Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

AML 1/72 Bf-109D-1 Hauptman Werner Molders, 3/J88 group of the Legion Condor, Spain, august 1938.

Очень интересная модель, если «приложить руки», то можно добиться весьма неплохих результатов. Однако, новичку справиться с ней будет весьма не просто.

Историческая справка

Модификация BF109D «Дора» являлась логическим продолжением и развитием ранних модификаций BF109ABC и появилась из-за того, что еще не был готов двиатель DB 601, который предполагалось ставить на самолет в дальнейшем. Поэтому на самолете стоял слабый, но сравнительно надежный мотор Jumo 210D. Двигатель обладал стартовой мощностью 580 л.с., а максимальную боевую мощность 640 л.с. развивал на высоте 2700 метров. Незадолго до появления Me 109D появился доработанный вариант двигателя Jumo 210D - Jumo 210Da мощностью 700 л.с., хотя и развиваемой лишь на небольших высотах. Двигатель позволял поправить летные качества самолета, ухудшившиеся в ходе серийного выпуска. Позднее, уже в конце 1939 года на большин¬стве «Дор» изменили выхлопные коллекторы на унифицированные с двигателем DB 601 с уплощенными патрубками, что увеличило скорость самолета где-то на 10 км/ч. Скорее всего, эту переделку провели в соответствии с программой унификации Umbausatz.

Серийный выпуск «Дор» начался не позднее весны 1938 года и продолжался до конца года. Всего собрали не менее 610 Me 109D. Из них в Испанию отправлено 35 «Дор».

Именно в Испании, в составе Легиона «Кондор», новые истребители впервые вступили в бой, главным образом, с советскими И-15 и И-16. Полностью превосходя И-15, и в значительной степени, И-16 по лётным характеристикам, BF109 сыграли ключевую роль в завоевании «франкистами» превосходства в воздухе.

Наиболее результативным пилотом, летавшим в Испании на BF109D, был Hauptmann Werner Molders, командир 3.J/88, имевший на своём счету 14 побед. Именно его машина выбрана прототипом для строительства модели.

Позже, в сентябре 1939г. BF109D принимали участие в польской компании, во время которой командир JG 102/ZG2 maj. Hannes Gentzen, летавший на BF109D-1, сбил 5 польских самолётов за один боевой вылет и стал первым немецким ассом во 2-ой мировой войне. Кроме того, BF109D участвовали в боях в Норвегии и закончили боевую службу во Франции в 1940г.

Пластик:

Модель BF109D в масштабе 1/72 выпускается чешской фирмой AML по технологии литья под низким давлением и в данном масштабе является безальтернативной, и в целом, соответствует существующим чертежам. Набор разработки 2004г. радует богатой комплектацией, в которую входят, кроме пластика, смоляная кабина, управляющие поверхности и колёса с имитацией загрузки, плата фототравления с деталями интерьера, щитками шасси и другой мелочёвкой, а также 2-мя одинаковыми вакуумформованными фонарями кабины.
К сожалению, на комплектации положительные эмоции от набора и заканчиваются:

Качество литья весьма невысокое даже для ЛНД; внутренняя расшивка лишь намечена, местами исчезая, к тому же не всегда верная; крупные детали требуют подгонки, особенно это касается стыка половин фюзеляжа в хвостовой части и, как обычно, стыка крыла с фюзеляжем. Выхлопные патрубки отлиты вместе с половинами фюзеляжа и не имеют ничего общего с модификацией BF109D.
Относительно неплохо отлита различная «мелочёвка»: стойки шасси, винт, кок и др. после небольшой обработки вполне пригодны к использованию. Это не относится к интерьеру кабины и управляющим поверхностям, отлитым в пластике крайне примитивно, но в наборе имеются соответствующие смоляные детали, так что качеством пластиковых вполне можно пренебречь.

Порадовало наличие фототравленных внутренних боковых поверхностей ниш шасси, в наборах фототравления для BF109 других модификаций этих деталей, как правило, не бывает. Качество смоляных деталей неплохое, дефекты поверхности отсутствуют, однако, при сборке требуется большое количество работ по подгонке смоляных деталей и пластика, складывается впечатление, что смоляные детали разрабатывались не для этого набора пластика.

Вакуумформованные фонари так же не порадовали: мало того, что пластик не слишком прозрачен, так и переплёт фонаря несколько несимметричен при виде сверху, явный дефект при изготовлении мастер-модели фонаря. Впрочем, после подгонки и установки на модель данный дефект не бросается в глаза.

Декаль неплохого качества, на 4 варианта, включая 2 машины из Легиона «Кондор», а так же машину JG 102/ZG2 maj. Hannes Gentzen. «Техничка» практически отсутствует, за исключением некоторых крупных элементов, впрочем, машины из Легиона «Кондор» «технички» практически не несли, если судить по фотографиям. Варианты окраски подтверждаются фотографиями, но имеют мелкие досадные неточности, вроде окраски винта в чёрный цвет RLM 22 на машинах Легиона «Кондор», хотя на многочисленных фотографиях хорошо видно, что винты изменяемого шага, изготавливавшиеся по лицензии фирмы «Гамильтон», были некрашеными с внешней стороны и часто несли овальные эмблемы «Гамильтон», отсутствующие в декали. Не должно быть на машинах Легиона «Кондор» и стойки антенны, так как на машинах не были установлены радиостанции.

Инструкция по сборке, в целом, вполне понятная, однако, в ней почти отсутствует информация по замене пластиковых деталей смоляными. Авторы видимо, посчитали, что «подготовленные моделисты» сами разберутся, что к чему.

Сборка

Сборка модели началась, как обычно, с кабины. Под установку смоляных деталей боковых поверхностей кабины толщина пластика была уменьшена шлифовкой почти до «бумажной» толщины, и всё равно пришлось стачивать и часть смоляных деталей, особенно в районе гаргрота и пола кабины, иначе половины фюзеляжа элементарно не сойдутся. Приборная доска взята из фототравления, для имитации шкал приборов использована ацетатная плёнка, так же идущая в наборе. Для любителей рисовать шкалы самостоятельно имеется смоляная приборная доска с хорошим рельефом. Прицел REVI изготовлен самостоятельно с использованием кусочка той же ацетатной плёнки.
AML 1/72 Bf-109D-1 Hauptman Werner Molders, 3/J88 group of the Legion Condor, Spain, august 1938.AML 1/72 Bf-109D-1 Hauptman Werner Molders, 3/J88 group of the Legion Condor, Spain, august 1938.
Внутренние поверхности кабины окрашены серо-зелёным RLM 02, тонированы масляными красками на бензине для зажигалок, рельеф подчёркнут «сухой кистью».

Сборка половин фюзеляжа потребовала большого объёма работ по подгонке и шпаклёвке, особенно в хвостовой части и нижней части капота двигателя. Выхлопные патрубки изготовлены самостоятельно из медной фольги и вклеены в отверстия, высверленные на месте штатных выхлопных патрубков. Для склеивания половин фюзеляжа, а также крыльев и шпаклевания щелей использован «суперклей» «Done Deal» с активатором- ускорителем. Этот же клей использовался и при установке фонаря, в отличие от многих других марок «суперклея», «Done Deal» не даёт характерного «запотевания» прозрачных деталей. При сборке ниш шасси использовались упоминавшиеся ранее детали фототравления, кроме того, в нижней части крыльев прорезаны отверстия выброса гильз крыльевых пулемётов. На модели полностью перерезана расшивка, уточнено расположение вентиляционных щелей в капоте, характерное именно для BF109D.
AML 1/72 Bf-109D-1 Hauptman Werner Molders, 3/J88 group of the Legion Condor, Spain, august 1938.
После подгонки по месту и установки смоляных управляющих поверхностей, был установлен на своё место предварительно «замаскированный» слегка подкрашенным клеем БФ-6 и покрытый изнутри глянцевым акриловым лаком Х-22 фонарь кабины.
Цветные детали БАНО использованы готовые от ELFа, после подгонки и установки также закрыты «масколом» из БФ-6. «Совок» радиатора был изготовлен самостоятельно из обрезков фототравления, предварительно была изготовлена имитация воздуховода из отрезков полистирола, т.к. планировалось установить «совок» в открытом положении.

Из тонкой медной проволоки изготовлена имитация шлангов тормозной системы, щитки шасси – детали фототравления. Стволы пулемётов изготовлены из тянутого литника. Из деталей фототравления от предыдущих моделей изготовлены жёсткие тяги руля направления.

Детали шасси, лопасти винта и стволы пулемётов устанавливались на свои места после окончательной отделки модели, окрашивались и тонировались отдельно.

Окраска

В качестве грунтовки использовался автомобильный металлик от «ABRO», он прекрасно держался не только на пластике, но и на предварительно обезжиренных смоляных деталях.

Для окраски использовался водорастворимый «Акан», RLM 65 светло-голубого цвета для нижних поверхностей и RLM 63 серо-зелёного цвета для верхних поверхностей. В принципе, достоверной информации, какого цвета была краска RLM 63, в настоящий момент не существует. Есть, по крайней мере, 4 различных варианта, наиболее вероятными являются серо–голубой (близок к RLM 65) и серо-зелёный (более светлый оттенок RLM 02). На мой взгляд, 2-ой вариант (серо-зелёный оттенок) кажется более предпочтительным.
AML 1/72 Bf-109D-1 Hauptman Werner Molders, 3/J88 group of the Legion Condor, Spain, august 1938.AML 1/72 Bf-109D-1 Hauptman Werner Molders, 3/J88 group of the Legion Condor, Spain, august 1938.AML 1/72 Bf-109D-1 Hauptman Werner Molders, 3/J88 group of the Legion Condor, Spain, august 1938.
Различные оттенки зелёного использовались в качестве маскирующей окраски практически во всех странах, имевших собственную авиацию. К тому же, использование 2-х оттенков голубого цвета, незначительно отличающихся друг от друга для окраски внешних поверхностей, экономически нецелесообразно. Косвенным подтверждением этого служит и то, что после испанской кампании использование краски RLM 63 было прекращено. В то же время, краска RLM 02, использовавшаяся до этого для окраски внутренних поверхностей, стала использоваться в трёхцветном осколочном камуфляже именно для окраски верхних поверхностей, по всей видимости, заменив собой схожий, чуть более светлый и серый цвет RLM 63.

Для оформления слегка размытой границы цветов использовались «колбаски» из пластилина. Границы чёрного цвета на капоте и белого на законцовках крыльев выполнены с помощью Тамиевского скотча. Лопасти винта – некрашеный алюминий, с внутренней стороны на 2/3 окрашены чёрным.

Перед нанесением декалей модель покрыта глянцевым акрил-уретановым лаком «Акан». Декали наносились с применением жидкостей «СЕТ» и «СОЛ» от «Microscale». После ещё одного слоя лака модель была тонирована масляными красками на бензине для зажигалок. Выделения расшивки практически не потребовалось, она получилась довольно глубокой и тонкой. В качестве финишного покрытия использовался полуматовый лак от «Microscale».

В завершение были нанесены следы эксплуатации, нагар и потёки технических жидкостей тамиевскими пигментами. Необходимо отметить, что на всех фотографиях BF109D «Легиона Кондор» машины выглядят практически новыми, без заметных нарушений лакокрасочного покрытия и сильного загрязнения, соответственно и модель сильно не «пачкалась» и не «обдиралась». После снятия масок с прозрачных частей фонаря на него был нанесён слой глянцевого лака Х-22 от Тамии, что обеспечило блеск и большую прозрачность «стекла».
AML 1/72 Bf-109D-1 Hauptman Werner Molders, 3/J88 group of the Legion Condor, Spain, august 1938.AML 1/72 Bf-109D-1 Hauptman Werner Molders, 3/J88 group of the Legion Condor, Spain, august 1938.AML 1/72 Bf-109D-1 Hauptman Werner Molders, 3/J88 group of the Legion Condor, Spain, august 1938.AML 1/72 Bf-109D-1 Hauptman Werner Molders, 3/J88 group of the Legion Condor, Spain, august 1938.AML 1/72 Bf-109D-1 Hauptman Werner Molders, 3/J88 group of the Legion Condor, Spain, august 1938.

Выводы:

Очень интересная модель, если «приложить руки», то можно добиться весьма неплохих результатов. Однако, новичку справиться с ней будет весьма не просто.

Список использованной литературы:

  • Messerschmitt BF109 in action pt.1
  • Monografie Lotnicze 42 Messerschmitt Me 109 cz. 1
  • Ouest France- Les Chasseurs De La Legion Condor
  • Luftwaffe in Spain 1936-1939
  • Osprey - Aircraft of the Aces. #011. Bf-109D-E Aces 1939-41
Александр Гришин
» Информация о статье
Просмотров: 7623
Опубликовано:
slava_trudu в 05.11.2007 - 11:25
хорошо получилось, вопрос: чем руководствовались когда выбрали красный кок винта?

>Модель BF109D в масштабе 1/72 выпускается чешской фирмой AML по технологии литья под низким давлением и в данном масштабе является безальтернативной

не совсем так, забыли про модель Sword в 1/72


AleksGRI в 05.11.2007 - 12:49
Судя по фотографиям, кок винта темнее основного цвета фюзеляжа, к тому же, цветом 3 staffel был красный. Именно красный кок у 6-79 показан в цветовых профилях в монографиях " Ouest France- Les Chasseurs De La Legion Condor" и "Legion Condor, Luftwaffe in Spain 1936-1939" и на сайте http://www.messerschmitt-bf109.de/

А вот про то, что "SWORD" делал "Дору", не знал, спасибо за информацию.
mmoustaf в 05.11.2007 - 21:17
Нет, кок, к сожалению не красный. Он цвета RLM 70. Так что это ошибку придется исправить.

Монографиям этим 100 лет в обед, и когда они писались фотографий Мельдерса с 6-79 так чтобы был виден кок не было. Точнее они были в книге Фрица фон Форелла "Мельдерс и его подчиненные", 1940 года издания. Ее и сейчас можно купить на ебее.

Да, дальше по статье:

--------------------------------------------------------------------------------

http://scalemodels.ru/articles/578.html
> Hannes Gentzen, летавший на BF109D-1, сбил 5 польских самолётов за один боевой вылет

Ханнес Гентцен НЕ СБИВАЛ 5 самолетов в одном вылете, что не помешало ему стать первым немецким асом.

Вот список побед Гентцена.

02.09.1939 PZL P-23

03.09.1939 PZL P-23

13.09.1939 PZL P-37

14.09.1939 PZL P-23
14.09.1939 PZL P-23
14.09.1939 PZL P-23
14.09.1939 PZL P-23

08.11.1939 Morane

07.04.1940 Curtiss

Добавлено спустя 5 часов 47 минут 14 секунд:

Судя по фотографиям, кок винта темнее основного цвета фюзеляжа, к тому же, цветом 3 staffel был красный. Именно красный кок у 6-79 показан в цветовых профилях в монографиях " Ouest France- Les Chasseurs De La Legion Condor" и "Legion Condor, Luftwaffe in Spain 1936-1939" и на сайте http://www.messerschmitt-bf109.de/

А вот про то, что "SWORD" делал "Дору", не знал, спасибо за информацию.

Еще Дору делал Аэропласт в 72-м масштабе. Ну.... так себе модель.
Анатолий Лысенко - Rowdy в 06.11.2007 - 01:32
не совсем так, забыли про модель Sword в 1/72
И каковы Ваши отзывы по свордовскому мессеру в сравнении с АМЛ. Моделька достойная или...Чему отдать предпочтение?
mmoustaf в 06.11.2007 - 09:20
И каковы Ваши отзывы по свордовскому мессеру в сравнении с АМЛ. Моделька достойная или...Чему отдать предпочтение?

АйСиЭму с доработками.
slava_trudu в 06.11.2007 - 10:25

>И каковы Ваши отзывы по свордовскому мессеру в сравнении с АМЛ. Моделька достойная или...Чему отдать предпочтение?

АМЛ видел в несобранном виде, в коробке, сам лично не собирал, в сторону Sword склонился из-за более низкой цены набора и более высокого качества литья по сравнению с AML, как совершенно справедливо отметил Мансур, оптимальным выбором будет гибрид на основе ICM/Tamiya. Тут небольшая статья про аналогичную постройку:

http://ischo.livejournal.com/tag/модели+(Bf109D)
heliofly в 09.11.2007 - 17:13
AML лучше на мой взгляд.У Sword xуже обработка пластика и по геометрии не очень.Кроме того, в наборе AML есть еще aftermarket(не знаю русского аналога этого слова),а у Sword нет,зато есть детали для других мессеров.Если в достаточной степени владеете английским,зайдите на SMAKR(Scale model aircraft kits rewiews)-там достаточно подробно давались рецензии на обе модели(и не только).Удачи.
slava_trudu в 09.11.2007 - 22:37
>Кроме того, в наборе AML есть еще aftermarket,а у Sword нет

не совсем так, в наборе AML идет листик травления

а в наборе Sword немного деталей из смолы
heliofly в 10.11.2007 - 18:22
Александр, в моем наборе идет травленка и смола для интерьера,элеронов,колес.Может,мой это спец .выпуск,но,что есть ,то есть.
С уважением,Андрей
heliofly в 03.12.2007 - 11:48
Ув. Карабас-Барабас!
На SMAKR вышел обзор SWORD Bf109D,если это еще актуально,можете сравнить с AML.По-моему,AML гораздо лучше.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy