И-153 «Чайка» не относится к числу моих самых любимых летательных аппаратов.. Но образ у самолета, конечно, запоминающийся. И, хотя, до недавнего времени в тематику моей коллекции она не очень-то укладывалась, но, ведь все мы меняемся, правда?
Представлять прототип, я думаю, не надо.. Поднимите руки, кто не знает не простую, но исключительно яркую историю самолета И-153. Нет таких? Ну и чудненько. Давайте тогда я расскажу про свою модель..
Начну издалека.
Году, так, в 1995-ом, на московском клубе (ДК «Компрессор» на станции «Авиамоторная», ещё помните?) прикупил модельИ-153. Резин-кит. Купил, не особо задумываясь, поскольку стоила она недорого (помню как сейчас, 100 рублей), и, в общем-то, какой-то альтернативы не предвиделось. Производитель так и остался неизвестен, со слов продавца, это были какие-то поляки, обсуждение на форуме принесло версию, что это, возможно, чехи – Classic resin airframes.
Инструкции, декали, козырька и прочей мелочевки не было, в пакетике было около 10-ти (!) деталей.
Нижняя часть фюзеляжа с нижним крылом.
Верхнее крыло вместе с "чайкой"
Кусок фюзеляжа с отверстием под голову летчика
Капот
Киль с рулем направления
Гаргрот со стабилизаторами
Стойки шасси
Колеса шасси (от какой-то машинки судя по форме))
Свою чайку отснять до сборки я не догадался, но на просторах Ибэя нашел изображение такой же, вот так она выглядела, только смола у моей чайки имеет благородный цвет слоновой кости
При внимательном рассмотрении набора выяснилось, что он достаточно точно соответствует чертежам из польской монографии на И-153, это, скорее, плюс.
Из минусов модели можно отметить следующие:
Фюзеляж и капот представляют собой цельнолитые болванки, не имеющие внутренних полостей. Место в районе ниши кабины имеет небольшое углубление в чушке фюзеляжа, по размеру чуть больше чашки сиденья. Соответственно детали достаточно тяжелые.
Имитация полотняных поверхностей выполнена в виде внешней расшивки, кое где пропадает.
Линии расшивки неточны, очень мелки, и также периодически исчезают.
Далее, как в кино - "Прошло 13 лет..." За это время, единственное, что добавилось к истории чайки - по случаю купил колеса шасси от «Экипажа».
Приобретение прекрасного И-15 RestModels, выход И-153 в ЛНД сначала у чехов (Classic Airframes), а потом и у отечественного производителя (AMG), привела на грустные размышления - "если не сейчас, то никогда". Хотелось потренироваться в работе со смолой на какой-то «кошке».. Особо много от модели не ждал, хотелось просто собрать и поставить не полку.
И, началось..;-D
Прежде всего новоприобретенным дреллером (руки чесались попробовать), за 2 дня высверлил полости в фюзеляже и капоте. Весь третий день убирал в квартире белую, вонючую пыль
После окончания «буровых» работ занялся фюзеляжем, так сказать, снаружи:
• Для большего удобства работы от фюзеляжа и вехней «чайки» были отпилены консоли крыльев.
• На фюзеляже была удалена старая расшивка и прорезана новая, благо пластик оказался мягким, и легко поддавался обработке.
• Интерьер изготовил с нуля - силовой набор фюзеляжа, раму, приборку, пулеметы, рычаги и проч.
• Имитация полотна была переделана, он был «огранен» с использованием полукруглого лезвия.
• Поскольку подгонка деталей выявила достаточно большие щели, было сделано много вставок из пластика. Часть фюзеляжа позади «чайки» была сделана из тонкого листового пластика, прорезаны отверстия для поручней.
• Капот, как я уже говорил, также был высверлен до приемлемой толщины стенок, лобовое жалюзи и отверстия под выхлопные патрубки прорезаны насквозь. Был вставлен движок от модели И-16, из пластиковой трубочки от уховертки сделаны выхлопные патрубки.
Далее пришло время консолей крыльев, стабилизаторов, и финальной сборки планера. Для переделки имитации провиса полотна на крыльях у меня не хватило силы воли, поэтому ограничился более простой технологией:
Были восстановлены недолитые, выступающие внешней расшивкой, ребра неврюр.
Далее крылья в несколько слоев были залиты грунтом, и заполированы, что-бы смягчить излишне сильно выступающие неврюры.
Подкосы пришлось существенно нарастить пластиковыми вставками..
Из обрезков травленки были сымитированы порты факелодержателей.
Из фольги-самоклейки были сделаны накладные листы на крылья.
Провис на рулях высотыбыл очень плохо заметен, его пришлось сделать самому полукруглым ножом.
После сборки планера он был загрунтован грунтом Tamiya и покрашен тамиевской серебрянкой, стравленной из баллончика. Приварены звезды, позаимствованные у И-15.
Модель была оттонирована, преимущественно гуашью. И.. снова отложена в долгий ящик, ибо совершенно не радовала перспектива самостоятельно изготавливать всю мелочевку к модели…
Лежала бы она, наверное, в таком виде и до сих пор, если бы не конкурс по машинам Поликарпова. Спасибо администраторам, переложившим ветку с моей моделью в соответствующий подфорум. Это, да ещё наблюдения за прекрасной работой по сборке другой чайки Сергеем ака Marchell, послужило хорошим толчком для второй части моего «марлезонского балета».
Другие проекты были отодвинуты, и, собрав всю силу воли, я начал делать «мелочевку».
• Из защелки от дискеты вырезан и вклеен в пропиленный по кромке руль направления триммер.
• Из мононити Хобби+, и тонкой медной проволоки были вмонтированы ушки и натянуты растяжки.
• Из металлических трубочек разного диаметра, и металлизированного скотча были сделаны стойки основного шасси, а также были облагорожены купола ниш.
• Из набора СМК были установлены БАНО
• В кабине были добавлены недостающие детали – привязные ремни, заголовник, откидные борта, штурвал и пр..
• Из ацетатной пленки и металлизированного скотча был сделан ветровой козырек, из травления СМК и подручных материалов – прицел.
• Винт изготовлен из аналогичной детали от И-16 - лопасти отрезаны, укорочены, подкорректирована форма; храповик сделан из оболочки от цветной скрепки, все остальное из подручного материала..
Особенно хочется отметить два момента, без которых изготовление мелочевки бы существенно затянулось – это предоставление приятелем Михаилом ака Laser AMG-шной Чайки, что позволило многие детали скопировать с идущего в комплекте травления, а также великую силу кооперации – многие детали позаимствованы от других моделей:
Чашка сиденья от Як-9 ICM
Рукоятки перезарядки верхних пулеметов от кокпита Неомега для Ла-7
В целом, получившаяся модель похожа на «Чайку» (по крайней мере, проблем с идентификацией типа не вызывает ), и заслуженно занимает место на полке. Спасибо ей за новый опыт и технологии, и за яркие эмоции (прямо скажем, разные), полученные в процессе сборки. Спасибо и вам, друзья, кто делился советами и настроением в моей ветке про сборку этой птички ;-D .
lavka
Александр, поздравляю с завершением ОТЛИЧНОЙ модели ВЕЛИКОЛЕПНОГО самолета. Вы как всегда на высоте. Еще раз поздравляю.
P.S.: Отличная статья. Спасибо.
Саша, здорово получилось!
За процессом постройки я постоянно не наблюдал, выхватывая время от времени некоторые этапы, но то, что получилось, просто великолепно!
Особенно, учитывая ТО, что было вначале... :shock:
Настоящая мастерская работа. Молодец!
Случайно пропустил статью, а смотрю в этой теме уже она обсуждается.
Нашел с трудом. ИМХО чтото намудрили с прикреплением существующих веток к статьям... но хотел сказать не об этом.
Статья получилась отличная! И еще раз хочу поздравить с прекрасной моделью!