Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)

Долгое время я делал только монопланы, и настал тот день, когда я созрел на постройку своего первого биплана. И сегодня я представляю на суд публике свою единственную этажерку - И-15 героя Гражданской войны И.У.Павлова от украинской фирмы ICM.

История самолета

На этот раз я приведу небольшую сводку с airwar.
Схема И-15 - расчалочный одностоечный полутораплан. Колеса неубираемого шасси закрыты обтекателями. Каркас фюзеляжа - ферменный, сварной из стальных труб. Каркас крыльев - деревянный, оперения - дюралевый. Обшивка везде полотняная. Вооружение - первоначально два, а затем четыре пулемета ШКАС. Изогнутое верхнее крыло типа "чайка" уменьшало общее аэродинамическое сопротивление самолета и улучшало обзор из кабины. Самолет был принят к серийному производству и строился несколько лет первоначально с двигателем М-22 в 480 л. с., затем с М-25 в 630/715 л. с. На несколько облегченном И-15 летчик В.К.Коккинаки 21 ноября 1935 года установил мировой рекорд подъема на высоту без груза -14 675 м. Первую боевую проверку И-15 прошли в небе Испании. Активное участие принимали подразделения, вооруженные самолетами И-15, в разгроме японских захватчиков в районе реки Халхин-Гол. Небольшое количество И-15 использовалось в боях с белофиннами и в качестве штурмовиков в первые месяцы Великой Отечественной войны.

История модели

Долгое время я делал только монопланы, и настал тот день, когда я созрел на постройку своего первого биплана. Модели от А-модел мало подходили для такого дебюта, а самолетами Первой Мировой войны я не интересовался. Чтобы не отбить вкус к бипланной коробке, я выбрал довольно неплохую по тем временам модель от фирмы ICM. Модель у меня появилась в декабре 2006 года. Чтобы не откладывать в долгий срок, постройка была немедленно начата.

Сборка

В те годы времени у меня было навалом. И не смотря на параллельную постройку двух моделей, И-15 был сделан за 4 недели. Процесс сборки занял всего 2 недели и завершился 14 января. Еще 2 недели ушло на покраску и финишную досборку, и 25 января модель была полностью готова.
Хочется сказать пару слов о содержимом набора.
ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)
В коробке с неудобной боковой загрузкой находился всего один литник с серым пластиком, литник с прозрачными деталями, инструкция и декаль. Модель на момент покупки выпускалась около 9 лет (если я ничего не путаю), поэтому качества литья было не на высоте. На мелких деталях интерьера, двигателя присутствовал облой. Прорези в капоте были напрочь залиты облоем. Детали фюзеляжа и крыльев были словно замылены, на некоторых из них виднелись царапины от формы. Тем не менее, поверхности крыла и фюзеляжа были хорощо проработаны, особенно провис обшивки.


Инструкция была традиционно небольшой с хилой полиграфией. Она имела неточности, и некоторые моменты сборки были не ясны по этим «наскальным рисуночкам».

Сборка традиционно началась с интерьера. Упорствовать и выделывать все фентифлюшки я не стал. Родная деталировка была неплохой, а через мелкую дырку в фюзеляже мало что увидишь. Я бы только добавил силовой набор и мелкие рычаги с тягами. Родные стеклышки световых окошек я заменил на самодельные из плекса. Внешне они стали получше, но прозрачности им это не добавило. Половинки фюзеляжа пришлось немного подгонять друг к дружке – сказывалось литье. Пока сох частично собранный интерьер и склеенный фюзеляж, я занялся консолями крыльев. На них были царапины от формы, а задняя кромка была толстовата. Царапины убрал без повреждений имитации провиса обшивки, а кромку подточил скальпелем. Перед установкой крыльев на фюзеляж я обработал и подогнал посадочные места под стойки бипланной коробки. Их посадочные места на крыльях были плохо пролиты и хорошей стыкуемости не было. После подготовительного этапа работ и «сухой» сборки, я собрал воедино всю бипланную коробку со стойками. На стыках крыльев с фюзеляжем образовались щели и уступы. Все эти недостатки я пролил Супер Клеем и, в последствии зашлифовал.

Дальше настала очередь хвостового оперения. Подкосы стабилизаторов были в облое и излишне толсты. Стыки подкосов вышли со щелями, которые пришлось проливать шпаклевкой Humbrol и суперклеем. Обработка этих стыков и стыков стоек на крыльях потом обернутся мелкими трудновыводимыми царапинами...

Двигатель на модели был выполнен менее подробно, чем на другой ICM’овской модели И-16 тип 24. Многие его детали, особенно капот, пришлось обрабатывать от облоя и смещения формы. Кольцо Тауненда собиралось «не айс», но все обошлось. Двигатель не влезал в кольцо Тауненда и пришлось подрезать шатуны и головки цилиндров движка. Но больше всего проблем доставило сопряжение капота и фюзеляжа с вырезами под головки цилиндров. Отверстия под головки цилиндров с шатунами были сильно расточены, чтобы дать двигателю нормально влезть в фюзеляж.

Обтекатели колес пришлось наращивать по ширине вставкой сыростирола толщиной 0.5 мм. Иначе колеса никак не пролезали даже в расточенные отверстия. С помощью «небольшого ведерка» шпаклевки и надфилей стойки были успешно подогнаны и установлены.
Стволы пулеметов сделал из скрепок, хотя надо было из иглы шприца… Правда и с длиной чуть промахнулся…

Что касается геометрии модели в целом, то вопросы возникли только к стыку передней части «чайки» к фюзеляжу, воздухозаборнику, форме некоторых патрубков и верхним пулеметам. Исправлять это я не стал за неимением хороших фото этого места. В остальном модель была похожа на чертежи и фотки в Полигоновской книге. Да и я в принципе не стал заморачиваться с геометрией, уделяя больше внимания сборке.
На фотографиях представлен финишный этап сборки. На них хорошо видны проблемы с шасси.
ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)

Окраска, декали и финишная досборка

Из предлагаемых вариантов окраски был выбран серебристый самолет героя Гражданской Войны – И.У.Павлова. В монографии Polygon «И-5, И-15, И-15 бис» этот вариант окраски вполне был похож на оригинал.
ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)
Модель красилась металликом от Humbol 27002 “Polished Aluminium” и алой эмалью от Model Master. На просушку «полированного алюминия» и алой эмали ушло по одной неделе. Сам период окраски занял 2 недели. Несмотря на столь долгие сроки сушки, краска набрала прочность только спустя 2 недели. Модель не грунтовалась и лаком после покраски не покрывалась. На фото показаны этапы покраски и досборки модели.
ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)
ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)
После покраски и двухнедельной сушки полированный алюминий был растерт, и с его поверхности было стерто все крупное зерно (это видно по фото покраски). Таким образом, я получил требуемый блеск, но пострадал тончайший слой краски. Спустя 2 года от частых перестановок модели в витрине и фотосессий алюминий стерся с передней кромки крыла и низа фюзеляжа. На фото модели без декали видно идеальное состояние кромок и фюзеляжа.
ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)
Также выяснил, что под тамиевские маски может затекать эмаль, когда красится довольно жидкой краской. Изза этого в паре мест получилась не совсем четкая граница.
ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)
На фотографии этого самолета в Полигоновской монографии виден своеобразный узор «рыбьей чешуи» на некрашенных панелях дюраля фюзеляжа (такой рисунок появился вследствие обработки и полировки). Как воспроизвести такой узор в 72-м масштабе я не знаю, может быть с помощью декали, как это делается в 24-м масштабе на автомобилях.

Можно долго судачить о тонировке этой модели. Мое мнение после полутора лет на этом форуме такое – тонировка стыков панелей центроплана и двигателя несомненно нужна. А в остальном самолет был довольно чистым.

Декали традиционно для ICM серебрились, но уже не так сильно как на И-16 в первые годы выпуска той модели. Цветовая гамма была уже нормальных тонов, а подложка не рвалась.

После покраски и установки двигателя, кольца Тауненда, кресла пилота, я впервые для себя в авиации попробовал натянуть часть из расчалок из капроновой нити. Многих точек крепления расчалок не было, поэтому натянул только 4 из 6 или 8. Для первого раза, думаю, сойдет…

Walkaround

Представляю небольшой walkaround по готовой модели.
ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)
ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)
ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)
ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)

Литература и ее достоверность

Из всей литературы по этому самолету, я нашел только следующее издание
ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)
Polygon “Истребители бипланы Н.Н.Поликарпова И-5, И-15, И-15бис” №1, да пару статей в различных журналах.
ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)
Чертежи были из того же издания. К чертежам есть претензии. Достаточно просмотреть пару-тройку хороших фото, чтобы найти несоответствия. И мне сейчас сложно судить, какие косяки в модели и уж тем более судить кто прав – макетчики или авторы монографии и чертежей. Я решил не утопать в бумаге в поисках правды и просто сделал модель.

Выводы и резюме

Несмотря на кажущееся неплохое литье, сборка бипланов и трипланов сопряжена с риском увязнуть в подгонке и установке всех стоек и расчалок «этажерки», придав им правильное взаимное расположение. Модель И-15 от ICM неплоха, но ее сборка может доставить некоторые неприятные моменты. Конечно, на фоне бипланов, сделанных по технологиям ЛНД и short-run, сборка этой модели просто кайф. Но я помню, с каким удовольствием я делал их же И-16 тип 24. Тогда качество литья было на высоте, а подгонка была практически не нужна. Видно годы берут свое…

Копийность модели хорошая, кроме вышеописанных проблем. Правда источников информации и качественных фотографий до сих пор мало по этому самолету.

Эту модель я не посоветую начинающим моделистам. Модель не настолько плоха, просто многие вещи требуют подгонки. Если вы начинающий и вам нравятся «этажерки», то лучше взять «этажерку» от Eduard. Своей моделью и исходным набором я остался доволен. Единственное что огорчает - быстрое истирание металликов на углах модели, когда берешь ее рукой. модель теряет с годами свой вид, который она имела при покраске... Знаю, что нет предела совершенству. А насколько у меня получился И-15 уже судить вам, уважаемые коллеги.

С уважением, Андрей Кузнецов

 

» Информация о статье
Самая интересная работа
http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_1685.htmlСамая интересная работа http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_1685.html
SilverGhost в 30.04.2009 - 17:59
Приветствую!
Игорь, Андрей - спасибо за отзывы!
Декали у ИСМ не сахар... Расчалки сделал по чертежу. а вчера когда писал статью - обратил внимание на несоответствие чертежа фоткам.

От себя добавлю недостающие фотки


С уважением, Андрей
AndreyDARK в 30.04.2009 - 18:08
Расчалки сделал по чертежу.

Андрей - глянь на чертеж Маслова - который у тебя в обзоре :grin: - там расчалки есть :wink:
SilverGhost в 30.04.2009 - 18:39
Андрей, я в тексте статьи написал, что я установил не все расчалки. ;) всего на каждом крыле было по 2 двойных расчалки и одна одинарная.
У меня стоит именно одна двойная. Я не сделал только те которые крест-накрест пересекались. На чертеже плохо видно, где какие расчалки. на фотках различных самолетов расчалки разные. к примеру на фото самолета Павлова не видно чтобы была передняя двойная расчалка к стойке шасси, зато хорошо видна крестообразные расчалки.

С уважением, Андрей
AndreyDARK в 30.04.2009 - 18:43
я в тексте статьи написал, что я установил не все расчалки.

НУ прости пожалуйста - я на фотки как то больше смотрел :grin:
Thunderbolt в 01.05.2009 - 00:08
Привет, Андрей. Ещё днём увидел твою статью, но целый день был занят. А хотелось спокойно сесть, прочитать и рассмотреть.
Хочу выразить своё мнение в отношении модели и статьи. В модели действительно есть над чем покопаться и ты справился с этим на отлично. Я учитываю, что работа проводилась два года назад. С тех пор много воды утекло. Согласен, что эту машину драили до блеска. Но всё же тонировать стоит хотя бы для передачи свето-тени. Я раньше тоже думал что грязь не обязательна, но восприятие от чистой машины теряется. Тогда она не выглядит натурально. У меня на полке есть несколько таких. По поводу алюминия. На фотографии очень хорошо видна разница между металлической и крашенной обшивкой. И это не только из-за присутствия эффекта рыбьей чешуи. Это разные материалы и соответственно они по разному выглядят. Стоит слегка стемнить метал. Думаю, будет красиво. С расчалками понятно.... Есть смещения в пулемётных амбразурах. Это бросается в глаза и наклонена модель на одну сторону. Хотя можно списать на просевшие амартизаторные резинки. :grin:
В целом мне модель нравится. Поздравляю. Уверен, она украшает полочку.
Статья тоже очень понравилась. Всё продуманно и читается с интересом. Желаю удачи в конкурсе. :wink:
Sky_Dog в 01.05.2009 - 06:50
Андрей, приветствую! Красивый самолет вышел, статья еще лучше получилась :smile: , честно скажу, мне было интересней статью читать :roll:
По поводу немного придраться :smile: , все в кольце Тауненда смотреться монотонно, а ведь в нем "сердце" самолета и весьма горячие,
да же втулка и сам винт одного цвета... так же хотелось бы обратить внимание на свободно болтающиеся растяжки, а то что кромки подтерлись,
от этого общий вид модели еще лучше стал, некое старение получилось :wink:
Но как уже сказал, впечатление от работы приятное.
SilverGhost в 01.05.2009 - 09:59
Иван, Сергей, большое спасибо за отзывы!
Сереж, ты прав насчет оттенка панелей. надо было чуточку добавить черного чтобы сменить оттенок. В принципе эффект рыбьей чешуи можно воспроизвести. Модель возможно имеет крен на левый борт. причина скорее всего в длине левой стойке :oops: Стойки пришлось разрезать чтобы установить обтекатели.
Иван, насчет винта тоже справедливо. втулка скорее всего была некрашенная. А вот как растяжки натягивать, когда их крепления утоплены в фюзеляж, я не знаю. Что можете посоветовать по этому поводу?

С уважением, Андрей
Thunderbolt в 01.05.2009 - 11:26
А вот как растяжки натягивать, когда их крепления утоплены в фюзеляж, я не знаю. Что можете посоветовать по этому поводу?
Да очень просто, если они синтетические. Возми зажигалку и очень отдалённо поводи под ними. Тепло своё дело сделает и будет всё натянуто. Только предупреждаю. Способ эфективный, но требует осторожности. Начинай с безопасного растояния.
SilverGhost в 01.05.2009 - 12:20
ООоо! Спасибо за совет!

С уважением, Андрей
Ястреб-WL в 17.10.2012 - 22:19
Тема: ICM 1/72 И-15 И.У.Павлова - За ВКП(б) (I-15)
Привет, Антоша.
Ты - СУПЕР.
Учту твой богатый опыт и рекомендации при сборке И-5 и И-15 от ICM.
Удачи и держим связь.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy