Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK

Приветствую, Уважаемые коллеги моделисты! Хочу описать процесс создания необычного Як-3.


Все началось с фотографии в честь празднования семидесятилетия полка «Нормандия-Неман» на французской авиабазе Мон-де-Марсан 25 июня 2012 г.

1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK

На данном фото изображен Dassault Rafale C в юбилейной раскраске со звездами, а также Як-3 в классической ливрее «Нормандия-Неман» времен Второй Мировой Войны.
Почитать о данном событии можно здесь https://bmpd.livejournal.com/334322.html?view=6813426.
Решил воссоздать данное фото в миниатюре. Процесс стройки начал с Як-3...

Был куплен Як-3 1/48 от ЗВЕЗДЫ арт. 4814, фототравление Микродизайн (закрылки арт. 048239 и интерьер/экстерьер арт. 048203), Декаль от Бегемота 48-025, 3-d декаль интерьера арт. 48001 и вакуумный фонарь арт. 48001-S от Quinta Studio, ниши шасси от Vector VDS48077, рулевые поверхности от ЗИП 48018, винт и выхлопные патрубки от ЗИП 48016, шасси от A-Resin 48011.

Но уже в процессе стройки, я понял, что самолет является современной репликой классического Як-3, и из коробки его просто не построить. Пришлось пилить и нарезать расшивку…

Несколько слов о прототипе.
Як-3 UA с серийным номером 470202 был построен в 2001 году на ОАО «ПО «Стрела» в Оренбурге для немецкой компании Mejer Motors из Фрейбурга. В Германии имел регистрацию D-FLAK. Позже в 2015 году данный самолет был выкуплен частным коллекционером Уилом Гринвудом и улетел в Великобританию с новой регистрацией G-OLEG.
Подробнее можно почитать в статье Huw Hopkins https://vintageaviationecho.com/yakovlev-yak-3/.

1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK

Основные отличия Як-3 UA D-FLAK от классического Як-3
- Двигатель Allison V-1710-111 (такой же как у P-39 Aerocobra, P-38 Lightning, P-51 Mustang и других). У классического Як-3 установлен двигатель ВК-105ПФ2 от Климова;
- Передняя часть фюзеляжа перед коком винта шире и выглядит более «дутой» - следствие установки другого двигателя. Также патрубки выхлопа смещены ближе к коку винта. На капоте сверху есть дополнительный воздухозаборник. Сами выхлопные патрубки плоские;
- Винт Hamilton Standard 23E50-495 (от DC-3, B-17, B-24…) диаметром 3,34 м против 3 м в классическом варианте с большим в длину коком;
- Цельнометаллический фюзеляж, с армирующими пластинами около центроплана;
- Двухместная кабина с другим остеклением. Переплет передней части такой же как у Як-7/9;
- Кабина с современной авионикой;
- Антенки в нижней части фюзеляжа, вентиляционные отверстия и т.д.
Благо в сети много фото прототипа, и проблем с поиском информации не возникло.
Чтобы облегчить себе задачу, был куплен Як-9Д 1/48 от Звезды арт. 4815 и фототравление Микродизайн для Як-9Д арт. 048035. От него использовал переднюю часть фонаря, элементы силового каркаса кабины, задние стабилизаторы и рули высоты, элероны.

Стройку начал с доработки капота. Расширил его. Патрубки сместил вперед. Сделал дополнительный воздухозаборник.

1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK

Использовал смоляной винт от Vector от B-17/B-24. Ниже сравнение с родным винт от Як-3
Кок винта сделал, скомбинировав коки из набора от Як-3 и Як-9. Задача была выделить переднюю часть кока. Основание кока взял от Як-3.

1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK

Кабина у прототипа двухместная, поэтому пришлось ее удлинять. У Як-3 от Звезды слабая деталировка по сравнению с Як-9. Поэтому решил использовать силовой каркас кабины от Як-9 вживив его в фюзеляж от Як-3.

1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK

Дублировать органы управления для второго пилота не стал, думаю, впоследствии, их демонтировали и место второго пилота имело только прогулочное назначение, возможно это не так… Но судя по фото счастливой пассажирки управлять самолетом ей не пришлось!

1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK

Очень помогло фототравление от Микродизайна. У прототипа очень много элементов от классического Як-3, особенно приборы на боковых картах и рычаги практически те же.

1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK

Для создания приборной доски за основу взял фототравление от Микродизайна, добавил недостающие приборы используя фототравление и декали от Airscale.

1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK

Сделал кислородную маску с баллоном. Качественная 3d декаль от Quinta Studio практически не понадобилась Немного подумав, решил использовать из данного набора ремни безопасности и аптечку (не знаю была ли она в прототипе..).

1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK
1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK

Пилота сделал, используя низ от летчика из набора Як-3 от Звезды, а верх от фигурки из смолы для Миг-15. Подогнал, покрасил и нанес нашивки «Нормандия-Неман» и флаг Франции.

1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK

С фонарем пришлось немного повозиться. Так как кабина двухместная, задняя часть фонаря должна быть длиннее и сдвигаться (по центру фюзеляжа сзади предусмотрена направляющая).

1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK

Среднюю и заднюю часть фонаря сделал, используя вакуумный фонарь от Quinta Studio. Разрезал фонарь. Для средней части сделал рамку и фототравления Микродизайн. Для того чтобы удлинить заднюю часть фонаря, нарастил полистиролом рамку. Затянул фольгой. Сделал направлявшие для средней части фонаря при помощи фототравления.

1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK

Переднюю часть фонаря взял от Як-9. Сделал в ней люк. Вживил в фюзеляж от Як-3. Впоследствии затянул переднюю часть фонаря в металлическую фольгу

1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK

Основная сложность в данном проекте – фюзеляж. Изучив фотографии прототипа, захотел повторить неоднородность панелей, и именно их стыковка внахлест, выпуклость, неоднородность и т.д. Як-3 от Звезды не имеет должного рельефа и модель довольно «плоская».
Чтобы выделить панели использовал самоклеящейся металлический скотч на бумажной подложке. Растирал его ватными палочками до блеска, избытки клея убирал вайтспиритом.Cделал дополнительные панели и лючки по левому борту.

1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK

Использовал ниши шасси в комплекте с воздухозаборниками в корне крыла от Vector. Полезный комплект. Единственно на прототипе у основания ниш шасси прямой угол, а у Як-3 от Звезды есть небольшой скос. Немного сточил пластик. См. фото ниже

1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK
1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK

Использовал от Vector центральную часть с двумя дополнительными откидывающими воздухозаборниками нагнетателя и кожух маслорадиатора. Два дополнительных воздухозаборника для нагнетателя на классическом Як-3 использовались при взлете и посадке. Судя по фото прототипа, данные воздухозаборники были открыты и в полете. Кожух маслоохладителя немного доработал, убрав лишнюю расшивку и немного закруглил края.
Добавил пару вентиляционных решеток (похоже также для нагнетателя) и антен внизу.
В задней части фюзеляжа внизу также добавил пару антенок.

1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK

Обратил внимание, что у прототипа разные заклепки: есть внутренние винты, есть большие внешние клепки (в области центроплана и хвостового оперения), а также обычный клеп.
Обычный клеп как обычно накатывал ревитером, внутренние винты делал круглой стамеской-пробойником от ВЭС, внешние клепки использовал 3D декали от Quianta для масштаба 1/24.

1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK
1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK

У прототипа усилен центроплан, вдоль которого имеются продолговатые выпуклости. В задней части центроплана есть дополнительные армирующие панели с внешним клепом. См. фото ниже.
Также накладки на хвостовой части немного выпуклы и крепятся внахлест основных панелей. Имеет внешняя клепка.

1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK

Тормозные щитки сделал, используя фототравление от Микродизайн, также, как и заслонку маслорадиатора.
Расшивку на крыльях снизу нарезал по фото летящего прототипа снизу благо такое фото есть.
А вот сверху использовал чертеж от Як-3М из сети. Не знаю на сколько он соответствует действительности, или на сколько ему соответствует прототип.
Топливомеры изготовил, используя фототравление от Микродизайн. Залил их УФ-смолой. Заполировал. Заливную горловину бака рядом с топливомером изготовил самостоятельно.

1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK

Задние стабилизаторы с рулями высоты взял от Як-9. Исправил их форму, подогнав к Як-3 и утолщил их у основания. Элероны использовал также от Як-9 подошли идеально.
Руль направления взял из набора ЗИП. Сделал на нем тяги. Также на фюзеляже сделал кожухи для тяг. На всех аэродинамических поверхностях решил сделать внешнюю клепку от Quinta Studio.

1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK

Несмотря на надпись «Ярославский резинкомбинат» колеса взял из набора A-Resin. Стойки доработал. Использовал фототравление и алюминиевый стержень. Проводку делал из медной проволоки. Изготовил тормозной барабан, ориентируясь по фото прототипа.
Заднюю стойку изготовил, используя фототравление.

1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK

Двери ниш шасси взял из фототравления. Правда пришлось их переделывать:
- двери которые ближе к центру из-за отличия в нишах шасси (упоминал ранее)
- двери которые крайние у прототипа аналогичные с Як-9 – см. фото ниже (слева доработанный вариант для прототипа справа от Як-3).

1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK

Декали боковой ливреи от Бегемота не подошли, пришлось их заказывать у Валентина из ArmDecal armdecal@gmail.com . У него также заказал нашивки полка «Нормандия-Неман». В итоге от Бегемота использовал только техничку и звезды на крыльях снизу.
Фольгу грунтовал Mr. Surfacer Primer. Неровности поверхности выводил грунтом Mr. Surfacer500. Финишный грунт Mr. Surfacer 1500.
Красил Аканом из тематического набора 6-ой серии. Но здесь произошла неприятность. Если голубая краска для нижней части фюзеляжа АМТ-7 идеально попала в цвет. То верх АМТ-11 (серо-голубая) и АМТ-12 (темно-серая) не соответствует фото прототипа совсем! Слишком темные. Пришлось перемешивать. В результате в цвет, судя по фотографиям, попасть удалось!
Лаки глянцевый и сатиновый от Mr.Color.
Смывки и масляные краски от Ammo Mig.
В конце немного «припудрил» зону выхлопа.
В целом не ожидал, что постройка данного прототипа будет такой непростой. Уже не терпеться преступить к Рафалю.
Желаю приятного просмотра.

1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK
1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK

 

» Информация о статье
jetac в 25.07.2023 - 12:47
Тема: 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK
Кок не похож - он совсем другой формы у прототипа, надо было его еще затупить хотя б, а не просто удлинить. Задней части фонаря длины заметно не хватает. Не могу согласиться с попаданием в цвет - низ слишком темным выглядит на представленных фото и хотя не люблю чистенькие модели, но тут мне кажется перебор со следами нагара от выхлопа по бортам, в смысле, что он выглядит старым размазанным (неоднократно смытым), как у бывалого фронтового трудяги, а не то, что видно рядом с Рафалем (тут бы "академический" так сказать нужен, просто и без изысков надутый аэром, ясно видимым шлейфом)
YSG в 25.07.2023 - 13:18
Тема: 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK
Отличная, вдумчивая работа! +1
Вживую выглядит просто замечательно!
Так держать!
Монтёр в 25.07.2023 - 13:42
Если Вы копировали конкретно этот борт, то странно, что не заметили, что щитки шасси (возможно и форма ниш)имеют заметно другую форму:

# #
А вообще проект понравился. Плюсую.
Любитель в 25.07.2023 - 15:06
Тема: 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK
Мощный запил :)
Bertych в 25.07.2023 - 15:25
Толково сделано, но не без "косяков". :cool:
Согласен с замечаниями коллег по поводу кока, фонаря, створок шасси.
Окраска - у каждого своё чувство цвета, всем не угодишь, да и фото явно в синеву ушло.
Но за стремление сделать нестандартный аппарат и за статью "+", стопудово!
jetac в 25.07.2023 - 17:35

Окраска - у каждого своё чувство цвета, всем не угодишь, да и фото явно в синеву ушло.

Скорее условия освещенности, потому и заметил насчёт представленных фото, а не краски
VZCJJJJJ в 25.07.2023 - 21:25
Тема: 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK
Залью свою ложечку дёгтя, надеюсь для более кропотливого подхода к следующим моделям.....
Немного грубая обработка рулей направления, рулей высоты и некоторых деталей; законцовки крыла хотят быть похожими на чайку! Выхлопной след слишком "размазанный" по борту фюзеляжа.
Не ожидал такого интересного изображения ЯКа и такой кропотливой работы..... +1!!! Успехов в хобби!!!;-)
Pavel_P в 26.07.2023 - 00:05
Тема: 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK
Интересный прототип. Хороший подход к делу. +1
Roman-Nord в 27.07.2023 - 08:42
Тема: 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK
Салют, всем!
Да, отличный подход к моделизму! Но и соглашусь с замечаниям коллег и по матчасти и по окрасу - все по делу.
От меня заслуженный плюс за интересный запил!
Usatiymen в 31.07.2023 - 11:52
Тема: 1/48 Як-3 UA конверсия D-FLAK
Понравилась работа!

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy