Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds : |
Italeri 1/72 Convair B-58A Hustler - Урок геометрииСверхзвуковой бомбардировщик В-58 Hustler – самолет довольно известный, если не сказать эпохальный. Его короткая карьера дала толчок к мировому развитию сверхзвуковой бомбардировочной авиации. И тем не менее, этот красивый неординарный самолет остался не только в тени своих великих дозвуковых собратьев на памяти человечества, но и в моделизме. И только Italeri/Testors сделала в свое время достойный шаг, чтобы восстановить несправедливость по отношению к этому красивому самолету. К сожалению, судьба не баловала и модель - ее сняли с производства около 10 лет назад. И сегодня она является большой редкостью. Чем же была примечательна эта, одна из наиболее редких и загадочных моделей? А не устроить ли ей анализ, раз она очень кстати оказалась на моей полке? Этому я и посвящаю сей сказ. На истории создания самолета я останавливаться не стану. Каждый желающий может подчерпнуть немного про него с Уголка Неба http://www.airwar.ru/enc/bomber/b58.html ПредысторияМодель была случайно куплена моим отцом мне в подарок в далеком 1996 году. В те годы я был еще мал чтобы по настоящему понять загадочную надпись на коробке «Limited Edition»… Тогда модель еще была в официальном каталоге Italeri. Коробка с моделью целых 7 лет пылились в запасниках, пока в летом 2003 года я, накопив за прошедшие годы опыт, приобретя навыки и сделав 27 моделей, не решился приступить к ее сборке. Как раз в это время я обзавелся двумя комплектами чертежей. До 2006 года постройка модели протекала крайне вяло. Причиной такого долгостроя была занятость другими моделями и перспектива серьезных переделок Италовского пластика. В конце лета 2006 работа над самолетом закипела, и в декабре модель была наконец покрашена. МодельПластикВ коробке лежало 4 литника со 129 деталями, в том числе и литник с 6 прозрачными деталями. Качество литья было хорошим. Царапины, сколы, недоливы и утяжины отсутствовали. Малочисленный облой присутствовал только на крупных деталях подвесных контейнеров. Прозрачные детали, кроме иллюминаторов, были выполнены на высшем уровне. Иллюминаторы были отлиты слегка замыленными. Редко когда эти детали бывают еще и прозрачными изза своей избыточной толщины. Пресс-форма судя по качеству проработки пластика датирована серединой-концом 80-х годов. К моменту покупки она еще не успела толком разноситься. Модель является типичным представителем Италовской эпохи траншейной расшивки. В отличие от раздолбанных Звездой и Italeri пресс-форм, здесь расшивка была равномерной как по глубине так и по ширине по всему самолету. В качестве примера предлагаю фото сохранившегося литника с неиспользованным контейнером ТСР. ДекальДекаль стандартного качества Italeri. Претензий к изображениям не было. Эффект серебрения при переводе на модель не проявился. За 10 лет хранения она нисколько не потускнела. Тем не менее, при переведии декалей лопнули длинные полосы границы пешеходной зоны на крыльях и красные марки на мотогондолах.Тоже самое произошло и с декалями SR-71 несколькими годами ранее. И что еще заинтересовало, так это наличие в воде после размачивания декалей какогото белого сгустка-осадка. Даже здесь Italeri смогла накосячить - неправильное написание названия самолета "Hulster" вместо "Hustler"!!!! Упаковка ИнструкцияИнструкция отпечатана на 3 листах и на 7 языках. Претензий по схемам сборки не возникло - все просто и понятно. Также приведены фотографии деталировки стоек шасси. Всего предлагается сделать три варианта: КопийностьДолгое отсутствие чертежей тормозило процесс начала сборки. И когда они появились, то проблем, как оказалось, только прибавилось. Хочется поподробнее остановиться на этих проблемах. Фюзеляж:• Короче на 6 мм в районе сопряжения внутренних пилонов и передней кромки крыла Крыло:• Каждое крыло было меньше на 1-1.5 мм по размаху Двигатели:• Внутренние мотогондолы на 2-2.5 мм короче Деталировка:• Колеса на 0.5-0.8 мм тоньше нормы
С вооружением, как это обычно было и в старые добрые времена, Italeri не дружит. К модели на литниках прилагались:
• контейнер МВ-1
• верхняя часть контейнера TCP • 4 термоядерных бомбы Мk.43 Бомбы сразу не понравились. Чертежей этих бомб у меня не было. Здесь кое какие подробности http://en.wikipedia.org/wiki/B43_nuclear_bomb . Но по их данным вышло вот такая картина: • Толщина бомбы чуть более 7.5мм вместо 6.4 мм как надо Нормального чертежа под контейнер МВ-1 у меня не нашлось. Длина этой махины составила почти 23 см!!! По данным из книги Современная Авиация.Бомбардировщики. Часть 1 длина контейнера МВ-1С составляет 17.4 м, а диаметр 1.5 м. В пересчете в 72-й масштаб вышла вот такая картина:
• Диаметр Италовского контейнера 22 мм вместо 20.8 мм
• Длина Италовского контейнера <230 мм вместо 241.6 мм • По имеющимся фотографиям стабилизаторы вызвали подозрение по поводу их стреловидности и размаха… Чертежи на контейнер ТСР были и его промерка тоже дала неутешительные результаты… • Длина в пластике 144 мм вместо 137 мм Интерьер сделан немного примитивно. Нехватает деталировки боковым пультам и мелкому оборудованию. Через открытые люки хорошо просматриваются пустые кресла, задние стенки, обшивка и боковины. Для открытых люков не предусмотрены механизмы открывания. их надо делать самому. Окошки интерьера сделаны вставными изнутри, что дополнительно портит интерьер кабины клеевыми швами и углублением под окошко. В принципе, если все это живенько раскрасить с тонировками, то практически можно убрать простоту интерьера. А можно вообще ни о чем не думать и сделать фонари и люки кабины закрытыми. Тогда через мелкие окна оборудование кабины оператора и штурмана не будет видно. Историческая достоверностьИз 3-х вариантов, предложенных Italeri, был выбран самолет с бортовым номером B-58A-1O-CF 59-2429 c/n32 с красной галкой на киле. Из источников, которыми я обладал при написании статьи, удалось подчерпнуть только пару его фотографий, схему окраски и несколько фактов. Из них следовало, что этот самолет ранних серии, выпущенный в 1960 году. 1 августа 1960 г. он поступил на вооружение 43-го Бомбардировочного авиакрыла на авиабазе Литтл Рок в Арканзасе. 31 октября 1963 г. его перевели в состав 305-го авиакрыла на авиабазе Банкер Хилл. Списан в середине 1964 г. и хранился на авиабазе Литтл Рок. В 1969 г. был переведен на авиабазу Дэвис Монтан, Аризона для долговременного хранения и консервации. Разделан на металлолом приблизительно в 1977-1979 гг. СборкаПосле неутешительных итогов промерки планера и прочих деталей модели был составлен план работ по переделке или хотя бы частичной доводки самолета. И я не спеша, по-тихонечку, приступил к сборке, поочередно распутывая узлы проблем возникающих переделок и доработок. На фотографиях отчетливо видны вставки из белого, синего и черного пластика в фюзеляж, крыло и мотогондолы. Готовый интерьер и остекление заклеены тамиевской лентой от грязи и пыли. ПВД еще не вклеена. На внешних мотогондолах еще не готовы зализы пилона с крылом. В нише основной стойки хорошо заметна трудноустранимая ступенька после склейки половинок крыла. на нижней части фюзеляжа под кабиной видны круглые силовые вставки из пластика, предотвращающие рассыхание фюзеляжа в месте его минимальной толщины и максимальных разжимающих под воздействием интерьера нагрузок.
Углублять переднюю нишу не стал. Изза этого пришлось бы поднимать пол кабины. А это было бы уже проблематично. Ниши основных стоек шасси изначально довольно глубокие. Расшивка в обоих нишах присутствует, но только на их потолочных поверхностях. Боковая поверхность ниш основных стоек испорчена стыком плоскостей крыла. Расшивка на внутренних частях створок отсутствует. Сами створки пришлось снаружи немного подточить, чтобы придать им хоть какую то изящность. Были изготовлены новые тяги из проволоки для створок носовой ниши шасси, но внимание на мелочевке не заострялось. Тормозные диски колес основных стоек, изображенные в родном пластике схематично так и были оставлены нетронутыми. Расширением колес также не стал увлекаться. Пусть и тоньше, но если будет возможность найти новые верные колеса, старые Италовские можно снять. На носовой стойке были сделаны отражатели 3-х посадочных фар из зеркальной пленки. Блестящие части амортизаторов всех стоек были обклеены фольгой. Также была сделана небольшая имитация гидравлики на стойки и кронштейны для водила. После зачистки фюзеляжа и крыльев от расшивки была нарезана новая. Большинство линий проходили по шпаклевке и это вызывало проблемы при ее нарезании. Мелкие сколы и неравномерность линий на стыке шпаклевки и пластика были неизбежны. Шпаклевки фирмы Humbrol и Italeri, которые я применял при постройке модели, к сожалению с годами могут давать усадку и имеют тенденцию к сколам. Помучившись с расшивкой фюзеляжа и крыльев, доведя результат до приемлимого уровня, я не стал искушать судьбу с расшивкой мотогондол и прочих криволинейных поверхностях. Так как тележки стоек были даны отдельно, я приклеил тележки вместе с колесами уже после покраски, чтобы тележки встали ровно всеми 8 колесами на поверхность под весом модели. На этом сборка самолета была закончена. Оставалось сделать только вооружение. Про копийность прилагаемого к модели вооружения я уже рассказал выше. Оставалось только сделать свой выбор. Бомбы пришлось отправить на склад вооружений к таким же кривым ракетам и бомбам. Как это не парадоксально, но этот склад завален вооружением от Italeri и Frog, и редко на него попадает чтото от Academy, Hasegawa, Revell… Остался выбор между двумя контейнерами. Наиболее красиво и внушительно смотрелся МВ-1. Отсутствие на него чертежей избавляло голову от дурной мысли его пилить. На нем я и решил остановить свой выбор. Контейнер ТСР можно было привести в точный вид, но он под самолетом смотрится карликом. К сожалению Italeri по какой то причине решила сделать этот контейнер не в полном двухкомпонентном варианте, а только его верхнюю часть. А между прочим длина двухкомпонентного ТСР составляет 22 см! Кривые стабилизаторы МВ-1 были переточены под новый профиль. Изменять им размах и стреловидность не стал без чертежа. С контейнера была удалена вся расшивка, а его нос и хвост были заточены более остро. Также пришлось подточить переднюю и заднюю кромку пилона, чтобы придать им реальный профиль. Для стыковки контейнера с фюзеляжем были сделаны толстые пластиковые штифты-направляющие, а в фюзеляже под них были просверлены дырки. Причина такого решения скрывалась в окраске.
Окраска
Схема окраски в инструкции совпадала с прилагаемой в Convair B-58 Hustler and variants. Warpaint Series No.4 схемой окраски данного борта.
Обклеивать модель фольгой без опыта таких работ я не стал. Пришлось как обычно играться с алюминиевой краской. Перед ее покраской были покрашены сопла. Модель и контейнер в процессе покраски. Видна почти идеальная поверхность после покраски алюминием. Кабина красилась открытой, защищенная масками тамии и ватой. А листовой эффект получать смешиванием различных металликов. После покраски модель была подрастерта куском фланели чтобы немного блестела. К сожалению, лаками я еще тогда не владел. Окончание окраски. ПВД окрасил в полосатый черно-хромированый цвет. На фотографиях различных В-58 ПВД встречались разного цвета: черно-серебристые, серебристые, красные, черно-красные. Какая из них была на борту 59-2429 – не имею представления. По мелким фотографиям этого борта не разобрать. Единственная фото, на котором видна его ПВД приходится на период его консервации, когда даже была стерта красная галка с киля. поэтому ориентироваться на эту фото я не стал. Несмотря на то, что борт 59-2429 носил алюминиевый контейнер, я решил его окрасить в красный полуглянцевый цвет, как это было на известном демонстрационном фото YB-58. Контейнер красился отдельно от самолета и был установлен после покраски. Перед окраской контейнер был предварительно загрунтован алюминием. Меня можно осудить, но ради красоты, я решил пренебречь исторической достоверностью. Прав я или нет, за меня пусть все скажут фотографии. Что в итоге?
Прежде всего хочется сказать, что перед тем как делать модель по какому-то чертежу, желательно промерять и проверять этот чертеж по основным параметрам, а его мелочевку по фотографиям. В моем случае это не было своевременно сделано, и потом это повлекло ряд проблем с геометрией и деталировкой модели.
Для общей оценки результата всех вышеописанных работ предлагаю две фотосессии главного героя статьи. Дополнения
Как ни странно, но даже для модели которая уже почти 10 лет не выпускалась, есть афтемаркет.
• Эпоксидные набор конверсии для сопел от Aires • Фототравление от Airwaves C их помощью можно исправить косяки с деталировкой интерьера кабин, мелкие антенны и доработать сопла. В качестве литературы для постройки модели можно использовать: • Aerofax – Jay Miller “Convair B-58 Hustler” • Convair B-58 Hustler and variants. Warpaint Series No.4 • Обогнавший земной шар. Авиация и Время. №4 2004 • Convair B-58 Hustler, Arco Publishing-Famous Aircraft Series • Авиация Aviation Magazine. №10 А вот и герои этой статьи - те самые злополучные чертежи. Выкладывать отсканированные собой чертежи изза их размеров и ограничения в 100 кб я не стал. Кому интересно - предлагаю готовые сканы в инете. каждый может убедиться в полном различии двух чертежей одного самолета. «Авиация и Время». №4/2004 http://www.airwar.ru/other/draw/b58hustleraiv.html «Авиация». №10 http://www.airwar.ru/other/draw/b58hustkarav.html РезюмеItaleri сделала отличную попытку воспроизвести В-58А. Конечно, как всегда это бывает, не все у нее смогло получиться. И тем не менее, у Itаleri получилась стоящая модель, модель безальтернативная и редкая. Все ее недостатки, если не придираться по мелочам, поправимы. Я думаю, что опытные моделисты согласятся со мной, какой бы ни была эта модель, она достойна внимания. Те кому по силам столярные и слесарные работы, те смогут довести ее до ума и сделают из нее конфетку. Никто не обешал легкой жизни, но на это есть руки. Даже с минимумом доработок, который сам для себя определяет каждый моделист, модель достойна считаться украшением коллекции. |
|
» Автор | |
---|---|
SilverGhost | |
Опыт: | 26089 |
Репутация: | +1061/–22 |
Откуда: | Moscow |
Лучшая публикация - август 2008 http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_1095.html |
SilverGhost в 16.08.2008 - 00:29 Стойка сначала складывалась пополам вперед, а потом на подкосах складывалась назад. таким образом колеса и фары находились в передней части ниши, а ее геометрическая середина - у задней. Стойка не прикреплена жестко к нише, она опирается на 2 подкоса, на которых она может вращаться или как это лучше сказать...
Вот несколько фоток иллюстрирующих этот процесс. К сожалению ничего лучше не нашел в 4-х монографиях. На фото только начало первой фазы складывания. На фото уже конец первой фазы и начало складывания назад. Видно что стойка проходит в сантиметрах от контейнера. [url=http://www.postimage.org/image.php?v=gx2z3UI0][/url] |
proff71 в 16.08.2008 - 01:05 Стойка сначала складывалась пополам вперед, а потом на подкосах складывалась назад. таким образом колеса и фары находились в передней части ниши, а ее геометрическая середина - у задней. Стойка не прикреплена жестко к нише, она опирается на 2 подкоса, на которых она может вращаться или как это лучше сказать...
Маленькое видео, показывающее начальную стадию этого процесса: http://ru.youtube.com/watch?v=KFfqUC-1NYk |
foxbot в 22.08.2008 - 11:57 Тема: Re: Italeri 1/72 Convair B-58A Hustler - Урок геометрии Старался человек. Уже за это можно его уважать. Все остальное: мелочевка, соответствие чертежам - дело каждого. Сделал - хвала и уважение, а не сделал - никто осуждать не станет. |
vnl в 01.09.2008 - 13:28 Стойка сначала складывалась пополам вперед, а потом на подкосах складывалась назад. таким образом колеса и фары находились в передней части ниши, а ее геометрическая середина - у задней. Стойка не прикреплена жестко к нише, она опирается на 2 подкоса, на которых она может вращаться или как это лучше сказать...
Лихо придумали. Да, матчасть надо учить :) |
avcooper в 25.07.2011 - 17:16 Андрей, классная статья! Молодец!
После такой статьи, а точнее, как я понял, ее первой части, жду продолжения с нетерпением, можно расслабиться, не мучить себя долгими поисками материалов, затем выяснения неточностей с целью дальнейшего их исправления… в общем, не оставил возможностей, так как большее исследование проводить не имеет смысла, для исследования прототипа и модели – остается только желающим покупать или доставать из «закромов родины» модель B-58A и поэтапно, в соответствии с твоей статьей, ее собирать. Не надо писать больше такие статьи, а то «растащит» нас в плане исследовательской работы! :lol: На самом деле, спасибо за разгрузку. Например, у меня нет особо много свободного времени на сборку модели, не говоря уж, о сборе материалов к ней. Спасибо! бесспорно +1 за статью-исследование :smile: P.S. У меня пока нет места для защищенного (от маленького сына) размещения больших моделей типа В-58А, а в будущем посмотрим. :wink: |
SilverGhost в 25.07.2011 - 20:28 avcooper
Спасибо за отзыв! конечно в статье есть неточности, выявленные за 3 года. но суть остается примерно прежней. у меня лежит модель Монограм 1/48 - она сделана поинтереснее и поточнее. несмотря на свою внешнюю расшивку. + есть клевая декаль на YB-58A)))) С уважением, Андрей |
avcooper в 26.07.2011 - 11:13 у меня лежит модель Монограм 1/48
В-58 в 1/48!!! так это, Андрей, вообще пол-квартиры! :shock: |
SilverGhost в 26.07.2011 - 17:28 да не, 60 с чем то сантиметров. размах 40 с чем то.
жить можно. обзор монограма когданить да напишу.... С уважением, Андрей |
Марчуленис в 21.09.2019 - 11:31 А вот и перевыпуск италом обсуждаемой модели. Стал его обладателем из одного известного магазина набора 2019 года выпуска по очень демократичной цене. декаль на 6 вариантов. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Вот коллега Сотку в 48-ом продаёт:
http://www.arcforums.com/forums/air/index.php?showtopic=160353
Похоже на набор заготовок.