Желание потолкаться локтями в грядущем турнире по японским одномоторникам заставило меня открыть шкаф с моими модельными сокровищами. Обозревая стройные (и не очень) ряды коробок,мой взгляд зацепился за Ki-44 от Hasegawa. А что если… ну. а почему бы и нет, подумалось мне.
Немного истории
Опыт боев в Китае и на Халхин-Голе подсказал японскому командованию, что неплохо-бы обзавестись истребителем, ориентированным на перехват скоростных самолетов противника. Накадзима получила задание на разработку такой машины в 1939 г. Для обеспечения необходимых качеств (высокая скорость и скороподъемность) главный конструктор Т. Кояма решил использовать самые последние веяния авиационной моды того времени – винт с автоматически изменяемым шагом, убирающееся шасси, закрытую кабину с фонарем кругового обзора, работающую обшивку и, самое главное, мощный двигатель. В итоге получился самолет с характерным и особенным обликом – двигатель воздушного охлаждения венчал бочкообразный фюзеляж с прямыми крыльями небольшой площади. Чтобы хоть как- то улучшить несущие свойства такого крыла самолет оснастили щитками, которые могли отклоняться не только при взлете и посадке, но и в ходе воздушного боя. Поскольку Ki-44 изначально проектировался как перехватчик, он получился не таким маневренным как Ki-43, но зато обладал неплохой скоростью и очень хорошей скороподъемностью – последние серийные варианты развивали около 600 км/час, а высоту 5000 м. набирали чуть больше 4-х минут.
Выбор прототипа и изучение матчасти
Традиционно начал с изучения прототипа. К сожалению, оказалось, что по этой машине информации маловато. В моем распоряжении имелось несколько книг в электронном виде, которые во многом перекликаются друг с другом, да еще два-три десятка фотографий. Большим подспорьем является ветка по матчасти этого пепелаца на родной Скале. Пришлось так же в качестве источника ориентироваться и на инструкции к травлению Эдуард для моделей Hasegawa в 32 масштабе и фотографии собранных моделей.
Не удалось обнаружить на просторах всемирной паутины ни одного walkarond. Да и вообще, подробных и качественных фото кабины, ниш шасси и двигателя ни в книгах, ни в сети днем с огнем не сыщешь. Не то, чтобы информации нет совсем, она есть, но ее мало. Тому виной, видимо, относительно небольшое по меркам войны количество выпущенных самолетов (приводятся данные о 1225 штук, включая опытные). Ну а самое главное, целиком до нашего времени не дожил ни один Ki-44.
Таким образом, значительное количество времени пришлось потратить на поиски информации. Это осложнило работу над моделью, тем более, что в мае я стал папой и хобби закономерно отошло на задний план моих интересов.
Уже после начала сборки мне посчастливилось наладить контакт с Искендером Майлибаевым aka Nomad, который оказал мне неоценимую помощь в вопросах матчасти и окраски. Без него я, безусловно, наделал-бы кучу ошибок. В процессе постройки мы постоянно общались, неоднократно по его советам я дорабатывал разные детали, немало времени ушло на выяснение особенностей окраски интерьера и камуфляжа. Так что, смело могу записать Искендера в соавторы и конечно хочу выразить ему большую благодарность!
Теперь о модели
Это творение от Хасегавы нельзя назвать шедевром. Насколько я понял, у нее есть некоторые геометрические неточности, не блистает она и богатством деталировки. Тем не менее, этот набор вполне позволяет построить хорошую и красивую модель Shoki.
Рынок модельного афтемаркета не предлагает на хасин Ki-44 богатого выбора аксессуаров. Мне удалось заполучить лишь небольшую плату травления Эдуард FE163 Ki-44 Tojo, смоляное кресло True Details 48415 Ki-44 Shoki Seat, и двигатель Вектор 48019 Сакае-11/12 (НА-25) (правда, требующий конверсии, но об этом ниже).
Ввиду недостаточного количества информации и отсутствия времени я не стал вдаваться в дебри геометрического соответствия и местоположения расшивки, так же отказался от мысли имитировать хлопуны в местах расположения заклепочных швов, хотя так хотелось. Решил доработать кабину, ниши шасси, двигатель, ну и расклепать.
В части варианта окраски долго не мог определиться с выбором. Изначально думал построить модель самолета из авиационной школы Akeno, но данного варианта окраски в моем наборе не было, а рисование специфичной эмблемы отняло-бы столь дефицитное время. В конечном итоге я остановил свой выбор на одной из машин известного аса Yukiyoshi Wakamatsu из 85 сентая, чей вариант окраски предлагала инструкция. Кстати говоря, в инструкции Хасегавы для этого самолета предлагается один камуфляжный цвет для верхних поверхностей, хотя, судя по фото прототипа и боковикам в литературе, их явно два. Хиномару на оригинале тоже несколько отличаются размерами от имеющихся в декали.
Ki-44 Wakamatsu представляет собой раннюю модификацию второго варианта самолета – т.н. Ki-44-II ko. Эта модель отличалась от Ki-44 I, прежде всего, установкой нового двигателя Ha-109 мощностью 1520 л.с. и усилением конструкции. Самым приметным внешним отличием этой модификации является более тупоносый кок винта. На данной машине сохранилось вооружение из двух обычных и двух крупнокалиберных пулеметов и ранний телескопический прицел.
«Он сказал «Банзай!» и махнул рукой»
Постройка
К сожалению, из-за спешки не всегда удавалось сфотографировать процесс работы над моделью, но словами постараюсь описать как можно полнее.
Кабина
Из информации по кабине у меня имелся один рисунок, одна практически бесполезная фотография, инструкции к травлению Эдуард для модели Ки-44 в 32 масштабе, да фото собранных моделей. Не густо, конечно. Впрочем, я успокаивал себя мыслью, что из-за бочкообразной формы фюзеляжа после сборки все равно толком ничего видно не будет.
Были выполнены следующие доработки:
- установил различные детали травления Eduard;
- травленые ручки дополнил шариками из суперклея на концах;
- из проволоки сделана проводка и тяги;
- добавил несколько самодельных деталей ориентируясь на рисунок;
- установил смоляное кресло;
- уже на этапе подбора цвета кабины дополнительно сделал некоторые отсутствующие детали, например рычаг форсажа, фонарик, регулятор подачи кислорода, на ручке управления добавил кнопки управления огнем.
На фото интерьер собран временно, специально для фотосъемки, красились детали конечно по отдельности.
Базовый цвет кабины и интерьера Шоки это отдельный глобальный вопрос, с которым мне помог разобраться Искендер. Основным источником информации по этой теме является статья Ника Миллмана. По его мнению варианты цвета интерьера могут быть следующие:
1. Темный сине-серый №3 для машин от ранних до средних серий. По японски цвет называется Hairanshoku или Hai-ai-iro.
2. Желтоватый оливково зеленый № 29 - Ki midori iro для машин средних и поздних серий.
3. Оливково зеленый №7 - Ohryoku 7 Go Shoku для машин поздних серий.
4. Прозрачный желто-зеленый аотаке возможно применялся на некоторых машинах средних серий.
5. Синий аотаке
После всех наших сомнений Искендер обратился непосредственно к Нику и он рекомендовал покрасить кабину для данного временного периода в темно сине-серый № 3 (Hai ai iro). Этот цвет был получен путем смешивания акриловых красок Тамия – XF-18 и XF-19 с добавлением XF-8.
После окраски мелочевки (основные цвета – черный, металлический и аотаке) выступающие элементы интерьера были тонированы масляными красками, серебрянкой немного показана ободранность металла, далее глянцевый лак, смывка, матовый лак и в конце пол был немного попачкан пигментами от Mig.
Двигатель
Двигатель в модели традиционно представлен в упрощенном виде и по-хорошему требует замены или доработок. В виде афтемаркета двигателя На-109, насколько мне известно, нет. Информации по самому движку так же немного. Все что есть, представлено в ветке по матчасти Ki-44 здесь на сайте. Оттуда же почерпнуты сведения, что нужный двигатель очень похож на Сакае-11/12 (На-25), который производится фирмой Вектор под индексом 48019.
Искомый набор мне вовремя предоставил Евгений Полищук aka Starina, за что ему мое большое сенькью
Детальное рассмотрение показало, что двигатель с одной стороны похож количеством и внешним видом цилиндров, а с другой отличается картером. Картер двигателя На-109 имеет несколько другую форму, а главное немного крупнее, чем у На-25. Вот для примера сравнение этих деталей у Вектора и Хасегавы.
Поэтому пришлось делать небольшую конверсию, сращивая картер Хасегавы с Вектором. Мелкая деталировка выполнялась с оглядкой на другие японские движки, в частности На-119, который использовался на Ki-43.
Что было сделано:
- из пластикового картера аккуратно вырезано кольцо коллектора зажигания и срезан бритвочкой регулятор оборотов двигателя;
- в трубочках коллектора высверлены отверстия под проводку;
- со смоляного картера бритвой срезаны некоторые детали и перенесены на пластиковый;
- регулятор оборотов двигателя дополнен кружочком из листового пластика и приклеен обратно;
- в цилиндрах высверлены отверстия под толкатели и проводку;
- кольцо коллектора приклеено обратно через прокладки из кусочков пластика, головки болтов вырублены пробойником;
- между цилиндрами добавлены перемычки из пластика с отверстиями;
- детали двигателя были окрашены, тонированы и собраны воедино;
- внутренности капота были окрашены в серый цвет;
- толкатели и проводка сделаны из проволоки и окрашены на финальном этапе (в кадр на данном этапе не попало);
- в коке доработал храповик – просверлил отверстие и бритвой вырезал характерную форму.
Ниши шасси
Ниши шасси дорабатывались в несколько этапов, окончательная доводка выполнялась после консультаций с Искендером.
Ориентироваться пришлось в основном на не очень четкие фотографии ниш, находящегося в Китае центроплана Ki-44 и инструкцию Эдуард к травлению на Ки-44 в 72 масштабе.
В окончательном виде список доработок выглядит так:
- переход из пола в заднюю стенку был скруглен пластиком и шпаклевкой;
- в нише были высверлено множество отверстий (как на месте обозначенных в пластике, так и во многих других местах). Значительное число из них пришлось сверлить на боковых стенках ниш. Отверстия на передней стенке получились не очень аккуратными, поэтому я закрыл их круглыми заглушками (сделал по аналогии с нишами Ki-43). Пластик на внутренней части отверстий был выбран для придания масштабной толщины;
- отверстия в поле ниш закрыты изнутри листовым пластиком;
- как свидетельствуют фотографии центроплана Ki-44 из Китая отверстия на полу и частично на стенках могли закрываться заглушками (заметны квадратные следы базового алюминия на покрытии аотаке). Заглушки решено было сделать не везде, а оставить часть отверстий открытыми, имитировав на этапе покраски базовый алюминий. Поэтому пластиковые квадратики приклеивались с художественной хаотичностью;
- на задней стенке добавлено по паре ребер из пластика и проводка из проволоки.
Створки ниш, стойки и колеса
Створки основных стоек шасси на модели сплошные и подходят для поздних модификации Ki-44-II, а на ранних внутренние части створок имели силовой набор. Учитывая, что пластиковые детали сделаны очень толстыми, решено было изготовить створки самостоятельно. В качестве основного материала выступил листовой алюминий.
Порядок изготовления створок выглядит так:
- сначала я вырезал детали створок из алюминия, использую в качестве лекала их пластиковых братьев;
- затем иглой по линейке нанес клепку и слегка загнул нижние части створок для придания правильной формы;
- элементы силового набора створок сделаны из полосок нашинкованного листового пластика, которые приклеивались эпоксидным клеем.
Дополнительные створки взял из набора: сточил для уменьшения толщины, иглой нанес клепку, элементы тяг из проволоки и пластика.
На стойках пилкой углублены резиновые чехлы, добавлены детали из травленки и проводка. Проводка закреплялась суперклеем и колечками из фольги.
Колеса так же потребовали некоторой доработки: срезал отлитую зацело имитацию трубок (очевидно это трубки под ниппель) и сделал их заново их проволоки, сплющив кончики.
Склеивание фюзеляжа и крыльев прошло штатно, шпаклевки понадобилось совсем немного
Ниша заднего колеса и створки
Традиционно по этому узлу многих самолетов информации мало. Аналогичная ситуация и с Кi-44.
Благодаря Искендеру, удалось заполучить рисунок из ТО на нишу и фотографии створок, где видно, что крайние ребра имеют перфорацию.
Створки сделаны, как и для основных ниш – основа алюминий, силовой набор из пластика.
Ниши решил сделать в упрощенном виде. С одной стороны сроки проведения турнира уже поджимали, да и на Ki-44 створки в стояночном положении прикрыты очень плотно и практически ничего через них не видно. На стойке заднего колеса углубил скальпелем и пилкой контуры вилки.
Другие детали
Далее я окрасил место фары в крыле хромом, вклеил стекляшку, вышкурил заподлицо с крылом и отполировал тремя шлифовальными тамиевскими пастами разной зернистости.
На место отлитых в пластике вклеены травленые решетки.
Затем настал черед доработки расшивки – восстановил линии расшивки на стыках деталей и добавил несколько новых по чертежам, приклеил несколько лючков из фольги, углубил пилкой управляющие поверхности и ошкурил все поверхности нулевкой.
Патрубки на модели сделаны вполне неплохо, я лишь высверлил поглубже отверстия и сделал потоньше стенки.
Пито из трубочек Model Point.
Стойка антенны изготовлена из иглы: поработав гравером, надфилями и шкуркой придал правильную форму и сделал небольшой пропил на самом кончике (так легче будет потом закреплять антенну).
Прицел дополнил тягой из проволоки.
К внутренней части капота приклеил стволы пулеметов из трубок.
Крыльевые пулеметы взял из набора, лишь высверлив отверстия.
Заголовник фонаря деталирован травленкой и пластиком, в задней его части зашпаклеваны старые и высверлены новые отверстия (в модели их 3, а должно быть 4).
Высверлил отверстия под козырьком фонаря.
На удивление плохо с фюзеляжем стыкуется фонарь. Если для сдвижной части я обошелся небольшим сошкуриванием внутренней части по периметру, то с козырьком пришлось поступить сложнее. Козырек я тоже немного подшкурил, замаскировал скотчем для предотвращения повреждений и приклеил на эпоксидный клей. Контур козырька на фюзеляже выклеил скотчем и зашпаклевал щели суперклеем с активатором. Поверхность выводилась при помощи наждачки и шлифовальных паст. В конце осталось только пилкой показать контур козырька.
БАНО на модели отлиты зацело с крылом. Я же решил их переделать: нанес на БАНО силиконовый герметик, после его высыхания снял получившиеся формы и срезал имитацию БАНО с крыльев. Потом на этапе окраски они будут сделаны из эпоксидки с добавлением краски.
На маслорадиаторе борами выбрал тыльную часть, ошкурил и добавил решетки (на лицевой стороне из травленки, задняя из листового пластика отформованного на надфиле).
Приклеил стойку антенны и Пито.
После окончательной маскировки фонаря я надул на переплет черный цвет и загрунтовал модель (сюрфейсер 1000).
Затем за пару вечеров накатал по чертежам заклепочные швы.
После устранения дефектов поверхности и переделки некоторых линий заклепок модель, наконец-то, была готова к покраске.
Окраска и отделка
Теперь попробую восстановить порядок окраски и финишной отделки модели:
- прешейдинг черным тамиевским акрилом и заодно надул черную антибликовую полосу на фюзеляже;
- задул красным места под хиномару (Mr.Color 3 Red) и желтым передние кромки крыльев (Mr.Color 58 Orange Yellow);
- наложил маски на хиномару, черную полосу на верхней части фюзеляжа и на передние кромки;
- задул управляющие поверхности в Mr.Color 128 Gray Green;
- винт задул в желтый, потом прилепил маски по форме полос и покрасил в Mr.Color 131 Propeller color;
- в алюминий покрасил ниши, диски и стойки шасси;
- закрыл жидкой маской Mig стойки и приклеил квадратные маски из тамиевского скотча на места отверстий в нишах шасси;
- створки, ниши и видимые части закрылков покрашены в аотаке (Mr.Color 57 Metalic Blue green). Собственно говоря эти детали могли быть и сине-серого цвета, использованного при окраске кабины, но очень уж хотелось покрасить в аотаке. Аотаке был выбран еще и потому, что на фотографиях находящегося в Китае центроплана Шоки в нишах проглядывается именно он. Готовые ниши закрыл поролоном и жидкой миговской маской;
- затем настал черед окраски под алюминий. Сначала некоторые панели задул в Mr.Color 8 Silver (на удивление эта краска весьма неплоха из серии обычных металликов) и Alclad (темный алюминий, полуматовый алюминий). Потом закрыл эти панели масками и надул полированный алюминий Alclad. Из-за того, что базовое покрытие на моей модели не глянцевое, то получился просто яркий алюминиевый цвет, который вполне соответствует тому, который виден на документальных фотографиях;
- прототип моей модели поверх обычной заводской краски покрыт камуфляжем из зеленого и коричневого цветов. При его нанесении в частях закрывали заводские хиномару и антибликовую полосу. В итоге вокруг этих элементов оставался кант базового алюминия. На модели я поступил следующим образом: нарезал тонкие полоски тамиевского скотча, аккуратно его прилепил к имеющимся маскам ОЗ и черной полосы, затем промазал стыки жидкой миговской маской;
- далее пошла нудная и кропотливая работа по надуванию мелких полосок и пятнышек камуфляжа. Судя по фото прототипа и имеющимся боковикам форма и характер пятен несколько различались: зеленые пятнышки имеют чаще вытянутую по горизонтали форму, а коричневые более вертикальные и не такие вытянутые. Для зеленых пятнышек использовал рекомендованную инструкцией Mr.Color 129 Dark green (Nakajima). С коричневым пришлось поступить сложнее. Мы с Искендером пришли к выводу, что наиболее удачной будет комбинация тамиевского акрила XF-78 c XF-64 и XF-68. Надувал камуфляж краской жидко разведенной изопропиловым спиртом с минимальной подачей, давление 0,8-0,9. Из-за гладкости покрашенной в алюминий поверхности краска так и норовила разбежаться кляксами. Но после небольшой тренировки на предварительно окрашенным в серебрянку куске пластика дело пошло веселей и все получилось хорошо;
- покрасил аэрографом и кисточкой всякую мелочь (резина колес, штоки на стойках, проводку, патрубки, пулеметы, храповик и т.д.);
- стволы пулеметов тонировал порошком графита;
- тонкой кисточкой тамиевской эмалью показал сколы алюминия;
- затем склеил модель и мелочевку в одну кучу и задул глянцевым акриловым лаком Акан, для разведения которого варварски использована отечественная огненная вода;
- перевел декали технических надписей на управляющие поверхности и передние кромки крыла;
- надул жидкой серо-коричневой краской следы грязи от линий расшивки, закрывая соседние панели масками;
- смывка от Mig (смешал темную и нейтральную смывки);
- после удаления следов смывки и подправления всяких мелких пакостей модель была задута полуматовым акриловым лаком Акан;
- отлил БАНО в сделанные ранее формы, используя двухкомпонентную смолу UHU с добавлением красной и синей акриловых красок.
Затем осталось только снять маски со стекляшек, натянуть и покрасить антенну. А дальше скорее делать фотографии, впопыхах набросать аннотацию для турнира и скинуть это все Вячеславу.
Уже после размещения работы на турнире я немного побаловался масляными красками, показав ими загрязнения корневых частей крыла и колес, потеки масла и выгорание краски на черной полосе фюзеляжа.
В заключение настала пора сказать спасибо моей жене и маленькой дочке, которые терпели долгое отсутствие рядом с собой мужа/папы и моей маме, взявшей на себя семейные обязанности сына в последние несколько дней работы над моделью.
Ну и хватит, пожалуй, отвлекать Ваше внимание своей писаниной.
Алексей_Крюков
Алексей, присоединяюсь к поздравлениям по поводу отлично выполненной работы.
Это тот случай, когда не хочется искать огрехи и неточности в выполненной модели, а хочется просто получать удовольствие от просмотра фото. Молодец!
Алексей, присоединяюсь к поздравлениям по поводу отлично выполненной работы.
Это тот случай, когда не хочется искать огрехи и неточности в выполненной модели, а хочется просто получать удовольствие от просмотра фото. Молодец!