Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds : |
GremirModels/Lukasz Fuczek 1/32 Як-3 (Yak-3)Моя очередная картонная модель, которую я хочу показать, представляет собой попытку постройки Як-3 из имеющихся в наличии наборов для сборки. Над заметить, что действительно качественный набор для этого самолета еще, видимо, ждет своего дизайнера; лидер в лице издательства A.Halinski не проявляет интереса к советским истребителям, а доступные на данный момент два набора для сборки моделей приемлемого уровня детализации при всем к ним уважении до уровня издательства A.Halinski по точности геометрии и деталировки не дотягивают.
Тем не менее мне хотелось начать строить давно задуманное - серию "истребителей над Берлином", и начать ее именно с Як-3. Поэтому я довольно давно занялся рисованием (или, выражаясь более изысканно, графическим исполнением) выкроек модели этого самолета, взяв за основу проект Лукаша Фучека, вышедший в издательстве GremirModels, и поставив целью воспроизвести самолет командира эскадрильи 812-го ИАП ГСС капитана Ивана Васильевича Федорова, по состоянию на весну 1945 года - время его активного и успешного участия в битве за Берлин. Прототип
Моделируемый экземплярПо замыслу серии мне требовался истребитель, "отметившийся" над Берлином, а конкретный экземпляр как-то само собой определился после чтения источников по 3-му АК Е.Я Савицкого и в особенности по 812 ИАП (мемуары Савицкого, затем весьма интересная, хорошо документированная статья ""Драконы" с птичьим крылом" А.Антипова и И.Уткина в журнале "История авиации" и, наконец, мемуары И.В.Федорова "В небе оставили след"). По этим материалам ас (36 уничтоженных в воздухе самолетов противника) ГСС Иван Васильевич Федоров проходит как если не главное, то непременное действующее лицо: старшина, лейтенант, в конце войны - капитан, командир эскадрильи, он "отметился" и как отменный храбрец (имеет на счету невынужденный таран), и как думающий изобретательный пилот, тактик и даже стратег (продуктивно участвовал в выработке способов организации групповых действий истребителей); за то, что "умный", как водится, пострадал - получил срок, который, слава Богу, война списала. Летал практически на всех типах Яков, а в конце войны - под Берлином - на Як-3, на котором сбил в том числе и Fw.190D - другого предполагаемого "героя" этой серии моделей. Использованный наборВ качестве исходного набора я выбрал проект картонной модели Як-3 Лукаша Фучека (Lukasz Fuczek), который вышел в "твердой копии" в издательстве Orlik и в электронном виде был выпущенGremirModels - этот "электронный вид" я и приобрел: Рисование - или графическое исполнениеПрежде всего я выбрал базовые цвета для модели. При выборе оттенков АМТ-7 (низ), АМТ-11 / АМТ-12 (верх), А-14 (внутренняя окраска) я пересмотрел множество источников (сводную таблицу, учитывающую многие из них, можно найти на сайте SCALEMODELS). Из источников особо выделю капитальную статью "Цвета советской авиации" из журнала М-Хобби. В итоге цвета я принял такими - с учетом всего мне известного: Печать и ламинированиеВыкройки я печатал в основном на фотобумаге Lomond Silk 170 толщиной 0.185 мм. Лист с отдельными деталями, от которых не требуется заметная толщина, продублировал на бумаге Lomond Silk 130 толщиной 0.14 мм (это диски колес, лопасти винта, еще некоторые детали). План сборкиДля данной модели я решил изменить план сборки и выклеивать фюзеляж последовательно от "носа" к "корме", склеивая каждый очередной сегмент на стыке предыдущего со склейкой и вклеенным в нее приточенным под склейку двойным шпангоутом-формером (двойная толщина шпангоута позволяет как следует выровнять стык обшивки без опасения ее деформации). Кабина пилотаДеталировка кабины пилота спроектирована старательно и "равномерна" - автор выполнил все детали на одном уровне: нет пропущенных существенных деталей и в то же время нет "мелочи", которая не видна с "птичьего полета". Однако верхние боковые панели кабины - довольно больших размеров прямоугольники - не соответствуют никаким чертежам и впоследствии будут как-то подогнаны по размерам по месту. Фюзеляж и крылья Пропеллер, шасси и прочие деталиВыкройки лопастей как в данном наборе, так и в других известных мало похожи на требуемый винт ВИШ-105, поэтому я вручную "развернул" свои выкройки по теоретическому чертежу из "Моделиста-Конструктора". Готовая модель
К несомненным неудачам я отношу:1. Большой недостаток модели, неисправимый без перекройки и к тому же замеченный поздно - передняя кромка крыла получается совершенно непохожей на прототип. У прототипа крыло по передней кромке расширяется от места крепления стойки шассии к фюзеляжу, у Фучека расширение к воздухозаборникам начинается гораздо ближе к фюзеляжу и на готовой модели практически не видно: Неудачи, общего впечатления не нарушающие:5. Несколько недостаточна "лобастость" фонаря кабины - переднюю часть можно было сделать чуть более выпуклой
|
|
» Автор | |
---|---|
mgolovanov | |
Опыт: | 917 |
Репутация: | +202 |
URL Сайта: | http://mgolovanov.ru |
Leshiy73 в 03.02.2010 - 02:00 Тема: Re: GremirModels/Lukasz Fuczek 1/32 Як-3 (Yak-3) Як получился просто отлично! Замечательная работа мне безумно понравилась. Просто КЛАСС !!!
А не могли бы вы рассказать поподробнее о процессе изготовления фонаря кабины. С уважением Алексей. |
mgolovanov в 03.02.2010 - 21:57 Тема: Re: GremirModels/Lukasz Fuczek 1/32 Як-3 (Yak-3) о процессе изготовления фонаря кабины
ну, в общем-то в статье все показано подробнее так: - каркас (выкройки я к статье приложил) вырезается из 1мм картона, клеится и промазывается клеем Момент Супер ПВА (или Момент Столяр - уже не помню, короче, ПВА). В общем, упрочняется. Каркас спроектирован по чертежам Збигнева Луранса (Skrzydla w miniaturze #15) с отступом 0.2 мм по поверхности фонаря (отступ на толщину пленки и полосок переплета), в масштабе 1:32, естественно - высушенный каркас обтачивается и шлифуется, торцы промазываются темным маркером (чтобы потом вовремя остановиться при обтачивании гипса) - в каркас вставляется арматурная проволочка (чтобы гипс не вываливался), и он заполняется гипсом (то есть обыкновенным белым алебастром из хозмага, смешанным с водой) - высушенный гипсовый пуансон ("болванка") - то есть каркас, заполненный гипсом - обтачивается напильником по форме так, чтобы слой гипса сточился до торцов каркаса, но не более - как только промазанные маркером торцы каркаса появляются из-под гипса, обтачивание в данном месте прекращается. Так придаем пуансону напильником нужную форму - обточенный напильником пуансон шпатлюется (обычная водная акриловая шпатлевка, тоже из хозмага), и делается шлифовка более тонким инструментом (наждачной бумагой разных номеров). Опять же при шлифовке смотрим, чтобы не сточить лишнее. Ошлифованный пуансон опрыскиваем акрилом из баллона - 2-3 раза - с промежуточной шлифовкой мелкой шкуркой - готовый пуансон натирается стеарином (свечкой) - для гладкости и как смазка при натягивании горячей пленки на него. Натирка происходит пальцами - больше ничем тонко и ровно растереть стеарин по пуансону не удастся. Такая смазка сильно повышает гладкость полученого фонаря - выбранная прозрачная пленка нагревается над газом до размягчения, натягивается на пуансон до полного облегания и держится до полного остывания (можно попросить кого-нибудь побрызгать холодной водой); все это делается в теплых кожаных перчатках у меня это упаковочная пленка толщиной примерно 0.1 мм без дефектов и царапин, лучше всего из коробки конфет ("Коркунов" данном случае) - эти коробки еще упаковываются в целлофан, и пленка в них абсолютно чистая и нецарапанная - в готовое стекло вставляются склеенные скотчем выкройки стекла из набора или на него накладываются вырезанные внутри детали переплета, и на стекло переносятся внутренние границы переплета (прочерчиваются иглой так, чтобы царапины иглы попали под край переплета) - места наклейки переплета на готовом стекле зачищаются скальпелем (для лучшей адгезии клея) - переплет клеится на зачищенное и обозначенное процарапанными границами место (клеем Момент Кристалл в данном случае) - окончательно внешние края деталей фонаря обрезаются (пленка вмсемте с наклеенными на нее деталями переплета) - и готово еще можно приклеить переплет изнутри (бумажные наборы обычно включают соответствующие выкройки переплета изнутри), но при этом переплет выходит толстоватый. Я предпочитаю переплет изнутри изобразить прямо по пленке интерьерной краской - кисточкой или палочкой в данном случае вытягиванием сделаны переднее и заднее стекло - средняя часть фонаря в данном случае строго прямоугольна и сделана просто из плоского листа тонкой (0.05 мм примерно) прозрачной пленки из фотоальбома PS а вот появилась ссылка на любопытную фотографию в соседней теме: [url=http://www.postimage.org/image.php?v=TsF9_Tr][/url] Як-3 в музее Вадима Задорожного ( http://www.tmuseum.ru/ ) поразительно то, что угловатые пятна на плоскостях нарисованы точно как у меня - но расположение пятен иное думаю, реставратор знал о стандартной схеме 1943 года для истребителей или видел реальный самолет (обломки?). Но остается непонятным, почему расположение пятен не соответствует схеме? надо навестить музей и спросить |
Leshiy73 в 03.08.2010 - 01:52 Тема: GremirModels/Lukasz Fuczek 1/32 Як-3 (Yak-3) Здравствуйте.
Очередной раз, просматривая Вашу статью у меня появились к Вам вопросы. Я хотел у Вас спросить, что такое СТЕАРИН. Покрыв болванку для изготовления фонаря АКРИЛОМ, Вы имели в виду, что, ЛАК, КРАСКУ или что-то другое. Да, и при описание мною процесса сборки моей модели Яка я хотел у ВАС просить Вашего разрешения на использования фрагмента вашей статьи как пример изготовления ФОНОРЕЙ. С Уважением Алексей. |
mgolovanov в 03.08.2010 - 09:37 Добрый день
я ошибся - свечки делают не из стеарина, а из ПАРАФИНА, так что я натирал парафином еще раз общая последовательность изготовления мною болванки 1. Каркас заполняется гипсом (алебастром) - чтобы он везде немного выступал наружу (чтобы было что обтачивать). Если вылезет много - неважно, спилится, только мусора будет больше 2. Грубая болванка обтачивается напильником (рашпилем - это такой крупноватый напильник, зубцы в полмиллиметра) до появления ребер каркаса (ребра подкрашиваются, чтобы они стали видны, когда гипс сточится) 3. Болванка обмазывается акриловой водной шпатлевкой не сильно толстым слоем и на этот раз ошкуривается до идеальной формы. Если что-то не так, обмазка шпатлевкой и ошкуривание повторяется 4. Болванка опрыскивается акрилом из баллона в несколько слоев: [url=http://www.mgolovanov.houa.org/images/samples/lacquer.jpg][/url] этот неводный аэрозольный акрил (лак, Clear Varnish) водится в изобилии в автомагазинах и на авторынках. В принципе годится любой акриловый лак в баллоне. Тут важно сделать такое окончательное покрытие болванки, от которого не будут отставать мелкие частички, которые могут изгадить вытягиваемое стекло; неводный аэрозольный акрил идеален высохшее акриловое покрытие полируется мелкой шкуркой (нулевкой) до чистой ровной поверхности. 5. Перед тем, как натягивать пленку, болванка натирается парафином - берем любую свечку и ее концом натираем болванку, чтобы она оказалась испачкана парафином. Потом пальцами растираем парафин так, чтобы вышел ровный восковой на ощупь слой парафина, а лишний парафин смазываем и стряхиваем - оставить надо минимальный слой, никаких бугров. Растирать лучше всего именно пальцами, так как парафин от температуры пальца размягчается и легко размазывается (а излишек смазывается). Можно держать при этом болванку над малым газом Парафин играет роль смазки между болванкой и пленкой - он гарантирует, что остывающая пленка не пристанет к поверхности болванки. Он также играет роль как бы еще одного выравнивающего слоя, но это не так важно. После окончания вытягивания остывшее стекло, конечно, надо протереть мягкой ветошью (не поцарапав!) или ватой и вымыть моющим средством Метод этот не мой, так что использовать и описывать его можно. Автор неизвестен. Обтяжка разогретой полиэстеровой пленкой - вообще простейший и лучший способ вытягивания, не годится только если поверхность выпукло-вогнутая. Но остекления в авиации в 99.99 % случаев выпуклые, так что он годится почти всегда |
Michael_XIII в 03.08.2010 - 10:40 mgolovanov Михаил, несколько дополнений
Насколько я помню - там смесь стеарина, парафина и еще всякой фигни, точный состав плавает в зависимости от производителя ;-) если нужно - вечером уточню у жены. Но остекления в авиации в 99.99 % случаев выпуклые, так что он годится почти всегда Не совсем так - это верно в 99.99% для Второй Мировой, в современной авиации часто фонарь с подгибом снизу (если сечение поперек) - без вакуума не сделать. В приниципе метод достоен отдельной стати. |
mgolovanov в 03.08.2010 - 11:14 Насколько я помню - там смесь стеарина, парафина и еще всякой фигни, точный состав плавает в зависимости от производителя ;-) если нужно - вечером уточню у жены
да, там еще добавки - всякая гадость, но несущественно. Причем бытовые свечи делаются из технического парафина, который не очень хорош сам по себе. Уточнить легко в Сети - погуглить "свеча парафин" наверное, если уж делать совсем хорошо, лучше всего церковные свечки - они делаются из пищевого парафина (часто пишут, что их делают из воска, но это редкость) и желтоватые. Пищевой парафин также используется для корочек некоторых сыров - его можно отлепить от сыра и натирать им метод достоен отдельной стати. в выходные попробую написать |
Leshiy73 в 03.08.2010 - 16:16 Огромное Вам спасибо за подробное объяснения. Буду пробовать.
Еще раз Cпасибо. С Уважением Алексей. |
Spatz в 08.08.2010 - 19:42 Тема: GremirModels/Lukasz Fuczek 1/32 Як-3 (Yak-3) Никогда раньше не видел ничего подобного. Просто потрясен, что из бумаги можно сделать такое |
mgolovanov в 09.08.2010 - 00:35 Тема: Re: GremirModels/Lukasz Fuczek 1/32 Як-3 (Yak-3) Никогда раньше не видел ничего подобного. Просто потрясен, что из бумаги можно сделать такое
это еще что. Вот смотрите, что творит автор этой модели, Łukasz Fuczek : это сделано из общедоступного (за 500 руб) и вполне ординарного набора (журнала) польского издательства A.Halinski (правда, издательство - мировой лидер в этом деле): http://www.navarin.ru/product_info.php/products_id/241 он, правда, штукатурил стыки деталей - я этого не делаю, уж больно нудная работа |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Уверен, вам надо на Дише выставиться, это и победитель 100% модели из картона и неплохо будет смотреться на конкурсе статей!!!