Наши проекты: 3D печать и услуги : Магазин : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы

2013 год ознаменован значительным количеством боевых юбилеев - 70-летие разгрома германцев под Сталинградом, 70-летие курской битвы, 200-летие «битвы народов» под Лейпцигом и др. 

 По всей стране прошли выставки и конкурсы масштабных моделей, посвященные этим знаменательным событиям. Мы, моделисты, персонально или в составе клубов, приняли в них, конечно-же, самое активное участие. 

При всей исторической и культурной и политической значимости, выставки еще стимулируют постройку модели. Если обещал «выставиться» - это обещание как-то…, я бы сказал, мобилизует. Напротив, когда строишь модель, что называется «для себя», то реальная возможность превратить постройку модели в долгострой, или , увлекшись покупкой «афтемаркета» и обсуждением моделей на каком-либо интернет-сайте, велика возможность, вообще модель никогда не закончить и пребывать «в бесконечном творческом поиске»
И немаловажным стимулом является публичная оценка твоего творчества.
Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы 

Модель СУ-122 фирмы Tamiya в масштабе 1:35 до сих пор безальтернативна. Почему фирмы -производители моделей, уже имеющие в своем ассортименты «тридцатьчетверки» игнорируют ее?! Может быть, сравнительно малое число построенных самоходок (638 единиц – сравнительно немного для объемов советской танковой промышленности времен войны). Может быть, сыграл роль тот факт, что СУ-122 оказалась в тени «героя Курской битвы» СУ-152 «Зверобой».

Даже оборотистый Dragon, имея в своем ассортименте значительное количество Т-34 и самоходок на ее базе, обошел вниманием Су-122 – а от Су-85 один небольшой шажок назад до СУ-122 (я говорю о технологической простоте изготовления дополнительных деталей рубки и маски орудия). Во всяком случае, Dragon имеет больше возможностей выпустить Су-122 чем, не всегда оперативно реагирующая на модельный рынок «Звезда». А может «разродится» первым тайваньский AFV-club!
При этом, германские танки и самоходки модельные фирмы плодят в изобилии – речь идет не только об экспериментальных машинах, но и копировании в моделях, проектов, которые существовали даже не в проектных чертежах, а в конструкторских эскизах.

Вернусь к модели

Не смотря на то, что тамиевское изделие выпущено в середине 70-годов прошлого века качество деталей и их стыковка между собой очень хорошая. Такое качество моделей сделает честь любому производителю в наши дни, не говоря уж о прошлом веке.

Японцы комплектуют модель (как и все Т-34 и САУ на их базе) виниловыми гусеницами. Они очень качественно отлиты и эластичны, не пример аналогичному изделию наше «Звезды».
Для натяжения гусениц и более плотного их прилегания к опорным каткам прилагается металлический стержень для установки направляющих катков. Для регулировки натяжения гусениц предусмотрено крепление этого стержня пластиковыми держателями (установленными на стыке днища корпуса и нижнего лобового листа), фиксируемыми винтом и гайкой.

Виниловые гусеницы я заменил пластиковыми из отдельных траков. Я их позаимствовал от Dragon-овских «тридцатьчетверок». Опытным путем установлено , что после сборки 4 китайских Т-34 оставшихся траков хватает на еще один Т-34, при условии не устанавливать запасные траки.

Впрочем сегодня MSD (ранее выпускавшая траки и модели фирмы Макет) перевыпустила наборы «тридцатьчетверочных» траков в лучшем качестве, как ранних 550-мм, так и «поздних» 500-мм (так называемых вафельных»).

На нижних бортовых листах корпуса модели имеются технологические отверстия для установки моторов и батареек. Их следует заделать полистироловыми вставками. 
При установки на модель траков из пластиковых отдельных траков их лучше собирать при помощи более густого модельного клея (например, фирмы «Звезда»). Более густой клей «схватывает» траки, но медленнее полимеризуется и склеенные в ленту траки можно устанавливать на катки и сформировать силуэт облегания катков верхней ветвью гусеницы.
Стыкуемость верхней и нижней половин корпуса очень точная и я произвел их окончательную склейку уже после окраски (в этом случае для их склейки оптимален «суперклей»). Наиболее заметными несоответствиями модели прототипу являются значительно меньшая башенка панорамного прицела командира, неверный силуэт маски орудия, ну и фара с пластиковой имитацией стекла. Ну, с фарой все просто – она меняется на изделие фирмы «Эльф».
Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы 
Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы 
Башенку командирской панорамы я вначале планировал изготовить заново. Но потом пришла дерзкая мысль попробовать вылепить ее из двухкомпонентной шпаклевки фирмы Tamiya.
Я облепил башенку листами этой шпаклевки, сформировал зубоврачебным зондом сварные швы, с помощь которых она крепилась к крыше рубки, и мастерком сгладил поверхность самой башенки. После чего просто вдавил в нее крышки лючков панорамного прицела. По прошествии 123 часов шпаклевка необратимо полимеризуется. И результат я счел удовлетворительным.
Сварной шов по периметру крыши рубки так же выполнен из двухкомпонентной шпаклевки, характерных рельеф шва сформирован скальпелем

Изгиб маски орудия имеет излишне острый угол. Он был сточен надфилем - толщина полистирола это позволяет, но «на пределе» изнутри следует вклеить 0.5 мм полоску полистирола.

На верхней кромке подвижной бронировки орудия и по краям паза ее хождения расположены бонки, неизвестного мне назначения. На большинстве выпущенных самоходок, судя по боевым фотографиям, они присутствуют, и я выполнил их на модели из 1мм полистирола. Сварные швы изготовлены аналогично шву на крыше рубки.

Отбортовка бронировки установочных цапф орудия выполнена японцами на модели очень узкой. Пулестойкие болты крепления были аккуратно удалены, отбортовка надставлена 1,5 мм полоской полистирола. После полимеризации полистирола, зачистил шов и вернул на место пулестойкие гайки.

Скобы на правой по ходу движения надгусеничной полке для крепления брезента сделаны из тянутого литника. Таким же способом изготовлены крепежные скобы для троса и на надгусеничной полке по левому борту.

Буксировочный трос на модели выполнен из витого провода 0.7 мм диаметра. Пластиковый трос из набора напоминает «винт Архимеда». Защелок фиксации коушей троса на буксировочных рымах на модели нет. Я позаимствовал их от какой-то Dragon-овской «тридцатьчетверки». Известно, что в наборах Dragon остается много деталей, не используемой на данной модификации. Только от Dragon-овских наборов у меня сформировался значительный запас разных полезных деталей – от катков, до башен и фототравления, ну говоря ух о шанцевом инструменте и пр.
Стержни поручней для десанта лучше заменить на проволочные , так как если модель участвует в различных выставках или часто бывает осмотрена глазами и руками друзей и коллег , поручне ломаются наиболее часто. 

Топливные баки устанавливать не стал – перед боем их часто снимали, чтобы горючее не вытекало из пробитых осколками и снарядами баков и не воспламенялось. Впрочем, часто самоходки шли в бой с установленными баками.
Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы 
Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы 
Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы 

Окраска

Окраска модели проводилась эмалями АКАН.
Катки на модели фиксируются резиновыми колпаками, а значит катки (особенно грузошины) можно красить до установки на танк. Сами грузошины красились водорастворимым АКАНом темно-серого цвета
После окончательного высыхания клея гусеница снимается, для чего ведущие и направляющие катки не приклеиваются на оси.
Гусеницы красятся глянцевым черным цветом - на глянцевую краску лучше ложатся металлики! После высыхания черной краски гусеница красится в цвет металла (АКАН, эмаль №86014, потом потертости соединений траков - АКАНом, эмаль №86010.
Далее, гусеницы устанавливаются на танк и верхние ветви, в местах соприкасания с опорными катками, прихватывается суперклеем.

Самоходка окрашена методом цветовой модуляции о которой я писал в своих предыдущих статьях (см. в моем блоге на сайте)

Все углубления на модели и ниши надгусеничных полок окрашиваются черной краской (можно не АКАНовской, а тамиевской)

После чего модель окрашивается в зеленый цвет несколько темнее, чем защитный зеленый марки 4БО, потом по выступающим частям модели «проходишься» собственно самим 4БО, а итогом является высветление кромок и граней светло бронзово-зеленым и хаки. (цвета и их колировку по каталогу АКАН смотрите на фото)

 

 Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы 
Загрязнения на модели сымитированы «Мастер-пигментами», которые фиксируются закрепителем пигментов MIG или Wilder (последний ничуть не хуже, но имеет еще и значительное преимущество – минимум в 2 раза дешевле: 300-350 рублей за MIG, 130-140 – за Wilder)
В период Курской битвы большинство СУ-122 никаких тактических номеров или боевых лозунгов на несли. Некоторые «номерные» самоходки до сих пор однозначно по принадлежности к части не идентифицированы.

Я воспроизвел в модели САУ 1445 самоходного артиллерийского полка, 5 гвардейского танкового корпуса, Воронежского фронта. 
Фигурка танкиста окрашена акриловыми красками АКАН и покрыта матовым лаком. Руки и лицо, для того, чтобы показать потную кожу, слегка покрыты полуглянцевым лаком.
Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы

Очень хорошим подспорьем для доработки и окраски модели послужит выпуск альманаха «Военная летопись», посвященный СУ-122, серии «Бронетанковый музей», выпуск №16.

» Информация о статье
inkvizitor в 17.10.2013 - 08:30
Тема: Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курск...(#6713) - обсуждение

Коллеги! В статье допустил опечатку: время полимеризации двухкомпонентной шпаклевки фирмы Tamiya 12 часов, а не "123" как ошибочно написано в статье!
jadefalcon в 17.10.2013 - 11:35
Тема: Tamiya 1/35 СУ-122 - К 70-летию Курской битвы
Через люк видно стол и гусеницу:-(
Nikokrasin-2 в 17.10.2013 - 13:55
Очень смотрибельно, поздравляю.
Очень понравился металлический цвет гусениц, здорово!
Пара вопросов:
-отчего шов на кожухе орудия не зашлифовали?
Тут режет глаз: http://scalemodels.ru/modules/myarticles/img_6713_1381660173_IMG_3065.jpg.html
http://scalemodels.ru/modules/myarticles/img_6713_1381660632_IMG_3079.jpg.html
-Действительно такие *редкие* и толстые на вид сварочные швы были сверху рубки? Выглядят не реалистично...
inkvizitor в 17.10.2013 - 19:14

Пара вопросов:-отчего шов на кожухе орудия не зашлифовали?

-Действительно такие *редкие* и толстые на вид сварочные швы были сверху рубки? Выглядят не реалистично...

Cпасибо, коллега за оценку и критику! Верхний шов (или стык) на бронировке противооткатных устройст виден на СУ-122 в Кубинке. На сварной шов не похоже (какой-то технологический стык бронелиста, вероятно) и я не стал мудрствовать и не до конца зашлифовал тот, что на модели. А по поводу сварных швов сам удивился - на фото они смотрятся болоее контрастно и неестественно, наверное перелил смывки и недостаточно зашкурил перед покраской. Обычно я проливаю самодельные сварные швы жидкой грунтовкой, а на данной модели покрасил без грунтовки. А после смывки, Вы правы, получились излишне рельефны.
gromoboy в 17.10.2013 - 19:54
" ...немаловажным стимулом является публичная оценка твоего творчества".
В целом, если закрыть глаза на матчасть, вполне зрелищно получилось, окраска гусениц тоже понравилась.
Вот только сам исходник от Тамии -- это один сплошной косяк. Эта "модель" старше Вас :grin:. Уже только то, что возникло желание побороться с исправлением этих дров вызывает уважение.
Вы поправили только вершину айсберга, геометрия рубки не тронута. Что касается деталировки, то швы рубки действительно переразмерены, больше похоже на следы газовой резки (причем передний не нанесен). Вот фото для сравнения http://www.dishmodels.ru/picture/wlk/00/00866/w00866_1160452.jpg
Швов притом еще мого надо наносить. Обратите внимание на правый прибор наблюдения (кстати, на модели он закрашен).
"Стыкуемость верхней и нижней половин корпуса очень точная и я произвел их окончательную склейку уже после окраски" Ну и напрасно. В этом месте как раз проходит сварной шов http://www.dishmodels.ru/picture/wlk/00/00057/w00057_4581167.jpg . На этом же фото на НЛД виден лючек механизма натяжения правой гусеницы, которого нет у Тамии (унификация с Т-34, оттуда же растут ноги и у неверных опорных катков с усилительными кольцами ранних 34-к)
"На верхней кромке подвижной бронировки орудия и по краям паза ее хождения расположены бонки, неизвестного мне назначения. На большинстве выпущенных самоходок, судя по боевым фотографиям, они присутствуют, и я выполнил их на модели из 1мм полистирола" http://www.dishmodels.ru/picture/wlk/00/00057/w00057_4734732.jpg Толстовато все же, я бы взял 0,3мм.
отчего шов на кожухе орудия не зашлифовали?
А что смущает? Само наличие шва или его фактура? Сварной шов там был, но вот на модели он не показан http://www.dishmodels.ru/picture/wlk/00/00057/w00057_4734732.jpg И снизу тоже http://www.dishmodels.ru/picture/wlk/00/00057/w00057_2460893.jpg
inkvizitor в 17.10.2013 - 20:09
gromoboy Спасибо, коллега, за обстоятельную критику и оценку. Про необходимость корректировки рубки знал - но устранять не стал опасаясь долгостроя! А по швам - мои упущения, Вы правы. Но в закромах лежит еще одна тамиевская СУ-122- можно будет устранить большинство недостатков!!! А вот бонки на бронемаске из 0.3 мм полистирола мне показались мелковатыми вот и сделал несколько крупнее.

А вот то, что модель старше меня - согласен, но не намного старше! :grin: Я с 1976-го, а тамиевцы когда свою произвели? не помню в начале 70-х или в середине 70-х!

Учитывая Ваши замечания и неточности самой модели в следующем году (после постройки моделей Первой мировой) приступлю к постройке более правильной Су-122, чем эта!

Спасибо! Такая критика стимулирует!!!
Kais в 17.10.2013 - 21:58
ну вооот... я рассматривал модель с телефона (но у меня честно скажу, ОЧЕНЬ большой экран, так что всё рассмотрел) - но все комментарии и замечания сказали без меня... Остаётся присоединиться к коллегам и сказать: да, модель определённо смотрится, НО - Су-122 надо делать или вот так, чтобы просто она была, аккуратная, без притязаний на мега-копийность, или доооло-долго дорабатывать...
Здесь - 1 вариант. Она завершена, она выглядит адекватно, но конечно, объём доработок требуется очень значительный.
Смысла расписывать нет, я сам не стал связываться ибо знаю сколько делать, но от себя бы конечно добавил мелкой деталировки: замочки на ящиках, запасные траки, сетку бы на МТО поставить травлёную или из подручной всякой всячины, доработать крепления баков (а воообще, если честно - их лучше бы ставить, особенно когда держатели - родные. Во-первых, смотрится мне кажется даже интересней, во-вторых - не так заметна толщина изкоробочных), добавить пилу, доработать шанец и его крепёж - всё это выгодно разнообразит модель. Если экипаж в бой собрался - антенну лучше бы поставить и поднять. Боятся что пулями и осколками собъёт - ну пусть сложат, только всё-же пусть будет. Машина без радиостанции (читай: без связи, глаз и ушей) в бою - лёгкая добыча.
Может не прав - но отметил классно сделанный ремешёк, который крепит коуш троса, только не сокласен что к креплению баков. Так правда было? Бак туда не встанет.
Но это так, "если бы да кабы", у меня вообще никакой СУ-122 нет и если Dragon не сделает - не будет.
Хорошо смотрится, доделана - и это хорошо. В крайнем случае, умеете Вы Василий весьма себе недурственно красить, не во всём я модет согласен, но смотритсся всё гармонично и уместно. Металл есть металл.
inkvizitor в 17.10.2013 - 22:16
KaisАлексей! Спасибо за критику и оценку. Большинство возможных доработок не сделал, так как побоялся утонуть в долгострое. Да и модель дорога к тематической выставке как ложка к обеду! Антенны на модели практически никогда не ставлю, так как коллекция часто становится основой тематических выставок. В этом случае справедливо мое давнее наблюдение - выставка равна боевым действиям: что -то на моделях неизбежно отломают при перевозке, установке (да и сам, бывает, что ставя модели на стенд, что-нибудь заденешь ненароком). Антенны страдают первыми.

Был такой случай! Трижды выставлял на выставки Т-1 германский, и, как сговорились, - трижды обалмывали пулеметы. Так, до того надоело, что купил металлические в надежде что бедствия "единички" закончатся. Ан нет! Снесли и металл, да еще один ствол погнули! Вообщем, как в анекдоте о том, как на русском, американце и негре инопланетяне ставили опыты на оптимальное использование подопытными металлических шариков. Так вот, наш умудрился в изолированной, без мебели, комнате один стальной шарик сломать, другой потерять!


Ну а шанцевый инструмент не установил потому, что в бою его часто убирали внутрь боевого отделения или ящики ЗИП - чтобы не пострадал от снарядов и осколков!
Kais в 17.10.2013 - 22:24
А я вот как раз наоборот, часто делаю модели не по фото а как-бы ну... просто модель чего-то похожего на прототип. Поэтому всё что имело штыревые антенны - ими оснащается, если располагает образ модели и обстановка. Мороки с ними хватает, это дааа... К тому же Ваша активность и участие к выставкам и правда наверное не располагает к тому чтобы было куча всего хрупкого, в то время как можно ограничиться изкоробочными решениями пусть в ущерб копийности но... отломанная лопата хуже чем отлитая вместе с креплениями. На счёт шанца - эт наверное да, имело место. Я читал что и фары "Бош" немцы снимали, они ж типа как "plug-and-play", так сказать :) Быстросъёмные :) Но вот фото машин со снятыми фарами меньше чем например сгоревших с обоими но разбитыми... Да, это действительно на любителя. Я как всё-же собирающий немецкую БТТ - постоянно весь развешиваю.. У наших классно - ящики ЗИП были :)
inkvizitor в 17.10.2013 - 22:39
Да, Алексей, частое участие в выставках это, неверное, оборотная сторона обладания одной из крупнейших в Ульяновске коллекций бронетехники в 1:35! А как хочется установить на танки все антенны, которых, особенно на германских командирских танках, было по 2 или 3 штуки. Ну с германскими Т-3 и Т-4 выход есть - уложить антенны в ложементы. А наши КВ И Т-34? А "тигры" и пр.

Хорошо японцам у них или нет радиостанций или антенна упрятана в поручень на башне. Да и нашим довоенным БТ и Т-26 в этом смысле повезло!

А по поводу размещения на германских танках интрументов Ваша правда - все чинно, разложено по надгусеничным полочкам, да еще взаиморасположение меняют на различных модификациях (как на Т-3, например), Песня! Идилия для моделиста!

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy