К концу 30-х годов прошлого века развитие авиации достигло уже такого уровня, что для подготовки пилотов стало недостаточно простых двухместных учебных машин, способных выполнять ограниченное число фигур пилотажа. Возникла потребность в так называемых учебно-тренировочных истребителях, машинах, предназначенных для отработки фигур высшего пилотажа молодыми пилотами и участия в весьма популярных в то время авиационных соревнованиях.
Созданием таких машин занялись авиационные КБ А.С. Яковлева и В.К. Грибовского. Свой вариант подобной машины предложил и талантливый конструктор Василий Васильевич Никитин. Самолёт разрабатывался на средства Осоавиахима в Московском авиационном техникуме.
Машина была выполнена по схеме компактного биплана, в котором элероны были лишь на нижнем крыле, а верхнее крыло было стреловидным (80 гр. по кромке) и немного превосходило по размаху нижнее. Двигатель МГ-11Ф мощностью 165 л.с. имел специальный карбюратор М. А. Коссова для перевернутого полета. При взлётном весе в 750 кг. самолёт имел высокую энерговооружённость, достаточную для выполнения любых фигур высшего пилотажа. Этому способствовал и высокий запас прочности, максимальная эксплуатационная перегрузка составляла 9 единиц.
В декабре 1940 г. был выполнен ряд полетов В. В. Никитиным и В. В. Шевченко. Самолет показал вполне хорошие лётные данные, однако из-за отсутствия статических испытаний ЦАГИ не давал разрешения на официальные полеты, и испытания затянулось до самой войны, когда уже не стало возможности заниматься этим весьма интересным самолетом.
По традиции, модель отлита из полиуретановой смолы, как и вся продукция Prop&Jet в последнее время. Качество отливок на очень высоком уровне, литьевой брак, такой как «непроливы» и воздушные пузырьки в поверхностном слое «смоляных» деталей отсутствуют полностью. Модель имеет довольно сложное членение фюзеляжа, нечасто встречающееся на практике, но, благодаря хорошей подгонке деталей особенных трудностей при сборке возникнуть не должно. Из положительных моментов, отличающих данную модель от других подобных, стоит отметить наличие запасных мелких деталей, которые так легко потерять или сломать – это дополнительный выхлопной патрубок, трубка ПИТО и задняя стойка шасси. В двойном количестве даётся и козырёк кабины, который отлит из прозрачной полиуретановой смолы и имеет практически масштабную толщину и высокую прозрачность. Интерьер кабины достаточно прост, но все детали, которые можно разглядеть в маленький вырез кабины, в наличии имеются, это пол с педалями, ручка управления, приборная доска и пилотское кресло с заголовником. Инструкция по сборке достаточно подробная и хорошо иллюстрированная, не хватает разве что более подробной схемы натяжения растяжек, но, практически всё необходимое можно увидеть на имеющейся в инструкции фотографии реальной машины.
Декаль в наборе отсутствует, но она и не требуется, единственный построенный экземпляр самолёта никогда не носил на своём борту опознавательных знаков и номеров.
Сборка модели начинается как обычно, с интерьера пилотской кабины. Все детали устанавливаются на свои места без дополнительной подгонки, единственная особенность, весь интерьер собирается в предварительно окрашенном виде, из-за особенностей членения деталей фюзеляжа окраска деталей интерьера после даже частичной сборки будет затруднена. Для более точной стыковки целесообразно собирать три основных детали – переднюю и заднюю часть фюзеляжа и центроплан с нижним крылом одновременно, соединив их «на сухую» и пролив стыки жидким цианокрилатом. При этом если все детали были правильно позиционированы относительно друг друга, то шпаклевание и шлифовка стыков практически не понадобятся. Следующий, ответственный этап – сборка бипланной коробки. Перед этим этапом имеет смысл высверлить глухие или сквозные отверстия под будущие растяжки в фюзеляже и крыле, после сборки коробки это будет сделать сложнее, а в некоторых случаях и вовсе невозможно. Имеет смысл подумать и над частичной окраской модели до сборки бипланной коробки, это в первую очередь касается передней и верхней части фюзеляжа и нижней поверхности верхнего крыла, их в собранном виде качественно окрасить сложнее всего. Но в тоже время, сборка частично окрашенной модели требует повышенной аккуратности при позиционировании и склеивании деталей, все огрехи и подтёки сразу станут видны и их устранение станет серьёзной проблемой. Сама сборка коробки сравнительно проста, стойки имеют выступы, соответствующие пазам в крыльях, так что бипланную коробку можно собрать и «на сухую». При этом короткие стойки, образующие пирамиду, поддерживающую верхнее крыло над фюзеляжем, можно установить после установки верхнего крыла на своё место. На последнем перед натяжением растяжек этапе работы на свои места монтируются стойки шасси с обтекателями колёс, задняя стойка шасси и ПВД из тонкой металлической трубки в правом подкосе крыла.
Все остальные мелкие детали, такие как цилиндры двигателя, выхлопные патрубки, трубка ПИТО, винт с коком, козырёк кабины, заголовник кресла и колёса имеет смысл устанавливать после завершения всех окрасочно-отделочных работ.
Оттяжки на модели я изготовил из окрашенной в цвет металла рыболовной лески, одним концом она закрепляется циакрином в глухих отверстиях в нужных точках фюзеляжа, затем пропускается через сквозные отверстия в крыле, натягивается и закрепляется тем же циакрином.
Перед окраской модель загрунтована грунтовкой производства Allclad, и окрашена водорастворимым Аканом. Цилиндры двигателя дополнены толкателями клапанов из проволоки и окрашены металликами Allclad. После слоя глянцевого лака «Future» выполнена смывка масляными красками на разбавителе MIG. Модель сознательно сильно не «пачкалась», реальная машина эксплуатировалась совсем немного и недолго.
После окончательной сборки модели она покрыта слоем полуматового лака на основе «Future» с матовой основой от Тамии.
Тема: Prop-n-Jet 1/72 Никитин В.В. Спортивн...(#7283) - обсуждение
Интересная модель.
Понравилась!