Всё никак не получалось присесть и накалякать отчёт о постройке очередного заказного МиГа. Понимаю, что опус будет тяжело осилить неподготовленному читателю, поэтому постараюсь покороче.
Самое главное - я его победил, несмотря на кучу перепила. А пилить пришлось практически всё... Как вот теперь продолжить со вторым, для себя??? Но ничего, глаза боятся - руки делают. В коробке от эдика лежат рамки на два разных фюзеляжа и два киля. Распечатал чертежи Панькова из АиВ 5/95 с увеличением в полтора раза и принялся прикидывать, что к чему...
Крыло и стаб более-менее похожи, но без доработок не обойтись. Киль тоже вроде похож, но потребует более основательных переделок - там не всё так гладко с размерами. Ну и конечно же основные проблемы выявляются с фюзеляжем... Зауженный нос (особенно на перехватчике), "толстая задница" сразу же бросаются в глаза! Придётся в задней части срезать "лишнее", переставлять крепление стабов миллимметров на 5 вперёд, расширять морду, делать вставки и прочие "перестановки"...
Работу с фюзелем начал с отпиливания подфюзеляжного гребня. Подвигав фюзель по чертежу решил в качестве "нулевой точки" взять стык задней и основной частей самолёта. Начало тормозного щитка чётко совпадает с чертежом, но сам он, как и хвостовая часть, длиннее на 2мм. Сделал разрез вдоль осевой линии до зализа крыла и в зоне щитка выпилил 2мм пластика.
Хвостовой обтекатель-"стекатель" сопел тоже нуждается в значительной правке. Снизу сделал распил с малюсеньким конусом, сверху побольше. Приложив значительные усилия пальцами склеил в кондукторе сжатые половинки и проклеил изнутри пластиком. После просушки обработал с приведением к нужным формам.
Сделал перестановку корневых частей стабов.
Привел размеры и форму стабов к чертежу. Вывел заднюю часть зализов стабилизаторов в надлежащий вид - там очень красивые переходы. После примерки стаба пришлось подрезать "лишнее" в месте оси вращения и нарастить недостающеее в передней части зализа.
Пока точится и выправляется "попа", можно взяться и за морду. Здесь ещё пришлось сделать ступенчатый разрез для смещения кабины назад и укорачивания "морды". Фото "С "не осталось, покажу на примере "П" - там всё тоже самое, только без продольного пропила посовой части. Приклеил кольцо ВЗ - оно абсолютно верно по размерам, чего не скажешь о таковом для П... Вообще непонятно, как китайцы догадались сделать их одинаковыми по размеру, ведь морда у перехватчика значительно шире! А приклеил для того, чтобы "вывести" внутренние стенки каналов - центральная часть с кабиной будет вставляться через большой проём в нижней носовой части фюзеля.
Повертел в руках давно склеенный киль от китайского ПМ, прикинул к чертежу и продумал вариант "распиловки". За базу взял вырез под руль направления, как наиболее трудоёмкий при перетачивании. После предварительной подгонки и обработки передней кромки с форкилем подклеил полоску доширакостирола, на которую впоследствии наносил шпаклёвку для формирования зализа. Теперь более похоже на то, что должно быть.
Пришлось уменьшить зализы крыла - слишком сильно они уходят назад и и выглядят очень массивно. Поизучал фотографии и сточил их по периметру. Линия расшивки зализа по фюзелю сместится в сторону крыла примерно на 1мм, а это весьма ощутимо!
Приклеил киль, зпшаклевал стыки и вывел. Потом подогнал руль направления к подправленному посадочному месту под него. На заднюю часть киля под РН пришлось подклеить с обоих сторон на суперклей бумажку - сильно сточил по толщине, пока выводил зализы.
К рассекателю ВЗ приклеил пол кабины и стенки. Вспомнил, что заказывал на заказной С "модную" приборку от Эдика .
Нарастил борта рассекателя в районе бортов кабины. Да, я понимаю, что это "суслик"! Но перед заказчиком будет не стыдно. За кабиной не вижу смысла продолжать канал...
Фюзель, киль, стабы исправлены - очередь за крылом. Больше всего бросается в глаза толстая и тупая передняя кромка крыла. Немного стачиваю её и приклеиваю сточенный с одной стороны литник от литьевой рамки. После шестичасового просыхания на батарее безжалостно стачиваю "лишнее", поправляя профиль крыла. Проверка по чертежу показала, что двигаюсь в правильном направлении. Надо немного нарастить законцовку крыла и перешить крыло - линия элерона идёт не под тем углом.
Если собрать закрылки и попробовать установить их на своё место, то получится корявенько. Всё дело в том, то верхняя часть закрылка не хочет садиться как надо в плоскость крыла. Я решил подклеить отдельно верхнюю часть, предварительно отрезав половину носка и подточив посадочное место.
Перед склеиванием половинок элеронов залил суперклеем углубления от толкателей - неизвестно ещё, какую толщину я сниму при стачивании крыла. То же самое делал ранее со стабами, килём и РН. Нарастил законцовки крыла, взяв для этой цели более твёрдый пластик. Добавил пластик и на элероны.
После долгих шкурительных работ окрасил детали автомобильной серебрянкой, кое-где подшлифовал и поправил. Накатал клёп на стабах и левой стороне киля, сымитировал блок сигнальных ракет, приклеил гаргрот и "вывел" его сопряжения с форкилем и обтекателем за фонарём. Подточил фонарь по высоте примерно на полмиллиметра. Нарисовал лючки (не все ещё...), основные линии расшивки хвостовой части фюзеля, сделал обтекатели гидроприводов стабов, восстановил законцовки зализов.
В модели явно не хватает воздухозаборников... Те, что предлагается приклеить за крылом снизу меньше по размерам - я их подрезал и приклеил сверху возле зализов стаба. Под зализом придётся делать новые. Доработал ВЗ сверху за крылом и те, что клеятся на открываемые крышки сверху фюзеля - но потом пришлось и их переделать.
Сделал новые ВЗ. Поточил консоли крыла и нарезал расшивку. Вклеил панели с жабрами выхода горячего воздуха из пушечного отсека - больно уж красивые они в травлёнке даны. Заклеил ниши основного шасси и снова задул серебрянкой.
Добавил лючки на нижней поверхности консолей, увеличил ширину триммера на левом элероне, накатал клёпку на верхней поверхности плоскостей - пока не мешают всякие выступающие части. Накатал клёп на хвостовую часть фюзеля и приклеил консоли крыла. После накатывания прошёлся мелкой шлифовальной пилкой чтобы убрать "верхушки" клёпа после наката - местами он стал практически невидимым, что мне и было надо.
Гребни на верхнй поверхности крыла надо увеличивать по длине. По этой же причине не будут использованы травлёные, хотя там такая красивая клёпка... Но это ещё не все. Гребни не плоские при виде спереди, а клиновидные! И это очень заметно. Сделал в них вставку.
Вырезал "капельки" куполов шасси из толстой алюминиевой фольги, придал слегка выпуклую форму и установил на свои места. Сверху добавил гребень из той же фольги.
Переделал ВЗ сверху фюзеля - старые слишком "горбатые", сточить не получилось, полная фигня выходит.
ПТБ похожи на себя и при сравнении с чертежом выявляется необходимость сдвинуть стабилизаторы чуть-чуть вперёд. Аккуратно отпилил их, подрезал изнутри, обточил баки и приклеил на своё место. На фото бак смотрится подлиннее - слишком сильно приблизил фотик.Нарастил шпаклей ВЗ, придав ему более достоверную форму. Увеличил наплывы на фюзеле под крылом, добавил обтекатели креплений консолей крыла.Приклеил пилоны к бакам.
Планер самолёта готов, за исключением двух "дырок" в нижней части фюзеля. Клёп и недостающую расшивку добавлю после их заклеивания.
Через имеющиеся "дырки" в фюзеле вклеил задние части движков с удлиняющими трубками под спицы. Концы трубок закрепил двумя вертикальными перемычками и на всякий "пожарный" соединил ещё их вместе - так надёжнее.
Покрасил боковые стенки кабины и вклеил приборку на своё место. Впрочем, вышло вполне даже ничего - всё равно почти всё закрывает собой пилот. Разделитель потока с пилотской кабинойустановил на своё место. "Дышащие" стенки каналов притянул на нужные места.
Кабинка вклеена, можно и фонарём заняться. Заказчик, в своё время, докупил к модели павловский вакушный фонарь - достал я его из пакетика и ужаснулся... В моём понимании проще "родной" подправить, тем более, что вакушка на его базе сделана - промерил специально. Сточил сверху стык и шлифанул вайлдеровской пилкой 2-1-0, даже паста ГОИ не потребовалась. Немного ранее обе секции фонаря были подточены по высоте, но задняя часть сдвижной секции чуть-чуть шире чем надо... (гаргрот-то я правил Cool ) Решил вклеить в задней части перемычку и немного "стянуть". Всё получилось как надо, только немного микротрещинок появилось из-за напряжения, но их видно только под определённым углом и после вклеивания задней полки будут практически не видны. Ёще покупаю в футуре.
"Офутуривание" фонаря прошло успешно, микротрещинки почти не видны. Вклеил обтекатели внутри канала и заклеил пластиной закабинное пространство изнутри, чтобы избежать попадания мусора в кабину. Заклеил "дыру в пузе" самолета, зашпаклевал стыки и неверную расшивку. А обтекатели отлично просматриваются через ВЗ, совершенно не зря помучался с их вклеиванием! Облагородил основание трубки Пито, сама трубка составная из иглы и точеной проволоки. Разумеется, что она съёмная - 4,5см. длины обязательно будут провоцировать на её поломку.
Планер вывел в норму, приклеил переднюю часть фонаря.На сдвижной части сымитировал антенну АРК-5.
Покрасил пилота. Солнцезащитное стекло сделал с коричневым оттенком - на фото смотрится ярко, в жизни побледнее. Теперь я им доволен. Усадил его в кресло, приклеил правую руку и к ней РУС. Усадил его в кабину и с кучей "подрезок" приклеил левую так, чтобы кисть лежала на РУДах. На сдвижной части сымитировал замки.
Приклеил крышку фонаря и понял, что я "попал"... Но теперь уже ничего не поделаешь, раз не усмотрел я этот момент в модели. Пилот с креслом должны быть расположены подальше от переднего козырька кабины! Долго гадал, почему так получилось? Ведь все пропорции между ним и приборной доской соблюдены. Оказалось, что вся ванна кабины должна быть сдвинута назад на 2,5 - 3мм. Естественно, что в начале стройки я об этом и подумать даже не мог! Совет для тех, кто будет собирать эту модель - сразу же отодвигайте ванну назад, срезав шпеньки в проёме, в которые она упирается!
Вот этот момент меня и остановил в производстве данной модели. Для тех, кто не знает - не критично, но я долго не мог прийти в себя. Разбирать фюзель - не вариант и посему оставляю как есть. Собравшись с духом продолжил. Переработал антенны и фару на нижней части фюзеля.
Привёл к надлежащему виду переднюю часть фюзеля перед козырьком фонаря и добавил полоски металла в основании гребней крыла.
Добавил маленькие воздухозаборники на фюзель и форкиль - всего получилось 23 ВЗ, не считая основного. Самый "воздухозабористый" самолёт из тех, что я собирал! Установил противофлаттерные грузы на законцовках крыла. Правда потом выяснилось, что это не грузы, а антенны СРО второго диапозона.
Вся остальная мелочёвка пошла уже по накатанной. Покраска началась с тёмного алюминия, закрыв который, покрасил блестящим серебром другие участки.
Исправил погрешности, приклеил антенну и стабы, фюзеляжную пушку, покрыл лаком и перевёл основные ОЗ с номерами.
Хочу сказать огромное спасибо всем помогающим в процессе постройки - без ваших советов и поддержки было бы трудно! Очень надеюсь, что и перехватчика для себя удастся построить, но после перерыва на заказные. А здесь у меня получился типичный, средних серий МиГ и заказчик им доволен - что ещё для счастья надо?!
Фото под лампой.
Ну и конечно же на улице.
Какой можно подвести итог теперь... Безусловно, сил на постройку модели ушло не мерено! Результат радует и альтернативы "китайцу" практически нет - редкое чудо KP не догонишь, а сделают ли хохлы его в 48м - одному богу известно. Лично меня процесс постройки одновременно и порадовал, и утомил. А что делать, если надо...
Надеюсь, что не утомил Вас своим рассказом и до новых встреч!
С уважением, Альберт.
Снимаю шляпу!!! Я читать то утомился-))),а человек-это делал руками!!! Браво сосед!!!( все,кто за Уралом-Соседи-)))Это вышка Альберт!!!Молодец!!! С ув.skyeddy Борисенков Эдуард