Приветствую Вас, уважаемые коллеги и друзья. Хочу представить Вам свою крайнюю работу - модель самолета ОКБ Поликарпова И-16 тип 10 производства Чешской фирмы Eduard, в масштабе 1:48.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
В Великую Отечественную войну СССР вступил, имея на вооружении преимущественно самолеты, создававшиеся в 30-х годах.
В то время бытовала концепция, по которой на вооружении следовало иметь истребители 2-х типов: скоростные, маневренные в вертикальной плоскости монопланы, способные догнать противника и связать его боем, и менее скоростные, но более маневренные в горизонтальной плоскости бипланы, "заточенные" под бой на виражах. Типичным представителем первого типа и являлась машина Поликарпова И-16.
В 1932 году Поликарпов понял, что эра бипланов заканчивается, и в том же году он по личной инициативе начинает создавать свой истребитель-моноплан.
В мае 1933 года ВВС, ознакомившись с проектом, выдают на него задание, не включая его в план. Но уже в ноябре, увидев макет моноплана, руководство принимает решение запустить этот истребитель в серийное производство как отвечающий всем требованиям военно-воздушных сил СССР. 30 декабря в воздух поднялся первый прототип, ЦКБ-12, пилотируемый летчиком-испытателем В. П. Чкаловым.
В начале же Великой Отечественной войны самолет И-16 являлся самым массовым истребителем в советских ВВС. И-16 разработанный в 1933 году был для своего времени весьма передовой и перспективной машиной. Он представлял собой свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции с девятицилиндровым звездообразным двигателем воздушного охлаждения и убирающимся в крыло основными стойками шасси. Центроплан крыла был выполнен из дюраля, включая обшивку. Консоли крыла, стабилизатор, киль и рулевые поверхности имели дюралевый силовой набор с полотняным покрытием. Фюзеляж представлял собой деревянную «скорлупу», выклеенную на болванке из березового шпона и подкрепленную изнутри каркасом из сосновых шпангоутов и стрингеров. Двигатель крепился к мотораме, сваренной из стальных труб, и снаружи был покрыт съемными дюралевыми капотами.
И-16 оставался на вооружении до 1943 года (в середине марта 1943 года 728-й ИАП одним из последних в действующей армии сдал И-16).
ЛТХ:
• Экипаж - 1 пилот
• Длина,м - 6,074
• Размах крыла, м - 9,004
• Высота, м - 3,25
• Площадь крыла, м² - 14,5
• Масса пустого, кг - 1 327
• Масса нормальная взлётная, кг - 1 716
• Двигатель - 1 × М-25В
• Мощность, л.с. - 1 × 750
• Практическая дальность, км - 525
• Практический потолок, м - 8 270
• Скороподъёмность, м/с - 14,7
• Вооружение - 4 × 7,62 мм ШКАС
ПРОТОТИП
Прототипом был выбран самолет 728-го истребительного авиационного Шумско-Кременецкого (почетные звания «Шумский» и «Кременецкий» были присвоены в 1944 году за отличия в боях при освобождении одноименных городов) Краснознамённого полка 3-й ударной армии 7-й смешанной авиационной дивизии Калининского фронта, по состоянию на зиму (ориентировочно февраль) 1942 года.
Лётчики полка за время войны сбили 504 самолёта (10-й результат среди истребительных полков ВВС и 2 место среди не гвардейских полков, за время ВОВ). Полк воспитал 8 Героев Советского Союза и одного дважды Героя Советского Союза.
Выбранный для сборки самолет имеет двухцветный камуфляж АМТ-4/АМТ-6 (нижняя плоскость АМТ-7) поверх которого, пятнами, нанесен зимний камуфляж. На машине сняты щитки стоек шасси, что нередко делали во избежание забивания их снегом. Под крыльями расположены снаряды РС-82, на направляющих РО-82.
Машина довольно «потрепанная», что свидетельствует о ее интенсивном боевом применении.
Здесь же, на форуме, возникал спор о том, какие же элероны были на данной конкретной машине (с бортовым номером 91) который к сожалению не привел к единому мнению. Основываясь на фотографиях других самолетов, сравнивая расстояние от триммера до конца элерона, я пришел к выводу о том, что на нем все же был короткий элерон (на нарисованной схемке видно почему я так решил). Однако в данном вопросе я не большой специалист и могу ошибаться, знатоки возможно поправят меня.
НЕБОЛЬШОЙ ОБЗОР СОДЕРЖИМОГО КОРОБКИ
В коробке имеются четыре литника, три из которых серого пластика и один (половинки фюзеляжа) песочного. Качество литья очень высокое, деталировка модели на довольно хорошем уровне, даже без учета дополнений, вложенных в набор «ProfiPACK».
Облой отсутствует как класс, утяжин нет. Лишь на правой половинке фюзеляжа на зализе у сочленения с крылом имеется небольшой наплыв. Есть один небольшой литник с прозрачными деталями - фонарь и прицел, маски (на фонарь и шасси), плата травления (шторки, приборная панель, ремни, дверка, педали, прицел и рукоятки в кокпите), декаль на 4 варианта окраски и цветная подробная инструкция.
В дополнение к набору были приобретены лишь резиновые колеса Elf, «смоляно-травленый» прицел ПАК-1 от North Star Models и снаряды РС-82 от Vector.
СБОРКА
Кокпит собирается очень легко, производитель предоставляет выбор в использовании пластиковой или травленой «начинки» кабины. Нужно отметить только недостаточно рельефный силовой набор и отсутствие как таковых тяг и проводки, которые пришлось изготавливать самостоятельно (в том числе прибор КПА-3бис и кислородный присосок для маски). Здесь же хочу покаяться, было желание сделать механический указатель подъема шасси, но забыл его поставить до склейки фюзеляжа с крыльями, а потом уже не смог чисто физически подобраться к месту его установки. Сам стык фюзеляжа с крыльями требует небольшого количества шпаклевки.
Немного доработал полик, убрав лишнее и добавив, силовой набор, ручки и барабан. Сделал гашетки на штурвале и проводку.
Половики фюзеляжа стыкуются очень четко, без сдвигов, однако и здесь пришлось переделать отверстия освещения приборной доски и «остеклть» их (сама доска из фототравления данного в наборе). Далее, по фюзеляжу - рассверлил выхлопные патрубки, трубку Вентури, патрубок (заборник) маслорадиатора. Высверлил «носовые» ШКАСы, заменив их на латунные, крыльевые ШКАСы и трубка Пито - из медицинских игл. Высверлил выход патрубка маслорадиатора (придав ему нужную форму), сделал сам патрубок.
Двигатель переделывать не стал, так как планировался закрытый капот, а через шторки его не очень то и видно. Однако добавил на него штоки и проводку.
На стабилизаторе сделал «несущие» и «лепестки», на элеронах сделал триммеры, сымитировал их механизацию. Из прозрачного литника сделал задний АНО, из микробисера АНО на законцовках крыльев. На капоте, верхних и нижних плоскостях крыльев насверлил клепку (да-да, именно насверлил, каждую клепку, сверлом 0,2 мм. о_О). Заменил стяжную ленту капота на алюминиевую, сделал на ней замок. Выбрал щель между капотом и фюзеляжем, добавил кольца шомполов. На нижней плоскости сделал воздухозаборники вентиляции, в куполах шасси вырезал смотровые окошки и «остеклил» их.
Немного оживил лючки у стоек шасси, на стойки добавил тросики. Сами колеса как и говорил выше - резиновый Elf (на диски добавил механизмы тормозов). Снаряды - Vector (добавил проводку к запалу). Сделал… вообщем всякую мелочевку, которую и не упомнишь уже
Да, по ходу дела соорудил подсветку в кабине - приборка на данном ЛА утоплена далеко в фюзеляж, сама кабина бочкообразная, но люк сверху слишком мал, чтобы подробно рассмотреть «внутреннюю начинку».
ОКРАСКА
Модель перед покраской была заргунтована грунтом Mr.Hobby 1200. Металлические части закрашены металликом SM08 Mr.Hobby, зализ крыла светло коричневым Аканом.
Далее был нанесен «чудо раствор» MIG - Scratches Effects, поверх которого сделан прешейдинг (часть которого в ходе покраски была безбожно закрашено напрочь). Низ красился подобранной «на глаз» нитрокраской Акан, к которой я ранее относился несправедливо отрицательно, но сейчас кардинально поменял свое мнение - отличная краска для аэрографа. По кромке голубого цвета положил BlueTack, который закрыл пленкой, я это рассказываю потому, что при снятии данной «маски», BlueTack потянул за собой краску которая лежала на MIGовской жидкости поверх металлика. Пришлось потом эти места вышкуривать и перекрашивать, чем и загубил прешейдинг.
Верх задут Акановским АМТ-4, пятна АМТ-6 наносились «от руки» так же намешанной «на глаз» краской Акан. После этого ободрал верхний слой краски до металла и закрыл Тамиевским акриловым полуматовым лаком, на котором BlueTackом выложил границы зимнего камуфляжа и задул белым с капелькой серого цветом. Вот тут замечу, что стоило бы наносить более тонкий, полупрозрачный слой (у меня он получился по-моему слишком насыщенным). Вышкурил побелку до небольшой ободранности (возможно стоило бы побольше ошкурить, но помешал слишком толстый слой белой краски).
Сверху всего этого многообразия модельной химии нанесен глянцевый Тамиевский акриловый лак, потом декали, снова глянец, Тамиевская черная и темно коричневая смывка и матовый лак. Далее немного металла на сколы краски, имитация выхлопа и потеки масла.
ЭПИЛОГ
Набор мне очень понравился, как и сама модель. Очень приятная и простая в сборке. И даже с учетом небольших доработок собирается очень быстро. Вообщем на данный момент, это пожалуй самая хорошая модель которую я собирал, не в плане деталировки и копийности, но в плане положительных эмоций полученных в процессе ее постройки
P.S. Если я допустил где либо ошибки, не считайте это злым умыслом ;) Спасибо за внимание!
Ltlв 30.05.2015 - 02:42 Тема: Eduard 1/48 И-16 тип 10 (728-й ИАП)
На представленных Вами фотографиях прототипа хорошо видно как " неестественно вывернут" бортовой номер - он паралелен верхнему обрезу гаргрота... На модели к сожалению это не так... А в остальном - модель понравилась. И ещё в 48-м надо бы уже показать по обтяжке снизу отверстия для слива конденсата. - уже видно...
Очень впечатлила,Ваша работа! Покраска,тонировка -все просто чудненько!