Наши проекты: NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

DM Special Color Декаль Aermacchi MB-339 - Черное золото золотых песков

DM Special Color Декаль Aermacchi MB-339 - Черное золото золотых песковДоброго времени суток, коллеги! Представляю вашему вниманию обзор декали от DM Special Color для модели итальянского учебно-тренировочного самолета Aermacchi MB-339, позволяющей «трансформировать» ее в версию МВ-339 NAT пилотажной группы Al Fursan ВВС Объединенных Арабских Э­миратов. 

 

Декаль предлагается как в 72-м (72003), так и в 48-м (48003) масштабах, подробнее с продукцией можно ознакомиться, например, здесь:
www.facebook.com/dmspecialcolor

Оба варианта декали абсолютно идентичны, однако, изображение для 48-го больше, чем 72-го, скорее всего, в 1,5 раза, здесь же рассматривается именно 72-й масштаб.
Сведения и прототипе, самой модели от Italeri/Supermodel, и арабской пилотажной группе можно почерпнуть вот в этом обзоре:


Там же, как возможное дополнение, упоминается и рассматриваемая здесь декаль: 
http://scalemodels.ru/modules/myarticles/img_9689_1458246946__57.jpg.html

Постройку модели MB-339 от Italeri я начал более года назад, в феврале 2016-го. Закончить до лета не успел, и начавшийся дачный сезон отодвинул все планы до середины осени. Пока модель дожидалась своего часа, у самолетов итальянкой группы Freche Tricolore по случаю юбилейного, 55-го, демонстрационного сезона (2016 г.) немного изменилась окраска. Italeri даже выпустила модель в новой ливрее под каталожным номером 1380 (пластик старый, еще супермоделовский, а вот коробка, инструкция и декаль – другие). 
На фоне таких событий декаль, соответствующая окраске 50-го сезона, стала восприниматься несколько не актуально, и концепция постройки изменилась в сторону версии NAT. Вынужденная пауза была восполнена поиском и заказом на одном из итальянских сайтов декали под Al Fursan. Вместе с доставкой затея вылилась в довольно кругленькую сумму – 1400 руб. Для модели такого формата дороговато, конечно, но здравый смысл снова проиграл…
И вот, в середине октября 2016 г. я получил долгожданный конверт. В нем находился прозрачный полиэтиленовый пакет размером под формат А5 с замком zip-lock. Внутри – декаль, инструкция и небольшой листочек дополнений.

Декаль

Изготовлена методом шелкографии (один из продвинутых вариантов трафаретной печати) на прозрачной глянцевой декальной бумаге. Э­то предполагает, что изображение находится поверх прозрачной подложки, занимающей всю поверхность листа. С одной стороны это плюс – «пустые» части можно использовать для изготовления своих декалей, с другой – минус: каждый элемент придется обрезать по контуру, что бы освободиться от излишков прозрачных частей.

DM Special Color Декаль Aermacchi MB-339 - Черное золото золотых песков 

Первое впечатление от декали – просто супер! 
На листе размером 13 х 18 см есть все необходимое, и даже в некотором избытке, для воспроизведения любого самолета из состава группы: 
- два черных «боковика» с прозрачными прямоугольными позициями под номера (на фюзеляже, между крылом и стабилизатором), фальш-вырезами для стабилизатора, прозрачными надписями Al Fursan (для нижней части киля) и MB-339 NAT (под стабилизатором) для левого и правого бортов (правда, возможность их наклейки на соответствующие места без «расчленения» была поставлена под сомнение еще до приобретения декали, да и «вырезы» под крыло почему-то не обозначены…);
- две черно-прозрачно-желтых наклейки на обе стороны киля (тут при первом осмотре возник вопрос о желтом цвете – у прототипа эти элементы накрашены золотистой краской другого тона, по сравнению с базовым, однако я понадеялся, что эти части достаточно прозрачны, чтобы в последствии как раз и получился нужный эффект, но, к сожалению, все оказалось совсем наоборот – под желтым нанесен дополнительный слой белой краски…);
- два зелено-бело-черных элемента на нижние поверхности крыла (тут подсознание задумалось об укрывистости белого, и не зря!);
- по две черно-прозрачно-желтых трапеции на верхние поверхности крыла и стабилизатора (и снова мысль: на крыле придется что-то придумывать из-за аэродинамических гребней, видимо тоже понадобится «хирургия»);
- четыре черных наклейки на обе поверхности каждого из фальшкилей;
- два бело-черных элемента, предназначенных, согласно инструкции, для нижних поверхностей закрылков (зачем – сказать трудно: наклейки на нижнюю поверхность крыла и без них полностью перекрывают закрылки, может на случай с выпущенными закрылками? Тогда где наклейки на их верхнюю поверхность, которые все-таки сложнее изготовить самостоятельно);
- две бело-черных наклеечки на створки основного шасси на случай, если модель будет собрана с выпущенными стойками (мелочь, но приятно…);
- по паре черно-прозрачных прямоугольника с бортовыми номерами с 1-го по 7-й (показательная программа Al Fursan рассчитана на участие именно такого количества летательных аппаратов, но на самом деле в группе 10 самолетов, 4 из них – запасные, без номеров, хотя и они частенько участвуют в демонстрационных полетах);
- четыре «кокарды» опознавательных знаков ВВС ОАЭ (по инструкции – на оба борта фюзеляжа и верхние поверхности крыла, хотя в реальности на крыльях они отсутствуют);
- шесть наклеек, имитирующих строевые огни (четыре – на фюзеляж и две – на законцовки крыла, причем последние даны с имитацией БАНО, которые, по мнению производителей декали, почему-то имеют прямоугольную форму).

Несмотря на общее положительное впечатление чувствовалось, что чего-то не хватает… Ну конечно! А где черные элементы на нижние поверхности стабилизатора??? Да и подвесные баки – они же сверху тоже черные!!! Впрочем, производитель, возможно, справедливо посчитал, что эти составляющие с легкостью может накрасить даже начинающий моделист.

При более тщательном осмотре (со сравнением элементов декали и соответствующих деталей на фото прототипа) были обнаружены «несостыковки». Так, контуры наклеек на верхнюю часть киля искажены – в верху граница цветов «округлая» и немного скошена в сторону задней части, тогда как у прототипа она выполнена по прямой, а угол между линией спереди и линией сверху не закруглен. Эти же наклейки имеют неточность и в нижней части – обратите внимание на «зубцы» вдоль передней границы киля. На прототипе все они одинаковой длины по продольной оси самолета, а вот на декали – самый нижний, на границе сопряжения с элементом с надписью Al Fursan, – короче остальных. Во втором ряду, вдоль задней границы, нижний «зубец» толще других по вертикали, тогда как на прототипе все «зубцы» выглядят одинаково! 

Подобные недостатки имеются и на деталях для верхних поверхностей крыла и стабилизатора – геометрия «лучей» на них не совпадает с реальными линиями разделения цветов на прототипе, хотя в целом все смотрится очень похоже. Кроме того, наклейки на крыло, и сверху, и снизу, переразмерены по размаху, и, хотя на упомянутой выше странице в фейсбуке производитель сообщает, что декаль разработана (дословно) «с отслеживанием пластмассы», размеры каждой из этих наклеек на несколько мм длиннее по размаху, чем у модели Italeri в конфигурации без баков на консолях. Углы линий разделения цветов на деталях для нижних поверхностей крыла также немного искажены, хотя это и не бросается в глаза, зато искажения контуров зеленых элементов весьма заметны по задней кромке – на прототипе эти области выглядят более широкими.

Впрочем, если учесть множественные недостатки самой модели, в том числе и несоответствие по размаху без консольных баков, все это не так уж и критично – либо лечится (вполне доступно и выполнимо при стремлении к максимальной степени копийности), либо игнорится (при определенном уровне толерантности к отклонениям от масштабности и копийности).

Инструкция и особенности применения декали

Инструкция цветная, очень красочная, на двух сторонах листа глянцевой бумаги формата А4, сложенного вдвое. Содержит четыре цветных проекции (слева, сверху, справа, снизу) прототипа с указанием мест расположения элементов декали по их номерам. Масштаб изображений близок к 72-му, но все-же не соответствует ему. Парные симметричные элементы имеют одинаковые номера с указанием сторон размещения («l» или «r»). Схемы детальные, подробные и не вызывают никаких затруднений с пониманием. Имеются также три небольших цветных фото прототипа, позволяющих уточнить некоторые детали окраски.

DM Special Color Декаль Aermacchi MB-339 - Черное золото золотых песков DM Special Color Декаль Aermacchi MB-339 - Черное золото золотых песков 

Догадаться, что перед нанесением декалей модель следует окрасить в базовый золотистый цвет, в принципе несложно. Производитель предлагает использовать для этого тамиевскую X-12 Gold Leaf Metallic. Кроме нее, согласно инструкции к декали, потребуется X-7 Red Gloss – для окраски передней части законцовок нижних поверхностей крыла. 
Однако для «полного счастья» обязательно потребуется еще и черный глянцевый цвет (X-1 Black Gloss), как минимум, для окраски стабилизатора снизу и дополнительных баков сверху. Последующий опыт использования декали показал, что черная краска потребуется и для переплета фонаря, и для закрашивания многочисленных «пустот», неизбежно образующихся вокруг кабины и на гаргроте при попытках закрыть эти места плоской декалью. Производитель явно лукавит, что учел кривизну пластика! Или, как минимум, у него это плохо получилось… 

Следует отметить и недостаточную укрывистость декали. Даже через черный цвет, как оказалось, слегка просачивается золотистый металлик, а места наложения черных элементов друг на друга становятся уже слишком заметными. Нижние поверхности крыла желательно предварительно окрасить в белый цвет (X-2 White Gloss), иначе золотистая краска, пробившись через зеленые и белые поля декали, придаст им грязноватый тон, а если эти места вообще оставить синими, неокрашенными, эффект существенно усилится. В принципе, производитель мог бы и лишить нас такой необходимости, расположив под элементами дополнительный слой белой краски, но, видимо, не счел это нужным. Зато именно там, где как раз прозрачность была бы очень кстати – под желтым цветом, оказался дополнительный слой белого. Надежда на получение золотого цвета двух разных тонов была безжалостно разбита…

Опыт работы с декалью выявил ряд интересных моментов. Оказалось, что ее прозрачная подложка по своим свойствам очень похожа на тончайшую полиэтиленовую пленку. Порвать ее достаточно трудно – она скорее вытянется и исказится. Вместе с тем, при переносе на модель элементы несколько вытягиваются по направлению их смещения по декольной бумаге. При нанесении декали следует избегать чрезмерных усилий – иначе декаль может неожиданно вытянуться слишком сильно и потерять форму. После снятия с бумаги по мере высыхания воды пленка склонна к скручиванию по короткой стороне вырезанного элемента. Однако, даже свернувшись в комочек, быстро принимает свой первоначальный вид после помещения обратно в воду (если, конечно, не вытянулась). 
Без применения «спецжидкостей» декаль держится на поверхности достаточно уверенно, но при необходимости может быть очень легко снята и переклеена. Тамиевская Mark fit на пленку декали вообще никак не повлияла, но размягчила поверхность краски под ней, в итоге пленка просто прилипла к краске. Некоторые элементы пришлось переклеивать (с первого раза контуры золотистой полосы на фюзеляже получились неправильно) – размачивал наклеенную декаль маркфитом преимущественно по краям, поддевал уголок иглой, и осторожно, чтобы «не потянуть», поддерживая влажность, отделял тонкой спицей. Получалось, но поверхность краски местами теряла глянец, а обратная сторона пленки вся была в ее частичках (золото на черном очень хорошо видно…). Сквозь саму пленку маркфит не проникает, а вот с краю потихоньку подлазит!
Следует осторожно относиться к поверхности декали и после ее нанесения и высыхания, так как ее «полиэтиленовость» остается. Достаточно неосторожно провести инструментом, даже не острым, и поверхность может потянуться и слегка вспучиться. Такие участки придется осторожно вырезать вокруг, снимать поврежденную пленку и закрашивать…
В качестве недостатка можно отметить, что пленка основы декали несколько толстовата по современным меркам, и по краям наклеенных на модель элементов образуется едва заметный порожек. Кроме того, красители, которые использованы при изготовлении декали, растворяются спиртом и могут пострадать, например, при попытке поправить контуры или отчистить случайно запачканные акриловой краской места. 

 

Дополнения

Это, пожалуй, самая противоречивая составляющая комплекта… Небольшой листочек обычной офисной бумаги размером 2,5 х 4 см., на котором весьма некачественно напечатаны 11 широких (≈ 1 мм.) и две узких (≈ 0,5 мм.) бледно-красных полосы с едва различимыми не читаемыми надписями. 

DM Special Color Декаль Aermacchi MB-339 - Черное золото золотых песков 

Никаких пояснений по поводу этих элементов инструкция, к сожалению, не дает, но, судя по фотографиям прототипа, эти полосочки, скорее всего, предназначены для имитации ярко-красных лент, закрепленных на деталях, которые необходимо удалить перед полетом. Например, такой деталью может быть чека пиропатрона катапультируемого кресла. На отдельных фото эти ленты хорошо видны на креслах в пустых кабинах самолетов и с внешней стороны подвесных топливных баков. Надписи на них, скорее всего, имеют следующее содержание: REMOVE BEFORE FLIGHT.
К сожалению, дополнения эти практически не применимы. Во-первых, в моем комплекте, они оказались явно крупнее, чем необходимо. Возможно, вложили листик от 48-го масштаба. Во-вторых, они напечатаны просто отвратительно, не соответствуют по цвету, с едва заметными расплывчатыми надписями. В-третьих, реальные ленты красные с обеих сторон. Ну и в-четвертых, вырезанные из бумаги полоски будут скорее похожи на таблички, и уж никак не на ленты.

Итог

Впечатления от декали, если отбросить дополнения, очень положительные. Хотя и пришлось потрудиться, особенно над гаргротом и боковыми полосами фюзеляжа, в итоге получилась достаточно похожая на реальную окраска.

DM Special Color Декаль Aermacchi MB-339 - Черное золото золотых песков DM Special Color Декаль Aermacchi MB-339 - Черное золото золотых песков 

До завершения модели осталось немного: приклеить шасси, подвесные баки, мелочевку, подкрасить отдельные детали, например, обечайка воздухозаборников должна быть матово-черной, а большинство антенн матово-белыми. Так что скоро вашему вниманию будет представлена и готовая модель.

 

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
Pavel_P в 03.04.2017 - 10:33
Тема: DM Special Color Декаль Aermacchi MB...(#10931) - обсуждение

Написано вкусно.
serg-m в 04.04.2017 - 23:18
Тема: Re: DM Special Color Декаль Aermacchi MB...(#10931) - обсужд
Написано вкусно.
Спасибо!!!

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

» Социальные сети


добавить на Яндекс
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy