Здравствуйте уважаемые друзья. Наконец то закончена моя вторая модель. Пройден не лёгкий и зачастую не понятный путь в полтора года. Всё началось 28 июня 2008 года с фразы:
" Приветствую всех. Немного покрутившись здесь на форуме и приобретя первичные понятия - решил сделать второй шаг и начать сборку "из коробки" Su-39. Каких либо пожеланий при покупке не было, просто вот такая коробка от Звезды. Имеется в начичии: аэрограф, клёпалки, скрайбер и пр. мелочёвка.
Красится будет акрилом от Звезды по заданной разработчиком схеме, краски заказаны и на подходе.
Не преследую цели создать точную копию, но какие возможно доработки ручками, буду стараться сделать.
Хочу попробовать сделать:
1. Заклёпочные швы (нужны чертежи)
2. Готов выслушать все предложения по кабине (для самодела)
3. Буду заморачиваться со шлангами на стойках
4. Буду пробовать смывку и тонировку
Как же я ошибался...
Небольшое отступление
вся сборка проводилась в прямом эфире и занимает больше сотни страниц, в данной статье я попробую сжать информацию по максимуму, ну а кто хочет перечитать в подробностях, то прошу сюда. Отмечу, что в данной статье использованы фото из обсуждения о создании модели и только малая часть этих фото, может не самая удачная, но разобраться в этом объёме очень тяжело даже мне, но если идти пошагово, то всё ясно и понятно.
Итак, попробуем вспомнить и повторить вкратце не лёгкую судьбу модели истребителя танков. Первое, что хотелось бы отметить, что Су-39 от Звезды не модель для новичка и просто на обум купленная коробка с красивым прототипом не гарантирует хорошего результата. В моём случае было именно так... просто пошёл и купил, не советовался, не выбирал, не проверял за это много раз себя журил, психовал и прочее, прочее прочее, но что сделанно, то сделанно, энтузиазма было много, желания ещё больше, а вот инструментов и навыков кот наплакал. Коробка содержала следующее
Всё начиналось как обычно с кокпита, но кокпит от Звезды не вызывает ни каких эмоций кроме фразы: " И это всё?"
Но я же уже чувствовал себя уже моделистом, мнил, что могу всё сделать, открыть Америку и поразить зрителей. Поэтому взял воск, выдавил жалкое подобие приборной доски - и отлил в эту форму цианокрилатовую детальку
Мне эта деталька даже понравилась, как я с ней возился, старался и выдумывал. Но нормальные люди быстро поставили меня на место, простым вопросом " вы считаете, что это похоже на приборную доску?"... уж вопрос, так вопрос... конечно не похоже, конечно так не делают. Но в теме потихоньку стал собираться очень хороший и душевный коллектив, благодаря которому модель то в принципе и закончена. Обсудив создавшуюся проблему, впервые прозвучало волшебное слово"афтемаркет" кабина от НеОмеги. Сказано, заказано.
А пока работала Почта России, ваш покорный слуга смело схватился за следующуюю подработку, ей оказались двигатели. Не хочется превращать статью в полное порицание фирмы "Звезда", тем более, что в инете хватает изкоробочных Сушек, которые были аккуратно собранны и покрашены, да и сама фирма выпускает другие, вполне достойные модели... но мои открытия только начинались и в качестве имитации сопел я увидел следующее...
Прямо скажем, энтузиазма не вызывает, а вокруг столько красивых моделей, люди всё так интересно имитируют... взяли инструменты в руки и принялись за самопал. Были использованы разные методы и способы приближения к реальности, но в результате на выходе оказались алюминиевые сопла с навитыми лопатками турбины. Получилось вполне похоже, результат радовал и вселял надежду на успех
Воздухозаборник, его канал и лопатки компрессора были пройдены малой кровью... жалко, что теперь их не видно совсем...
В результате была сделана сносная имитация двигателя Р-195. Конечно видели мы двигатели и получше, но это первый опыт, это в руках настоящая, похожая деталька. Ура, товарищи - двигаем дальше.
Но дальше была очередная засада, весь путь данной модели сплошная засада. Мотогондолы один из самых корявых элементов у любого производителя Грачей, Звезда не осталась в стороне и реальность мотогондол оставляет желать лучшего. Правда сейчас Муса ака Уокер имеет в работе проект по выпуску исправленных мотогондол. Проект очень полезный и очень нужный, а всё сообщество моделистов надеется, что задача будет выполнена и Грачи получат реальные гондолы.
Пока мы глубоко не погрузились в косяки и недостатки мотогондол, а начали только обсуждения и измерения, а Почта России доставила афтемаркетную кабину (ура!) приступаем к окраске, подгонке и монтажу. На данном этапе я впервые столкнулся с проблемой отсутствия и подбора краски. Это сейчас умный моделист изучив модель, цвета и оттенки, выбирает производителя, заказывает краски и приступает к работе, а глупый новичёк ничего этого не имеет. Приходится заказывать и ждать. Я остановился на красках Акан. Большое спасибо Саше Аканихину и за подбор красок и за советы на протяжении всей постройки. Была в основном использована водорастворимая 7***** серия. Следует отметить, что акрил-уретановые эмали Акана в общем мне понравились больше, но они имеют недостаток абсолютной непригодности под кисть и последующие подкраски, ретуширование, не реальны. Поэтому постепенно были куплены все оттенки уже имеющихся, но водорастворимых акрил-латексных красок, да и в самой работе аэрографом перешёл на водорастворимую серию. Очень часто встречаются вопросы, чем разбавлять, как дуть? Уже сказано НО, повторим.... водорастворимые разбавляются Водой, в пропорции указанной производителем, а 8***** серия, разбовляется родным растворителем. И не надо ни чего придумывать, эксперементировать и набивать себе шишек. Заказываете краски - купите растворитель. По моему 8**** серию можно использовать с более тонким соплом, удачно работал и на 0,15, а вот для 7***** оптимально 0,3 - 0,4.... не спеша с промежуточной промывкой кончика иглы от "наслоений" и будет счастье. А заказать практически всю палитру можно в надёжном интернет магазине http://plasticmodel.ru/?page=paints
Но вернёмся к нашему страдальцу. Сразу хочу отметить один вопрос, которому в своё время посвятили кучу времени - cвинец в носу. Как видно на фото - был вклеен солидный кусочек в одну из половин. Но во-первых вклеен на цианокрилат, долго и правильно обсуждали, что не надо так делать - клеить надо или на ПВА, или на эпоксидку, а то можно получить катастрофические последствия через годы, белые хлопья, разрывающие модель. Подробно об этом в самой теме, ну а я закрасил свинец и надеюсь, что через годы модель будет цела. Второй проблемой стал обычный результат (свинца то МАЛО) Братцы, нужно заранее вложить, как можно больше. Когда готовая модель падает на хвост, волосы стоят дыбом... бррр... те ещё воспоминания. Потом сверлил в носу отверстие закидывал по одной дробинке и исправил проблему, но перепуган был по-полной.
Занимаясь кабиной я столкнулся с одной из основных сложностей афтемаркета.
Новые детали сделаны более точно и их подгонка требует основательного перепила родного пластика, стачивания до бумаги. А в данном случае ещё и фонарь не желал становиться на точную кабину. Проблема - есть проблема, и ваш покорный слуга полез в очередные дебри - вакуумное изготовление нового фонаря. Родилась статья, была сделана вакуумная установка, изучен вопрос изготовления фонарей и получен вполне хороший результат. На фото отдельно один из промежуточных фонарей а так же стадии работы
Следует отметить, что при тех результатах, которые мы видим на фото, в итоге от вакушного фонаря остался только козырёк. После окончательной сборки и снятия масок оказалось, что в кабину попали стружки от других "лесопильных" работ. Пришлось вскрывать и всё переделывать. Но здесь это делалось не один раз, так что мы видем промежуточный и не существующий вариант, но работа была сделана, счастья было много, а я научился вакуумировать фонари.
На фотографиях так же хорошо виден прицел. С прицелом была целая эпопея. Пилили мы его недели три... и из проволоки и из пластика, как только не извращались, но результата не было. В итоге я вырезал в твёрдой породе дерева нужный контур, типа резьба по дереву. Получил утопленную канавку а неё буквально вшпаклевал двухкомпонентную шпатлёвку, таким образом получил абсолютно симметричные боковушки прицела. Дальше было просто... стёклышко и козырёк. А вообще я сделал вывод, что самым красивым будет фототравлённый прицел - легко изготавливается, монтируется. Бывают просто в продаже, но свои шишки дороже и результат мы получили. Ох помню и радости было, от наличия такой детальки.
Но радости - радостями, а надо было идти вперед и мы вернулись к мотогондолам. Исправлялись основные косяки ( в меру сил конечно, к настоящим я слабо приблизился) первое - выштамповка:
У настоящего самолёта на мотогондоле присутствует некое утолщение (выштамповка) умные люди мне говорили: вырезать из пластика подходящей толщины нужный овал, наклеить его на место модельным клеем, дать застыть, ошкурить и будет счастье... но нет.... мы же китайские пионеры, пошли "умным" путём... и врезультате получили кучу проблем. Была сделана опалубка, в неё залит цианокрилат, вроде хорошая идея .. НО... во-первых цианокрилат при литье ведёт себе ни чуть не лучше других литьевых материалов, образует внутри пузырьки и при зашкуривании мы получаем раковины, их долго и нудно шпаклюем, исправляем, полируем... убиваем кучу времени, а уйти то на правильный путь уже нельзя, на нужном месте гора цианокрилата. Во-вторых поверхность стала состоять из разных материалов пластик и цианокрилат, а плюс учаски из двухкомпонентки, которой исправлялись другие неточности мотогондол.... бог ты мой.... такая поверхность потом сказала своё резкое фу..., расшивку по мне не нарезать.
А к расшивке мы скоро приступим... сначала получалось вот так
Не очень красиво , но опыт, опыт, приобретение нужных инструментов делали своё дело. Об этом чуть позже, а пока мы вышли на новую идею. Были приклеены к фюзеляжу мотогондолы. Как вы думаете что мы увидели?... Правильно щели, ужас и прочее. То что контур пуза самолёта и модели не сходятся это главный косяк и самый сложный элемент в изготовлении, его мы не трогали. Правильные контуры уважаемый Муса выводит, ну а наш дружный коллектив и я старый авантюрист решили,что модель очень сильно оживит изготовление похожих ниш шасси.
Перед глазами фрагмент мультфильма "Алёша Попович и тугарин...." с фразой.... " ой дураааааак", решение принято, шашки наточены, советы получены, начался глобальный перепил. Наверно где то здесь можно впервые обратить внимание на слова с которых начиналась эта работа и эта статья, к данному приколу мы возвращались много раз и каждый раз смеялись и улыбались. Работа над нишами шасси позволила пройти такие этапы моделизма, как снятие копии контура поверхности и последующее его новое изготовление вакуумным методом. Сначала ведь вывели будущее днище, а потом то его спилили и выбросили, а створки шасси то нужны... вот и изучал сей вопрос, пилил, строгал копировал.
Если быть предельно честным, то ниши оставляют двоякое чувство, они красивые, в них вложено много труда, они многому научили... НО их не видно. Здесь я научился одному из правил моделизма, что иногда надо делать даже то, что никто потом не увидит, во-первых остануться фото, а во вторых пройдут годы, разломает праправнук модель и скажет : "... ну дед и извращенец был". В общем сделали мы ниши и их фото с раскрытом виде имеется. Мне они очень нравится, тут впервые попробовал смывку маслом на бензине по футуре, занимательное действо и очень неплохой результат.
После эпопеи с нишами упёрся в очередную проблему этого снежного кома.... надо было востанавливать расшивку... ни инструмента, ни навыков... как всегда ни чего. Но рядом были друзья, были хорошие советы, что то прикупил, что то сам сделал... родилась статья о расшивке http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_1380.html
Но прежде чем это написать, я много чего узнал... Благодаря Игорю Слапыгину, во-первых понял, что дебри так густы, а поверхность так не подходит для красивой расшивки, что выход только один - задувать модель слоями мягкой акриловойшпатлёвки и твёрдого автомобильно акрилового грунта. Секреты этой технологии, её необходимость и способ выполнения всё там же, на просторах темы о создании Сушки, а так же подробно обсуждались Игорем в его теме о сборке Миг-21ф13. И там и там, толчком к такому решению была необходимость выровнять поверхность, создать однородный слой и полностью перерезать расшивку, накатать клёпку. Прежде чем выложить фото, раскрою ещё один косяк и проблему новичка. Вроде всё делали правильно, нашли и изучили нужные технологии, даже применили их... НО когда к фюзеляжу и мотогондолам, с нарезанной новенькой расшивкой были приставлены крылья от Звезды, настроение резко упало. Качество и различия были так велики, что в результате пришлось маскировать фюзеляж, задувать крылья шпатлёвкой и всю расшивку перерезать и на них то же. Времени убито куча, но есть и плохие и хорошие моменты - я теперь умею делать расшивку и катать клёпку, а плохие... помните откуда ноги выросли? Выштамповочку сделал из цианокрилата.
После того как в руках оказалась вполне симпатичная серенькая моделька с линиями расшивки и клёпки, стал вопрос о необходимости изготовления всех мелких элементов. Ну всех это громко сказано, хотябы большей их части. Обсуждали мы практически все выступающие части, но сделано конечно не всё. Это теперь я знаю слово "перфекционизм" и стараюсь его избегать, а тогда я просто был болен этой болезнью. Примерно с этого этапа работ стало окончательно понятно, что детали из коробки Звезды окончательно не смотрятся на модели и всё надо делать с нуля и делать ручками. Сделано много, вроде смотрится то же не плохо, но опять же время, время, время.
При изготовлении мелочёвки впервые окунулся в мир металла в моделизме. И опять Игорь Слапыгин консультировал, народ дружно помогал, а работа двигалась вперёд. Цилиндрики управления тримерами точились токарным способом на фрезерном станочке. Щитки цилиндров уборки-выпуска закрылков штамповались на матрице из плексагласа. Патрубки забора воздуха это трубки с натянутой и загнутой термоусадочной трубкой. Короче был простор для работы и материалов. А вот ПВД это иглы с наклееными крылышками на двухкомпонентный акриловый автомобильный лак.
После окончания обсыпки, пришла пора красить. Здесь с одной стороны всё красиво, а с другой была опять попытка сделать грамотный прешейдинг - попытка не удалась. Сначала всё задул металликом, всё ровненько и гладенько, проявилась и расшивка и мелочёвка. Потом нанёс линии прешейдинга чёрным. Линии получились толстоваты, да сам чёрный цвет от Акан немного не подходит для этих целей. На будущее получил совет использовать акрил Tamiya (уже куплен и буду пробовать на других моделях). А в данном случае смывать было смерти подобно, укладывать слои сверху тоже не реально, мелкая расшивка. Прешейдинг просто весь скрылся, но последующая тонировка сгладила частично этот эфект и самолёт "заиграл" по-новому. Изначально я тупо прочитал цвета на баночках серии Акан и покрасил, но в цвет не попали, всё же я делал выставочный 21-й борт, а Саша подбирал серию под палубную авиацию. Когда проблема с цветами себя обозначила, то после бурного обсуждения, просто намешал сам в нужные оттенки тот же Акан и в результате - цвета попали в тему.
Дальше пошло всё более-менее спокойно, были нанесены родные декали от Звезды, уложены слои футуры, выполнена смывка и тонировка. Последним элементам надо ещё много учиться, но начало положено - и результат меня удовлетворил. Правильно говорят, что пачканье - один из самых интересных моментов, главное не переборщить.
Вот модель приобрела вид, уже стали проскальзывать слова типа "красавчик", но работы было ещё много. Одной из очередных проблем стала проблема стоек шасси. Родные не нравились и стал с помощью друзей пилить заново, с нуля. Скажем честно попытка не удалась. Делая какие-то элементы из тонкого Дошираковского пластика они проплавлялись насквозь клеем, а тонкие и акуратные металлические детали я не смог крепко и надёжно склеить. Изначально задача ставилась - убрать из родной передней стойки пластиковое колесо (единая деталь) и установить резиновый дутик от Экипажа. Родной я доблестно испортил - не хватило навыков и моя минибормашина не позволяла сделать такую тонкую работу. Когда видоизменил машинку, смог регулировать обороты чуть ли не до нуля и приобрёл ещё одну коробку с Сушкой, всё же удалось добиться приемлемого результата. Смонтировать, покрасить и оттонировать переднию и основные стойки шасси, протянуть проводку из лески 0,06 мм в три ряда и получить результат. Наш "мальчик" стал на ножки и вот тут, как уже писал выяснилось, что центровка идёт на хвост. Дробинки спасли положение. Но наверно одним из самых интересных моментов возни со стойками явилось освоение технологии давления пластика по принципу матрица-пуансон. Вновь Игорь Слапыгин, буквально за ручку провёл по схеме работы и в результате была написана с разрешения мастера статья. Очень жаль, что полученные детали и навыки не удалось применить на практике, но технология была опробована, опыт получен. На фото есть и промежуточные элементы и конечный результат. Ну, а подробности я уже говорил где искать.
После того, как птичка раскорячилась на кривых ножках, оставалось не так уж много работы, но надо было добивать. Звезда уже перестала удивлять - предлагаемые ракеты Вихрь были так корявы, что стыдно вешать. Попробовал сделать мастер модель и отлить нужное количество копий - а нужно их 16-ть штук. Мастер-то я сделал и вроде литьё пошло, но какое то разовое. Попытки выйти на серию ракет, успехом не увенчались, нужна качественная литьевая смола, вакуум и барокамера. Во всем есть свои плюсы, у меня теперь есть и вакуум и барокамера, но смолы так пока и не купил... кризис, кризис. Вихри ушли в историю а было приобретено вооружение от Armory. Использовались блоки для НУРС Б-8, Ракеты Р-60 и С-25 лд.
В целом продукция Armory меня порадовала, были косячки по смоле, но они устранимы.
А вот результат видно на фото простые С-25 и Х-29 это продукция Звезды, а остальное вооружение Armory.
Сначала страшно было в руки брать маленькие элементы фототравления и соеденять их со смоляными изделиями, но результат, результат. Особенно рад за С-25лд, они наиболее выразительны. При окраске использовался тот же Акан и впервые попробовал металлики от Alclad II. Уж металлик, так металлик, от настоящего "железа" не отличить. Правда, есть и недостатки - наносил на родную чёрную основу, а она сохнет почти сутки. Плюс, как уже указывалось и не раз, поверхность должна быть идеальной. Тогда Алклад выступает во всей красе. Вот так три ААА, Армори, Акан и Алклад помогли повесить вооружение на Су-39. Пушка дорабатывалась родная от Звезды, заменил стволы и добавил немного мелочёвки на корпус. На этом же этапе был заново сделан трезубец антены на киль - первый отломался и потерялся, зато второй сделан за полчаса, смело и уверенно... блин, а ведь опыт-то - приходит.
Вот собственно и всё, на последнем этапе, практически без дыхания был произведён монтаж всех частей вместе. И получена вот такая вот модель. Не судите строго - я ведь учился и косяки есть и недоработки. Я их знаю наверно лучше остальных, так как изучил вопрос вдоль и поперёк. Но модель эта у меня самая лучшая, самая классная - прошу любить и жаловать. Критика не возбраняется, а приветствуется, но вряд-ли кто то откроет Америку.
Перед выводом хочу сказать СПАСИБО всем коллегам, кто помогал и поддерживал меня в постройке модели, я не буду перечислять поимённо, вдруг кого-то обижу, если пропущу, голова уже кругом идёт, статья написана на одном дыхании за полдня. Но я думаю все и так друг друга знаем, все в теме виделись и всем низкий поклон, за науку, за советы, за помощь.
А подводя итоги, хотелось бы сделать выводы. Вывод простой - что таким путём изучать моделизм, наверно, не стоит - я сам удивляюсь, что дошёл до конца и собрал этот Су-39. Наверно, всё-таки правильно отрабатывать элементы на кошках, ставить на полку хоть и не идеальные - но модели и идти вперёд шаг за шагом. Ведь вроде так много изучено, так много понято, а ведь навыков то - кот наплакал. Аэрограф в руках держался раз в несколько месяцев. Двоякое чувство на финише, но что сделано, то сделано... Я - рад. Жду ваших табуреток коллеги
Прочел статью....
...прочел всю ветку...ндааааааа, это конечно работа!!! Спасибо за описания технологий и за пример в стойкости и доведении тяжелых проектов до конца. Слов не хватает, буду опираться на Ваши методы и решения в глубоком запиле Ми-28 от ...
Это ещё что, Salvador ты неделю читал, я всю ночь читал, потом неделю не спал :mrgreen:
)))))))))))))))))))
Читал месяц, копировал описания большинства изобретенных технологий, по моему, самая лучшая тема, поскольку в ней работали вместе, наиболее уважаемые Мастера - Муса, Игорь, Евгений, Анатолий, Вячеслав, Aлександр.
Жива, жива....Снимаю шляпу. Читая , и разглядывая фото, особенно мелочевки, полагал , что это 48 масштаб) По прочтении проверил заголовок статьи и потерял челюсть))
Спасибо Кирилл :grin: