Продолжим разговор на околомодельные темы. Эта парочка вызвала живой интерес на прошедшем Новослёте и потому решено написать статеечку - по просьбам всех желающих. «Двоечка» делалась на заказ без кардинального перепила по планеру, а «семёрочка» для себя – «вкусностей» в ней побольше! Постараюсь рассказать об основных.
Интерес к этой модели появился у меня давно, ещё до того, как увидел собранную у Славы Демченко. Потом увидел такую же у Вани Потолицына. Но основным «толкачом» в постройке послужило желание заказчика начать именно с него. Более старая модель от АМК с индексом 88001 лежала у меня загашниках, а вот обновлённую 88001-А приобрёл по его просьбе с целью посмотреть на изменения. Основным из них, по заверениям фирмы, явилось изменение формы фюзеляжа соответственно «правилу площадей». Ничего подобного я не обнаружил – потом увидите на фото. В новом наборе больше вариантов окраски и цельноотлитое подвесное вооружение – сомнительное «преимущество», так как времени на его обработку потребуется не меньше, чем на склеенное. Декаль побогаче и потоньше, чем в старом наборе, но всё равно страдает избыточной толщиной. Дополнительно было приобретено эдиковское травление.
Сборку начал с фюзеляжей - носовые обтекатели приклеены к половинкам, а не склеены и установлены потом, как то советует инструкция. Сборка интерьера кабины прошла не без проблем, кресло на «двоечке» никак не хотело вставать на своё место после приклейки травления, на семёрку оно уже и поэтому "залазит". В инструкции по травлению тоже не всё гладко - если распологать детали так, как она советует, то получается "бардак" - и приборы не встают на своё место так, чтобы не мешать креслу - пришлось кое-что подрезать и разворачивать. Намучался с подбором цвета интерьера под окрашенное травление. Покрасил и собрал нишу переднего шасси.
Пришлось подвергнуть доработке ВЗ над двигательным отсеком - слишком грустно выглядит то, что есть в модели. Прорезал щель в нижней части носа. Перед склеиванием половинок фюзеляжей обоих моделей слегка доработал тот вариант, что "для себя", а именно - прорезал окошки за откидной частью фонаря, придав им более правильную форму, нарастил изнутри толщину и добавил снизу уголок. На настоящем самолёте в этом месте находится ручка аварийного открытия фонаря в случае его заклинивания и закрыта она стеклом, которое при необходимости разбивается. На втором будет декой, которая идёт в комплекте.
На крыле было решено сделать отклонёнными рулевые поверхности, так как на стоянке они обычно опущены. На двойке они приклеены , а на семёрке подвижные. Отделил закрылки от нижней половинки крыла, поскольку, если сделать просто прорезь и отклонить их вниз то при приклеивании верхней половинки образуется щель. Потом снова нарушил очерёдность сборки, рекомендуемую инструкцией - приклеил боковинки ВЗ, чтобы была возможность заделать изнутри "некрасивый" шов и качественно прокрасить внутреннюю поверхность ВЗ. Если делать по инструкции, то он останется. Крыло с ВЗ потом спокойно ставится на своё место.
Решил "заморочаться" с тем, что для себя, заодно и проверить - стоит ли овчинка выделки (да, это скорее всего будет "суслик", но он там будет! ) Стенки каналов выгнул из алюминиевой фольги, переход оформил с помощью шпаклёвки. Для того, чтобы изогнутый канал проходил в фюзель, в последнем пришлось сделать вырез. Боковые стенки с клином также подверглись доработке. Всё задуто белой грунтовкой.
И вот собственно ради чего это затевалось - слева без доработок, справа переделанный.
А вот и по фюзеляжам. Производитель писал, что переделал среднюю часть -ложь и провокация, ничего подобного, абсолютно одинаковые. В "старом" нет перемычки и за счет зажатия штанген там размер даже чуть меньше показал.
Для "чистоты эксперимента" по доработке каналов ВЗ дополнил их первой ступенью КНД и ВНА. Тот кто не знает, как посмотреть, то и не увидит - а фотик там не фокусируется. По большому счёту это "суслик" ! Подрезал слишком грубые отсекатели. Приклеил к фюзелям нижние половинки плоскостей. Под определённым ракурсом кое-что просматривается - но только при условии подсветки фонариком со стороны другого ВЗ!
При вклеивании травла в ниши вновь нарушил инструкцию - "потолок"ниши приклеил не к верхней половинке крыла, а непосредственно на нишу. Причём, "хвостики" оставил на детали - они не дают ей провалиться внутрь. Опять же, благодаря этому правильно разметил и подрезал места установки стоек шасси. Подогнал и приклеил верхние половинки крыла.
Вариант для заказчика будет с полностью открытыми нишами шасси, равно, как и с опущенными элевонами (такое происходит при потере давления в гидросистеме). Срезал пластик со створок и приклеил травлёнку. Для себя решил сделать эти элементы подвижными – пришлось срезать гидроцилиндр со стенки ниши и сделать «рабочий» вместе с кронштейном.
Планера просохли и можно приступать к обработке - сразу же полезли "косячки", на которые многие не обращают внимания. После вклеивания травла в нишу стали заметны округлые грани основных ниш шасси, надо замазывать их суперклеем. Стык верхней и нижней половинок крыла тоже потребует шпаклевания, поскольку линии расшивки там идут по-другому. Попутно "добил" створки основного шасси на своём. Самый главный итог - работает и сделать это возможно, пусть и не совсем копийно, но очень похоже. Однако, это требует известную долю терпения и наличия времени. На миражах подобного делать не буду, разве что может быть только на самом большом из них - четвёрке.
Пока планера потихонечку шпаклевались и вышкуривались, шла нудная работа по доведению пилонов и подвески до "смотрибельного состояния". С центрального МЗБД, после приклейки слишком толстого обтекателя в хвостовой части, срезал лишнее и заменил своим. Для того, чтобы правильно спозиционировать боковые пилоны, пришлось приклеить упоры под центральные и угол "развода" регулировать вместе с установленными на них бомбами. Заодно установил по схеме со старой инструкции блоки выброса тепловых ловушек - в новой инструкции этой схемы нет. Бомбы подверглись небольшим, но видимым доработкам. Ракеты тоже прошли доработку - на своих буду имитировать стекло и ТГСН, на втором будет закрыто колпаком. Корректируемые бомбы тоже не останутся без внимания - носовая часть также требует доработок.
Вклеил огоньки на законцовки крыла и переднюю кромку киля, "инкрустировал" составной огонь в заднюю часть киля, над РН.
Обработал вкруговую планера, очень много времени отняло выведение в ноль стыков на нижней поверхности крыла и восстановление утерянной и непропечатанной расшивки. Поскольку элевоны отрезаны, то пришлось доработать и посадочное место под них. На этапе склеивания многочисленных воздухозаборничков пришлось озаботиться предварительным утоньшением стенок на входе изнутри - благодаря этому они смотрятся более привлекательно. С помощью иглы от шприца сделал более чётким контур приёмников облучения на носовой части и киле. ВЗ, отлитые непосредственно на планере тоже были высверлены и подрезаны. Стык крыла с фюзеляжем проходит посередине зализа и очень многие "маститые" мастера упускают из виду, что там не должно быть расшивки. Я постарался заделать этот стык, равно как и на нижней плоскости крыла. Приклеил бомбодержатели, ПГО и начал установку крупных воздухозаборников.
Пока просыхали подшпаклёванные швы, решил установить закрылки (элевоны), причём на "своём" варианте захотелось попрактиковаться в возможности сделать их подвижными. Всю ступеньку расписывать не буду, на фото всё наглядно видно. Сначала металлические заготовки. Потом рассверливание и обработка торцов распиленных деталей. На средних и внешних секциях внутренние узлы навески сымитировал вклейкой полукольца, на внешней секции крайний узел сделан в виде шарнира из скрученных проволочек.
На варианте с подвижными элевонами необходимо делать приводы управления средней и внешней секциями. Заклеил "дыру" в нижней хвостовой части фюзеляжа. Я, кстати, ошибался насчёт того, что там придётся заклеивать полистиролом слишком широкие щели (так советовал Слава при постройке своего), на прототипе так и было. Ведь свою родословную этот самолёт ведёт от третьего миража, а на том, в зависимости от характера задач, этот блок был съёмным, позволяя устанавливать либо дополнительный топливный бак, либо дополнительный ракетный двигатель.
Приклеил на место штатные пламегасители пушек из набора, после этого сделал в них прорези, удалил лишнее и подправил геометрию. Мне они кажутся более правдоподобными, нежели травлёные. Диски основных колёс предполагается вклеить до соединения половинок "резины". Но они имеют чрезмерную толщину и не позволяют ей сомкнуться, образуется щель. Попробовал сточить внутреннюю часть диска на конус - муторно, долго и неудобно. Поэтому просто срезал её, а половинки колёс склеил между собой. Теперь можно будет красить отдельно диски и покрышки. Кое-какие детали дисков заменил травлёнкой. Двузвенники на основные стойки шасси в пластике выглядят слегка массивно, но всё равно лучше, чем из травлёнки, которая не подходит по посадочному месту даже после некоторой доработки - оставил родные и слегка доработал их. Фары на переднюю стойку шасси отлиты целиком из прозрачного пластика. Зачем? Я не знаю способа покрасить их так, чтобы отобразить зеркальный блеск отражателя. Поэтому пошёл старым, проверенным способом - с помощью боров выбрал нутрянку, проще потом вклеить отражатель и стёклышко. Установил их на своё место и на микрокапельку клея передний щиток, чтобы правильно спозиционировать на нём подкосы. Пришлось помучаться с изгибанием травлёных проводов - в инструкции совершенно непонятно, как это сделать. Чтобы разобраться в кинематике подкосов и проводов на основных стойках, надо немало посидеть в фотографиях. Как назло, многие музейные не имеют проводки, но даже то немногое, что имеется в наличии позволяет сделать заключение, что на модели многое упрощено. Разработчик травления не особо себя утруждал в изучении их хитросплетения, но в конечном итоге выглядит довольно неплохо. Приклеенную на внутреннюю часть диска имитацию лопастей обдува тормозов пришлось слегка расточить, чтобы диск глубже садился на ось.
На носовой части самолёта имеется так называемый "генератор вихрей" ("нож"). В модели он слишком толстый и потому подвергся стачиванию. Травлёнкой даются только три полоски окантовки (одна про запас на случай утери), поэтому приклеил их сверху, как то советует инструкция. На своём полностью срезал этот "нож" и сделал его из металла, наклеив "запасные" пластинки и снизу.
В хвостовой части фюзеля приклеил пластинки, направляющие воздушный поток в сторону отсека с тормозным парашютом. Очень некрасивую "дырку" в районе сопла заделал накладкой из листового полистирола, наметив на ней клёпку как на реальном самолёте. Обтекатель станции лазерной подсветки цели в модели сделан очень примитивно - минимальная доработка не спасает положения. Пришлось поизучать фотографии А-10 (там похожий контейнер), чтобы понять устройство - фото кфиров с этим узлом крупным планом мне найти не удалось. Доработке подверглась система подсветки и остекление.
Вновь добрался до кабинки. Козырёк над приборкой был сточен с целью придания масштабной толщины, установлен на место и окрашен чёрным. Детали остекления пришлось подгонять по посадочному месту, так как на них были приклеены детали из травления. Кстати, эдик некорректно указывает в своей инструкции установку компаса и ещё какого-то прибора на срезе неподвижной части фонаря - надо смотреть фото. Собрал кресла - на "двойке" оно более "шикарное", чем на "семёрке". Кабина с ними смотрится уже намного лучше. Пока крутил-вертел модель в процессе сборки-шлифовки, были успешно сломаны замки крепления подвижной части фонаря - буду делать новые, тем более, что в инструкции и слова нет о том, что нужно сделать пазы в нижней, посадочной кромке фонаря, в которые и входят эти "крючки".
Высверлил углубления под замки фонаря, покрасил руки управления и кое-какие детали на креслах и бортах кабины. Зеркала изобразил с помощью блестящего скотча, шарнир сделал из стального корда и алюминиевой фольги. Вклеил замки крышки фонаря, приклеил стекло прицела, линзу покрасил зелёным лаком. Приклеил на акриловый лак передние части фонарей.
Задул белым цветом ниши основного шасси и вспомнил, что на семёрочку не сделал проводку в них. Начал делать из отожжённой медной проволоки, но понял, что слишком много времени потрачу на сверку с фото и поэтому решил поставить травление. Тем более, что покрашенное оно вполне даже ничего - с лупой туда заглядывать не будут. Только покрасил проводку сразу на плате, предварительно срезав боковые крепления. Красил кистью и более густой краской - она даже потолще стала и округлее. Потом покрыл лаком и сделал смывку - использовал "бородинскую", так как она на водной основе и позволяет сделать более нежные оттенки, особенно на белом цвете. А оттенять его я не очень то люблю, легко сделать перебор и испортить. Как вышло - Вам судить.
Ну и как же обойтись без "полётов" до сдачи самолёта в окончательную приёмку - спросонья уронил семёрочку и повредил законцовку киля. Пришлось подклеить на супер кусочек пластика и обработать. Хотел задуть передние козырьки фонаря чёрным, чтобы переплёт изнутри был таковым, попутно и "резину" покрасить. Углядел, что не сделал протектор на основных колёсах. Исправил этот недостаток и "нагрузил" пневматики с помощью утюга. После покраски остался доволен полученным результатом. Подвижную часть фонаря покрасил интерьерным. Загрунтовал обе модели тамиевским белым грунтом.
Подшпаклевал "косячки" - грунт сделал своё дело, помимо подготовленной поверхности видим, где есть недочёты. Нанёс линии прешейдинга.
Покраску начал с заказной «двойки». Просмотрел таблицы по федерал стандарту и в соответствии с ними взял тамиевские эмали XF 19 и XF 53. Попробовал "чистым" 19м задуть подвесные баки - не понравилось, слишком тёмные. Осветлил его и дело пошло. На семёрке покрасил только низ, а вот на двоечке и часть верха. Перед этим тонкой линией нанёс границы камуфляжа, чтобы не закрашивать лишнее. Покраска после прешейдинга может выполняться двумя способами. Первый - нанесение жидкой краской нескольких полупрозрачных слоёв с относительно большой подачей краски и воздуха. В этом случае получается более однородная поверхность, без "петушков". Второй - закраска кусков поверхности планера внутри линий расшивки за один-два захода с малой подачей краски. В этом случае легче контролировать контрастность цвета и границ. Я отдаю предпочтение этому способу, хотя он и требует гораздо больше времени. Покраску начинаю с труднодоступных участков.
Для покраски «семёрки» песочный и тёмно-земляной нашёл в модель-мастеровском разливе, а бледно-зелёный взял от тамии. Ох и намучался же я с этим модель-мастером. В жидком состоянии краски пигмент очень быстро оседает и аэрограф начинает плеваться, а густая при маленьком давлении не идёт.
После высыхания краски с помощью тысячной шкурки и воды слегка подшкурил покрашенные поверхности. Кое-где стало выглядеть светлее, где-то темнее. В общем, неоднородность удалась, заодно выровнялась поверхность. Помыл с водичкой, просушил, задул блестящим лаком.
Обдекаливание «двоечки» началось с интересного процесса - первым делом взялся за стачивание излишне толстого лакового слоя на декали с помощью скотч-брайта и тысячной шкурки. Нанесение дек начал с верхней поверхности. Приваривал с помощью "шипра" и такой-то матери... На руль направления и тормозные щитки на верхней поверхности крыла контуры на деке сделаны некорректно (на нижние практически идеально!), пришлось искать "золотую середину", потом на фото крупным планом увидите. Для нанесения дек на нижнюю поверхность пригодился стапель, приобретённый у Андрея Пчельникова (Бак), поскольку законцовка киля очень хлипкая и постоянно норовит сломаться. Выставил модель на упорах и дело пошло.
Далее занялся нанесением декалей на "семёрку". Надо отметить, что несмотря на практически такую же толщину лакового слоя, эти оказались более пластичны. Кое-где требуется подкраска жёлтым цветом. Контуры щитков на семёркесовпадают с декой, а вот на двойке сверху чуть меньше по размеру, что совершенно не портит картинку, снизу совпадают. На руле направления чуть уже, чем надо.
Подправил жёлтым и красным там, где это надо. Для своего занялся изготовлением стёклышек над ручками аварийного открытия фонаря. Можно было просто налепить из скотча, но мне захотелось попробовать изобразить концентрическую и диагональную разметку на остеклении. Для этого пришлось воспользоваться тонкой плёнкой, парой игл и острым кончиком резака. Слегка помучавшись с разметкой и вырезанием нужного контура получил вполне достойный результат. Невооружённым глазом (тем более, если не знаешь о чём идёт речь ) заметить это сложно, но возможно, видно на преломлении под определённым углом. Мне же было просто интересно, смогу ли я сделать этого "суслика"? Теперь этот опыт есть, и, вполне возможно, что он пригодится при изготовлении семейства "миражей", особенно самого большого - четвёрки. Сразу прошу прощения за фото - жуткое макро, на максимальном увеличении, чтобы более наглядно было. Во время этих операций слегка повредил обтекатель дальномера (нос) на семёрке - пришлось рассверливать и вклеивать заточенный кусочек канцелярской скрепки.
Пока просыхал лак на моделях, позанимался ракетами.
На шлифовку поверхностей моделей и стачивание лишнего лака с декалей ушёл весь день - по три часа на каждую модель! Потом покрасил чёрным цветом необходимые элементы и снова задул тоненьким слоем глянцевого лака - теперь декали не так сильно "выпирают" над поверхностью. Вот фото в сошлифованном состоянии.
Между делом занимался потихонечку мелочёвкой. Для изготовления ДУА использовал проволоку от скрепки. Выточил из прозрачного литника будущие головки самонаведения, просверлил их насквозь сверлом 0,4мм, а сзади заглубился на 0,8мм, чтобы было посадочное место на носик бомбы. Используя капиллярный эффект запустил внутрь оранжевого лака. Когда он слегка подсох, то слегка увеличил дырочку в носовой части, чтобы установить в ней отражатель. Его корпус, при помощи пробойника с внутренним диаметром 0,5мм, выдавлен из чёрного листового полистирола. Этим же пробойником сделано зеркало отражателя из блестящего скотча. Всё это запрессовано в носовую часть и слегка утоплено, сверху капелюсечка акрилового лака. Потом взялся за ракеты. Следящую головку изготовил при помощи того же пробойника и тех же материалов, добавив только тянутый прозрачный литник. Внутреннюю часть головки ракеты окрасил чёрным и установил отражатель из того же скотча. Вклеил головку и установил остекление при помощи акрилового лака.
Подрезал выпирающие края остекления ГСН на "Питонах" и покрыл их лаком - для просушки в вертикальном состоянии очень кстати оказались под рукой сопла движков. ГСН бомб на израильских "Гриффинах" более массивная и имеет восемь стабилизаторов, на америкосовской "Пэйвэй 1" она тоньше, четыре стаба и кольцо. Для изготовления кольца взял трубку от антенны - при обработке удалось слегка растянуть её, увеличив диаметр до необходимого, на фото колечко одето на трубку, от которой была отрезана заготовка. Покрасил ГСН, вот они в сравнении с "родными". Приклеил их на бомбы, на "гриффинах" добавил стяжные полоски и кое-что подкрасил.
Неожиданно долго провозился со стойками шасси, точнее сказать, с приведением их внешнего вида ближе к оригиналу. Пришлось поизучать фото. В почти «готовом» виде показываю те, что "понавороченнее".
Доделал форкамеры движков.
Так выглядят основные стойки на «семёрку» после смывки.
Взялся за планер "двойки" - проявил расшивку, используя тамиевские жидкости. Для верха смешивал серую и коричневую, чтобы только еле-еле оттенить её (всё-таки сверху самолёты не такие чумазые, как внизу), для нижней поверхности добавил тёмно-коричневой. Вот так снизу смотрится "смытая двойка" и не тронутая "семёрка". По верхним поверхностям сделал неравномерное осветление, используя очень жидко разведённую белую краску, практически, слегка забелённый растворитель . Здесь я допустил оплошность - надо было сначала каплю краски добавить в лак (в этом случае краска "расщепляется" полностью), а потом разбавить растворителем. В некоторых местах проскочили частички пигмента, пришлось удалять их кончиком ножа. Но поставленная цель достигнута - тёмный цвет камуфляжа теперь приглушен и не так сильно контрастирует со светлым. Ощущение "выгорания" достигнуто!
Покрыл модель матовым лаком так, чтобы получился "сатин". Пока он подсыхал, подмазал блестящим лаком БАНО, датчики фиксации облучения, покрасил воронёным стволы пушек, выделил решётки и гильзовыбросы чёрной смывкой, снял маски с остекления. Потом установил стойки шасси, используя стапель - для этой цели удобная штука. "Двойка" почти готова - осталось кое-где изобразить подтёки и другие следы эксплуатации, докрасить и установить трубку Пито, движок, щитки шасси, подвесить бомбы и баки, не забыть про стикеры и выступающие трубочки.
Стикеры потребовали доработки - не хватило наглости приклеить их так, добавил фиксаторы, с ними смотрится совсем по-другому.
Покрасил трубки Пито - даже на них три цвета и два оттенка лака. Немного "повеселился" с лепестками сопла.
А потом случился повторный «полёт» моей семёрочки. Разговаривал по скайпу с Леонидом Симухиным (Улан-Удэ) и… ненароком столкнул модель. Чуть сердце не прихватило, когда увидел исчезающий из поля зрения хвост модели и потом услышал бум-бум. Благо, что под рабочим столом лежит кусок линолеума - так вот "модернизированный" нос и спас, оставив в нём дырочку. Да и дальнейшее опрокидывание на хвост было смягчено. Результаты - нос целый, чуть повреждено посадочное место под Пито, слегка повреждена законцовка киля, отлетела подвижная часть фонаря и один прибор, подломано крепление внешнего элевона.
Установил передний щиток на носовой нише шасси (намучался я с ним на "двойке") и боковую подвижную створку. Слегка осветлил верх (заметно только на коричневом цвете) и покрыл матовым лаком.
Снял маски с остекления... После ремонта подвижная часть фонаря "запотела" от паров суперклея. Пришлось отрывать её и полировать. Полировал-полировал, а приклеить на место никак не получалось..., суперклей протекал в шарнир. Пришлось выдрать весь узел и сделать заново. Помучал себя вклеиванием трубочек на нижней поверхности самолёта, там их... - из инсулиновых игл не получается (как её обработать если она всего 1мм в длину), делал из тянутых уховёрток. Подкорректировал лепестки сопла, прорезав ножом грани прямо поверх лака и запустив туда водосмываемую смывку от Бороды.
Замучал я Вас своим повествованием – действительно, что-то длинным получился рассказ. Желающие более подробно ознакомиться с процессом могут сделать это на моём домашнем форуме - http://zabmodels.mybb.ru/viewtopic.php?id=617. Теперь же пора показать финальные фото и выслушать критику. Приятного Вам просмотра.
AC, привет, Саша, и спасибо! Жаль, что у меня не получается к Вам ездить, как-то далековато... :cry:
Звенья делятся не в плоскости центра стойки, а сильно сбоку. Соответственно и форма у них несимметричная. Вот набросал.
Абсолютно верно, Сергей! Но это не сильно бросается в глаза за хитросплетением шлангов гидравлики - если же всё переделывать так как на прототипе, то никакой жизни не хватит. Вот, посмотри на такое фото:
Альберт, привет. Отмечу и я твои работы (как и на Новослете отметил)) Не поленюсь, еще раз поблагодарить тебя за статью. Как мне кажется, детализация статей становится твоей фирменной фишкой. Если бы я задумал делать Кфир, то эта статья легла бы на рабочий стол рядом с фотками и чертежами (или что там есть на него).
Если бы я задумал делать Кфир, то эта статья легла бы на рабочий стол рядом с фотками и чертежами (или что там есть на него).
Привет, Макс! Чем чёрт не шутит - в 72-ом он вышел у них, сам самолётик симпатичный и, благодаря ПГО, смотрится чуть поинтереснее, чем Мираж III. Если надумаешь - всю накопанную инфу передам. :mrgreen:
Как мне кажется, детализация статей становится твоей фирменной фишкой.
Хлопотно это - такой объём выдавать, да и народу тяжело читать... Буду продолжать подробно вести процесс на своём домашнем (легче потом вспомнить детали, да и дисциплинирует), а сюда писать в меньшем объёме. :wink:
Usatiymen, спасибо, Игорь!
Лучшие модели Kfir, что я видел...
Рад, Серёжа, что угодил тебе! Прям KFIRы KFIRу. :lol: