликта за Фолкленды.
Один из вертолётов, с собственным именем «Хамфри» с эсминца «Атрим», принимавший участие в боевых действиях и отметившийся относительно удачной атакой аргентинской подводной лодки «Санта Фе», и участием в десантных операциях британского спецназа, стал прототипом для моей модели.
Модель от Италери сравнительно неплохо детализована, но нет предела совершенству . Для дополнительной деталировки были использованы наборы «смолы» от чешской «Павлы» - интерьер кабины пилотов и некоторые внешние детали, такие как радар, выхлопные патрубки и т.д.
Использован и набор фототравления от «Эдуарда» - опять – таки детали кабины пилотов и большое количество мелких внешних деталей.
Для грузовой кабины, в особенности, для противолодочного варианта этого вертолёта афтомаркет отсутствует, так что весь интерьер, начиная с силового набора на стенках кабины и заканчивая акустическим и электронным оборудованием и сиденьями операторов, пришлось делать «с нуля» из профилей «Эвергрин» и различных подручных материалов. Собственно, именно изготовление интерьера и подгонка его деталей и заняло львиную долю времени работы над моделью.
После окраски и тонировки деталей кабины были собраны половины фюзеляжа, прошпаклёваны и отшлифованы швы. На следующем этапе работы смонтированы многочисленные фототравленные элементы внешней деталировки, причём ориентироваться стоит на фотографии реального прототипа модели, в инструкции к фототравлению расположение многих деталей дано не верно. Частично откорректирована и перерезана расшивка.
Следующим сложным этапом стала работа над деталировкой нижней части фюзеляжа. Имеющиеся в наборе детали не соответствуют выбранной модификации вертолёта, самих этих деталей недостаточно, да и форма их весьма далека от реальной. В результате, недостающие детали изготавливаются из пластиковых профилей «Эвергрин» а размер и форма имеющихся корректируется эпоксидной шпаклёвкой.
Далее монтируется на своё место фонарь кабины. Предварительно с лобового стекла аккуратно срезаются отлитые на нём «дворники». После этого, естественно, требуется небольшая шлифовка и полировка стекла. В дальнейшем, на своё место встанут фототравленные «дворники».
Поскольку боковые двери кабины планировалось оставить открытыми, прозрачные детали дверей так же потребовали доработки. В первую очередь, их толщина была уменьшена до минимально возможной величины, шлифовкой внутренней поверхности с последующей полировкой. Металлическая рамка двери использована из деталей фототравления. Ручки замков на дверях и иллюминаторах так же использованы фототравленные, хотя они и не совсем похожи на настоящие. Многочисленные скобы и поручни на внешних поверхностях вертолёта сделаны из проволоки подходящего диаметра, хотя часть из них есть и на плате фототравления.
Следует учесть, что у выбранного прототипа правый боковой иллюминатор отсутствовал, и в проёме устанавливался пулемёт, во всяком случае, во время десантных операций. Есть сведения, неподтверждённые фотографиями этого борта, что тот же пулемёт мог монтироваться и в проеме двери десантного отсека. В модели использована внешне похожая копия американского пулемёта М249 производства «Microworld», упрощённая имитация турели сделана из подручных материалов. Далее на свои места смонтированы фототравленные и проволочные антенны, только стоит внимательно разобраться, к какой модификации вертолёта какие антенны относятся, инструкция к фототравлению тут не помощник.
Втулка рулевого винта существенно доработана как деталями из набора фототравления, так и самодельными деталями. К сожалению, информация о том, что в реальности направление вращения рулевого винта противоположно тому, что дано в модели, попалась мне на глаза только после окончания работ над моделью, так что данная ошибка осталась не исправленной. Втулка несущего винта так же дополнена фототравлением.
Перед окраской модель загрунтована серым грунтом от» Алклад», и уже по слою грунтовки накатана клёпка риветтером.
Окрашивалась модель водорастворимым акрилом «Валехо». В качестве глянцевого лака использована «Футура», затем нанесены декали.
Стоит отметить не слишком высокое качество декалей, подложка толстая, жёсткая и склонная к серебрению, даже поверх «футуры», применение SETa и SOLa ситуацию улучшают в незначительной степени.
Опять - таки, стоит обратить внимание на то, что вертолёт по пути к Фолклендам был перекрашен, и часть обозначений и надписей были закрашены, и восстановлены уже после возвращения с войны. Об этом нюансе инструкция умалчивает.
После высыхания декалей нанесён ещё один слой «Футуры» и сделана смывка смывками «AK» и «Ammo MIG». В качестве финишного покрытия использован полуматовый лак на основе той же «Футуры» с матирующей добавкой от «Gunze».Следы эксплуатации и постшейдинг нанесены пигментами «MIG» и «Tamya».
Далее произведена окончательная сборка модели – установлены на свои места двери, детали шасси, несущий и рулевой винты, прозрачные детали покрыты слоем «Футуры».
В завершение работы смонтированы стойки проволочной антенны вдоль обоих бортов фюзеляжа и натянута сама антенна, при этом посадочные места нижней пары стоек переделаны для получения нужного угла установки, тут снова нужно ориентироваться на фотографии реальной машины.
Александр Гришин
судя по всему, их можно крутить, как угодно, есть и оба вверх, и оба вниз
Не совсем так, у Westland Wessex HAS.1 они направлены в низ.
А у Westland Wessex HAS.3 они направлены в верх.
Что касательно "Humphrey" у него они тоже направлены в верх, как и должно быть у этой модификации. Тут явно в музее кто то плохо выполнил свою работу. Возможно снят двигатель и трубы теперь плохо держаться. В каждом случае всегда надо орентироватся на фото того периода.
На первом фото он ещё в старой окраске. Во время похода на острова он был перекрашен, полностью в нижний цвет.
По патрубкам, автор использовал доп набор смолы от Павлы.
Так вот патрубки в наборе даны для модификации HAS.1, на которой установлены другие двигатели.
Сам чуть не попался на данном несоответствии
Тема: Italeri 1/72 Wessex HAS.3