Наши проекты: NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

GremirModels/Lukasz Fuczek 1/32 Як-3 (Yak-3)

Моя очередная картонная модель, которую я хочу показать, представляет собой попытку постройки Як-3 из имеющихся в наличии наборов для сборки. Над заметить, что действительно качественный набор для этого самолета еще, видимо, ждет своего дизайнера; лидер в лице издательства A.Halinski не проявляет интереса к советским истребителям, а доступные на данный момент два набора для сборки моделей приемлемого уровня детализации при всем к ним уважении до уровня издательства A.Halinski по точности геометрии и деталировки не дотягивают.

 

Тем не менее мне хотелось начать строить давно задуманное - серию "истребителей над Берлином", и начать ее именно с Як-3. Поэтому я довольно давно занялся рисованием (или, выражаясь более изысканно, графическим исполнением) выкроек модели этого самолета, взяв за основу проект Лукаша Фучека, вышедший в издательстве GremirModels, и поставив целью воспроизвести самолет командира эскадрильи 812-го ИАП ГСС капитана Ивана Васильевича Федорова, по состоянию на весну 1945 года - время его активного и успешного участия в битве за Берлин.

Прототип


"...Хороший самолет для борьбы с истребителями. Но против бомбардировщиков требуется более мощное вооружение, минимум две-три пушки. То вооружение, что установлено на самолете, не позволяет сбить Не 111 или Ju 88 с первого захода, а тем более Hs 129..." - так писал о самолете Як-3 А.И.Покрышкин в своей книге "Познать себя в бою". Так писал приверженец "аэрокобр" с их мощным вооружением; другие пилоты добавили бы отсутствие полноценной защиты пилота в передней полусфере, недостаточную прочность и высотность и другие факторы, ограничивавшие условия эффективного боевого применения этого самолета.

Тем не менее в своей узкой нише - коротком маневренном бою с одноместными самолетами противника - этот самолет был по общему мнению хоть и несколько запоздалой, но несоменной удачей авиаконструктора А.С.Яковлева в жестких технологических рамках советской авиапромышленности. Летные качества и легкость пилотирования сделали Як-3 популярным у любителей и в наши дни: не менее девяти "новодельных" Як-3М восторгают зрителей авиашоу по всему миру

Характеристики прототипа:
Размеры:
- размах крыла (м) 9.20
- длина (м) 8.50
- площадь крыла (м2) 14.85
Масса:
- пустого - 2123 кг
- взлетная - 2692 кг
- максимальная - 2815 кг
Скорость максимальная:
- на высоте 4100 м - 646 км/ч
Время подъема на высоту 5000 м - 4.5 мин
Потолок - 10400 м
Радиус действия - 305 км (полет на высоте 1000 м со скоростью 320 км/ч)
Вооружение - 20-мм пушка ШВАК (120 выстрелов), два 12.7-мм пулемета УБС

Моделируемый экземпляр

По замыслу серии мне требовался истребитель, "отметившийся" над Берлином, а конкретный экземпляр как-то само собой определился после чтения источников по 3-му АК Е.Я Савицкого и в особенности по 812 ИАП (мемуары Савицкого, затем весьма интересная, хорошо документированная статья ""Драконы" с птичьим крылом" А.Антипова и И.Уткина в журнале "История авиации" и, наконец, мемуары И.В.Федорова "В небе оставили след"). По этим материалам ас (36 уничтоженных в воздухе самолетов противника) ГСС Иван Васильевич Федоров проходит как если не главное, то непременное действующее лицо: старшина, лейтенант, в конце войны - капитан, командир эскадрильи, он "отметился" и как отменный храбрец (имеет на счету невынужденный таран), и как думающий изобретательный пилот, тактик и даже стратег (продуктивно участвовал в выработке способов организации групповых действий истребителей); за то, что "умный", как водится, пострадал - получил срок, который, слава Богу, война списала. Летал практически на всех типах Яков, а в конце войны - под Берлином - на Як-3, на котором сбил в том числе и Fw.190D - другого предполагаемого "героя" этой серии моделей.

Об И.В.Федорове - многочисленные ссылки:
Федоров Иван Васильевич - Википедия
Федоров Иван Васильевич - Уголок Неба
Лётчик-истребитель Иван Фёдоров - Soviet Fighter Aces of 1936-1953
Фёдоров Иван Васильевич - Soviet Fighter Aces of 1936-1953

Для Як-3 И.В.Федорова в ряде изданий можно найти "боковики" - документально не подтвержденные, одинаковые и, вполне возможно, просто копируемые один с другого:
 
Это серийный самолет Саратовского завода, с трехточечным вооружением, обычный Як-3 в стандартном серо-сером камуфляже 1943 г. Верхушка руля и обтекатель винта желтые, на капоте - "крылья" со звездами (эмблема 3-го АК), на борту - 45 знаков побед (правда, почему-то они все красные; по свидетельствам знающих людей 9 из них - уничтоженные на земле - должны быть желтые). 

Вот этот серийный, умеренно украшенный и скромно индивидуализированный экземпляр, как он представляется художникам, я и задался целью "осуществить". К сожалению, ни одного достоверного фото этой машины мне найти не удалось, поэтому модель делается по приведенным рисункам и по уместным аналогиям - а следовательно, копией в полном смысле этого слова не является.

Использованный набор

В качестве исходного набора я выбрал проект картонной модели Як-3 Лукаша Фучека (Lukasz Fuczek), который вышел в "твердой копии" в издательстве Orlik и в электронном виде был выпущенGremirModels - этот "электронный вид" я и приобрел:
     
Проект вполне достойный за исключением некоторых особенностей:
- упрощенно спроектированы фонарь и "свет" кабины (что сразу видно, если взять любые признанные проекции), 
- "неграмотна" передняя верхняя панель кабины, к которой монтируется прицел (у Фучека, если все делать точно, прицел "съедет" назад, что неверно),
- в нишах шасси недостает характерных перегородок. 
К фонарям Фучек проявляет некоторое пренебрежение - на Р-40В мне тоже приходилось все править. 
Раскраска в этом проекте для меня не имела значения (я все рисую заново), но надо отметить, что окраска всех внутренностей краской "стального" цвета (серой А-14) была бы более достоверна. Зарубежные издатели советских истребителей часто "окрашивают" внутренние поверхности светло-голубым.
Собранную автором проекта модель можно посмотреть здесь, а начало сборки (тоже автором) - здесь. Еще один вариант сборки можно увидеть здесь.

Рисование - или графическое исполнение

Прежде всего я выбрал базовые цвета для модели. При выборе оттенков АМТ-7 (низ), АМТ-11 / АМТ-12 (верх), А-14 (внутренняя окраска) я пересмотрел множество источников (сводную таблицу, учитывающую многие из них, можно найти на сайте SCALEMODELS). Из источников особо выделю капитальную статью "Цвета советской авиации" из журнала М-Хобби. В итоге цвета я принял такими - с учетом всего мне известного:

Осветление я делал с использованием известной программы SL Calculator, а голубой цвет "низа" еще осветлил - намеренно, чтобы контраст камуфляжа и "низа" был более выражен и модель как бы более походила на черно-белые фрнтовые фотографии, где синие цвета обычно высветлены.

Для рисования нужных выкроек листы оригинала были отпечатаны программой, приобретенной у GremirModels, в масштабе по умолчанию (1:33) и без коррекций печати: в этом случае качество печати из программы Gremir Models получается наилучшим. Одновеменно на той же бумаге и принтере был отпечатан предусмотренный в программе контрольный квадрат 4 Х 4 дюйма - для последующего масштабирования в 1:32 и коррекций при печати перерисованных выкроек. 

Рисование заключалось в тщательном копировании контуров всех выкроек с отсканированных листов оригинала (одновременно был отсканирован и отпечатанный контрольный квадрат) и последующем нанесении на выкройки расшивки, крепежа и прочих элементов, технических надписей и обозначений и, наконец, окраски (камуфляжа). В качестве чертежей я использовал в основном проекции из издания "Yak-3. Skrzydla w miniaturze #15, Avia-Press, Gdansk, 1977" (автор проекций - Zbigniev Luranc, это общепризнанные проекции) и для верификации - проекции из "Моделист-Конструктор" 1975, №4 (различия в этих проекциях, как я понял, обусловлены различиями в комплектации отрисованных образцов, хотя и в геометрии есть разница). Под руками были еще проекции из других источников, но они использовались редко. Издание Skrzydla, помимо множества полезных иллюстраций, содержит точное описание всех полагающихся технических надписей, чем я не преминул воспользоваться (правда, ввиду незнания фактического серийного номера самолета пришлось "присвоить" ему номер 999999). 

Рисунок серо-серого камуфляжа за неимением документальной информации по понкретному экземпляру взят точно соответствующим "Схеме маскирующей окраски самолетов истребительного типа" 1943с учетом нюансов размещения темных пятен на бортах, видимых на тех немногих фотографиях боевых Як-3 времен войны, на которых вообще более или менее виден рисунок камуфляжа.

Тут надо заметить, что в литературе и в Сети можно найти великое множество рисунков камуфляжа верхних поверхностей Як-3 и других истребителей военных лет (1944-1945); среди них я не нашел ни одного, который бы соответствовал схеме 1943 - при том, что "бока" обычно разрисованы по этой схеме. Даже издание Skrzydla #15 изображает камуфляж Як-3 на боках в общем по схеме 1943 - но верхние плоскости украшены округлыми разводами, не только не соответствующими схеме 1943, но и не совпадающими с камуфляжем на боках. Все это забавно и, разумеется, никак документально не подтверждено (что не удивительно: фотографий, где был бы хорошо виден верхний камуфляж, практически нет). Издатели бумажных моделей следуют этой традиции и тоже изображают камуфляж верха, да и "боков", советских истребителей 1944-1945 годов как угодно, только не по схеме 1943. Я решил следовать схеме и фотофактам (немногочисленным).

Оригинал включает довольно простенькую приборную доску, хотя предлагает сделать ее слоистой с промежуточной прозрачной пленкой для имитации стекол. Пробное изготовление такой доски показало полную бесперспективность такого подхода, в связи с чем я не поленился набрать фотографий и нарисовать свою доску - с подсвеченными приборами и надлежащей трехмерностью рисунка. Отпечатанная на глянцевой бумаге и ламинированная акрилом, эта доска выглядит вполне адекватно. Использованный рисунок (1:32, 600 DPI), включающий также детали кислородного прибора, привожу здесь - может, кому-то пригодится:

Техника рисования панели подробно изложена в статье "Photoshop и стендовый моделизм - Изготовление панелей приборов"

Перечисленные выше недостающие или неприемлемые элементы набора - "свет" кабины с ее передней верхней панелью, конструкцию (переплет и выкройки стекол) фонаря кабины - я заимствовал из имеющегося под руками набора Як-3 издательства "Орел" ("Бумажная коллекция"), сделав некоторые простые подгонки:
 
Надо заметить, кожухи боковых панелей управления в кабине я сделал серые в цвет интертера - а в источниках чаще всего они черные в цвет панели приборов. Пошел на поводу у издателей - "хорошая мысля приходит опосля"

Печать и ламинирование

Выкройки я печатал в основном на фотобумаге Lomond Silk 170 толщиной 0.185 мм. Лист с отдельными деталями, от которых не требуется заметная толщина, продублировал на бумаге Lomond Silk 130 толщиной 0.14 мм (это диски колес, лопасти винта, еще некоторые детали).

Разумеется, перед печатью пришлось скорректировать цвета на листах с учетом искажений принтера - несмотря на приобретенные по этому случаю свежие "чернильницы", принтер серьезно врет в оттенках и яркости цветов (я думаю, так же, как врут и все другие принтеры). Коррекции вычислялись фотометрическим методом.
При печати для перевода в масштаб 1:32 и компенсации искажений сканера / принтера я использовал отпечатанный вместе с оригиналом и отсканированный контрольный квадрат 4 Х 4 дюйма - корректируя размеры готовых листов коэффициентами, вычисленными из условия того, чтобы на конкретной бумаге скорректированный этими же коэффициентами контрольный квадрат имел размеры 4.125 Х 4.125 дюйма. 
Отпечатанные листы щедро ламинированы неводным акрилом U-POL. Результат таков (это сфотографированные для контроля цветов готовые листы):
  
Шелковистая матовость бумаги Lomond Silk, просто идеальная для имитации гладкой окрашенной поверхности, после ламинирования приобрела некоторую глянцевость, впрочем, некритическую.

План сборки

Для данной модели я решил изменить план сборки и выклеивать фюзеляж последовательно от "носа" к "корме", склеивая каждый очередной сегмент на стыке предыдущего со склейкой и вклеенным в нее приточенным под склейку двойным шпангоутом-формером (двойная толщина шпангоута позволяет как следует выровнять стык обшивки без опасения ее деформации).

Кабина пилота

Деталировка кабины пилота спроектирована старательно и "равномерна" - автор выполнил все детали на одном уровне: нет пропущенных существенных деталей и в то же время нет "мелочи", которая не видна с "птичьего полета". Однако верхние боковые панели кабины - довольно больших размеров прямоугольники - не соответствуют никаким чертежам и впоследствии будут как-то подогнаны по размерам по месту.
Ферменную конструкцию я вместо вырезания из утолщенной выкройки имитировал склейкой из изолированных проводов 0.8 мм (из завалявшейся бухты "витой пары" 3-й категории - там они одножильные и жесткие) на гелевом суперклее. Продольные "трубы" были прикреплены скотчем к выкройке, после чего поперечные "трубы" вырезаны (ножом) и вклеены с одной стороны, потом (после открепления и переворачивания) с другой. После покраски вышло замечательно. Из деталей добавлены "язычок" предохранителя на ручке и ручка крана системы выпуска шасси.
   
Фонарь кабины пилота я вытянул из пленки - сделать приемлемый фонарь из плоских выкроек не представлялось возможным. Каркас "болванки" фонаря спроектирован по чертежам и подогнан к шпангоутам данного набора. Каркас склеен, промазан ПВА и заполнен гипсом (алебастром), замешанным на ПВА. Обточенная, шпатлеванная и ошлифованная болванка покрыта акрилом для гладкости. Затем на нее нанесены границы переплета (использованы запасные выкройки переплета), болванка натерта стеарином и обтянута горячей полиэстеровой пленкой (как обычно, для остекления я достал подаренную кем-то коробку конфет "Коркунов" и добыл оттуда чистейшую пластичную пленку). Получившийся фонарь вышел приемлемым, однако недостаточно "лобастым", да и задняя его часть "села" на место неровно - сказалась "инородность" выкроек переплета
     

Фюзеляж и крылья

   
Обтекатели казенников пулеметов я на этот раз попробовал приклеить иначе - не с "лица", как принято, а с изнанки, вырезав и подкрасив отверстия для них. Отформованные обтекатели вклеены в отверстия с изнанки. Это оказалось несложно, а получилось очень неплохо.

Каркас хвостовой секции и стойка шасси: предусмотренную набором ферму в эту секцию я вставлять не стал за полной невидимостью, зато "приварил" не предусмотренную набором ось, вокруг которой вращалась стойка при уборке. Заодно эта ось будет центрировать стойку внутри секции 

Кабина пилота перед приклейкой остекления подверглась доработке: сделана самодельная правая верхняя панель и перемещена на надлежащее место аптечка. Прицел из-за примитивности предложенного в наборе заимствован из другого издания ("Jak-1b", A.Halinski 1/2007) и получился весьма правдоподобным.
    

Пропеллер, шасси и прочие детали

Выкройки лопастей как в данном наборе, так и в других известных мало похожи на требуемый винт ВИШ-105, поэтому я вручную "развернул" свои выкройки по теоретическому чертежу из "Моделиста-Конструктора". 

При изготовлении лопастей я на этот раз не стал использовать длинные оси (иголки), которые в итоге норовят проступить на поверхности лопасти, а вместо них использовал подклейку передних половинок лопастей с изнанки полосками бумаги надлежащей конфигурации. Это обеспечило выпуклость и жесткость передних половинок. Короткие оси (обломанные иголки) затем оклеены бумагой у основания до толщины 2.9 мм и вклеены в передние половинки так, что кончик иголки лег на бумажные подклейки. В результате после склейки передние половинки вышли надлежаще выпуклыми и ровными (ничего не проступает). Однако у корня лопасти вышли все-таки слишком узкими в плане 

Обтекатель я, как обычно, выклеил из деталей набора, обмазал акриловой шпатлевкой и обточил, сверяясь с чертежами.
  

Шасси изготовлены в оснвном из деталей набора с мелкими поправками по чертежам. Добавлены только тормозные шланги, и внутренние кружки дисков приклеены не к колесам, а к стойкам - чтобы колеса вращались, и в то же время можно было приклеить шланги к дискам. При установке стоек шасси использован надлежащим образом вырезанный по чертежам шаблон.
  

Готовая модель

  

    

    


В целом модель получилась неплохая, более или менее адекватная фотографиям военных лет; по отрисовке и цветам она точно воспроизводит мое представление о самолете, как оно сложилось на данный момент - иначе говоря, получилось именно то, что я хотел увидеть. Размеры модели отклоняются от расчетных в пределах 2 мм, хотя по некоторым частным размерениям отклонения есть и побольше (они обусловлены неудачами, перечисленными дальше)

К несомненным неудачам я отношу:

1. Большой недостаток модели, неисправимый без перекройки и к тому же замеченный поздно - передняя кромка крыла получается совершенно непохожей на прототип. У прототипа крыло по передней кромке расширяется от места крепления стойки шассии к фюзеляжу, у Фучека расширение к воздухозаборникам начинается гораздо ближе к фюзеляжу и на готовой модели практически не видно:

Это принципиальный недостаток проекта Фучека - характерная форма крыла Як-3 воспроизводится неверно - да и само крыло по всей длине шире, чем надо бы. Это заметно искажает восприятие, к сожалению
2. Слишком большую радиостанцию; определенно замечено это было поздно, уже при сборке. Следовало уменьшить ее в размерах процентов на 20-30
3. Несколько бОльший, чем надо, по поперечным размерам водорадиатор. Неустранимо без перекройки
4. Более широкие, чем надо, и неверной формы верхние щитки шасси (видно на виде сбоку). Неустранимо без перекройки - ниши шасси в соответствующих местах тоже неверные, как и крыло - одно с другим связано

Неудачи, общего впечатления не нарушающие:

5. Несколько недостаточна "лобастость" фонаря кабины - переднюю часть можно было сделать чуть более выпуклой
6. Расшивка и прочие рисованные элементы (заклепки, винты, некоторые другие детали) на фоне верхнего камуфляжа вышли невыразительно. Это надо было рисовать поконтрастнее

06.10.2009

 

» Информация о статье
erwin_rommel в 31.10.2009 - 00:08
Потрясающе!!!

Уверен, вам надо на Дише выставиться, это и победитель 100% модели из картона и неплохо будет смотреться на конкурсе статей!!!
Leshiy73 в 03.02.2010 - 03:00
Тема: Re: GremirModels/Lukasz Fuczek 1/32 Як-3 (Yak-3)
Як получился просто отлично! Замечательная работа мне безумно понравилась. Просто КЛАСС !!!
А не могли бы вы рассказать поподробнее о процессе изготовления фонаря кабины.
С уважением Алексей.
mgolovanov в 03.02.2010 - 22:57
Тема: Re: GremirModels/Lukasz Fuczek 1/32 Як-3 (Yak-3)
о процессе изготовления фонаря кабины
ну, в общем-то в статье все показано

подробнее так:

- каркас (выкройки я к статье приложил) вырезается из 1мм картона, клеится и промазывается клеем Момент Супер ПВА (или Момент Столяр - уже не помню, короче, ПВА). В общем, упрочняется. Каркас спроектирован по чертежам Збигнева Луранса (Skrzydla w miniaturze #15) с отступом 0.2 мм по поверхности фонаря (отступ на толщину пленки и полосок переплета), в масштабе 1:32, естественно

- высушенный каркас обтачивается и шлифуется, торцы промазываются темным маркером (чтобы потом вовремя остановиться при обтачивании гипса)

- в каркас вставляется арматурная проволочка (чтобы гипс не вываливался), и он заполняется гипсом (то есть обыкновенным белым алебастром из хозмага, смешанным с водой)

- высушенный гипсовый пуансон ("болванка") - то есть каркас, заполненный гипсом - обтачивается напильником по форме так, чтобы слой гипса сточился до торцов каркаса, но не более - как только промазанные маркером торцы каркаса появляются из-под гипса, обтачивание в данном месте прекращается. Так придаем пуансону напильником нужную форму

- обточенный напильником пуансон шпатлюется (обычная водная акриловая шпатлевка, тоже из хозмага), и делается шлифовка более тонким инструментом (наждачной бумагой разных номеров). Опять же при шлифовке смотрим, чтобы не сточить лишнее. Ошлифованный пуансон опрыскиваем акрилом из баллона - 2-3 раза - с промежуточной шлифовкой мелкой шкуркой

- готовый пуансон натирается стеарином (свечкой) - для гладкости и как смазка при натягивании горячей пленки на него. Натирка происходит пальцами - больше ничем тонко и ровно растереть стеарин по пуансону не удастся. Такая смазка сильно повышает гладкость полученого фонаря

- выбранная прозрачная пленка нагревается над газом до размягчения, натягивается на пуансон до полного облегания и держится до полного остывания (можно попросить кого-нибудь побрызгать холодной водой); все это делается в теплых кожаных перчатках

у меня это упаковочная пленка толщиной примерно 0.1 мм без дефектов и царапин, лучше всего из коробки конфет ("Коркунов" данном случае) - эти коробки еще упаковываются в целлофан, и пленка в них абсолютно чистая и нецарапанная

- в готовое стекло вставляются склеенные скотчем выкройки стекла из набора или на него накладываются вырезанные внутри детали переплета, и на стекло переносятся внутренние границы переплета (прочерчиваются иглой так, чтобы царапины иглы попали под край переплета)

- места наклейки переплета на готовом стекле зачищаются скальпелем (для лучшей адгезии клея)

- переплет клеится на зачищенное и обозначенное процарапанными границами место (клеем Момент Кристалл в данном случае)

- окончательно внешние края деталей фонаря обрезаются (пленка вмсемте с наклеенными на нее деталями переплета) - и готово

еще можно приклеить переплет изнутри (бумажные наборы обычно включают соответствующие выкройки переплета изнутри), но при этом переплет выходит толстоватый. Я предпочитаю переплет изнутри изобразить прямо по пленке интерьерной краской - кисточкой или палочкой

в данном случае вытягиванием сделаны переднее и заднее стекло - средняя часть фонаря в данном случае строго прямоугольна и сделана просто из плоского листа тонкой (0.05 мм примерно) прозрачной пленки из фотоальбома

PS

а вот появилась ссылка на любопытную фотографию в соседней теме:
[url=http://www.postimage.org/image.php?v=TsF9_Tr][/url]

Як-3 в музее Вадима Задорожного ( http://www.tmuseum.ru/ )

поразительно то, что угловатые пятна на плоскостях нарисованы точно как у меня - но расположение пятен иное

думаю, реставратор знал о стандартной схеме 1943 года для истребителей или видел реальный самолет (обломки?). Но остается непонятным, почему расположение пятен не соответствует схеме?

надо навестить музей и спросить
Leshiy73 в 03.08.2010 - 02:52
Тема: GremirModels/Lukasz Fuczek 1/32 Як-3 (Yak-3)
Здравствуйте.
Очередной раз, просматривая Вашу статью у меня появились к Вам вопросы.
Я хотел у Вас спросить, что такое СТЕАРИН.
Покрыв болванку для изготовления фонаря АКРИЛОМ, Вы имели в виду, что, ЛАК, КРАСКУ или что-то другое.
Да, и при описание мною процесса сборки моей модели Яка я хотел у ВАС просить Вашего разрешения на использования фрагмента вашей статьи как пример изготовления ФОНОРЕЙ.
С Уважением Алексей.
mgolovanov в 03.08.2010 - 10:37
Добрый день

я ошибся - свечки делают не из стеарина, а из ПАРАФИНА, так что я натирал парафином

еще раз общая последовательность изготовления мною болванки

1. Каркас заполняется гипсом (алебастром) - чтобы он везде немного выступал наружу (чтобы было что обтачивать). Если вылезет много - неважно, спилится, только мусора будет больше

2. Грубая болванка обтачивается напильником (рашпилем - это такой крупноватый напильник, зубцы в полмиллиметра) до появления ребер каркаса (ребра подкрашиваются, чтобы они стали видны, когда гипс сточится)

3. Болванка обмазывается акриловой водной шпатлевкой не сильно толстым слоем и на этот раз ошкуривается до идеальной формы. Если что-то не так, обмазка шпатлевкой и ошкуривание повторяется

4. Болванка опрыскивается акрилом из баллона в несколько слоев:

[url=http://www.mgolovanov.houa.org/images/samples/lacquer.jpg][/url]

этот неводный аэрозольный акрил (лак, Clear Varnish) водится в изобилии в автомагазинах и на авторынках. В принципе годится любой акриловый лак в баллоне. Тут важно сделать такое окончательное покрытие болванки, от которого не будут отставать мелкие частички, которые могут изгадить вытягиваемое стекло; неводный аэрозольный акрил идеален

высохшее акриловое покрытие полируется мелкой шкуркой (нулевкой) до чистой ровной поверхности.

5. Перед тем, как натягивать пленку, болванка натирается парафином - берем любую свечку и ее концом натираем болванку, чтобы она оказалась испачкана парафином. Потом пальцами растираем парафин так, чтобы вышел ровный восковой на ощупь слой парафина, а лишний парафин смазываем и стряхиваем - оставить надо минимальный слой, никаких бугров. Растирать лучше всего именно пальцами, так как парафин от температуры пальца размягчается и легко размазывается (а излишек смазывается). Можно держать при этом болванку над малым газом

Парафин играет роль смазки между болванкой и пленкой - он гарантирует, что остывающая пленка не пристанет к поверхности болванки. Он также играет роль как бы еще одного выравнивающего слоя, но это не так важно. После окончания вытягивания остывшее стекло, конечно, надо протереть мягкой ветошью (не поцарапав!) или ватой и вымыть моющим средством

Метод этот не мой, так что использовать и описывать его можно. Автор неизвестен. Обтяжка разогретой полиэстеровой пленкой - вообще простейший и лучший способ вытягивания, не годится только если поверхность выпукло-вогнутая. Но остекления в авиации в 99.99 % случаев выпуклые, так что он годится почти всегда
Michael_XIII в 03.08.2010 - 11:40
mgolovanov Михаил, несколько дополнений

Насколько я помню - там смесь стеарина, парафина и еще всякой фигни, точный состав плавает в зависимости от производителя ;-) если нужно - вечером уточню у жены.

Но остекления в авиации в 99.99 % случаев выпуклые, так что он годится почти всегда
Не совсем так - это верно в 99.99% для Второй Мировой, в современной авиации часто фонарь с подгибом снизу (если сечение поперек) - без вакуума не сделать.

В приниципе метод достоен отдельной стати.
mgolovanov в 03.08.2010 - 12:14
Насколько я помню - там смесь стеарина, парафина и еще всякой фигни, точный состав плавает в зависимости от производителя ;-) если нужно - вечером уточню у жены
да, там еще добавки - всякая гадость, но несущественно. Причем бытовые свечи делаются из технического парафина, который не очень хорош сам по себе. Уточнить легко в Сети - погуглить "свеча парафин"

наверное, если уж делать совсем хорошо, лучше всего церковные свечки - они делаются из пищевого парафина (часто пишут, что их делают из воска, но это редкость) и желтоватые. Пищевой парафин также используется для корочек некоторых сыров - его можно отлепить от сыра и натирать им

метод достоен отдельной стати.
в выходные попробую написать
Leshiy73 в 03.08.2010 - 17:16
Огромное Вам спасибо за подробное объяснения. Буду пробовать.
Еще раз Cпасибо.
С Уважением Алексей.
Spatz в 08.08.2010 - 20:42
Тема: GremirModels/Lukasz Fuczek 1/32 Як-3 (Yak-3)
Никогда раньше не видел ничего подобного. Просто потрясен, что из бумаги можно сделать такое
mgolovanov в 09.08.2010 - 01:35
Тема: Re: GremirModels/Lukasz Fuczek 1/32 Як-3 (Yak-3)
Никогда раньше не видел ничего подобного. Просто потрясен, что из бумаги можно сделать такое
это еще что. Вот смотрите, что творит автор этой модели, Łukasz Fuczek :




это сделано из общедоступного (за 500 руб) и вполне ординарного набора (журнала) польского издательства A.Halinski (правда, издательство - мировой лидер в этом деле): http://www.navarin.ru/product_info.php/products_id/241

он, правда, штукатурил стыки деталей - я этого не делаю, уж больно нудная работа

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

» Социальные сети


добавить на Яндекс
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy