Приветствую, Уважаемые коллеги моделисты! Хочу описать процесс создания необычного Як-3.
Все началось с фотографии в честь празднования семидесятилетия полка «Нормандия-Неман» на французской авиабазе Мон-де-Марсан 25 июня 2012 г.
На данном фото изображен Dassault Rafale C в юбилейной раскраске со звездами, а также Як-3 в классической ливрее «Нормандия-Неман» времен Второй Мировой Войны.
Почитать о данном событии можно здесь https://bmpd.livejournal.com/334322.html?view=6813426.
Решил воссоздать данное фото в миниатюре. Процесс стройки начал с Як-3...
Был куплен Як-3 1/48 от ЗВЕЗДЫ арт. 4814, фототравление Микродизайн (закрылки арт. 048239 и интерьер/экстерьер арт. 048203), Декаль от Бегемота 48-025, 3-d декаль интерьера арт. 48001 и вакуумный фонарь арт. 48001-S от Quinta Studio, ниши шасси от Vector VDS48077, рулевые поверхности от ЗИП 48018, винт и выхлопные патрубки от ЗИП 48016, шасси от A-Resin 48011.
Но уже в процессе стройки, я понял, что самолет является современной репликой классического Як-3, и из коробки его просто не построить. Пришлось пилить и нарезать расшивку…
Несколько слов о прототипе.
Як-3 UA с серийным номером 470202 был построен в 2001 году на ОАО «ПО «Стрела» в Оренбурге для немецкой компании Mejer Motors из Фрейбурга. В Германии имел регистрацию D-FLAK. Позже в 2015 году данный самолет был выкуплен частным коллекционером Уилом Гринвудом и улетел в Великобританию с новой регистрацией G-OLEG.
Подробнее можно почитать в статье Huw Hopkins https://vintageaviationecho.com/yakovlev-yak-3/.
Основные отличия Як-3 UA D-FLAK от классического Як-3
- Двигатель Allison V-1710-111 (такой же как у P-39 Aerocobra, P-38 Lightning, P-51 Mustang и других). У классического Як-3 установлен двигатель ВК-105ПФ2 от Климова;
- Передняя часть фюзеляжа перед коком винта шире и выглядит более «дутой» - следствие установки другого двигателя. Также патрубки выхлопа смещены ближе к коку винта. На капоте сверху есть дополнительный воздухозаборник. Сами выхлопные патрубки плоские;
- Винт Hamilton Standard 23E50-495 (от DC-3, B-17, B-24…) диаметром 3,34 м против 3 м в классическом варианте с большим в длину коком;
- Цельнометаллический фюзеляж, с армирующими пластинами около центроплана;
- Двухместная кабина с другим остеклением. Переплет передней части такой же как у Як-7/9;
- Кабина с современной авионикой;
- Антенки в нижней части фюзеляжа, вентиляционные отверстия и т.д.
Благо в сети много фото прототипа, и проблем с поиском информации не возникло.
Чтобы облегчить себе задачу, был куплен Як-9Д 1/48 от Звезды арт. 4815 и фототравление Микродизайн для Як-9Д арт. 048035. От него использовал переднюю часть фонаря, элементы силового каркаса кабины, задние стабилизаторы и рули высоты, элероны.
Стройку начал с доработки капота. Расширил его. Патрубки сместил вперед. Сделал дополнительный воздухозаборник.
Использовал смоляной винт от Vector от B-17/B-24. Ниже сравнение с родным винт от Як-3
Кок винта сделал, скомбинировав коки из набора от Як-3 и Як-9. Задача была выделить переднюю часть кока. Основание кока взял от Як-3.
Кабина у прототипа двухместная, поэтому пришлось ее удлинять. У Як-3 от Звезды слабая деталировка по сравнению с Як-9. Поэтому решил использовать силовой каркас кабины от Як-9 вживив его в фюзеляж от Як-3.
Дублировать органы управления для второго пилота не стал, думаю, впоследствии, их демонтировали и место второго пилота имело только прогулочное назначение, возможно это не так… Но судя по фото счастливой пассажирки управлять самолетом ей не пришлось!
Очень помогло фототравление от Микродизайна. У прототипа очень много элементов от классического Як-3, особенно приборы на боковых картах и рычаги практически те же.
Для создания приборной доски за основу взял фототравление от Микродизайна, добавил недостающие приборы используя фототравление и декали от Airscale.
Сделал кислородную маску с баллоном. Качественная 3d декаль от Quinta Studio практически не понадобилась Немного подумав, решил использовать из данного набора ремни безопасности и аптечку (не знаю была ли она в прототипе..).
Пилота сделал, используя низ от летчика из набора Як-3 от Звезды, а верх от фигурки из смолы для Миг-15. Подогнал, покрасил и нанес нашивки «Нормандия-Неман» и флаг Франции.
С фонарем пришлось немного повозиться. Так как кабина двухместная, задняя часть фонаря должна быть длиннее и сдвигаться (по центру фюзеляжа сзади предусмотрена направляющая).
Среднюю и заднюю часть фонаря сделал, используя вакуумный фонарь от Quinta Studio. Разрезал фонарь. Для средней части сделал рамку и фототравления Микродизайн. Для того чтобы удлинить заднюю часть фонаря, нарастил полистиролом рамку. Затянул фольгой. Сделал направлявшие для средней части фонаря при помощи фототравления.
Переднюю часть фонаря взял от Як-9. Сделал в ней люк. Вживил в фюзеляж от Як-3. Впоследствии затянул переднюю часть фонаря в металлическую фольгу
Основная сложность в данном проекте – фюзеляж. Изучив фотографии прототипа, захотел повторить неоднородность панелей, и именно их стыковка внахлест, выпуклость, неоднородность и т.д. Як-3 от Звезды не имеет должного рельефа и модель довольно «плоская».
Чтобы выделить панели использовал самоклеящейся металлический скотч на бумажной подложке. Растирал его ватными палочками до блеска, избытки клея убирал вайтспиритом.Cделал дополнительные панели и лючки по левому борту.
Использовал ниши шасси в комплекте с воздухозаборниками в корне крыла от Vector. Полезный комплект. Единственно на прототипе у основания ниш шасси прямой угол, а у Як-3 от Звезды есть небольшой скос. Немного сточил пластик. См. фото ниже
Использовал от Vector центральную часть с двумя дополнительными откидывающими воздухозаборниками нагнетателя и кожух маслорадиатора. Два дополнительных воздухозаборника для нагнетателя на классическом Як-3 использовались при взлете и посадке. Судя по фото прототипа, данные воздухозаборники были открыты и в полете. Кожух маслоохладителя немного доработал, убрав лишнюю расшивку и немного закруглил края.
Добавил пару вентиляционных решеток (похоже также для нагнетателя) и антен внизу.
В задней части фюзеляжа внизу также добавил пару антенок.
Обратил внимание, что у прототипа разные заклепки: есть внутренние винты, есть большие внешние клепки (в области центроплана и хвостового оперения), а также обычный клеп.
Обычный клеп как обычно накатывал ревитером, внутренние винты делал круглой стамеской-пробойником от ВЭС, внешние клепки использовал 3D декали от Quianta для масштаба 1/24.
У прототипа усилен центроплан, вдоль которого имеются продолговатые выпуклости. В задней части центроплана есть дополнительные армирующие панели с внешним клепом. См. фото ниже.
Также накладки на хвостовой части немного выпуклы и крепятся внахлест основных панелей. Имеет внешняя клепка.
Тормозные щитки сделал, используя фототравление от Микродизайн, также, как и заслонку маслорадиатора.
Расшивку на крыльях снизу нарезал по фото летящего прототипа снизу благо такое фото есть.
А вот сверху использовал чертеж от Як-3М из сети. Не знаю на сколько он соответствует действительности, или на сколько ему соответствует прототип.
Топливомеры изготовил, используя фототравление от Микродизайн. Залил их УФ-смолой. Заполировал. Заливную горловину бака рядом с топливомером изготовил самостоятельно.
Задние стабилизаторы с рулями высоты взял от Як-9. Исправил их форму, подогнав к Як-3 и утолщил их у основания. Элероны использовал также от Як-9 подошли идеально.
Руль направления взял из набора ЗИП. Сделал на нем тяги. Также на фюзеляже сделал кожухи для тяг. На всех аэродинамических поверхностях решил сделать внешнюю клепку от Quinta Studio.
Несмотря на надпись «Ярославский резинкомбинат» колеса взял из набора A-Resin. Стойки доработал. Использовал фототравление и алюминиевый стержень. Проводку делал из медной проволоки. Изготовил тормозной барабан, ориентируясь по фото прототипа.
Заднюю стойку изготовил, используя фототравление.
Двери ниш шасси взял из фототравления. Правда пришлось их переделывать:
- двери которые ближе к центру из-за отличия в нишах шасси (упоминал ранее)
- двери которые крайние у прототипа аналогичные с Як-9 – см. фото ниже (слева доработанный вариант для прототипа справа от Як-3).
Декали боковой ливреи от Бегемота не подошли, пришлось их заказывать у Валентина из ArmDecal armdecal@gmail.com . У него также заказал нашивки полка «Нормандия-Неман». В итоге от Бегемота использовал только техничку и звезды на крыльях снизу.
Фольгу грунтовалMr. Surfacer Primer. Неровности поверхности выводил грунтом Mr. Surfacer500. Финишный грунт Mr. Surfacer 1500.
Красил Аканом из тематического набора 6-ой серии. Но здесь произошла неприятность. Если голубая краска для нижней части фюзеляжа АМТ-7 идеально попала в цвет. То верх АМТ-11 (серо-голубая) и АМТ-12 (темно-серая) не соответствует фото прототипа совсем! Слишком темные. Пришлось перемешивать. В результате в цвет, судя по фотографиям, попасть удалось!
Лаки глянцевый и сатиновый от Mr.Color.
Смывки и масляные краски от Ammo Mig.
В конце немного «припудрил» зону выхлопа.
В целом не ожидал, что постройка данного прототипа будет такой непростой. Уже не терпеться преступить к Рафалю.
Желаю приятного просмотра.
jetacв 25.07.2023 - 12:47 Тема: 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK
Кок не похож - он совсем другой формы у прототипа, надо было его еще затупить хотя б, а не просто удлинить. Задней части фонаря длины заметно не хватает. Не могу согласиться с попаданием в цвет - низ слишком темным выглядит на представленных фото и хотя не люблю чистенькие модели, но тут мне кажется перебор со следами нагара от выхлопа по бортам, в смысле, что он выглядит старым размазанным (неоднократно смытым), как у бывалого фронтового трудяги, а не то, что видно рядом с Рафалем (тут бы "академический" так сказать нужен, просто и без изысков надутый аэром, ясно видимым шлейфом)
YSGв 25.07.2023 - 13:18 Тема: 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK
Отличная, вдумчивая работа! +1
Вживую выглядит просто замечательно!
Так держать!
Толково сделано, но не без "косяков". :cool:
Согласен с замечаниями коллег по поводу кока, фонаря, створок шасси.
Окраска - у каждого своё чувство цвета, всем не угодишь, да и фото явно в синеву ушло.
Но за стремление сделать нестандартный аппарат и за статью "+", стопудово!
Окраска - у каждого своё чувство цвета, всем не угодишь, да и фото явно в синеву ушло.
Скорее условия освещенности, потому и заметил насчёт представленных фото, а не краски
VZCJJJJJв 25.07.2023 - 21:25 Тема: 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK
Залью свою ложечку дёгтя, надеюсь для более кропотливого подхода к следующим моделям.....
Немного грубая обработка рулей направления, рулей высоты и некоторых деталей; законцовки крыла хотят быть похожими на чайку! Выхлопной след слишком "размазанный" по борту фюзеляжа.
Не ожидал такого интересного изображения ЯКа и такой кропотливой работы..... +1!!! Успехов в хобби!!!;-)
Pavel_Pв 26.07.2023 - 00:05 Тема: 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK
Интересный прототип. Хороший подход к делу. +1
Roman-Nordв 27.07.2023 - 08:42 Тема: 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK
Салют, всем!
Да, отличный подход к моделизму! Но и соглашусь с замечаниям коллег и по матчасти и по окрасу - все по делу.
От меня заслуженный плюс за интересный запил!
Usatiymenв 31.07.2023 - 11:52 Тема: 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK
Тема: 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK