Собрать такого красавца эпохи возрождения истребителей монопланов я давно мечтал. Но найти эту модель оказалось не так просто. И только благодаря коллегам c этого сайта я стал счастливым обладателем Девуатина Д- 510 в 48 масштабе, вернее - поленницы дров, от французской фирмы Fonderie Miniature.
Учитывая тот факт, что никакой альтернативной модели от другой фирмы, кроме «самостроя», в ближайшее время мне не светило, я боясь загнать сборку модели в раздел «долгостороя» долго не решался на подвиг. И только появление на этом сайте ГБ «Крылья Франции» меня на это подтолкнуло. И как только все звезды на небосклоне и в моей голове сошлись в одном месте - я начал стройку с лозунгом : « Глаза боятся, а руки хоть и кривые, но что-то да сделают!»
Сама модель - стандартный "Шотр-ран" 90 годов. Пластик - ЛНД, смоляные отливки, плата фототравления, кусочек пленки для козырька кабины, инструкция и декаль.
Для начала стал собирать информацию по Девуатину 510. Собрав, как мне казалось, достаточное количество информации (использовались журналы Аэрожурнал №40, Авионс, монография по Девуатину из серии Les Ailes de Gloire № 13 и необъятный ресурс Интернета).
В дальнейшем я понял, что вопросов больше чем ответов. И только помощь Александра Городничева ака AlexGRD и испанского коллеги Hana Berasategui ака Han смогли пролить свет на эту "темную лошадку", сотворенную Девуатином.
Выбирая внешний вид будущей модели победил этот интересный вариант: вот фото оригинала
Хотя это был не D.510, а D. 501, я решил, что проблем в переделке будет не много. Хотя потом оказалось, что все не так уж и просто.
Кому будет не интересна разница между D.501 и D.510 могут смело перейти к разделу по постройки модели.
Большая разница
Это не реклама популярной телепрограммы на ОРТ, а возможность кратко рассказать о конструктивных отличиях двух Девуатинов, и как сделать D.501 из D. 510. Многие моделисты переделывая одну модификацию в другую, ограничиваются только заменой винта, забывая о других отличиях, что сводит их старания в конечном итоге к нулю и из модели получается сборная солянка.
Общий схематический вид D.501 и D.510:
D.501
D.510
Винтомоторная часть
На D.501 стоял двигатель Испано-Сюиза 12 Хcrs (660 л.с) на D.510 - более мощный мотор Испано-Сюиза 12 Ycrs (860 л.с)
D.501 D.510
Для D.510, по описаниям, потребовался больший по размерам радиатор, но, судя по фото и чертежам, больших различий в капоте я не заметил. В подкапотном пространстве находилось 2 радиатора: 1 масляный, второй водяной. Какой из них был большего размера – неизвестно.
При этом лобовые жалюзи у D.501 состоят из 6 регулируемых створок, а на D.510 из 7 створок. На D.501 стоял двухлопастный винт фирмы Levasseur диаметром 3.30 м.,а на D.510 стоял трехлопастный винт диаметром 3,10 м.
D.501: D.510:
Шасси
У 501 и 510 разная схема стоек шасси. Это прекрасно видно по приведенной схеме.При этом в некоторых изданиях упоминают, что D.510 отличался большей колеей шасси (стойки немного расставили в стороны) и иной формой обтекателей колес. Если к обтекателям колес нет вопросов, то с большей колеей шасси у меня сомнения. Судя по этой схеме колея у D.510 должна стать наоборот меньше, так как колесо помещалось в вилку, тем самым конструкторы усилили и улучшили амортизационные свойства шасси.
Разница в конструкции обтекателей колес:
D.501: D.510 :
Ход амортизационных стоек шасси D.501 под нагрузкой и без.
Вооружение
Разницы в вооружении практически нет. Вооружение D.510 устанавливалось по типу D.501 – пушка HS калибром 20 мм. и два пулемета МАС 34 калибром 7,5 мм.
На начальном этапе серийного производства планировалось устанавливать в крыльях пулеметы с ленточным питанием Darn 7.5 мм., с боекомплектом в 300 патронов,
но в дальнейшем стали монтировать пулеметы МАС 34 с магазинным питанием,
а так как магазины полностью занимали место в крыле, то их пришлось выносить под крылом и прятать в специальных обтекателях, что не могло сказаться на ухудшении аэродинамики.
Но если в D.510 накладки на крыльях из нержавеющей стали делать цельными, то на D.501 в них были отверстия под стволы пулеметов Darn 7.5 мм. После того как и на D.501 стали ставить пулеметы МАС 34 7.5 мм., то эти отверстия стали заклеивать тканевыми заплатками. На приведенной схеме окраски моего Девуатна они желтого цвета, хотя некоторые французские моделисты утверждают, что они должны быть белесого цвета. Пока другой достоверной информации по заплаткам у меня нет, я решил их красить как нарисовано на схеме.
D.501: D.510:
Помимо стрелкового вооружения на машины мог устанавливаться фото-кинопулемет OPL, как вместо пулемета под крылом, так и на левом крыле сверху. Для этого даже ставилось специальное крепление.
Радиооборудование
В литературе упоминается, что на самолетах стояли радиостанции ОТС. А с февраля 1937 г. на D.510 стали монтировать приемо-передающие комплекты фирмы "Томсон", с большей дальностью связи. Внешне это проявилось в появлении второй, складной, антенны под фюзеляжем вдобавок к стоявшей сверху. У D.501 антенна натягивалась в виде стального тросика с низу фюзеляжа от стоек шасси до хвостового костыля.
D.501 и сложенная нижняя стойка антенны D.510
Вот в принципе и все видимые отличия D.501 от D.510. Теперь можно приступать и к сборке.
Сборка модели
Сборку начал с интерьера кабины. Доделал кресло, которое было выполнено производителем в виде вакуум формирования, медной проволокой оклеил торцы кресла. Заменил штурвал, так как "родной" был плоский , выполнен в виде фототравления. Противопожарную перегородку - шпангоут -сделал самостоятельно. Только потом уже понял, что в нем необходимо сделать в центре круговой вырез под казенную часть пушки. Но было уже поздно.
Фюзеляж с внешней стороны обработал шкуркой - убрал переливы, брак при литье под низким давлением. С внутренней стороны убрал лишнюю толщину пластика в районе радиатора, кабины. Пришлось распрощаться с силовым набором и все сделать заново самому. Всю расшивку с внешней стороны фюзеляжа и крыльев зашпаклевал и вышкурил, так как собрался модель обшивать листами из фольги -самоклейки. Вырезал с левой стороны фюзеляжа отверстие под крышку капота, так как собираюсь двигатель открытым. Интерьер кабины собирал по имеющимся у меня фотографиям.
Окрашивал в алюминий, хотя цвет интерьера может быть и темно серо-голубым. Но я ориентировался на работы зарубежных коллег. Окрасил водорадиатор и стал примерять топливный бак.
После этого занялся крыльями и хвостовым оперением. Руль поворота пришлось слегка сделать поуже, так как на D.501 он не такой большой.Отрезал руль высоты и обработал весь стабилизатор и руль высоты.
Всю расшивку на крыльях и стабилизаторе зашпаклевал, т.к. она не соответствует действительности.
На крыльях начертил линии где будут проходить листы обшивки. Так как они листы клепались внахлест постарался воспроизвести этот эффект из полосок фольги-самоклейки. Нарезал полоски 0,5 см. и наклеил их внахлест. После этого накатал клёп. Результат удручил.
После этого все переделал, наклеил цельный лист фольги на все крыло и накатал потом клёп. Такой результат понравился больше.
Сделал мотораму и занялся двигателем. Так как у меня будет видна только левая сторона - буду делать только её. Двигатель взял за основу от ЯК-9 ИСМ. Как ни как, а имеет родственные черты Испано-Сюиза.
Вот что получилось видно на фото. Сделал трубопроводы систем масло и водоохлаждения и закрыл верхней крышкой капота.
После этого фюзеляж тоже оклеил фольгой.
После этого сделал мастер модель обтекателя для топливных баков. Сделал формы в плстилине и благодаря быстрозастывающей двухкомпонентной эпоксидки фирмы Момент наделал этих обтекателей штук 10,6 штук выбрал более менее приличного качества, обработал их и приклеил 2 на верхних частях крыльев и 4 на нижних. Приклеил к нижней стороне крыльев необходимый "обвес" : обтекатели пулеметов, сделал замки и тяги управления элеронами, топливопровод от крыльевых баков к центральному сделал из медной проволоки . Полностью переделал хвостовой костыль.
В качестве донора для своего Девуатина взял винт от модели PZL 23 "Карась" и сделал с него эпоксидную копию.
Стойки шасси в модели даются на два варианта - на 501 и 510 модель, но V образные стойки ни как не подходят ни по чертежам, ни к отверстиям в фюзеляже (пришлось разрезать и подгонять по чертежу), они еще и коротковаты получились. Вставил металлические штифты от булавки и циакриновым клеем с пищевой содой нарастил длину стоек .
Вот такие были и такими стали
Собрал стойки шасси воедино и поставил модель "на ноги". При сборке встала дилемма - либо сделать копийно и тогда будет виден шток стойки амортизатора, но узел крепления стоек шасси в районе обтекателей будет не прочный (как и на самолете - оригинале), либо сделать попрочнее но шток не показывать , якобы он полностью утоплен в стойку амортизатора под нагрузкой. Побоялся, что модель не легкая, пошел в сторону усиления шасси.
Вот так стала выглядеть модель перед покраской:
История окраски Девуатинов во Франции
Все Девуатины D.500-510 в Воздушной Армии Франции имели цвет неокрашенного дюраля с разными вариантами окраски элементов конструкции - элементы быстрой идентификации.Были конечно единичные экземпляры, которые выделялись на общем фоне.
После Мюнхенского сговора на верхних частях носовой части фюзеляжа стали накрашивать зеленые пятна - накладки.
В 1939 -1940 годах Девуатины стали камуфлировать в 3 цвета или покрывать сверху цветом Хаки.
Мой D.501 оказался вообще интересной "темной лошадкой". Судя по приведенной таблице он был выпущен по договору(контракту) № 987/4 от 11.03.1935 года, партия из 33 штук. И за ним закрепился №251, R281. Под таким же номером R281 еще был выпущен и D.510 номер 277 . Как это могло получиться, даже французы объяснить не могут. Этот Девуатин числился в 1 эскадрилье «Аистов» группы GC1/2. При этом в 1 и 2 эскадрильях изображение аистов было разным.
Вот на фото мы видим девуатины D.500 и D.501 этой эскадры полностью серебристыми, в дальнейшем на этом фото мы наблюдаем, что №5, №7, №8 имели камуфляж.
Под фото надпись, что это октябрь 1938 года (на 15.06.1938 года в 2 группах числилось 19 шт.),
хотя по заверению многих изданий камуфлировать стали Девуатины в 1939 году. Либо это ошибка в подписи, либо камуфлировать стали в эскадрильях по своей инициативе или в качестве эксперимента.
Я решил найти «золотую середину» и в своей работе выбрал период весну (конец мая) 1939 года.
Во второй половине 1939 – начале 1940 года эскадрилья стала перевооружаться на MS.406 C-1, но это уже совсем другая история....
Но судя по приведенному фото столкновения, Девуатины D.501 могли еще находится в эскадрильи в апреле 1940 года.
Так что мой Девуатин D.501 с номером 5 мог смело дожить до середины 1940 года.
Окрасочные работы
В качестве грунтовки применил серебристую авто грунтовку из аэрозольного баллона фирмы Маджик Лайн. Стравил краску с баллончика и потом ею покрыл модель из аэрографа. Потом задул тонким слоем серебрянки от MR.HOBBY он выровнял оттенки и только потом стал наносить камуфляж. Краски акриловые от фирмы MR.HOBBY. После этого глянцевый лак MR.HOBBY.
К этому времени уже по почте пришла прекрасная декаль на мой борт от Алексея ака BAV. Всем рекомендую этого производителя!
Теперь наступила очередь оклеивания.....или обдекаливания))))))
Потом смывка, лёгкое старение, подтеки масла и топлива, и финишное покрытие полуглянцевым лаком. Приклеивание прицелов, натягивание нити антенны и ВСЁ! Модель к моему удивлению и неописуемому счастью окончена! Спасибо всем кто смог дочитать до конца первую часть моего произведения, вторая часть - диорамная, уже на подходе. Всем приятного просмотра. Огромные слова благодарности хотел бы выразить за помощь в постройке всем тем, кто помогал советами и особенно поблагодарить Александра Городничева ака AlexGRD, Hana Berasategui ака Han и Алексея ака BAV!
Салют,всем!
Замечательная и очень содержательная статья.Видно,что Вы, подошли очень серьезно к вопросу.Финальные фото доказывают, что у Вас далеко не кривые руки, а даже совсем наоборот.Поздравляю с прекрасной моделью!
Замечательная работа, очень толковый и вдумчивый подход к прототипу, работа с фольгой выше всяческих похвал...
Почитал всю статью вдоль и поперек, так как самому очень нравится этот самолет и я очень надеюсь что какая нибудь фирма на более высоком уровне чем Fondere Miniature сделает этот самолет в 48-м масштабе...
Спасибо за статью и модель, однозначно плюсую с большим удовольствием...
Молодец! Большая работа, особенно по статье, это ж сколько времени ушло для поиска информации. Всё хорошо ставлю заслуженный +. Удачных моделей в дальнейшем.
Andrey130469 Спасибо! Времени ушло по сбору информации более года, считаю не так уж и много. Но самые ценные фото и информацию предали товарищи моделисты,в том числе испанец. Мир не без добрых людей!
AlexGRD ну что сказать, да, ты прав, знаний приумножил!