Приветствую, уважаемые коллеги! Как мне кажется, есть ряд моделей, которые стоят на полке любого моделиста, чьи отцы, деды и прадеды воевали в Великой Отечественной Войне. Это, конечно же, легендарная Т-34, мощный КВ и ИС, а среди авиации – «летающий танк», «бетонный самолет» - красивый и смертоносный Ил-2!
Ил-2, да еще в большом 32-ом масштабе мне хотелось давно. Приобретя модель от HobbyBoss, я начал сбор информации и дополнений, потому как хотелось сделать модель хорошо.
Еще до приобретения модели, я прочел мемуары Василия Емельяненко «Ил-2 атакует». И мне запомнился один сюжет:
Швырнули ложки, схватили ремни, планшеты; на ходу застегивая гимнастерки и подпоясываясь, заторопились к землянке. Командир полка сам нетерпеливо шел навстречу. Почему-то злой и говорить начал не сразу. Пристально посмотрел в глаза каждому, словно видел впервые, потом тихо сказал:
– Севернее Армавира, у станицы Прочноокопской, противник восстановил взорванный нашими войсками мост через Кубань. Сам Буденный приказал разбить его авиацией, чтобы сорвать переправу танков. Задача эта… – Холобаев сделал паузу и, повысив голос, добавил: – Поставлена нашему полку!.. – Он произнес это так, словно перед ним стояло не двое, а, по крайней мере, шеренга летчиков. – Прикрывать вас будут шесть истребителей. Разбить мост во что бы то ни стало! – Он взмахнул рукой, словно шашкой.
Талыков зашагал впереди меня к своей «девятке» с множеством заплат на крыльях. Ступал он с каблука, словно пробовал прочность земли. Видно, злится. Может, его обидела резкость командира? Вырулили на старт, командир был уже там. Не дождавшись сигнала стартера, стоявшего наготове с флажками. Холобаев сдернул с головы свою пилотку и махнул ею: «Выметайтесь!»
Время! Самолет кренится, опускает нос. По бронестеклу поплыл и берег, и цель. Нарастает свист встречного потока воздуха, мост быстро увеличивается в размерах, самолет подбалтывает, и от этого вздрагивает мост на перекрестье прицела. В голове лишь одна мысль: «Попасть, попасть, попасть!..»
Нажатие на кнопку сброса бомб, и в этот же миг сильный хлопок, будто у самого уха лопнул детский воздушный шарик, самолет тряхнуло. Вывод из пикирования, разворот, мгновенный взгляд назад – там всплески воды, в крутом вираже самолет Талыкова. В шлемофонах сиплый голос истребителя и слова, больно уколовшие в самое сердце: «Мимо, мимо…»
На следующий день Холобаев сказал:
– Задачу полку не отменили. Противник переправляет танки и продвигается на Майкоп и Туапсе. Командование требует, чтобы мост был разбит! – и припечатал крепко сжатым кулаком по столу. А сжат кулак был так, что даже кожа на суставах побелела. Пуская вместе со словами махорочный дым, заключил: – В общем, мост на нашей совести… Если и на этот раз не разобьете, придется вам же снова лететь… Сейчас выделят усиленное истребительное прикрытие – двенадцать штук полетит, один контролер с фотоаппаратом, чтобы результаты точно зафиксировать. Пока заправляются, идите готовьтесь, думайте…
Мы с Талыковым ушли под наше дерево. Миша сел на землю, поставил локти на высоко поднятые колени, подпер кулаками скулы, уставился на лежавший между ног планшет. У меня тоже было муторно на душе. «Мост на нашей совести…» Что это: упрек за вчерашний вылет? «Придется ведь снова вам лететь…» А будет ли кому снова лететь?
– Ну как пойдем? – спрашиваю Талыкова, имея в виду маршрут полета.
– Как бы ни идти, лишь бы мост разбить. – Он резко повернул голову, глянул мне в глаза: – Если и на этот раз бомбы мимо, развернусь и врежусь самолетом…
Меня будто в грудь толкнуло. Я поверил его искренности – у Талыкова хватит решимости, это он уже доказал 29 июля там, у Несмеяновки(тогда, совершив отчаянный маневр, Михаил Талыков спас сбитого и вынужденно севшего Василия Емельяненко)… Что ему ответить? Если отговаривать – то, чего доброго, заартачится и еще больше утвердится в своем решении. Да и как буду выглядеть перед Талыковым я? Ведомый готов на все, а ведущий дрожит за свою шкуру? Я сделал вид, что ничего не слышал, и крепко задумался. «Погибнуть мы еще успеем… Как перехитрить противника, чтобы он нас не заметил издалека, как вчера? Азбучная истина тактики гласит: старайся не повторять того, что однажды сделал… А если зайти на мост с другого направления?» И тут меня будто осенило: как раз и получится, что мы будем подходить со стороны солнца! Если идти с пологим снижением и точно в створе между солнцем и целью, мы окажемся в слепящих лучах солнца – это помешает зенитчикам заблаговременно нас обнаружить. Вот только солнце слишком высоко уж поднялось… Ну и что? Мы высоту наберем побольше, снижение начнем издалека на минимальных оборотах, тогда и звук моторов нас тоже не выдаст… И еще пришла мысль: «Мы ведь вчера не давили огонь зениток, потому что перед атакой не успели набрать достаточной высоты. Теперь же другое дело!»
– Я полечу впереди и буду обстреливать дальний от нас берег, а ты оттянешься назад и пали по ближнему. Подавим огонь зениток, а бомбами в это время будем целить по мосту, – сказал я.
Талыков внес и свое предложение:
– И бомбы сбросим не по инструкции, а метров с двухсот, а то и пониже… Ну тряхнет взрывной волной, пусть и дырки от своих осколков будут. Зато точнее попадем…
Показался мост – медленно наплывает на нас. На обоих берегах – скопище войск. Мы планируем на малых оборотах, направив носы штурмовиков на цель. Медленно теряется высота. А зенитки молчат. Хорошо… Ну пора начинать! Я выпустил «эрэсы» по дальнему берегу, заработали пушки, затрещали пулеметы, а мост уже в прицеле. Палец ложится на кнопку сбрасывания бомб. Высота – четыреста… По привычке чуть было не нажал. «Бомбить ниже!» Секунда, еще одна, еще… Хватит! Вдавил пальцем кнопку и мгновенно ощутил сильный удар снизу. Показалось, что не на парашюте сижу, а на голой доске и по ней снизу кто-то ударил кувалдой. Самолет на большой скорости низко несется прямо на крутой берег. Делаю «горку» – под мелко вздрагивающими консолями крыльев мелькают танки, автомашины. В их гуще – дорожка багровых вспышек: это, конечно, Талыков при выходе из пикирования добавил туда огонька. В шлемофонах потрескивает, и тут же звучит знакомый сиплый голос истребителя:
– Молодцы, «горбатые», попали в цель!
– Вас понял… понял… – ответил я, не торопясь и вроде бы вяло, а сам чуть не сорвался на радостный крик.
После этих сюжетов мне уже было ясно, чью я буду строить машину. Это будет «белая 9» Михаила Талыкова.
Как раз, к этому времени, я получил необходимые мне комплекты дополнений – травление от Eduard (интерьер, экстерьер), вооружение и смоляной прицел от Northstar Models.
Были намечены основные этапы доработки: кабина, стойки шасси, удаление лишней клепки с хвоста фюзеляжа и крыльев – HobbyBoss дает ранний вариант штурмовика с цельнометаллическим хвостом и консолями крыла.
1) В кабине пилота, помимо использования фототравления, добавил несколько самодельных вещиц: изготовил топливный агрегат и лебедку экстренного выпуска шасси, доработал штурвал (заново сделал гашетки стрельбы из пушек и пулеметов)
2) Основной головной болью стало шпаклевание и шкурение заклепочных швов. Я использовал классическую шпаклевку от Tamiya, а потому пыли было море. Только к завершению работ, я обзавелся жидкой шпаклевкой Mr. Hobby и оценил, как все было бы просто, используй я ее с самого начала.
3) Для восстановления, некоторых утраченных заклепок я приобрел Mr. Rivet от Mr. Hobby с тремя насадками для создания сферических потайных клепок. С помощью этого инструмента я легко восстановил всю клепку в течение пары часов.
4) Переделал маслорадиатор на ранний.
5) Доработал стойки шасси, добавив гидроцилиндры и проводку к ним.
6) Прицел-штырь, на крышке капота, мне не понравился, что родной, что в фототравлении – сделал самодельный.
7) Поставил фару от Elf
8) Стволы пулеметов и трубка ПИТО из латунных трубочек разного диаметра.
Окраску производил шестой серией красок Акан. Верхние поверхности АМТ-4/6, нижние поверхности – АМТ-7. Окраска вооружения: РС-82 – суперметаллики от Mr. Hobby; бомбы – темно-серый.
После окраски в основной цвет, покрыл модель слоем «футуры», перевел декали, покрыл еще одним слоем «футуры».
Произвел тонировку масляными красками и смывками от Tamiya, задул модель акриловым полу-матовым лакомVallejo.
Сколы и потертости до металла рисовались как суперметалликами от Mr.Hobby, так и хромом от Tamiya. Сколы на деревянных поверхностях - акрил Акан «старая древесина».
Модель Ил-2 отважного летчика-штурмовика Михаила Талыкова готова.
Михаил Талыков совершил 83 боевых вылета, сбил 12 самолетов противника, уничтожил 8 железнодорожных эшелонов, 50 танков и автомашин, разрушил 4 переправы.
( из послужного списка Михаила Талыкова)
Погиб 14.03.1943 г. в районе г. Темрюк.
Вечная память героям, отдавшим свои жизни за нашу свободу!
Низ в сколах не бывает, по нему не ходят. Единственное на левой плоскости потертостей должно быть больше, чем на правой. Посадка в кабину кажется слева была, у стрелка уж точно
Труд очень достойный! Статья тоже понравилась - прочитал с интересом! В общем все здорово. Единственно, мне показалось, что со сколами немного перебор.
Низ в сколах не бывает, по нему не ходят. Единственное на левой плоскости потертостей должно быть больше, чем на правой. Посадка в кабину кажется слева была, у стрелка уж точно
Ну сколы бывают не только там где ходят. Лопасти винта например или кромки крыльев.
И тут вроде об одноместном идет речь, стрелка не было :wink:
Хотя может это он с обоих сторон и натоптал, пока искал свое место :mrgreen:
Дим-Димычв 20.08.2014 - 14:54 Тема: HobbyBoss 1/32 Ил-2 белая 9 Михаила Талыкова
Очень понравилось Хорошая работа МОЛОДЕЦ!!!!!
Toraв 04.01.2016 - 21:14 Тема: HobbyBoss 1/32 Ил-2 белая 9 Михаила Талыкова
...Я встал во весь рост. Хотелось, чтобы летчик увидел меня! Помашу ему на прощанье. Высота у него метров десять, он все ближе, уже различаю через открытую форточку шлем, очки на лбу, лицо повернуто в мою сторону. Я поднял руки, замахал – и тут увидел на ФЮЗЕЛЯЖЕ БОЛЬШУЮ БЕЛУЮ ЦИФРУ 9. Так это же Талыков! Он, как обычно, уходит от цели последним. Злой летчик, горячая голова! Я помахал руками, и он легонько качнул самолет с крыла на крыло. Увидел! А может, мне только показалось, что качнул?
И вдруг «девятка» резко пошла вверх и тут же завалилась в левый крен. Наверное, Талыков еще раз хотел посмотреть место моей посадки, чтобы поточнее доложить командиру полка. Но у штурмовика из-под фюзеляжа выползают шасси...
Тема: HobbyBoss 1/32 Ил-2 белая 9 Михаила Талыкова