Ил-10, как мы знаем, являлся наследником славного штурмовика Ил-2, внесшего незаменимый вклад в победу советского оружия в Великой Отечественной войне.
Про эту машину в детстве, в 80-х годах, знал я крайне мало, собственно — только название и только то, что поступил он на вооружение в заключительный период войны.
Тем не менее, модель данного самолета еще во времена Союза выпускал чешский Ковозавод.
Попала она ко мне в руки в 2000х. Грубоватая, с внешней расшивкой, с небогатой деталировкой. Хотя, к данной модели производителями афтермаркета предлагалось приличное количество дополнений — колеса от «Эльф» и «Экипаж», патрубки «Москит», вакуфонарь «Фалкон», травление какого-то производителя и как венец всего (по цене главным образом) смоляная кабина от «высокогорной» чешской ”Kora”.
У меня в наличии был фонарь, патрубки и колеса. Начал перешивать расшивку на внутреннюю. Году этак в 2004м. И на этом закончили.
Долгое время эту модель современные производители обходили стороной. Однако, в 2017 году чешская фирма ”Fly” выпустила новый кит Ил-10. Обрадовавшись, тут же его приобрел. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что родителем этого набора стопудово является древний КР. Если расшивка на новой модели внутренняя и тонкая, то рулевые поверхности оставлены один в один как на старом Иле. И еще из минусов — отсутствие РСов и направляющих для них. Ну да не беда.
Специалистами и знатоками матчасти было отмечено, что помимо всего прочего, новый Ил унаследовал от родителя косяки в виде очень высокого фонаря с неправильным переплетом кабины стрелка и недостаточно дутый капот двигателя, от чего портится вид модели в профиль.
Но править такие вещи в 2017-м я не решился (тем более что если с переделкой капота более менее ясно, то как исправить фонарь, понятия не имею). Да и если честно — не обладаю я столь острым «ястребиным» глазом, чтоб видеть все эти миллиметры, доли миллиметров, радиусы, градусы, секунды и т. д. Косячные модели в моем понимании — это турецкий Pioneer 2. И трумповские Су-15. Остальное — норм.
Модель в сборке в принципе нормальная, но проблемным местом является стыковка крыла с фюзеляжем. Возникает напряжение, приходится гнуть деталь нижней части центроплана, чтобы она сошлась с самим фюзеляжем без образования ступеньки. И достаточно большие щели остаются в районе стыка крыла с центропланом. Уходит много шпаклевки.
Болванка была собрана, загрунтована и… на 5 лет легла на полку с остальными недостроенными моделями. Угас пыл, в общем.
Однако, когда Павел Голдовский анонсировал Турнир «Мы с Тамарой», в общей борьбе с недостроями я решил взглянуть, что бы можно было доделать из пылящихся заготовок. Выбор пал на Ил-10. Просмотрел его еще раз, подшпаклевал швы, вновь прогрунтовал. Нанес прешейдинг.
При покупке этот Ил планировался северокорейским. Однако, в последнее время зашла тема ВОВ и я решил его изобразить в камуфляже АМТ-11/АМТ-12, как описано в труде В.Вахламова по цветам камуфляжа ВВС СССР периода ВОВ.
Нанес пятна АМТ-11. Но тут дернуло меня перечитать этот отрывок про применение новых камуфляжных схем. А там оговорка, что есть послевоенные фото Илов в данном камо, а периода ВОВ — нет. Начал вглядываться в фото самолетов полков, успевших повоевать на них в апреле-мае 1945 года. И чем больше смотрел, тем сильнее убеждался, что там трехцветная схема камуфляжа образца 1943 года. Пришлось обратиться к профессионалам. А они однозначно отвергли наличие нового камуфляжа на илах, воевавших в Германии весной 45го года. Тем более, что я хотел сделать Ил из состава 108 гшап. А этот полк был лидерным, т. е. на его базе по сути проходила опытная эксплуатация данных самолетов.
Следовательно, в составе полка были самолеты, выпущенные в 1944 году, до введения в действие новой схемы камуфляжа. Далее, мне указали на то, что данные машины были без пылевого фильтра, он начал устанавливаться после войны. Пришлось фильтр отдирать и пытаться смастерить всасывающий патрубок из подручных материалов по немногочисленным фото. Ну, что получилось, то получилось.
Также мое внимание обратили на то, что с РС-132 Илы не воевали, только с РС-82. Да и то в самом конце войны (об этом упоминалось у О.Растренина). Мне подумалось, так там и был конец войны — по нескольку боевых вылетов-то полки совершили на новой технике.
Начал искать фото Илов с направляющими для РС. Нашел, но все они послевоенные. А на фото строевых машин весны 45го не могу разглядеть, хоть убей.
В свое время я заказал смоляные копии поздних направляющих для РСов с Тамиевской модели Ил-2, полагая, что раз они позднего типа, то подойдут для Ил-10. Ан нет. На фото пусковые на Ил-10 ажурные и совсем не похожи на те, что стояли на поздних Ил-2. Начал подбирать более-менее подходящие аналоги.
Но не давали покоя упоминание про освоение РС-82 в «самом конце войны» и отсутствие направляющих на имеющихся фото Илов 108 гшап и 571 шап.
Поставить точку в этом вопросе помогли журналы боевых действий этих полков. Расход РС в боевых вылетах — ноль. Не применяли с Ил-10 РС в ВОВ! (равно как и в отчете об испытаниях и приемке Ила после обкатки в 108 гшап упоминания о стрельбе РСами отсутствуют — из пушек/пулеметов строчили, бомбы бросали. И все.)
Так что проблема с РС отпала сама собой.
Вот так происходит почти с каждой моделью, стоит только погрузиться в историю и матчасть.
Пулемет стрелка необходимо положить плашмя (ствол отпилить и переклеить), в модели его установка указана неверно.
Шасси частично даны производителем в смоляном исполнении и не совсем в инструкции понятно, как их надо устанавливать. Но ориентировался по фото. Бомбы взял от новой модели Пе-2 фирмы Звезда.
Окраска Аканом 6-й серии, лаки этого же производителя, смывка, финишное осветляющее покрытие.
Результат оценивать вам, коллеги.
Выражаю благодарность Сергею Труфанову и Андрею Аверину за советы и неоценимую помощь в сборе информации.
Спасибо, коллеги!
Андрей, ничего с носом не делал. И это... Ты вообще-то в голосовании "Мы с Тамарой" раскритиковал этого Ила... ))) Именно за нос!
Но там фото были, так себе...
Спасибо, коллеги!
Андрей, ничего с носом не делал. И это... Ты вообще-то в голосовании "Мы с Тамарой" раскритиковал этого Ила... ))) Именно за нос!
Но там фото были, так себе...
:mrgreen: фото точно не те, тут удачно представил!
Спасибо, коллеги!
Андрей, ничего с носом не делал. И это... Ты вообще-то в голосовании "Мы с Тамарой" раскритиковал этого Ила... ))) Именно за нос!
Но там фото были, так себе...
:mrgreen: фото точно не те, тут удачно представил!
Да просто у сына вдруг появилось настроение показать, как в его айфоне выставляются настройки. И тут я сразу фотографировать научился... :mrgreen:
Хорошо сделал и сфоткал.
Собранных десяток мало, спасибо, что порадовал советской машиной
Благодарю!
Да как-то ты меня вдохновил на советские машины...
И в целом вернул в моделизм в полном смысле, не побоюсь сказать...
Хотя зАраз расписать десяток матрешек не научил! А адепты вон, могуть...
Но, как тут же поясняют, каждый преследует свои цели... :grin: :grin: :grin:
Тема: Fly 1/72 штурмовик Ил-10 – Весна 45-го года